Седьмое испытание Часть IV

Экстремальный ашрам

Знакомство


     Наступил решающий день, когда нас собрали всех вместе для знакомства. Мы стояли полукругом и с любопытством смотрели друг на друга. Мне показалось, что нас было около восьмидесяти человек. Это были молодые, здоровые парни, которые приехали со всего света. Вот стоит темпераментный итальянец. Его легко узнать по майке с надписью «Sicilia». А рядом с ним стоит высокий африканец, чуть подальше — японец с умными глазами. Затем, групп бородатых иранцев, далее — пакистанцы и смуглолицые арабы. Заметил китайцев, были турки и представители Монголии, Индонезии, Индии и других стран.
Стояла полная тишина. Ждали самого главного человека — Учителя.
Вот, наконец, на площадке в центре круга появился колоритный старец с приятной внешностью и в одеянии золотистого цвета. Рядом с ним рослый индиец с бумагами в руках. Поговорив между собой минуту, рослый мужчина сделал шаг вперёд. Он принял странную позу: сложив руки на груди, застыл на месте с закрытыми глазами. Через несколько секунд в моей голове прозвучал мощный голос.
— Мы, приветствуем вас в нашем ашраме Учителя Шри Брахма Рамы! Наш ашрам является самым необычным ашрамом в Гималаях. Это, своего рода, испытательный полигон для психофизиологической и физической выносливости. Вы прибыли к нам из разных стран, что делает нам честь. У ашрама существует своя традиция, которой более шестьсот лет. Каждые семь лет мы проводим жёсткие испытания. Такая проверка необходима нам, чтобы выявить среди вас более способных учеников для продолжения учёбы в ашраме в течение семи лет. Испытания выявляют, у кого более устойчивая психика и сильная воля. Мы просим вас проявить свое благоразумие, понимание, мужество и серьёзное отношение к этим экзаменам, которые будут очень трудными и серьёзными для многих. Испытания мы проведём честно и открыто. Всех проигравших просим быть благородными и не пасть духом. Возможно, вам повезёт в следующий раз или в другом ашраме. Сейчас отдыхайте и готовьтесь, а завтра утром ровно в восемь часов, на этой площадке, вы получите первое задание. До встречи и до завтра!
Таким образом, я слушал телепатический голос. Удивительно, каждый из присутствующих слышал эту речь на понятном для него наречии.
Мы неторопливо расходились по своим «квартирам». Я почувствовал внутреннее напряжение от мысли, что придётся бороться за место в ашраме с парнями, прибывшими сюда в комфортных автобусах и поездах, уверенными в себе, сильными и молодыми.
Я вошёл в отведённую мне пещеру и лёг на топчан. Попытался уснуть, но сон не приходил. Мне показалось, что такое состояние испытывают все кандидаты в «Ученики».

Первый экзамен
(Третье испытание)   

