Мифология нартов хунно-аланов карачаевцев 1
(Софья/Суфиля Семенова)
из книги
Nart Boyu T;rkleri Hun-Kara;ayl;lar;n Mitolojisi
Kaynak Yay;nlar;; Mitoloji;
;stanbul, 2008, 14 x 20 cm, 160 sayfa, T;rk;e, Karton Kapak, ISBN 9789753435338.
....................................
НАРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ
МИФОЛОГИЯ НАРТОВ
ХУННО-АЛАНОВ КАРАЧАЕВЦЕВ
Глава первая
БОЖЕСТВА В ТЕНГРИЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
*ТЕНГРИ/ТЕЙРИ(Тотур-Тейри) – Творец вселенной и всего, что есть в ней. В народе его зовут "Кёк –Тейри (Бог – Небо), "Тотур –Тейри" (Бог – Энергия).
*ТЕЙРИ ЁГЮЗ - божество, держащее Землю на своих рогах.
*ЭЛИЯ (воспринимается в женском роде), божество дождя, радуги, грома, молнии.
*ГОРИЙ (УСКУБРИЙ) – божество воздуха и ветра.
*ДЕБЕТ – божество, научившее людей обработке железа.
*СУР – божество, покровитель огня.
*КЪУТ – божество, покровитель войны и воинства.
*АЙМУШ – божество, покровитель домашних животных.
*ЭРИРЕЙ – божество, покровитель растительного мира.
*АПСАТЫ – божество охоты, существо из вселенной.
*УЛАЙ/УМАЙ – треногая, летающая дочь Апсаты, существо из вселенной.
*СУ АНА (СУУ АНАСЫ) – божество, покровительница водного пространства.
*СУ ЁРЕ (СУУ АТ) – покровитель морской погоды.
*ДОЛАЙ – божество, ответственное за питание людей.
*ДЖЕР ИЕСИ – божество, покровитель почвы.
*ЧАЧЛЫ (Алмасты, Атайтмаз) – (воспринимается в женском образе), мистическое существо, представительница невидимого мира.
*САРЫУБЕК – мистическое чудовище.
*ДЖЕЛИМАУЗ – мистическое чудовище, время от времени проглатывающее Луну.
*КЪЫРГЪЫЙ КЪУШ – мистическая птица – великан.
*ДЖАНГЫЗ КЁЗЛЮ АГЪАЧ КИШИ – властелин лесов.
ТОТУР – ТЕЙРИ
(ТЕНГРИ)
Глава 1.
В тенгриянской мифологии, Тенгри воспринимается, как творящая энергия (тотур), дающая созданиям чарх (триединство: душа духовная, душа энергетическая, тело), связанная со своими созданиями энергетическими «импульсами» (урху) и, таким образом, обеспечивающая всеединство, взаимосвязь и взаимозависимость всего сущего во всем пространстве вселенной.
Тенгри не имеет видимого облика, но его можно почувствовать в моменты Любви и абсолютного Лада со всеми творениями. Главным же «каналом» связи с Тенгри выступает Энергия Чувств, так как Тенгри говорит с созданиями только «языком» энергии.
Таким образом, Любовь и Лад, как высшие ценности творца, объединяющие всецело все высокие, морально – нравственные ценности, как доброта, милосердие, совесть, жертвенность, помощь и др., в нартской мифологии становятся фундаментальными, через призму которых и определяется вред и польза для всего сущего; принадлежность к энергетическому миру творца или выпадение из его пространства; полезность в восполнении творящей энергии творца в пространстве Земли или вред тенгриянскому мироустройству – взаимосвязи и взаимозависимости между всеми сотворенными.
Тенгри/Тейри не имеет физического тела, потому и создал «телесного» человека и другие создания, чтобы через их Энергию Чувств определять, что нужно для мирного сожительства всего сущего.
Видимо поэтому существовало поверье, что если говорить Тенгри/Тейри на рассвете, о вреде некоторых существ угрожающих жизни людей и других созданий, то Тенгри/Тейри сделает так, что они исчезнут и приводили в пример исчезновение громадных ящеров –людоедов, с которыми, по легендам, нарты вели борьбу, вплоть до их исчезновения.
Каждый, кто живет и действует вне вышеназванной тенгриянской, духовной схемы сожительства творений, считаются "отколовшимися" от творца, а значит удаленными от основополагающих ценностей, господствующих в тенгриянском пространстве, от энергии, а потому не заслуживающих быть значимыми и оберегаемыми в мире творений Тотур –Тейри.
Тенгри/Тейри не грозит наказанием души после смерти, не отнимает уже данный сотворенному триендинство – чарх (душа энергетическая, душа духовная, тело), но уже не подпитывает того, кто не способен отправлять ему Энергию Чувств, содержащих энергетический «код»(урху) окружающих предметов, явлений и биологических сущностей, чтобы творец мог оценить нужность или ненужность сотворенного.
Таким образом, тенгриянское пространство вселенной тенгриянами воспринималось как Тенгри – Энергия, связывающая все сущее энергетической «цепью», где «цементирующим» элементом была Энергия Чувств от Любви и Лада.
