Обзор видеокурсов по школьной программе истории

В настоящее время существует более десятка различных видеокурсов по школьной программе истории. Их качество, информационная наполненность различны, поэтому небольшая справка по ним для более осознанного выбора более подходящего для изучающего историю курса будет полезной. Видео, размещенные на дзен, иногда повторяют контент ютуба, иногда дополняют его, но существенный недостаток дзена в том, что поиск нужного контента на нем, его упорядочивание не так легки, как на ютубе. Минус рутьюба в том, что он сопровождается программами отслеживания куки, что требует периодической очистки от них компьютера. Поэтому в настоящей статье будет дана оценка только видеокурсам, размещенным на ютубе.

1. ЮТУБ-КАНАЛ ГОНЧАРОВА АЛЕКСЕЯ «КУЛЬТ-УРАЛ»
Этот ресурс является наиболее насыщенным по критерию информационной наполненности.

Недостатки этого видеоканала следующие:
1) имеются ошибки, иногда достаточно грубые. К примеру, в одном из видео легковесно указывается на то, что Александрийская библиотека была уничтожена арабами в ходе захвата ими Северной Африки, и даже приводится легенда о том, как это происходило. Однако, это утверждение противоречит современным исследованиям. Как известно, Александрийская библиотека имела два фонда: царское собрание книг и манускриптов, находившееся в царском дворце в квартале Брухейон, и общедоступное книжное собрание, хранившееся в храме Сераписа (Серапиум).

Царский фонд библиотеки был почти полностью уничтожен в результате пожара, возникшего в результате боев легионов Юлия Цезаря с войском Птолемея Тринадцатого. Причем, этот пожар был организован не «варварами»-египтянами, а самим цивилизованным героем- Цезарем,- по приказу которого были подожжены верфи в гавани Александрии с целью недопущения в нее флота фараона. Пожар распространился на значительную часть города, пострадал царский дворец и находившаяся в ней часть Александрийской библиотеки. Наиболее определенно по этому поводу высказался Плутарх, который после личного визита в Александрию объяснил, что “Цезарь был вынужден отразить опасность, используя огонь, который распространился с верфей и уничтожил Великую библиотеку”. Не менее показательным является заявление Страбона, который во время длительного пребывания в городе (около 25-20 годов до нашей эры) косвенно выразил сожаление по поводу утраты этой великой библиотеки, которая когда-то снабдила Эратосфена и Гиппарха оригинальными отчетами о более ранних открытиях, источниками, к которым он больше не мог обратиться.

Библиотека Серапеума просуществовала до четвертого века, пока существовало язычество. Но когда христианство стало единственной религией, признаваемой во всей Римской империи, император Феодосий Первый в своем рвении уничтожить все остатки язычества издал в 391 году указ, санкционирующий снос храмов в Александрии. Воодушевленный императорским указом александрийский епископ Феофил возглавил атаку на Серапеум, и он сам нанес первый удар по культовой статуе Сераписа. Его обезумевшие последователи бесновались в храме, разрушая и грабя. Когда разрушение было завершено, Феофил приказал построить на этом месте церковь.

Несколько свидетельств, оставленных очевидцами или людьми, посетившими эти места немного позднее после случившихся событий, говорят о том, что разрушения были обширными. Некто Феодорит утверждает, что “храм был разрушен до основания”. Другой свидетель, Евнапий, упоминает в своем труде Вита Эдесии, что Феофил и его последователи «разрушили храм и объявили войну его содержимому ... остался только фундамент, который они не смогли уничтожить из-за величины каменных блоков, но они испортили и уничтожили практически все».

То немногое из библиотеки, что удалось спасти александрийскими учеными, было уничтожено при убийстве христианами-фанатиками в 415 году первой в мире женщины-ученой Гипатии.