И вот наступило утро, оно было каким-то особенным. В воздухе чувствовалось таинственное напряжение. Быстро попив тёплого чая, я спустился на главную площадку, где обычно выстраиваются кандидаты в ученики для собрания и осмотра. Когда мы собрались в полном составе, то снова увидели рослого индийца. Оглядев нас и убедившись, что все пришли, он начал свою речь.
— Я приветствую вас! Для начала назову своё имя: меня зовут Шри Ананда. Сегодня у вас первое испытание. Испытание будет едой. Мы хотим увидеть ваши предпочтения к продуктам, ваши вкусы и наклонности при выборе пищи. Для экзамена вам надо подняться к Большой Пещере, где будут расставлены разнообразные блюда. Испытания начнутся ровно в четырнадцать часов. Просим прийти без опоздания. Желаю всем удачи и уверенности в себе! Ом!
Закончив своё обращение, Шри Ананда медленно удалился.
Ровно в два часа дня мы собрались в большом каменном зале, где на красивых коврах, растянутых в два ряда, стояло большое разнообразие готовых блюд, овощей и фруктов. В больших глиняных посудинах лежало мясо и рыба. На деревянных блюдах красовались сочные ягоды и фрукты — своего рода «кавказский стол».
Нам пришлось сесть в позе «лотоса» вокруг ковра и ждать сигнала Шри Ананды. Он появился в сопровождении восьми помощников, все темнокожие в белых чалмах. Затем, нас попросили надеть жёлтые майки с номерами на спинах. Мне досталась майка под номером восемь. Шри Ананда раздал своим помощникам карандаши и бумагу и дал некоторые указания. Затем, они встали за нашими спинами и стали медленно прохаживаться. Похоже, они исполняют роль наблюдателей, но к чему это? Наконец, мы получили условный сигнал — «приступайте».
Мы, молодые парни, азартно набросились на еду. Экзаменующиеся стали жадно поглощать расставленную на коврах пищу. Наши зубы заработали как жернова. В начале я даже растерялся, с чего бы начать и что выбрать? Я взглянул на своего соседа, турка по имени Ярен. Он сразу схватил большой кусок баранины и жадно поедал так, что скулы его хрустели. Поймав мой взгляд, Ярен подмигнул мне и шепнул.
— Дорогой, для мужчины лучше, чем мясо, ничего нет. Наслаждайся!
Он говорил, продолжая запихивать в рот очередной кусок жирного мяса. Бог ты мой! Я видел, как он пожирает баранину и сколько в нём этой жажды. Так может есть только голодный волк, который, поймав бедную овечку, сразу же начинает её грызть. Я увидел в Ярене образ волка и невольно отвернулся. В противоположной стороне сидел итальянец по имени Ронни. Это был парень с радостным и весёлым характером, родом с Неаполя. Он очень уважал художников и неплохо относился ко мне: мы общались на языке жестов и неплохо понимали друг друга. Ронни с улыбкой поднял стакан красного вина и показал восхищение его вкусом, приглашая и меня попробовать.
Но по причине моего горского воспитания, я не мог пить спиртное, а потому, лишь кивнул ему и улыбнулся в знак солидарности.
Случайным взглядом я поймал Ляо Хо, который был самым опытным среди нас. Он сидел в самом конце нашего «стола» и ловко орудовал руками, казалось, что он жонглирует фруктами, при этом, успевая, откусывать сыр, пробовать мясо и всё, что было на тарелках. Можно сказать, я увидел пищевого полиглота. Вспомнил слова одного индуса, что для китайцев в пищу годится всё, что прыгает, бегает, ползает, летает и плавает.
М-да! Это мне не годится. Так недалеко дойти и до расстройства желудка.
Неожиданно я поймал внимательный взгляд Шри Ананды.
Он вопросительно смотрел на меня, словно говоря:
— Ты чего сидишь и не ешь?
Я смутился, опустил голову и уставился на тарелки, выбирая, что бы такое попробовать. Увидел пиалу с мёдом. Я его очень уважаю, поэтому попробовал несколько ложек. Да, слишком сладко! Захотелось кислого молока и я его нашёл. Попробовал на вкус — нет, это не айран. Это было больше похоже на йогурт. Настоящий айран делают только в горах Кавказа — самый вкусный и полезный национальный напиток в мире. Затем, я съел несколько ломтиков брынзы, она мне показалась слишком сухой и солёной. Нет! Наша адыгейская брынза намного мягче и вкуснее. Напоследок, попив травяного чая, я почувствовал себя сытым, и переключил своё внимание на соседей. Со стороны казалось, что здесь происходит пищевая оргия. Я ждал, когда все это закончится. Не менее часа все продолжали жевать и жевать. Тогда я начал разглядывать стены и потолки пещерного зала, разрисованные фигурами богов, святых, драконами и зверями. Сколько же лет этой живописи? И кто их автор? Из чего сделаны краски?
Послышался громкий хлопок Шри Ананды, он жестом указал нам отойти от стола и осмотрел его, поговорил с помощниками, которые показывали ему свои записи. После этого Шри Ананда взял длинную указку, списки и приблизился к нам.
Подошёл к индусу и положил жёлтую указку на его плечо. Индус вышел из строя и перешёл на другую сторону. Это был особый ритуал, где на плечо победителя ложится жёлтая указка. Следующим был я. Шри Ананда приблизился ко мне. Я напрягся и жду. Указка коснулась правого плеча, я вышел из строя и встал рядом с индусом. По окончании ритуала, нас стало уже сорок пять победителей над обжорством. Напротив нас стояли молодые парни, понуро опустив головы. Да, они не выдержали первое испытание и теперь им придётся возвращаться домой. Шри Ананда, повернувшись к ним лицом, стал прощаться:
— Мы благодарим вас, молодые люди, за решимость и желание участвовать в серьезном испытании нашего ашрама. Сегодня это было испытание едой — не трудная, но очень важная проверка ваших внутренних и внешних пристрастий, уровень вашего сознания и качество вашей психики.
Вы не сумели выдержать проверку и не прошли испытание, а потому, мы прощаемся с вами. Вам следует вернуться к себе домой! Сейчас вы получите от нас памятные подарки, соберёте вещи и вас проводят до города. Откуда вы разъедитесь по своим домам.
Помощники раздавали подарочные шёлковые мешочки, в которые были вложены брошюрки по йоге, по ведийской философии и фотографии гор. Я смотрел на грустные лица парней, не прошедших проверку. Вскоре они спустились по тропинке на дорогу, где их уже ждал автобус. Вскоре они уехали.
Когда мы остались одни, нас снова собрали на площадке. Мы ждали Шри Ананду, но вместе с ним появился сам Учитель Шри Брахма Рам!
Мы традиционно поприветствовали Учителя и стали ждать его слово.
— Вы прошли первое испытание — это была проверка на еду. Вы показали себя с хорошей стороны: не кидались на пищу, как голодные, не жевали мясо, как хищники, и не ели много, как обжоры — ели медленно, спокойно и избирательно. Это отражение вашей духовности, здоровой психики и сознания.
Попрощавшись с нами, Учитель ушёл — с нами остался Шри Ананда. Он развёл руки в сторону и сказал:
— Теперь пройдите к себе в пещеру и отдохните: завтра будет второе испытание.
Мы разошлись по своим местам заниматься делами: читать, писать, делать гимнастику. Я решил прогуляться и вышел из пещеры. До самого позднего вечера я смотрел на потрясающую красоту белоснежных гималайских вершин. Гималаи! При этом слове я ощущаю тайну гор. Гималаи — духовная сердцевина планеты. Именно здесь я должен познать духовную науку, но для этого нужно выдержать все испытания, уготовленные седобородыми мудрецами. Стемнело и на небе зажглись мириады звёзд.