Из изучения текстов, дошедших до наших дней, следуют следующие постулаты тенгриянства:
1. Тенгри/Тейри создал себя сам, вращаясь, став энергией (тотур).
2.Все сущее – родственно по сути, так как соединено между собой энергией творца, без движущей силы которой не может быть бытия.
3.Все сущее взаимосвязано и взаимозависимо.
4.Каждое творение равно каждому творению.
5.У каждого создания есть свой «код» энергии (тотур урху), присущий только ему и в количестве, который только ему необходим, образующий его внешнюю и внутреннюю сущность.
6. Вселенная и все сотворенное в ней – воплощенная в «материю»(маддэ) энергия творца.
До наших дней дошли подлинные шедевры – тенгриянские молитвы и множество мифологических сказаний в стихах, в которых читается удивительно гуманистическая религиозная платформа древнего верования хунно – аланов, предков нартов – карачаевцев, впервые в истории человечества, отошедших от многобожества и развивших мысль до осознания единичности творца вселенной и, таким образом, пришедших к единобожию, что, несомненно был громадным, цивилизационным шагом, в духовном развитии хуннского народа, в последствии объединившегося с аланским народом.
Тексты, приведенные ниже были взяты из архивных материалов члена Союза Писателей СССР, Народного Поэта Карачая, Лауреата Государственной премии, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени И.У.Семенова, а также собраны Культурной Экспедицией "Творческой мастерской и Фонда И.У.Семенова" у старожилов, в селах Кобу-Башы, Красный Октябрь, Теберде, Учкулане, Хурзуке, Къарт-Джурте и в г. Карачаевске и Черкесске, КЧР, в г. Ричвуде и Паттерсоне США, с. Белпынар, г. Анкара, Турции, с 1990 по 1994гг. Большинство мифологических сказаний были даны автору Боюнсузовой(Семеновой)(Сарой Исмаиловной, (Кобу-Башы), Боташевой Пазли (Красный Октябрь), Семеновой Мамурхан(Красный Октябрь).
МОЛИТВА НАД БОЛЬНЫМ
Первая версия:
Тейри онгартхын,
Тейри, ангартхын,
Саусузну чархын ойнатхын,
Тотурдан –урху,
Адамда – бурху,
Бурхунгу бери атхын,
Чархына тартхын,
Тартыб а къала – къалдыргъын,
Джашаудан джанын талдыргъын...
Подстрочный перевод:
Тейри, облагодетельствуй,
Тейри, приведи его в сознание,
Дай ему подвижность тела,
С (твоей) энергии – дуновение
У человека – малость,
Так пошли же сюда (эту) малость,
И обхвати его тело,
Да обхватив, останься надолго,
И сделай так, чтобы душа его устала живя…
МОЛИТВА НАД БОЛЬНЫМ
Вторая версия:
Тейри онгартхын,
Тейри ангартхын,
Саусузда тотур ойнатхын,
Тогъуз кёкге кёз ачдыргъын,
Сюйюнчю тигим чачдыргъын,
Нарат баласха джатдырмагъын,
Кешене кёзню джабдырмагъын
Чархын ойнатхын, ойнарлай,
Тотурдан этгин къайнарлай,
Тотурунг къайнай келсин,
Саусузгъа саулукъ берсин,
Урхунг бла джан салыучу Уллу,
Ур урхунгдан мунга да бир бурху!
Подстрочный перевод:
Тейри, облагодетельствуй,
Тейри, приведи его в сознание,
В теле больного раззадорь энергию,
Дай открыть ему глаза на девятипластное небо,
Дай раздать угощение на радостях,
На дай класть (его) на еловую подстилку,
Не дай закрыть окошко кешене (наземная могила др. хунно-аланов),
Дай телу подвижность, чтоб (оно) играло,
Дай энергию, чтобы (оно) кипело,
Пусть твоя энергия придет бурлящей,
Больному даст оздоровление!
Одним дуновением душу дающий Великий,
Пошли со своего дуновенья немного и ему!
МОЛИТВА НАД БОЛЬНЫМ
Третья версия:
(Эта версия имеется в книге "НАРТЫ", изд. "Восточная литература", Москва, 1994г.)
Тейри, сени къулунгма,
Кесим да нарт улума!
Суу Тейри, суудан салгъанса джанымы,
Кёк Тейри бергенди джанымы,
Джер-Тейри аш бла тойдурдунг,
Апсатыдан малла бериб сойдурдунг,
Нартла бары джаратылдыкъ Тейри къанындан,
Нартха ётдю хар бир джигинг джанынгдан,
Баш урама, тал чыбыкълай, ийилиб,
"Тейри"- дейме хар заманда сюйюнюб.
Подстрочный перевод:
Тейри, я твой раб,
А сам я – нартский сын!
Богиня вод, ты из воды сделала мне кровь,
Бог – Небо дал мне душу,
Бог Земли, меня ты накормил,
Апсаты дал мне дичь.
Нарты все рождены от «крови» Тейри,
В нартов перешло все из его души,
Кланяюсь тебе, как березовая ветвь, согнувшись
И говорю "Тейри" во все времена, с радостью и воодушевлением.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224061801215