Таким образом, большая часть Александрийской библиотеки была уничтожена еще за два с лишним века до вторжения арабов. Сведения об этом подтверждаются и авторитетной британской энциклопедией Британника, данные которой основаны на исследованиях многих британских и зарубежных исследователей, . Легенда об уничтожении арабами Александрийской библиотеки, изложенная А.Гончаровым в качестве достоверного факта, уже давно признана учеными выдумкой одного ближневосточного фантазера двенадцатого века (почему-то некоторые думают, что фантазеры и плагиаторы появились только недавно, и их не было в древности и в средние века, поэтому все сообщения авторов тех времен они принимают «за чистую монету»). Кроме того, из-за этого промаха А.Гончарова возникает некоторое логическое несоответствие с некоторыми его последующими лекциями, в которых он указывает на то, что многих древнегреческих и древнеримских мыслителей средневековая Европа открыла для себя заново именно благодаря переводам их трудов вначале с греческого или латинского на арабский (соответственно, арабскими учеными), а затем- с арабского на латинский или иные европейские языки: если арабы уничтожали библиотеки, то откуда они брали книги древнегреческих и латинских авторов, чтобы их переводить?

Еще одно ошибочное утверждение А.Гончарова содержится в его видео, в котором он рассказывает о российских ярмарках 17-18 веков. По его мнению, Свенская ярмарка Брянска получила свое название из-за того, что на ней торговали свининой. На самом деле ярмарки того времени, как правило, получали название не по наименованию того или иного продукта, которым торговали на ярмарке, а по наименованию географического или архитектурного объекта, расположенного поблизости. Поэтому в России не было Помидорных или Редисочных ярмарок, а Сорочинская ярмарка, к примеру, названа так не потому что на ней торговали сороками, а потому что она располагалась в селе Великие Сорочинцы; Макарьевская ярмарка называлась так не потому что на ней торговали макаронами, а потому что она располагалась неподалеку от Макарьевского монастыря на берегу Волги. Точно также Свенская ярмарка получила свое название по Свенскому монастырю, неподалеку от которого она располагалась. Сам же монастырь получил свое название по протекающей рядом реки Свень. Ранее эта река в самом деле называлась Свинью (река Свинь), но происхождение этого названия от обитавших по ее берегам диких свиней является лишь одной версией из десятка других. К примеру, относительно неподалеку в древности проходила граница расселения славянских, балтийских и угро-финнских племен, и исследуемый топоним мог являться вариацией какого-либо ныне забытого слова из языка любого из этих племен (аналогичная проблема существует в отношении определения этимологии слова «Москва»). В любом случае, название ярмарки произошло от названия монастыря, а не от названия реки и не от торговли на ярмарке свининой или от бродивших здесь когда-то диких свиней.

2) Имеются ошибки в произношении отдельных терминов в лекциях по истории древнего мира и средних веков с некоторым бравированием по этому поводу. Это имеет во многих случаях существенное значение, поскольку приводит к закреплению у школьников не только неправильного произношения терминов, но и легкомысленного отношения к этому.

3) Плохая настройка слышимости в ряде видео снижает качество лекции не из-за плохого ее содержания, а из-за несерьезного отношения к ее техническому обеспечению.

ИТОГ. Несмотря на перечисленные недостатки видеокурса А.Гончарова, от лекции к лекции уровень их профессионализма и качества повышается, а по истории России за двадцатый век конкурентов у этих лекций как лекций именно школьного цикла не имеется. В целом, А.Гончаровым проделан огромный и полезный для школьников труд, и для желающих получить более содержательные знания по школьному курсу истории этот курс можно рекомендовать, начиная с лекций за седьмой класс.

2. УЧЕБНИК ВСЛУХ
Ютуб-канал «Учебник вслух» является иллюстрированной озвучкой учебника по истории издательства «Просвещение». В целом, материал достаточно неплохо проработан, однако, и в нем встречаются неточности. К примеру, в видеоуроке, посвященном правлению византийского императора Юстиниана Первого, портрет Юстиниана Второго представлен как портрет Юстиниана Первого (разница в их внешности была заметной: у Юстиниана Второго был отрублен нос, и он носил на его месте накладку, что нашло отражение на его портрете, поэтому «подмена» портретов этих двух императоров является существенной ошибкой автора этого ютуб-канала).

