О реализации в геологоразведке методов инженерного

О   РЕАЛИЗАЦИИ   В   ГЕОЛОГОРАЗВЕДКЕ   МЕТОДОВ
ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
 
Решающим источником экономического роста любой страны и прежде всего развивающихся все более становятся ЗНАНИЯ, а также индивидуальная и общественная способность их использования.
Носители и генераторы новых знаний - ученые, конструкторы, инженеры, врачи, педагоги...   Поэтому центр тяжести в политичес¬ком, военном и экономическом противостоянии мировых держав   и других стран все сильнее   смещается в сферу высшего   образования.
Страна, не обладающая системой образования, способной подгото¬вить кадры высшей квалификации неизбежно отстанет в технике и технологии. В политическом соперничестве не имеет шансов   на успех...
 Некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные    решения - одна из   главных причин   наших   серьезных провалов.
Нет надобности, доказывать, что плохо подготовленный специалист всегда таил в себе угрозу:
Врач-недоучка – здоровью, плохой педагог - будущему наших детей, неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных народных денег и природе, плохой инженер и руко¬водитель может привести к национальной трагедии (Черно¬быль.), геолог -  не найденным месторождениям полезных ископаемых…
Однако    фронт легко открываемых   месторождений, практически уже исчерпан, и поэтому главной поисково-разведочной задачей стало нахождение   месторождений глубинного расположения и нахождения.   Решение подобной поисковой задачи возможно в настоящее время    с помощью   геофизических и геохимических методов обнаружения.
Цель высшей школы – это, прежде всего, подготовка высоко¬квалифицированных специалистов (а   настоящий   специалист вырас¬тет   из студента такого вуза, где он вовлечен в творческую деятельность, в творческий научный поиск, в исследовательскую работу, изобретательство   и рационализацию).
Установлено, что на подготовку специалистов высокой квалификации уходит в среднем от 12 до 15 лет, поэтому во всем мире пытаются найти такие приемы и средства обучения, которые позволили бы, сохраняя оптимально-разумные сроки обучения, не снижать при этом качество подготовки нового поколения специалистов в различных сферах человеческой жизни. На практике же стараются реализовать самые разнообразные методы, способы, приёмы обучения, творческие подходы.
При этом следует отметить, что " один из главных недостатков в подготовке большинства выпускников инженерных специальностей;
а) неумение самостоятельно ставить новые задачи;
6) неумение решать задачи поиска новых конструкторско-техно-логических решений   на уровне изобретений / обеспе¬чивающих   в   итоге:
- повышение   качества продукции,
- достижение мирового уровня,
- всестороннюю интенсификацию и экономию ресурсов.

Процесс формирования инженерных кадров должен быть подчинен развитию у студентов   навыков самостоятельного технического твор¬чества, системного анализа технико-экономических проблем, умения находить   эффективные   решения.
Ибо цель высшей технической школы XXI века – это подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов.
Обучение навыкам   постановки и решения задач поиска (изобретения) новых, более эффективных конструкторско-технологических решений, в т.е. решений, превосходящих   мировой уровень, т.е. всего того, что способствует интенсификации произ¬водства обеспечивает повышение производительности труда, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов и многого.
Обучение студентов и молодежи   методам и   приемам инженер¬ного   творчества   способствует   скорейшему выявлению и раскрытию творческих наклонностей и способностей, о которых многие   из них даже и не подозревают.   Такое обучение   не только ускоряет   при¬обретение опыта   и   мастерства   как одаренными, так   и   людьми со скромными задатками, но   и дает им в руки такой   эффективный инструмент, который позволяет   успешно   решать довольно   широкий    круг творческих   инженерных задач, да   и не¬ только   их.
Главными   показателя, и   научного, научно-технического   и технического творчества являются ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ.
Существует мнение, что умение НАХОДИТЬ, СТАВИТЬ и РЕШАТЬ    изобретательские   задачи   - это   «божий дар», которо¬му   нельзя   научить.
По мнению же педагогических авторитетов обучение ин¬женерному творчеству заметно повышает творческий потен¬циал каждого человека. Правда, у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми другими творческий потенциал   ос¬тается относительно   более высоким.
Основная цель такого обучения заключается в выявлении и раскрытии творческих наклонностей и способностей, о которых мно¬гие из людей даже и не подозревают.
По мнению академика А.Н.Несмеянова: "... главное, что должно дать образование, ... это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом» ... владеть - это значит уметь применять. Но основное умение - это умение ставить и решать в своей области вопросы. Главная цель образова¬ния - это тренировка мозга на всё более и более творческой постановке и решении вопросов".
Практика свидетельствует, что успешному и ускоренному принципу решений изобретательских и научно-технических задач способствует приме¬нение специальных методов и методик   изобретательства.
Методики изобретательства - это некоторая система путей творческих поисков, набор или   перечень правил и средств активиза¬ции   мышления.
Одно из главных достоинств большинства методик заключается в том, что они способствуют выработке нешаблонного мышления, т.е. умению по-новому посмотреть на привычные явления, в результате че¬го возникают оригинальнее технические решения. Однако любая из ме¬тодик, как бы она не называлась, является одним из элементов   в общей системе создания изобретений и рационализаторских предложе¬ний.
Среди методов инженерно-технического творчества наибольшее разви¬тие на практике получили:
- эвристические ( мозгового штурма, синектики, контрольных вопросов   и др. ;
- морфологические (систематические методы поиска ММА),
- логические (АРИЗ, ТРИЗ)
- функциональные  ( ФСА  и др.);
- деятельные (деловые  игры).

Использование этих и других методов мозговой деятельности способствует решению задач  в самых различных сферах…
В частности в геологоразведке
Так  поиски  глубинного  залегания  месторождений  радиоактивных руд  могут быть  осуществлен  с  помощью  нетрадиционных методов ( пока  неиспользованных методов), которые могут  возникнуть в  результате  применения  на практике  методов   научно-технического творчества…
В частности при распаде     радиоактивных ядер ряда химических элементов могут возникнуть три вида излучений (альфа-, бета- гамма   и  др.).
Альфа-излучение ( представляющее собой соединения двух нейтронов и двух протонов, представляет собой нечто иное, как ядро атома гелия) и  присоединив к себе   свободные электроны, может   трансформироваться (превратиться) в   атомы   гелия.  Газ гелий, обладая повышенной миграционной способности, может   с больших глубин мигрировать в сторону земной  поверхности и дать образованию гелиевых  аномалий, которые могут быть  зафиксированы   определенными  методами анализа.
Второй путь -  при бета-распаде могут образовываться частицы (нейтрино), обладающие большой пропускной способностью…
Таким образом   может быть   создан и обоснован   метод поисков названный нами   МНИ ( метод нейтринной  индикации).
Подобные (нетрадиционные  и новые методы ) могут быть  созданы   и   при поисках ( обнаружениях)   и разведке ( детальному анализу)  и других видов  полезных   ископаемых   и   минерального сырья.   
Непрерывное образование – это реальность XXI века. В процессе обучения студент должен быть психологически и практически подготовлен к необходимости постоянно учиться, самостоятельно приобретать знания, а главное хотеть приобретать эти знания, т.е. желать пополнять и углублять их, быть готовым затрачивать на это свое время, усилия, энергию, чувствовать повышенный интерес к умственной поисковой работе.
Литература
1. Альтшуллер  Г.С.  Найти идею.  – Новосибирск : Наука,  1976.
2. Буш  Г. С. Рождение изобретательских идей,1976
3. Половинкин  А.И.  Основы  инженерного творчества. –М. :  Машиностроение, 1988.


Рецензии