Второй экзамен
(Четвёртое испытание)


1-й день
Проснувшись утром, каждый по-своему проделал лёгкую гимнастику. Потом нас пригласили на завтрак, состоящий из лепёшки, травяного чая и фруктов. После завтрака мы, по традиции, построились на центральной площадке, на этот раз в форме подковы, и стали ждать Шри Ананду.
Он пришёл, после приветствия, сообщил:
— Сегодня вас ожидает новое испытание. Это проверка на воздержание от еды на тридцать дней. Тех, кто не выдержит, мы вынуждены будем отправить домой. Таковы условия!
Сейчас девять часов утра. Ровно в двенадцать часов я подам условный сигнал, и испытание начнётся. Пусть Бог даст вам выдержку и терпение! Желаю всем удачи.
В двенадцать часов мы услышали пронзительный свисток — сигнал к началу испытания. Возле наших жилищ появились наблюдатели. Мы засуетились: кто уселся возле пещеры, кто сел в позе «лотоса» и смотрел внутрь себя, а некоторые пошли спать. Я тоже вернулся в свою пещеру и лёг на топчан. Лёжа на спине, я размышлял, чем занять себя все эти дни, чтобы не думать об еде и незаметно уснул. Проснулся около семнадцати часов, вышел на улицу отдохнувший и бодрый. Дул свежий горный ветерок. Я решил сделать гимнастику, лёг на землю и начал отжиматься. Вдруг ко мне подошел иранец и покачал головой в знак несогласия. Я удивлённо пожал плечами: почему? Он что-то пробормотал на фарси (персидском языке). Я не понял ничего и стал искать взглядом, кто бы мог мне помочь? Свидетелем нашего общения оказался здоровый парень, похожий на казаха, он перевёл слова иранца на русский язык.
— Он хочет сказать, что ты своими физическими упражнениями
можешь истощить свой организм, и тогда тебе придётся восстанавливать организм с помощью пищи. Подумай об этом!
Я благодарно прислонил свою руку к сердцу и поклонился иранцу. Он ответил мне тем же жестом и отошёл в сторону.
Я прислонился спиной к скале и стал медитировать, в таком состоянии я пробыл до вечера.

5-й день
Прошло четыре дня. Я почувствовал лёгкое головокружение, немного тошнило. Моими единственными источниками энергии стали: свежий воздух, выполнение пранаямы и травяной чай.

14-й день
Прошло две недели. Чувствую себя терпимо, правда, похудел килограммов так на пять. Чтобы не чувствовать голода, я выполняю дыхательную гимнастику в стиле «черепаха», больше пью ягодно-травяного чая. В оздоровительный комплекс я добавил ещё несколько упражнений из тибетского цигуна «космическое дыхание».

20-й день
Наступило утро. Я не хотел просыпаться и так пролежал до двух часов дня. Настроение неопределённое. Конечно, дискомфорт в желудке присутствовал, я думаю, по причине хаотичности моего сознания и неорганизованности внутреннего настроя. Только после третьей недели я обнаружил интересную связь между сознанием и моим телом. Оказывается, надо по настоящему радоваться воздержанию от еды, и тогда наши органы тоже станут радостными. Всё зависит от психологического настроя, от уверенности или неуверенности, от позитивного или негативного сознания. Ведь помимо уверенности в себе, я был в состоянии позитива: всегда любил испытывать себя в нестандартных ситуациях, и организм с благодарностью шёл мне навстречу.

21-й день
Ночью я проснулся без причины, вышел из пещеры и лёг на землю.
Я смотрел на звёзды и читал мантру до самого восхода солнца.
Ну, что мне сказать, дорогой читатель? Если положить руку на
сердце, то честно скажу — мне было очень тяжело. Кружилась голова и болело сердце. Я почти постоянно то спал, то просто лежал. Не было сил для движения, казалось, мои ноги весят тонну. Я чувствовал, как мои голодные клетки требовали еду — бунтовали, угрожая мучительной смертью. Но я не мог им дать ничего, кроме травяных настоев. Мне оставалось приказывать им: «Молчите! Надо перетерпеть, подождать ещё чуть-чуть. Надо доказать этим людям, что мы сможем выдержать голодание. Это всего лишь испытание, а не жертва или несчастный случай!»
Можете верить или не верить, но внутренний монолог с самим собой каким-то образом облегчал моё состояние, к тому же эмоционально я не был подавлен.
Спустя тридцать дней воздержания от пищи, в двенадцать часов дня, мы услышали сигнал к окончанию испытания. По традиции нас собрали на центральной площадке. Шри Ананда поприветствовал нас с грустью. Стало понятно, что это испытание мы прошли неважно: мы сидели тихо и ждали прихода Учителя, от которого теперь зависела наша участь. Кто-то выглядел подавленным, другие не теряли оптимизма. На площадке появился сам Учитель с жёлтой указкой. Рядом с ним шёл Шри Ананда с бумагами в руках и негромко называл номера участников. Я не помню, как долго продолжался этот ритуал, видел только, что некоторые парни грустно опускали головы. Я тоже был готов в унисон издать печальный вздох, но когда услышал свой номер «восемь», я освободился от напряжения. Учитель мягко опустил указку на моё плечо и сказал по-русски: «Хорошо!».
После отбора, Шри Ананда подытожил:
— Закончился второй этап испытаний. Не все могли выдержать экзамен. Одни продержались семь дней, другие — не больше пятнадцати, остальные с трудом — восемнадцать и двадцать дней. Тринадцать человек сумели пройти испытание полностью.
Вы с честью выдержали этот экзамен. Теперь вам нужно в течение двух недель выходить из голодания. Надеюсь, вы знаете такой метод. А затем, даётся ещё одна неделя для восстановления.
И так, через три недели мы снова встречаемся с вами здесь для назначения третьего испытания. Всего вам хорошего и до встречи!