Несмотря на указанное, по качеству и содержанию материала этот видеокурс является самым оптимальным из имеющихся для изучения школьного курса истории за пятый-шестой классы.

3. ВИДЕОУРОКИ
Ютуб-канал «Видеоуроки» содержит короткие видеоролики почти по всему школьному курсу истории. Подачу материала на этом канале отличают лаконичность и содержательность. Встречаются отдельные ошибки в датировках, которые, возможно, являются опечатками или оговорками. Но, в целом, для школьников, желающих получить максимум информации за минимум времени, этот курс является наиболее оптимальным для изучения в седьмом-девятом классах (до двадцатого века). Историю двадцатого века лучше все же изучать по видеоурокам А.Гончарова на канале «Культ-Урал».

4. ИНТЕРНЕТ-УРОК.РУ (InternetUrok.ru)
Этот видеоканал содержит видеоуроки от разных авторов, поэтому и их качество достаточно неравномерное: одни уроки слишком короткие и содержат минимум информации, другие- слишком длинные и тоже несут мало фактических данных, одни уроки удачно скомпонованы по подбору сведений и наглядного материала, другие содержат набор общих рассуждений о том или ином периоде истории. Поэтому этот ютуб-канал можно рекомендовать только как дополнительный к вышеперечисленным видеоканалам.

5. ИНФОУРОК
В целом, этот ютуб-канал достаточно неплохо скомпонован, хотя и в его видеороликах иногда встречаются неточности. Видеоуроки с этого интернет-ресурса можно рекомендовать для просмотра в пятых-шестых классах наряду с ютуб-каналом «Учебник вслух», в более старших классах этот ресурс начинает уступать «Культ-Уралу» Алексея Гончарова и «Видеоурокам» в их «информационных нишах», и его можно советовать как дополнительный материал к этим двум ютуб-каналам.

6. ГЕЛИОССАР-АУДИОУЧЕБНИКИ (Geliossar-аудиоучебники)
На этом ютуб-канале размещена озвучка школьных учебников по истории двумя курсами: издательства «Просвещение» и какого-либо иного издательства («Дрофа» и иные), сопровождающиеся комментариями автора.

Автор видеороликов на этом канале проделал большой труд, который, без сомнения, окажется полезен для кого-либо из школьников.

Тем не менее, следует отметить следующие недостатки этого ютуб-канала:
1) У некоторых видеороликов плохое техническое качество: либо плохая слышимость, либо имеется какой-то посторонний фоновый шум.

2) Автор видеороликов иногда использует эпитеты, которые хотя и не являются нецензурными, но не рекомендуются для использования в ходе обучения детей. Так, он часто сопровождает текст учебников репликами «Это- бред» или «Это- чушь». Такого рода эпитеты не рекомендуется использовать в ходе учебы, поскольку их использование приучает детей к использованию в ходе дискуссий не обоснованных аргументов, а к «шельмованию» оппонентов, причем, к достаточно легковесному.

3) Автор видеороликов пытается давать «критические» комментарии к тексту учебников, но зачастую они даются либо не тогда, когда это нужно, либо с использованием каких-то «субъективных убеждений» о сути исторических событий самого автора, но без опоры на реальные исторические факты.

Так, в уроке учебника издательства «Дрофа», посвященном реформам 1861 года в России, имеется серьезная ошибка: говорится, что срок выплаты выкупных платежей бывшими крепостными крестьянами был установлен в сорок лет. На самом же деле, этот срок составлял 49 лет. Раз автор видеороликов взялся за комментирование учебников, то следовало сделать критическое замечание по поводу этой ошибки, но автор ограничился простым прочтением этого «пассажа».

