О реализации в геологоразведке методов инженерного
ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Решающим источником экономического роста любой страны и прежде всего развивающихся все более становятся ЗНАНИЯ, а также индивидуальная и общественная способность их использования.
Носители и генераторы новых знаний - ученые, конструкторы, инженеры, врачи, педагоги... Поэтому центр тяжести в политичес¬ком, военном и экономическом противостоянии мировых держав и других стран все сильнее смещается в сферу высшего образования.
Страна, не обладающая системой образования, способной подгото¬вить кадры высшей квалификации неизбежно отстанет в технике и технологии. В политическом соперничестве не имеет шансов на успех...
Некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения - одна из главных причин наших серьезных провалов.
Нет надобности, доказывать, что плохо подготовленный специалист всегда таил в себе угрозу:
Врач-недоучка – здоровью, плохой педагог - будущему наших детей, неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных народных денег и природе, плохой инженер и руко¬водитель может привести к национальной трагедии (Черно¬быль.), геолог - не найденным месторождениям полезных ископаемых…
Однако фронт легко открываемых месторождений, практически уже исчерпан, и поэтому главной поисково-разведочной задачей стало нахождение месторождений глубинного расположения и нахождения. Решение подобной поисковой задачи возможно в настоящее время с помощью геофизических и геохимических методов обнаружения.
Цель высшей школы – это, прежде всего, подготовка высоко¬квалифицированных специалистов (а настоящий специалист вырас¬тет из студента такого вуза, где он вовлечен в творческую деятельность, в творческий научный поиск, в исследовательскую работу, изобретательство и рационализацию).
Установлено, что на подготовку специалистов высокой квалификации уходит в среднем от 12 до 15 лет, поэтому во всем мире пытаются найти такие приемы и средства обучения, которые позволили бы, сохраняя оптимально-разумные сроки обучения, не снижать при этом качество подготовки нового поколения специалистов в различных сферах человеческой жизни. На практике же стараются реализовать самые разнообразные методы, способы, приёмы обучения, творческие подходы.
При этом следует отметить, что " один из главных недостатков в подготовке большинства выпускников инженерных специальностей;
а) неумение самостоятельно ставить новые задачи;
6) неумение решать задачи поиска новых конструкторско-техно-логических решений на уровне изобретений / обеспе¬чивающих в итоге:
- повышение качества продукции,
- достижение мирового уровня,
- всестороннюю интенсификацию и экономию ресурсов.
Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного технического твор¬чества, системного анализа технико-экономических проблем, умения находить эффективные решения.
Ибо цель высшей технической школы XXI века – это подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов.
Обучение навыкам постановки и решения задач поиска (изобретения) новых, более эффективных конструкторско-технологических решений, в т.е. решений, превосходящих мировой уровень, т.е. всего того, что способствует интенсификации произ¬водства обеспечивает повышение производительности труда, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов и многого.
Обучение студентов и молодежи методам и приемам инженер¬ного творчества способствует скорейшему выявлению и раскрытию творческих наклонностей и способностей, о которых многие из них даже и не подозревают. Такое обучение не только ускоряет при¬обретение опыта и мастерства как одаренными, так и людьми со скромными задатками, но и дает им в руки такой эффективный инструмент, который позволяет успешно решать довольно широкий круг творческих инженерных задач, да и не¬ только их.
Главными показателя, и научного, научно-технического и технического творчества являются ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ.
Существует мнение, что умение НАХОДИТЬ, СТАВИТЬ и РЕШАТЬ изобретательские задачи - это «божий дар», которо¬му нельзя научить.
По мнению же педагогических авторитетов обучение ин¬женерному творчеству заметно повышает творческий потен¬циал каждого человека. Правда, у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми другими творческий потенциал ос¬тается относительно более высоким.
Основная цель такого обучения заключается в выявлении и раскрытии творческих наклонностей и способностей, о которых мно¬гие из людей даже и не подозревают.
По мнению академика А.Н.Несмеянова: "... главное, что должно дать образование, ... это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом» ... владеть - это значит уметь применять. Но основное умение - это умение ставить и решать в своей области вопросы. Главная цель образова¬ния - это тренировка мозга на всё более и более творческой постановке и решении вопросов".
Практика свидетельствует, что успешному и ускоренному принципу решений изобретательских и научно-технических задач способствует приме¬нение специальных методов и методик изобретательства.
Методики изобретательства - это некоторая система путей творческих поисков, набор или перечень правил и средств активиза¬ции мышления.
Одно из главных достоинств большинства методик заключается в том, что они способствуют выработке нешаблонного мышления, т.е. умению по-новому посмотреть на привычные явления, в результате че¬го возникают оригинальнее технические решения. Однако любая из ме¬тодик, как бы она не называлась, является одним из элементов в общей системе создания изобретений и рационализаторских предложе¬ний.
Среди методов инженерно-технического творчества наибольшее разви¬тие на практике получили:
- эвристические ( мозгового штурма, синектики, контрольных вопросов и др. ;
- морфологические (систематические методы поиска ММА),
- логические (АРИЗ, ТРИЗ)
- функциональные ( ФСА и др.);
- деятельные (деловые игры).
Использование этих и других методов мозговой деятельности способствует решению задач в самых различных сферах…
В частности в геологоразведке
Так поиски глубинного залегания месторождений радиоактивных руд могут быть осуществлен с помощью нетрадиционных методов ( пока неиспользованных методов), которые могут возникнуть в результате применения на практике методов научно-технического творчества…
В частности при распаде радиоактивных ядер ряда химических элементов могут возникнуть три вида излучений (альфа-, бета- гамма и др.).
Альфа-излучение ( представляющее собой соединения двух нейтронов и двух протонов, представляет собой нечто иное, как ядро атома гелия) и присоединив к себе свободные электроны, может трансформироваться (превратиться) в атомы гелия. Газ гелий, обладая повышенной миграционной способности, может с больших глубин мигрировать в сторону земной поверхности и дать образованию гелиевых аномалий, которые могут быть зафиксированы определенными методами анализа.
Второй путь - при бета-распаде могут образовываться частицы (нейтрино), обладающие большой пропускной способностью…
Таким образом может быть создан и обоснован метод поисков названный нами МНИ ( метод нейтринной индикации).
Подобные (нетрадиционные и новые методы ) могут быть созданы и при поисках ( обнаружениях) и разведке ( детальному анализу) и других видов полезных ископаемых и минерального сырья.
Непрерывное образование – это реальность XXI века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать знания, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать повышенный интерес к умственной поисковой работе.
Литература
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск : Наука, 1976.
2. Буш Г. С. Рождение изобретательских идей,1976
3. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. –М. : Машиностроение, 1988.
Свидетельство о публикации №224061800146