Третий экзамен
(Пятое испытание)

Я не буду рассказывать, как мы восстанавливались после воздержания от еды: это долго и читателю может быть скучно. Прошли три недели. После утренней трапезы нас собрал Шри Ананда для оглашения нового задания.
— Рад видеть вас бодрыми и готовыми к новому экзамену. Мы проведём с вами сложное и редкое психологическое испытание! Каждому из вас предстоит провести в замкнутом пространстве в одиночестве длительное время, отрезанными от всего мира. Тех, кто не сумеет выдержать условного контрольного срока, о котором вы не будете знать, по традиции будут отправлены домой. Испытание начнётся после ужина. Желаю вам твёрдости духа и ясного сознания. Ом!
После ужина мы стояли на площадке и ждали помощников Шри Ананды. Они пришли и тёмными повязками стали завязывать нам глаза. Меня повели в какое-то помещение и оставили стоять в одиночестве. Вскоре я услышал позади себя скрежет закрывающейся двери. Наступила мёртвая тишина. Я долго стоял и прислушивался, пытаясь уловить хоть какие-то звуки, а когда сорвал повязку с глаз, то растерялся: кромешная темнота, абсолютно ничего не видно. Что же делать дальше? Я даже не знал куда поставить ноги и куда идти, и так простоял ещё некоторое время. От напряжения постепенно мои ноги стали деревенеть, во всём теле появилась жуткая усталость — ещё чуть-чуть и я свалюсь на пол. Я стал неуверенно опускаться на колени. Пришлось снять с плеча толстую куртку и расстелить под себя. Так просидел ещё некоторое время и меня стало клонить ко сну. Не знаю, сколько времени я спал, но проснулся тяжело. Тьма и тишина вновь окружили меня — я будто оказался в другом измерении. Время и пространство куда-то исчезли — не было этой пещеры, не было самой Земли и только мой дух витал в пустоте. Но он был спокоен, ибо я уже испытывал подобное: я бы мог назвать себя тёртым калачом. Прежде всего я решил обследовать свою «камеру». Для этого я встал и, вытянув руки вперёд, медленно, словно ощупью, двигался по помещению: получилось около двадцати шагов в длину и восьми шагов в ширину (надо сказать, что обследовав выделенное мне пространство, я обнаружил и место для отходов жизнедеятельности, что позволило мне соблюдать гигиену на должном уровне).
Вдруг на короткое время открылось маленькое окошко в двери и кто-то тихо просунул кружку и чашу с едой. Значит, наступило утро, если подали завтрак. Я встал на четвереньки и аккуратно пополз искать чашку, боясь неосторожно её опрокинуть. Когда добрался до своего завтрака, возникла новая проблема: я не видел, что мне предстоит есть и пить. Я делал всё медленно, исследуя вкус, и, наконец, догадываясь, что пью чай, а ем рис.
Я продолжал сидеть, мучительно размышляя о дальнейшей стратегии моего пребывания здесь. Сколько дней или месяцев мне придётся быть замурованным в темноте? Прошло ещё какое-то время. Мрачная темнота медленно превращалась в темно-серую туннельную мглу и время для меня остановилось. Если там, в опасном туннеле, для меня определителями времени служили часы, собака и движение вперёд, то здесь не было ничего, кроме замкнутого пространства, и я решил использовать его в свою пользу. Освоившись с границами помещения, после каждого приёма пищи я стал прохаживаться по нему, считая шаги. Вероятно, пищу мне подавали два раза в день и это стало моим ориентиром для начала занятий атлетическими упражнениями и ходьбой, доводя количество шагов до двадцати тысяч. Теперь я был увлечен и занят своим делом.
Я так адаптировался к этому режиму, что любой пропуск занятий считал для себя опасным: понимая, что только движение и внутренняя молитва могут поддерживать жизненный тонус и мой дух! Самая грустная ситуация была в момент просыпания. Представьте себе, когда вы видите цветные, живые сны — себя в окружении зеленной природы, голубое небо и яркое солнце над головой, лица знакомых и близких людей, вдруг сон прерывается недвижимым мраком и зловещей тишиной. Если в туннеле мощный фонарь освещал мой путь, оживляя и осветляя пространство, то здесь я чувствовал себя замурованным в склепе. Несмотря на позитивный настрой, я чувствовал себя неуютно. У меня стали болеть ноги, мышцы груди и живота. Но странное чувство поддерживало мое терпение и одобряло продолжение экзамена на выносливость — проигрыш я считал для себя позором. Настал такой момент, когда мой слух резко обострился: скрежет каменных стен, движение воздуха — всё это отзывалось в моей голове. Обострилось обоняние, но главное — мои глаза стали замечать очертания пространства моего помещения. Куда-то исчезла пугающая темнота и отупляющая тишина — во мне воцарилось спокойствие, смирение и состояние медитации. Так прошло неизвестно сколько времени. Время принадлежало мне, а я ему! Это состояние было для меня самым сюрреалистичным.
Позже я узнал от Таира, что некоторые сходили с ума на этом испытании — получали нервный срыв. Мне повезло, что у меня за плечами был опыт длительного нахождения в тёмном туннеле.
И вот однажды, неожиданно, когда я безмятежно спал, меня разбудил скрип открывающейся двери. Я поднял голову и тут же зажмурился от яркого света: кто-то вошёл со свечой в руке. Глазам было больно от света и я прикрыл их рукой.
Вошедший потушил свечу и в слабом свете дверного проёма я увидел преподобного Шри Ананду. Он удовлетворённо осмотрел меня и телепатически обратился ко мне.
— Как ты чувствуешь себя?
— Я чувствую себя нормально, но испытываю сильную усталость!
— Может, тебе хочется отсюда выйти? Как ты думаешь, пора?
— Конечно, можно было пожить здесь ещё некоторое время, но что поделаешь, если пора уходить, то выгоняйте меня отсюда!
После этих моих мыслей, Шри Ананда рассмеялся. Его помощники перевели меня в другое помещение, где царил полумрак. Целые сутки мои глаза привыкали к свету. Ночью меня вывели наружу и оставили встречать рассвет, чтобы я адаптировался к дневному свету, но это на отлично я знал и без них. Ночь выдалась фантастически красивой: мерцали перламутровые звезды, и огромная луна холодным светом освещала горную долину.
Душа моя ликовала: вот она Жизнь! Бесконечное небо, сказочные горы и жёлтая луна надо мной!
Вскоре небо стало окрашиваться в сине-голубой цвет. Затем, появилась жёлто-оранжевая полоса от солнечных лучей. Вслед за этой полосой появилась верхушка солнца. Я быстро повернул свой взгляд на небо, которое к тому времени окрасилось в голубой цвет. Мои глаза стали привычными к дневному свету.
После утренней трапезы мы были приглашены на площадку для
встречи с Учителем. Как и прежде Учитель не торопясь прошёлся мимо каждого из нас, а Шри Ананда, находясь рядом, тут же называл номера успешно выдержавших экзамен. Когда Учитель поравнялся со мной, Шри Ананда что-то шепнул ему на ухо. Учитель удивлённо посмотрел на меня, протянул руку и ласково потрепал по плечу, после этого, к моему удовольствию, тронул меня указкой. Когда Учитель ушёл к себе, мы с нетерпеньем ожидали, что скажет нам Шри Ананда. Как всегда, стоя в позе Демосфена, он обратился к нам:
— Сегодня мы отобрали более достойных кандидатов, которые выдержали очень тяжёлое психологическое испытание на уединение в закрытом пространстве. Не все его смогли выдержать. Так, шесть человек уже через месяц отказались продолжать испытание. Остальные выдержали немногим более. Теперь им придётся уехать к себе домой. А теперь скажу о тех, кто выдержал этот экзамен. Вы молодцы! Большинство из вас, сумели просидеть в своих помещениях, до контрольного срока — четырёх месяцев. Сейчас вас осталось семь человек, семь самых выносливых кандидатов в ученики. А теперь, после тяжёлого испытания, вам даётся неделя отдыха на восстановления сил. Через семь дней мы снова встречаемся для очередного экзамена. Желаю всем смелости, крепкого духа и ясной мысли. Ом!
Не прошедшие отбор парни, ушли собирать вещи, а мы разошлись по своим местам готовиться к следующему испытанию.