Также автор ошибается, когда утверждает, что якобы народных волнений в России до начала двадцатого века было мало. Его ошибка проистекает из того, что многие мелкие и средние "бунты" либо не отражались в открытых публикациях, либо официально не фиксировались в соответствующих отчетах полицейских органов. Сведения о таких бунтах необходимо выискивать либо в воспоминаниях, либо в архивных документах, либо выявлять их по каким-либо косвенным данным. К примеру, в начале девятнадцатого века имели место крестьянские выступления в орловском поместье известной Голицыной Натальи Петровны, но отражения в публицистике они не нашли. Таких примеров, на самом деле, множество. Ситуация здесь примерно такая же как и со статистикой смертных казней в России в девятнадцатом веке: современные российские демократы с умилением пишут, что за период с 1825 по 1905 года в России было казнено лишь 894 человека, но не учитывают при этом "скрытую информацию", в частности, смерть "бунтовщиков" от "неблагородных наказаний". Например, только в ходе подавления холерного бунта в 1831 году в Старой Руссе были забиты шпицрутенами насмерть 129 военных поселян. Еще часть взбунтовавшихся военных поселян была отправлена на каторгу, что по тем временам являлось разновидностью медленной смерти, поскольку, как правило, каторжные работы выполнялись в рудниках в нечеловеческих условиях. Поскольку наказание шпицрутенами было самым распространенным в николаевской армии, а статистика смертности от применения этого наказания не велась, то по этой категории "неучтенных" казней, уже должно следовать превышение тех цифр казненных, которые озвучиваются "демократами". При подавлении "картофельного бунта" в Латвии в 1841 году наказанию в виде ударок палками подверглись 108 крестьян, часть из которых была забита до смерти, а часть стала калеками, что в тех условиях также означало скорую смерть. Еще несколько сотен латвийских крестьян было направлено на медленную смерть на каторжные работы. При подавлении башкирского восстания 1835 года ударам палками и ссылке в каторжные работы подверглись 427 человек, из которых 16 человек скончались еще под палками. И так далее и тому подобное.

Делая комментарий после описания политики правительственных органов Китая в семнадцатом-девятнадцатом веках, автор комментируемого видеоканала утверждает, что китайцы были шовинистами, но при этом забывает упомянуть, что правящей династией и правящим народом в Китае в тот период истории были маньчжуры, которые и считали себя "великим народом". В отношении же китайцев, в первую очередь, хань, как неполноценного, по мнению маньчжуров, народа, правительственные органы Китая, напротив, вводили различные ограничения: запрещали им селиться севернее Амура (в результате чего так называемые "северные территории" оказались неосвоенными Китаем, что явилось одной из причин их потери Китаем в девятнадцатом веке); во внутреннем городе Пекина или Даду разрешалось селиться только маньчжурам (китайцам, как неполноценным людям, селиться там запрещалось); армия делилась на две части: привилегированную маньчжурскую (так называемых желтого, белого, синего и красного знамен) и "второсортную" из покоренных китайских народов (так называемого зеленого знамени) части; и так далее. Даже монголам (по-видимому, как близкому к себе народу) маньчжуры предоставляли больше прав, чем ханьцам, в частности, монголы формировали несколько своих полков в привилегированной (маньчжурской) части армии.
Соответственно, возникает вопрос, следует ли ответственность за действия маньчжуров возлагать на китайцев, которые, вообще-то, были тогда приниженным народом в своей же стране. Здесь ситуация примерно такая же, как и со сталинским НКВД: руководство НКВД СССР состояло в основном из евреев и выходцев с южного Кавказа, а вину за организацию ими репрессий, от которых вообще-то больше всего пострадали русские, некоторые «исследователи» возлагают на русский народ.

