Блаженны нищие духом или Блаженны бедные?
Проповедь открывается Заповедями Блаженства (Мф. 5:3—12)
Слово «блаженный» (еврейское "ашре"; греческое "макариос", букв. «счастливый») употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке.
В Ветхом Завете «блаженным» (счастливым) считается тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29 ; Пс 126:3–5). Благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс 1:1; Пс 40:1; Пс 118:1; Пс 127:1; ).Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31 и след.; Пс 32:12; Пс 64:5; Пс 143:15), то этот народ блажен ( Пс 83 ; 88:16; 145:55 ): «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» .Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5 .; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения.
В Синодальном переводе Нового Завета слово «макариос» так же чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» (Деян 26:2);
В Новом Завете понятие «блаженство» неразрывно связано с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; Мф 24:46; Лк 1:45; Лк 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6).
Заповеди Блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства , показывая ,какими душевными качествами должны обладать христиане, чтобы приближаться к Богу и обретать святость; следование этим качествам при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни в Царстве Божиим.
Евангельский текст ниспровергает общепринятые ветхозаветные представления о том, в чем заключается счастье:радоваться Царству Божию призваны нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и Лк 6 ).
Зачин всей Нагорной проповеди представляет собой Первая заповедь Блаженства : «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3).
Параллельное место из Евангелия от Луки во многих древних рукописях звучит так: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20),без прибавления “духом” . В синодальном переводе Лк 6:20 добавлено слово «духом»: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие»
"Длинное" чтение: «Блаженны нищие духом»закреплено во всех переводах Мф. 5:3 и во многих Лк. 6:20. Однако современные научные данные вынуждают сократить чтение Лк. 6:20 до «блаженны нищие», изъяв из греческого текста слова ,которые переводятся "духом", поскольку в самых ранних( третий век) греческих рукописях в тексте этих слов нет. Впервые они появляются в Лк. 6:20 в четвертом веке, поэтому некоторые авторитетные учёные, в разное время реконструировавшие и издававшие греческий текст НЗ, не включали эти слова в свои издания.
В современных переводах ЛК 6:20 в первом макаризме по Лк ничего не говорится о духе:
Новый русский перевод : «Устремив взгляд на учеников, Иисус начал говорить: — Блаженны вы, нищие, потому что вам принадлежит Божье Царство».
Перевод Десницкого: «А Он, глядя прямо на Своих учеников, обратился к ним: — Благо вам, нищие: ведь Царство Небес — ваше.
ЛК 6:20-23 в переводе В .Кузнецовой («Канонические Евангелия»,1993) звучит так:«Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше.»
Текст Евангелия от Луки ,напоминающий Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея, произнесен был не на горе, а на «ровном месте» (Лк. 6:17).Можно предположить,что Иисус произнес две разные проповеди, обращенные к разным людям и в разных ситуациях.В одном случае Он обращался к людям, окружавшим Его: "блаженны вы — нищие, алчущие, плачущие". У Матфея же Он говорит в третьем лице :«Блаженные нищие духом...» и дает общие наставления, касающиеся всех, кто готов последовать за Ним.
Чем же «нищие» отличаются от «нищих духом»?
Бедные, нищие, смиренные, угнетенные — это те, о которых ветхозаветные тексты говорят с сочувствием и состраданием:
«Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает».(1 Цар. 2:7)
Страдания нищих на земле носят временный характер: «Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет» (Пс. 9:19).
Нищие и бедные, согласно Ветхому Завету, находятся под особым покровительством Господа: «Он спасает бедного от меча (Иов 5:15); слышит нищего и спасает его от бед (Пс. 33:7). Сыны Израилевы призываются быть милосердными к бедным и нищим (Втор. 15:4, 7–11).
Во всех этих изречениях речь идет о «нищете» как буквальной бедности.
Так же можно понять смысл слов «блаженны нищие» в Ев от Луки:
«…блаженны нищие , ибо ваше есть Царствие Божие»(Лк. 6.20).
В основе этого эсхатологического обещания лежит возглашение блаженства нищим , в первую очередь, трудящимся, страдающим от нищеты, а не занимающимся нищенством, в особенности — профессионально, а также христианам, называвшимся тогда по-арамейски «нищие», голодным, преследуемым.
Заповеди блаженства и заповеди горя у Луки дополняют друг друга:
«Блаженны нищие, ибо ваше есть царствие Божие ( 6.20) -
«Горе вам, богатые, ибо вы уже получили своё утешение» ( 6.24)
Ещё одно толкование этой фразы: "блаженны нищие «по велению своего духа», то есть те, кто сам, по своей воле отказывается от своего богатства, так как «Прекрасное не в том, чтобы быть лишённым собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить её, а в том, чтобы не почувствовать лишения».
Выражение Матфея «нищие духом» соответствует также и подобному выражению из кумранской рукописи :«нищие по духу» (то есть добровольно). Кроме того, христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а «нищими».