Таир

После обеда я зашёл к Таиру и позвал на прогулку. Он с радостью согласился. Это был удивительный парень с интересными мыслями в голове и рассуждающий как мудрец. Ему было двадцать восемь лет, а потому имел уже свою жизненную школу. И что немаловажно, мы хорошо понимали друг друга, так как говорили на одном языке — тюркском. Мне было интересно вести с ним беседы на исторические, религиозные и философские темы. На этот раз он неожиданно заговорил о другом.
— Слушай, Алан, ты вроде бы рисуешь? Почему ты не стал художником?
— Таир, что значит быть художником? Это ведь ремесло. А я хочу познать историю Земли, историю зарождения человечества, народов, анатомию мироздания и всё, что касается духовного мира! — был мой ответ.
— Нет, Алан! Быть художником — это, своего рода, быть певцом Жизни! У тебя, по складу мышления, присутствует художественное сознание. Ты умеешь видеть в каждом явлении и в каждом предмете необычную красоту и определённый смысл. К тому же, сам художник и есть философ. Мой мудрый дедушка всегда говорил: «Есть три пути к мудрости: первый — путь йоги, второй — путь странника, третий — путь художника». Пойми меня, ведь само искусство — уже есть мудрость, поэтому искусство выше любой науки. В твоих руках ключи от мудрости.
Я смотрел на него с удивлением, заметив это, Таир остановился и спросил:
— Почему ты так смотришь на меня? Я не то сказал или ты этого не знал?
— Таир! Ты кто? Откуда у тебя эти мудрые мысли? Ведь ты же мудрец, зачем тебе ашрам? Я готов тебя слушать как учителя!
— Нет, друг мой! Я недостаточно глубоко освоил духовную науку. Просто я умею хорошо слушать, то есть, проявлять интерес, и хорошо слышать, что значит — понимать. Вот и всё. Эти качества мне достались от деда, он был известным поэтом-сказителем и целителем-ясновидцем. Ты не забывай, я из племени уйгуров. До того как принять ислам, наш народ имел больше склонности к шаманизму, суть его — это и есть состояние «самадхи».
К вечеру мы вернулись в свои помещения, но я долго ещё возвращался к его мыслям, которые во многом определили мои поступки в дальнейшем.