В одном из видеороликов автор вышеуказанного ютуб-канала утверждает, что российские казаки осуществляли мирное освоение земель Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. Это мнение также является в значительной степени ошибочным. Исторические источники сообщают, что герой-первопроходец Ерофей Хабаров в ходе своих «походов» на Амур в семнадцатом веке занимался истязанием местного населения, его грабежом и массовым уничтожением. В итоге, один из приамурских народов- дауров- был вынужден бежать со своей Родины в Китай (почему-то они предпочли «мирным» казакам китайцев, которых автор «гелиоссара» причисляет к «шовинистам»). Другой «первопроходец» Григорий Шелихов- основатель Северо-Восточной компании- в 1784 году устроил на острове Ситкалидак у берегов Аляски массовую резню местного населения, в ходе которой участниками «экспедиции» Шелихова было убито около четырех тысяч жителей, в основном женщин и детей, а еще около тысячи человек Шелихов обратил в рабство. Летом 1900 года российские казаки и «добровольцы» перебили в амурском Благовещенске более девяти тысяч мирных китайцев- местных жителей, в основном стариков, женщин и детей. Это побоище красочно описал в своих мемуарах Александр Васильевич Верещагин.

В уроке, посвященном состоянию образования в России после 1861 года, автор ютуб-канала «гелиоссар» утверждает, что евреев в Российской империи во второй половине девятнадцатого века не принимали в высшие учебные заведения. Такое заявление вновь демонстрирует то, что сам автор этого ютуб-канала плохо знает отдельные моменты даже российской истории. В журнале «Заметки по еврейской истории» №№11-12 за 2015 год в статье Эдуарда Гетманского «Еврейское образование в Российской империи» ( ) указывается, что в российских университетах в 1865 году обучалось 129 студентов-евреев (3,2 % от общего числа студентов), в 1881 году -  783 студента-еврея (8,8% от общего числа студентов). В некоторых университетах процент студентов-евреев был более высок. Так, в Новороссийском университете в 1865 году обучалось 20 евреев (6,1 % от числа студентов университета), в 1881 году - 64 (16,5 %), в Киевском университете в 1865 году обучалось 26 евреев (5,0 % от числа студентов университета), а в 1881 году - 151 (14,5 %). С 1876 по 1883 год число евреев в гимназиях и прогимназиях почти удвоилось, число же университетских студентов-евреев с 1878 года по 1886 год  также за восьмилетний отрезок времени ушестерилось и достигло 14,5 % от общего числа студентов. Циркуляр 1887 года министра Александра Третьего И.Делянова «О кухаркиных детях» коснулся и возможностей получения образования евреями, тем не менее, в первую очередь, этот циркуляр ударил по возможности получения образования русским народом. Следует отметить, что согласно Всероссийской переписи Российской империи 1897 года доля еврейского народа в населении империи составляла около 4 %. Таким образом, в отдельные периоды истории доля евреев-студентов в общем числе студентов российских университетов превышала долю еврейского народа в общей численности населения империи примерно в четыре раза. Евреи, конечно же,- талантливый народ, но вышеприведенный факт не говорит о том, что евреи были кратно умнее представителей других народов России и, прежде всего, русских.

Несмотря на то, что отдельные евреи постоянно говорили о том, как сильно притесняли евреев в царской, а затем в советской России, их положение всегда было намного лучше положения русского народа, который формально считался титульным. Плохо, конечно же, что для иудеев была установлена «черта оседлости», но регион внутри этой «черты» охватывал половину европейской части Российской империи, и внутри этого региона иудеи за редким исключением могли свободно перемещаться и приобретать недвижимость. Тогда как большинство русского народа не могло выехать даже за границы своей деревенской общины, то есть правительство Российской империи русским дало «для обзора» небольшой кусок земли, ограниченный одной-двумя деревнями, а евреям, можно сказать, предоставило «огромный мир». Можно возразить, что русские помещики могли свободно перемещаться по всей империи, но следует учитывать, что по Бархатной книге 1689 года из князей, бояр и помещиков русскими по происхождению себя заявили только 6,5% членов этого социального слоя, в дальнейшем эта ситуация не особо улучшилась, даже Александр Пушкин по происхождению был не русским, а эфиопом. Кроме того, из правил «черты оседлости» имелись исключения: за пределами этой «черты» могли селиться евреи не иудейского вероисповедания, во второй половине девятнадцатого века- студенты-евреи, евреи с высшим образованием, купцы первой гильдии и так далее.