Точный смысл выражения «нищие духом» у Матфея становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае понимание слов Иисуса зависит от того, в буквальном или метафорическом смысле они были сказаны, а также от понимания термина «духом"
В церковной традиции , очень многие толкователи воспринимали выражение «нищие духом» как указание на духовные качества. При таком понимании быть нищим духом означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает, и имеет» Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения.
Согласно церковной традиции, Христос говорит не о материальной бедности , а о духовной нищете, о необходимости осознания своей греховности.
Иоанн Златоуст пишет:
«Что значит: нищие духом? «Смиренные и сокрушенные сердцем»… Он называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он «смиренные», а сказал: «нищие»? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих»
Православная Церковь поясняет: «Нищими духом Господь называет людей смиренных, которые, хотя и имеют добродетели, но не гордятся ими, а, помня о своих недостатках, считают себя ниже и недостойнее прочих людей. Господь любит смирение и возвысит смиренных в Царстве Небесном».
Сходные выражения встречаются в Ветхом Завете: «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс. 33:19), «смиряться духом» (Притч. 16:19), «смиренный духом» (Притч. 29:23). «Смиренные» — это те, которые ни над кем не превозносятся, но считают себя ниже всех и хуже всех ; это те, о которых Бог устами пророка Исаии говорит: «Вот на кого Я обращаю взор: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). .
Считается, что все эти выражения ВЗ подтверждают правильность традиционной церковной интерпретаций первой заповеди Блаженства: в ней говорится о смирении. Эта категория — смиренные, не надеющиеся на собственное знание — очерчена, согласно церковной традиции, в словах «Блаженны нищие духом»:
Ни в Ветхом Завете, ни в античной литературе смирение не воспринималось как качество, которое можно поставить на первое место в списке добродетелей. Однако, в учении Иисуса смирение занимает столь исключительное место, что именно этим качеством открывается вся духовная программа, изложенная в Нагорной проповеди . Последующее содержание Нагорной проповеди проясняет выражение «нищие духом»: это те, кто не противятся злу силой, но подставляют левую щеку, когда ударяют в правую; те, кто любят своих врагов; те, кто молятся не напоказ, а втайне...
В центре учения Православной Церкви — требование смирения, осознание своего духовного ничтожества:«Первый шаг к этому — сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться».
Смириться нужно не только перед Богом, но, видимо, и перед Церковью, и перед Властью. Синодальный перевод делался коллективом авторов , они выполняли царскую волю. Именно поэтому идея смирения, видимо, и оказалась в центре внимания Синодального перевода.
Итак, блаженны нищие духом, или блаженны бедные?
Согласно общепринятому переводу Мф. 5:3 и реконструированному текстологами греческому тексту Лк. 6:20, Матфей свидетельствует о блаженстве от нищеты духовной, а Лука — материальной
«Нищие» у Луки(6:20)- это нищие не в духовном , а в материальном смысле,так как именно этому смыслу соответствует союз «НО» в стихе 6:24 :
«Но горе вам, богатым, ибо (уже) получаете сполна утешение ваше» .
Определение "нищие" противопоставляется здесь " богатым" , богатство которых никак нельзя назвать духовным; о материальном свидетельствует контекст ВЗ во всех случаях использования слова , переводимого как «нищий» в текстах НЗ.
Путь верующего к совершенству начинается именно с отказа от имущества своего, т.е. — с нищеты- нищеты материальной:
«…если хочешь совершенным быть, всё, сколькое имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище в небесах, и приходи, следуй Мне» (Мф. 19:21).
Т. о. в Лк. 6:20—24, описан путь достижения ЦБ: от неизбежных для нищего голода и плача -до радости обретения ЦБ.
Чтобы понять смысл слов Иисуса, надо обратиться к Писанию, к тому, как оно относилось к понятиям бедности и богатства.
Первоначально богатство рассматривалось как видимое доказательства того, что человек находится в мире с Богом, награждающим его на земле за его благочестие,
Но у пророков мы встречаем иную точку зрения. Бедняк – это человек обездоленный, ограбленный богачом, у него не осталось ничего, что давало бы ему гарантии обеспеченного существования и поэтому он может уповать только на Бога, к которому непрестанно возносит моления и вопли.
Богач же чаще всего выступает как гордый и самоуверенный человек, полагающийся на богатство, который сознательно или подсознательно уверен, что он не нуждается в Боге, что в этой жизни он может прожить и без Него ; он угнетает того, кого защищает Бог, и поэтому становится врагом Бога.
Мысль, что Бог есть мститель за бедного и слабого против богатого и сильного, повторяется чуть не на каждой странице книг Ветхого Завета.Амос, Исайя , др. пророки установили тесную связь между понятиями: "богатый, нечестивый, жестокосердый, злой", с одной стороны, и словами: "бедный, кроткий, смиренный, благочестивый", с другой стороны.
В книге Еноха находятся еще более энергичные проклятия, нежели в Евангелиях, по адресу мира богатых , роскошь здесь выставляется как преступление.