Четвёртый экзамен
(Шестое испытание)

Прошло семь дней. В горах обычно человек быстро скидывает свою усталость и набирает свежую форму. И вот мы снова стоим полукругом и ждём Шри Ананду. Он пришёл и попросил нас сесть на каменные скамейки: разговор обещал быть серьёзным.
— Завтра у вас начнётся последнее опасное и тяжёлое испытание. Оно является квинтэссенцией всех предшествующих. Его суть заключается в том, что в течение контрольного срока вы должны самостоятельно, без подручных средств и помощи со стороны, находясь в полном уединении, но уже на открытом пространстве, один на один с природой, попытаться прожить без ущерба для здоровья. У вас не будет спичек, топора, верёвок, еды — ничего привычного и необходимого в быту. Еду будете добывать себе сами. Крышу над головой должны сами себе построить. Помощи ни откуда не ждите. Вы должны избегать любых встреч и контактов с людьми. Мы вас расселим по разным малодоступным склонам и ущельям гор и оставим там в одиночестве. А дальше вы будете благоустраивать свой быт по мере ваших знаний, находчивости, сообразительности и выносливости. Опасность заключается в том, что никто не будет страховать вашу жизнь. Ваша жизнь — в ваших руках. Желаю вам быть в состоянии полной открытости в поступках и проявите честность в отношении к нам, к себе и своим товарищам. Дай вам Бог терпение, силу духа и огромную волю. Ом!
С этими словами он привстал и, сделав лёгкий наклон руками на уровне груди, не спеша удалился.
Я взглянул на лица парней и почувствовал, в каком настроении они пребывали. Уйгур Таир и монгол по имени Чингиз вели себя довольно безмятежно, немного нервничали китаец Ляо, непалец Раям и индиец Раджа. Сам я пока никаких эмоций не испытывал и был равнодушен ко всему происходящему. У меня не было страха или вопросов вроде: «Что делать?» Или: «Как быть?». Мне просто хотелось спать и я ушёл в своё помещение.
Утром проснулся без особого настроения. Выпив солёного чая, я стал готовиться к новому дню: надел шерстяной свитер, кожаную шапочку-абхазку, кожаную куртку и шарф, не забыл взять с собой складной нож и спрятать его в сапог — больше ничего. Затем, пошёл к главной площадке, где Шри Ананда осматривал парней с ног до головы. Когда подошла моя очередь, он взял шарф и отложил в сторону. Я жестом показал, что болит горло, и он вернул его мне. Подозрительно посмотрев на кожаную куртку и шапочку, замечания делать не стал. Вскоре мне на голову натянули полотняный мешок, чтобы я ничего не видел, посадили на коня и повезли в неизвестном направлении. Прошло, по моему ощущению, около двух часов. Наконец, конь остановился, и мне помогли опуститься на землю. Когда с моей головы сняли мешок, то я увидел, что нахожусь среди суровых скал, с лесной долиной, посреди которой текла быстрая река. Сопровождающие, попрощавшись со мной, быстро удалились за склон горы. Я остался один на один с неизвестностью в этом диком, глухом месте. Взглянув на солнце, я определил, что до заката есть ещё время, значит, мне нужно быстро найти какое-нибудь пристанище на ночь. Я был спокоен, ибо находясь среди гор, чувствовал себя как дома.
Однако пришлось немало потрудиться, чтобы найти подходящее место. Перебрав изрядное количество потенциальных жилищ, только к вечеру я обнаружил узкий проход в удобную и довольно-таки просторную пещеру. Осмотревшись, мне показалось, что в ней можно прожить и десять лет. Пещера была в два метра шириной, около четырёх метров в длину и высотой — чуть выше моего роста. Мне очень повезло с расположением пещеры. Она была метров на сто выше живописной долины с зелёными деревьями и кустарниками. Посреди этого буйства растений протекала река с кристально чистой водой. Источник жизни был рядом и это оказало на моё настроение благодатное влияние.
Требовалось навести порядок в новом жилище и подготовить себе место для сна. Метлу для уборки пещеры я сделал из подходящих веток и подмёл пол. А с постелью пришлось повозиться: из гибких прутьев сплёл импровизированный топчан и накидал на него пару охапок душистых трав. Я несколько раз спускался в долину и поднимался к себе в жилище, чтобы обеспечить себя ветками и травой. Только к ночи я выполнил всю запланированную на этот день работу.
В пещере было холодно, поэтому надо было срочно разжечь костёр. Требовалось обогреть пещеру и защититься от непрошенных диких зверей. Добыча огня оказалась непростым делом. Метод трения сухих палок с подкладыванием сухой травы не дал результатов. Пришлось оставить это занятие на следующий день.
Утром я проснулся поздно, солнце уже стояло высоко. К моей радости, день выдался солнечным и необычно жарким — прекрасный шанс добыть первобытный огонь. Я перенёс все заготовки на улицу и, невзирая на мозоли, стал снова добывать огонь Прометея. Время шло в бесплодных попытках получить искру. Потеряв надежду на успех, я решил остановиться на время, как неожиданно заметил слабый дымок и, подбросив ещё сухой травы, подождал, пока не появится устойчивое пламя. Еще минута и у меня разгорелся настоящий костёр. Это была моя победа над собой! Я тут же перенёс костёр в пещеру. Затем стал собирать достаточное количество дров, чтобы сохранить жизнь костру на длительное время.