Все евреи были лично свободными людьми, тогда как большая часть русского народа была закрепощена. Расторопный свободный человек, даже если для него будут установлены ограничения на занятие какими-либо видами деятельности, всегда будет иметь больше возможностей для реализации своих способностей, чем крепостной крестьянин, полностью зависящий от своего помещика. Отмена крепостного права 1861 года не сильно улучшила положение русских крестьян: сохранялось множество феодальных пережитков, включая обязанность натуральных отработок в пользу помещика в некоторых областях, необходимость внесения выкупных платежей в течение 49 лет и так далее. Да и сам тяжелый физический труд крестьянина, начиная с раннего детства, не давал особых возможностей для отвлечения своих сил на что-либо еще. Так что, в плане получения образования имевшиеся ограничения на занятия земледельческим трудом для евреев были скорее положительным, чем отрицательным моментом. Да и в целом, в то время как в царской и советской России было множество больших и малых голодоморов, когда русские крестьяне массами умирали от голода и связанных с ним болезней, про аналогичные инциденты с евреями никогда не сообщалось.

В Советской России многие руководящие должности в партийных и государственных органах, включая репрессивные, заняли евреи. Их тоже задели сталинские репрессии, но основной удар советских органов обрушился на крестьянство, а поскольку в своем большинстве оно было русским, то снова русский народ пострадал больше, чем какие-либо иные советские народы.

В ходе второй мировой войны нацисты уничтожили по разным данным от трех до пяти миллионов евреев. Израиль провел с ФРГ успешную торговую сделку по «продаже бед еврейского народа и праха своих соотечественников», получив от ФРГ к 1965 году репарации на сумму более трех миллиардов западногерманских марок. Между тем, в годы второй мировой войны Израиль не существовал, большинство погибших евреев были советскими гражданами, и их родственников среди граждан Израиля в первые десятилетия после войны было очень мало. Поэтому такая «торговая сделка» между Израилем и ФРГ выглядит довольно странно. Следует также учитывать, что в ходе второй мировой войны погибло по разным данным от 27 миллионов до 40 миллионов советских граждан, большинство из которых было уничтожено нацистами в концлагерях, в ходе карательных рейдов на оккупированных территориях и бомбежек мирных городов. Просто в силу численного преобладания в СССР русских понятно, что и большинство погибших от рук нацистов тоже были русскими. Другие советские народы тоже понесли огромные потери, иногда тоже исчислявшиеся миллионами, но потери русского народа исчислялись десятками миллионов, и это был вынужден косвенно признать даже такой жесткий русофоб как Иосиф Сталин, лицемерно поднявший на одном из мероприятий тост «За русский народ». Таким образом, немецкие нацисты и их пособники перебили русских кратно больше чем евреев, но при этом ФРГ не выплатил компенсации ни русскому народу, ни иным советским народам.

Поэтому «песнь» автора ютуб-канала «гелиоссар» из разряда «О бедном еврее замолвите слово», причем с искажением исторических фактов, прозвучала «фальшиво».

Однако, по школьной программе истории зарубежных стран за 20-21 века видеоматериал рассматриваемого ютуб-канала (озвучка учебников издательства "Просвещение", начиная со 165-го видеоролика) является на текущий момент наиболее оптимальным.