Так слово «бедный» постепенно приобрело дополнительный смысл «благочестивый, смиренный, преданный Богу» и стало религиозным термином. Материальная бедность всё чаще понимается и как бедность духовная, в противоположность гордости и надменности. Именно к ним, «беднякам Божьим» обращена радостная весть пророка Исайи: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,» (Ис61.1-3).
По мысли Иисуса, Царство Божие предназначается для отверженных существующего строя, для мытарей, самаритян, язычников из Тира и Сидона для .бедных, отчаявшихся, презираемых.
«И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа " (Мат. 4, 23 - 25).
Он говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные" (Мф.9:12
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф.18:11; Лк.9:10) или еще: "Я пришел призвать; не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:13)
Особенно явно это прослеживается в Его притчах .
«Царство Небесное подобно царю,который сделал брачный пир» (Мф.22:2 Лк.14:16 ) и посылает своих рабов звать приглашенных. Состоятельные , Порядочные люди не захотели пойти по его зову; Тогда царь принимает решительные меры.В таком случае он позовет первых встречных, людей, собирающихся на площадях и на распутьи, бедных, нищих, калек, кого угодно…
И эти страдающие физически и душевно люди составляли в основном толпы , следующие за Ним. Это к ним обращены Его слова о блаженстве в грядущем царстве , а тем, кто ныне богат и счастлив - горе, ибо « уже получаете сполна утешение ваше»
Свидетельство о публикации №224061800054
«…если хочешь совершенным быть, всё, сколькое имеешь пролай и раздай.." - Вы не находите противоречия в словах? Вы укащываете началом пути к совершенсиву то, что Иисус считает совершенством?
"По мысли Иисуса, Царство Божие предназначается для отверженных существующего строя, для мытарей, самаритян, язычников из Тира и Сидона для .бедных, отчаявшихся, презираемых."
А цитату можно для подкрепления Вашей версии о мыслях Иисуса по вашему мнению?
сказано было - покайтесь, и сказано было всем. Он нелицеприятен, но смотрит на сердце.
Было потом добавлено, что блудницы и прочие "впереди вас войдут", но потому, что они к покаянию пришли быстрее. А Иисус был "послан к избранным" - " погибшим овцам Израиля". Но те оказались не готовы.
Светлана Энь 18.06.2024 13:35 Заявить о нарушении
"Хотя Иисус Христос учил и Иудеев и язычников, проповедь Его преимущественно должна была относиться к Иудеям: «несмь послан, – говорит Он, – токмо к заблудшим овцам... дому Израилева», а для проповеди Иудеям этого времени с 30 лет до Крестной смерти было довольно. Почему Иисус Христос ограничивал проповедь Иудеями? Потому что цель Его учения, главным образом, не в том состояла, чтобы просветить мир, а в том, чтобы приготовить просветителей; а для сей цели излишне было бы развлекаться другими народами. Он занимался ими, но занимался мимоходом; уже ученикам поручено было благовествовать всем: и Еллинам, и евреям. Еще делал Иисус Христос это потому, что Иудеи особенно для сего были приготовлены пророчествами и обетованиями."
Светлана Энь 18.06.2024 13:35 Заявить о нарушении
"По мысли Иисуса, Царство Божие предназначается для отверженных существующего строя, для мытарей, самаритян, язычников из Тира и Сидона для .бедных, отчаявшихся, презираемых."
А цитату можно для подкрепления Вашей версии о мыслях Иисуса по вашему мнению?"
.................
Предысторию Нагорной проповеди можно прочесть в окончании предыдущей главы:
"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия... и приводили к Нему
всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана" (Мат. 4, 23 - 25).
Ап.Павел так писал об избранных , «наследниках Царства» :
« Бог избрал то, что в мире считается глупым; чтобы посрамить сильное – то, что в мире считается слабым. И избрал безродное и ничтожное, так сказать, ничто, чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит» (1Кор 1.26-28).
Иисус говорил:
«Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф.18:11; Лк.9:10) или еще: "Я пришел призвать; не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:13)
Особенно явно это прослеживается в Его притчах, напр. (Мф.22:2 Лк.14:16 ):
Царство Небесное подобно царю,который сделал брачный пир и посылает своих рабов звать приглашенных. Состоятельные , Порядочные люди не захотели пойти по его зову; Тогда царь принимает решительные меры.В таком случае он позовет первых встречных, людей, собирающихся на площадях и на распутьи, бедных, нищих, калек, кого угодно…И эти страдающие физически и душевно люди,
включая "мытарей, самаритян, язычников из Тира и Сидона ",
бедные, отчаявшиеся, презираемые составляли в основном толпы , следующие за Ним...
Что касается разночтений евангельских текстов в Синодальном переводе и переводе РБО , в частности, по вопросу : "блаженны" или "счастливы"? , - можете прочесть здесь:
http://coollib.in/b/486722-valentina-nikolaevna-kuznetsova-evangelie-ot-matfeya-kommentariy.
Желаю удачи!
И.Лощинин
Игорь Лощинин 19.06.2024 16:52 Заявить о нарушении