Следующей задачей было — прикрыть вход в пещеру. Я уже наловчился плести из веток и дверца получилась надёжная. Теперь ночью и днём будет спокойно и безопасно в моем жилище! За это время солнце давно спряталось за горизонт, и ночная темнота незаметно окружила горную долину и вершины, устремлённые к небу. Я с наслаждением растянулся на своём топчане и был по-настоящему счастлив! Ведь я лежал на мягком ложе из трав с чарующими ароматами, рядом потрескивал костёр, согревающий моё жилище, а вход в пещеру был закрыт плетёной дверкой, сквозь щели которой ко мне заглядывали небесные звёздочки! Я был в блаженстве: что ещё нужно хорошему страннику?
Проснулся я рано утром, настроение было радостное и чувствовал себя как бог. Подбросив в костёр дрова, я вышел на улицу. Следующей задачей было — обход и исследование окружающей местности. Вначале я спустился в долину и направился к реке. Вода
была чистой и прозрачной — напившись, я решил пройтись по берегу. Меня интересовали не только красоты этой местности, но и дикорастущие фруктовые и ягодные деревья и кустарники. Они действительно попадались мне на пути, но встречались и незнакомые мне фрукты. Я присматривался к птицам, если клюют, то и мне подойдёт, не отравлюсь. Орехи тоже встречались и это было моим спасением. Тут же я сплёл маленькую корзинку, и, набрав достаточное количество даров природы, поспешил вернуться домой. Обратно я уже шёл по склону горы, дальше от реки. День медленно клонился к вечеру, и мне пришлось ускорить шаг: костёр мог догореть без дров. По дороге мне посчастливилось найти плоский камень, я решил его приспособить под плиту для своей будущей печи. Рядом со своим жилищем нашёл подходящие камни и установил их под плиту. Получилось очень здорово! Теперь я могу кипятить воду и готовить еду, как на настоящей печи — жаль только посуды нет.
На следующее утро я снова спустился в долину, но теперь ушёл ещё дальше от своей пещеры. Я рассчитал время, чтобы вовремя вернуться домой. Чем дальше я уходил в долину, тем богаче становился растительный мир: такого разнообразия я нигде не встречал. Моя корзинка была полна, а я был сыт и доволен. Обратный путь я шёл вдоль реки в надежде найти что-нибудь эдакое. И действительно, ногой задел какую-то банку. Она оказалась довольно большой, но изрядно помятой. При внимательном рассмотрении, заметил, что это больше напоминает армейскую флягу. Похоже, что когда-то она принадлежала британскому военнослужащему: надпись была на латинице. Фляга действительно оказалась хорошей находкой: в ней можно готовить чай. Вы представляете, в каком настроении я находился в этот час? В божественном! В этот вечер я устроил себе небольшой праздник: кроме ягод, фруктов и орехов, у меня на столе был горячий ягодный напиток. Я пировал и чувствовал себя хозяином этого мира.
В эти дни я чувствовал себя частью Природы и был по-настоящему свободным. Можно сказать, я находился в Нирване, ибо — это другое состояние души, другое чувство и другое сознание!
Вскоре я наловчился ловить рыбу, научился делать муку из фундука и миндаля, а из муки сумел испечь ореховые лепёшки. Для нормальной жизнедеятельности моего организма, у меня было всё необходимое, а самое главное — была горная, чистая Вода. Только соли всё же не хватало. Я знал, что в горах есть солевые камни, их умеют находить горные козы. Теперь и мне нужно найти эту соль.
Однажды я ушёл от своей пещеры так далеко, что оказался на видимом расстоянии от альпийского лагеря. Спрятавшись за камнями, я видел, как группа рослых альпинистов строем направлялась в сторону ущелья. Мне пришлось быстро уйти с этих мест и возвратиться к себе: по условию испытания, я должен быть один.
Я решил подняться повыше и там поискать соляной камень. И действительно, вскоре я обнаружил этот бело-желтоватый камень. Очень обрадованный удачей, уже в сумерках, я вернулся в своё жилище.
На следующий день запланированным маршрутом стал поход на восточный склон от моего отрога. И там меня ждала удача: среди камней я нашёл консервную банку, по-видимому, недавно брошенную кем-то. В ней можно готовить ягодно-травяной чай и пищу.
Так проходили дни за днями, радуя меня новыми находками и наполняя мою жизнь интересным содержанием. Скажу вам честно — мне не было скучно, наоборот, я наслаждался полной свободой и одиночеством.
У меня было всё — целебный воздух, чистая вода, лесные ягоды и фрукты, фантастическая красота горных пейзажей и много времени для размышлений и прогулок.
Я занимал себя мантрами, хатха-йогой и медитацией. А в свободное время добывал себе пищу и заготавливал сухие ветки для поддержания огня. Я перестал следить за временем, да оно и не нужно было: солнце подсказывало чередование занятий.
Я следил за собой и за своим самочувствием. Мой внутренний голос был моим собеседником.
В один прекрасный день, сижу у входа в своё жилище, любуюсь
горами и попиваю чай, как вдруг замечаю необычных гостей, приближающихся к моему жилищу. Помощники Шри Ананды издалека рассматривали меня и показывали жестами, что скоро подойдут. Я принял их, как и подобает, радушно: угостил своими припасами, показал жилище и хозяйственную утварь. По моему виду было понятно, что испытание я выдержал достойно: не похудел, мышечной массы даже прибавилось, а главное — весел и здоров.
Вскоре мне дали знать, что пора возвращаться на базу. Для меня это был печальный момент. Я понимал, что скоро потеряю свою свободу и сольюсь с толпой, пусть даже самых достойных людей. Я не хотел, душа протестовала: зачем мне на равнину? Мне и так хорошо здесь! Мой дом и моя жизнь здесь! Я никому не хочу принадлежать, никому не хочу служить! Моя грусть передалась сопровождающим. Видя мое состояние, они жестами просили, как бы говоря: «Пожалуйста, нам надо идти!»