7. УРОКИ ИСТОРИИ ПИТОНА КАА
Ютуб-канал «Уроки истории питона Каа» является украинским контентом. Хотя на нем и не утверждается, что Черное море было выкопано древними украми при помощи деревянных ложек, иногда авторы всё же отдают дань новейшим украинским тенденциям в описании истории. К примеру, при описании голодомора украинского народа начала 1930-х годов авторы этого контента забыли упомянуть, что этот голодомор коснулся не только населения Украинской ССР, но и населения Белорусской ССР и РСФСР (в частности, вновь сильно пострадало население Поволжья). По старой еврейской традиции нью-украинские историки преувеличивают беды, постигшие население Украинской ССР, и не обращают внимание на аналогичные беды, постигшие другие народы. Между тем, сталинским репрессиям и гонениям подвергались все народы СССР без исключения, и кто из них пострадал больше в процентном отношении, является спорным вопросом. К примеру, согласно недавно открытым архивным данным в начале 1930-х годов в Татарской АССР расстреливались даже несовершеннолетние (в частности, в одном из сел Альметьевского района был расстрелян «за контрреволюционную агитацию» тринадцатилетний Сафиуллин, и аналогичных случаев было много).

В силу иностранного происхождения комментируемого ютуб-канала, его содержание процентов на сорок не соответствует школьной программе России.

В целом, этот ютуб-канал производит очень противоречивое впечатление: с одной стороны, его уроки достаточно разноплановы и хорошо иллюстрированы, с другой стороны, их авторы начинают «громоздить» серьезные ошибки, начиная уже с уроков по истории стран Древнего Востока (и это ошибки не с точки зрения российской исторической науки, а с точки зрения мировой науки, достаточно произвести сопоставление сведений с этого канала с данными той же английской энциклопедии Британники, которая имеется в открытом доступе в Интернете).

Так, авторы комментируемого ютуб-канала указывают, что центр Древнего Междуречья (Месопотамии) находился в Вавилоне, южная Вавилония называлась Шумером, а северная- Аккадом. Между тем, у Древнего Междуречья было много «центров»: Киш, Ур, Урук, Умма, Ниппур, Лагаш и так далее (всего около двадцати городов), существование государства Вавилония относится к более поздней истории Междуречья. Аккад же- это довавилонское государство, объединившее в себе не только столичный округ Аккад, но и южный Шумер, а также часть будущих Сирии и Пакистана. Авторы вышеуказанного ютуб-канала утверждают, что в северном Междуречье изначально проживали семиты, в действительности же в четвертом тысячелетии до нашей эры основным населением здесь были хурриты (основавшие, в частности, северомесопотамский город Уркеш), семиты-аккадцы начали проникать сюда только в начале или в середине третьего тысячелетия до нашей эры, а радикальная семитизация Северного Междуречья произошла только после захвата Аккада амореями на рубеже третьего- второго тысячелетий до нашей эры. Поэтому и поздний аккадский язык, являвшийся восточносемитским, вытеснившим ранний аккадский язык, был смесью семитских, хурритских и шумерских слов и назывался в древности еще и вавилоно-ассирийским языком.

Если «пройти с карандашом» по всему видеокурсу истории, представленному на вышеуказанном ютуб-канале, то можно будет найти и другие ошибки и неточности, но это не является целью настоящей статьи.

8. ИНЫЕ ВИДЕОКУРСЫ
Остальные видеокурсы на текущий момент являются либо простой озвучкой школьных учебников, во многих случаях даже не иллюстрированными, либо они чрезмерно затянуты, либо слишком коротки, либо излишне субъективны или политизированы, либо имеют плохое техническое качество. Для целей настоящей статьи их перечисление не является целесообразным. Следует, однако, упомянуть ютуб-канал «Аудио Учебник», содержащий озвучку учебников издательства «Просвещение» и параллельно озвучку учебников еще какого-либо одного из других издательств. Эти видеоролики не содержат иллюстраций и комментариев, но имеют относительно хорошее качество озвучки, поэтому могут использоваться в качестве материала для простого их прослушивания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, абсолютно совершенных видеокурсов истории по российской школьной программе не существует: все они в большей или меньшей мере содержат те или иные неточности и ошибки, а иногда они еще и не очень хороши в техническом отношении. Тем не менее, можно попытаться сделать выбор наиболее оптимальных из них для обучения российских школьников.

Рекомендуются для просмотра видеокурсы по истории, размещенные на следующих ютуб-каналах:

1) в пятом-шестом классах — видеокурс истории на каналах «Учебник вслух» или «Инфоурок»;

2) в седьмом- девятом классах- для желающих получить историческую информацию в короткой, лаконичной форме -  видеокурс канала «Видеоуроки», а для желающих получить более подробную и обстоятельную информацию — видеокурс канала Алексея Гончарова «Культ-Урал»;

3) историю двадцатого века лучше изучать с использованием видеокурса Алексея Гончарова «Культ-Урал» для изучения истории России и с использованием видеокурса «Geliossar-аудиоучебники“ (плейлист с озвучкой учебников истории издательства "Просвещение", начиная со 165-го видеоролика) - для изучения истории зарубежных стран.

Остальные видеокурсы лучше использовать в качестве дополнительного материала.


Рецензии
совершенно согласна с утверждением, что источники нужно проверять и проверять.

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ipatija.1463/ вот пример
А еще Дж.Бруно. Почему его таак и не реабилитировала Риская церковь? Уж казалось бы - всех. а его нет.

Мария Березина   18.06.2024 10:35     Заявить о нарушении
Джордано Бруно не реабилитировали потому, что он нарушил монашеский обет, бежал из монастыря, т.е. стал отступником-расстригой; проповедовал ересь, согласно которой Бог - это Природа, в которой Господь якобы растворился; в силу этого Дж. Бруно отрицал Таинства и считал Деву Марию блудницей. Христос, по его мнению, "маг", а Священное Писание - "призрак. "Еретику католическая церковь "дала" 8 лет на раскаяние. Он не раскаялся. Вот за это его и сожгли. Современная католическая церковь в лице папы Иоанна Павла Второго сочла наказание "жестоким", но по сути справедливым.

Алексей Аксельрод   18.06.2024 18:24   Заявить о нарушении
clck.ru/3BLrzP есть и такое мнение

Мария Березина   18.06.2024 18:50   Заявить о нарушении
Считается, что одной из причин сильного экономического отставания католических стран от протестантских в 18-19 веках, также как и СССР от западных стран в 20 веке, было ограничение свободы научной мысли религиозно-идеологическими догмами. Религия и идеология хороши в разумных "дозах", иначе будет как с лекарствами: превысишь дозу- умрешь, выберешь слишком маленькую дозу- не вылечишься.
С католической церковью почти всегда было так- не умели выбирать "дозу". К примеру, в сфере сексуальных отношений. Как известно, древние греки и латиняне были бисексуалами (то есть практиковали сексуальные отношения с обоими полами). Александр Македонский имел любовника Гефестиона. Императоры Нерон и Гелиогабал кроме жен имели еще и официальных "мужей". Император Адриан произвел официальное обожествление своего любовника Антиноя и так далее.
Римская католическая церковь запретила гомосексуализм, что оценивается положительно. Но зачем было запрещать сексуальную жизнь своим священникам? В итоге, многие католические священники практиковали педофилию. Некоторые исследователи объясняют "охоту на ведьм" тем, что католические священники хватали на улицах или по доносам самых красивых девушек и женщин, удовлетворяли с ними в своих подвалах похоть, а чтобы скрыть это, этих женщин сжигали или топили по обвинению в колдовстве. Некоторые даже объясняют этим фактом то, что в Западной Европе к 19 веку почти не осталось красивых женщин.

Илдар Хузин   23.06.2024 13:47   Заявить о нарушении