Неожиданный разговор

После прибытия к Священным Пещерам, нам дали два дня отдыха.
Утром нас собрали для встречи с преподобным Шри Анандой.
Мне с самого начала было интересно, в каком состоянии находились мои одногруппники. Индус Рама выглядел не слишком бодрым и весёлым. Так же не свежо смотрелись тибетец и непалец. А вот Таир, к моему удивлению, был в хорошем настроении. Увидев меня, он по озорному подмигнул.
Когда все собрались, пришёл Шри Ананда. Он поприветствовал нас и внимательно посмотрел на каждого, затем начал свой монолог.
— Вот и закончилось четвёртое испытание, которое продлилось ровно сто двадцать дней. К сожалению, не все выдержали экзамен на выживание в условиях изоляции. Двое участников не справились с поставленной задачей и сошли с дистанции, остальные успешно прошли испытание. Скажу о каждом персонально. Рама решил поголодать, находясь в пещере, более сорока дней в состоянии медитации. Чингиз, наоборот, отказался от пещеры и умудрился соорудить себе жилище наподобие юрты. Он занимался рыболовством, собиранием лесных ягод и сумел добыть огонь.
Оригинально провёл испытание Ляо. Он тоже нашёл хорошую пещеру, где успешно занимался цигуном. Питался всем, что попадалось под руки: животные, рыба, лесные ягоды и травы.
Очень радостно и увлечённо проявил себя молодой человек из Советского Союза. Найдя для себя приличную пещеру, он сумел обустроить ее, как настоящее жилье. Научился добывать огонь, молодец!
Таир так же хорошо обустроил свою пещеру. Охотился за дикими козами, ловил рыбу и занимался йогой.
Но в тот момент, когда Шри Ананда говорил, я думал о Таире. Я вспомнил его слова, сказанные накануне последнего испытания. Он был чем-то взволнован и хотел поделиться своими мыслями. Я приготовился выслушать его.
— Алан, я думал о себе и пришёл к такой мысли. Мы столько времени находимся в этой затерянной дыре. И то, что мы психологически готовы принять духовную науку, мы уже убедились в прошедших испытаниях. Они и есть наши доказательства, что мы можем самостоятельно постигать многие духовные знания из других источников и от других мудрецов. Почему же мне не продолжить самостоятельно пройти испытания в других условиях? Например, пройти пешком пустыню Такла-Макан, затем побывать в горах Тянь-Шаня, Алтая? Общаться с разными людьми, побывать среди потомков древних племён и малоизвестных народов. Так я смогу больше увидеть и узнать, чем сейчас. Я не хочу быть школьником или учеником какого-либо ашрама. Я желаю быть странником и искателем священных знаний. Жизнь нужно превратить в своё учение, направить её на поиск сакральных знаний!
Он замолчал. По его волнению было понятно, что он давно пришёл к этой мысли. Я был в замешательстве и немного растерян. Новая мысль и идея, которые требовали проявления в своих действиях.
— Таир, ты меня поражаешь! Это независимая и очень смелая мысль. Ты как внук знаменитого ходжи, находишь откуда-то странные идеи. Они пугают, но при этом притягивают своей новизной и отчаянностью, в них есть что-то безрассудное. Я ещё не готов сказать надо тебе, делать это или нет. Нужно время, подожди немного! Но в этих мыслях есть много здравого смысла.
— Спасибо, Алан, за правильный и честный ответ. Я сам нахожусь на распутье. Видимо, я ещё не укрепился в своём решении. Подожду ещё некоторое время. Пусть идеи созреют окончательно или растают как дым!
Вспомнив этот разговор, неожиданно я сам начал приходить к этой мысли. Вот и сегодня ночью вышел из пещеры и долго стоял, закинув голову к небу. Я смотрел на радужный парад звёзд, а меня брала странная тоска по путешествиям.
Вот так можно прожить и умереть, не увидев многообразия мудрости народов, встреч с интересными людьми, не увидев красоты гор, долин, лесов и пустынь. Надо решиться: уйти сейчас или никогда!

Конец четвертой части.


Рецензии