Днестровские плавни

Греки именовали реку Тирас (Днестр), итальянцы – Дженестр, древние германцы – Агалингус, турки – Турла, осетины - Дон.

Одесская область состоит из двух частей, разделенных между собой Днестровским лиманом. Попасть из одной части области в другую можно несколькими путями. Самый удобный путь - через северную часть плавней Днестровского лимана, вдоль правого берега Днестра. Там уже существует дорога между пунктами Одесса - Маяки (Украина), Паланка (Молдова), Удобное (Украина) и далее - на Измаил и Рени.
Переговоры с Молдовой об установлении границ проходили более пяти лет. Украина отдала соседней республике часть своей территории в районе населенного пункта Джорджюлешты, благодаря чему Молдова получила выход к Черному морю.

Как это начиналось…

Иван Русев родился в болгарском селе  Дмитровка Татарбурнарского района Одесской области. Летним днем 1976 года он закончил Дмитровскую среднюю школу и ехал автобусом в Одессу, чтобы поступить на биологический факультет Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова. Позади находился дом, где он любил есть дымящуюся мамалыгу, макая ее в разные соусы. Во дворе был птичник: куры, утки и белоснежные гуси. Красивая деревенская картинка...

Трасса пересекала днестровские плавни. Живописный уголок края. Ивана поразили просторы пойменных лугов и обилие птиц на них. Он каждое лето приезжал в днестровские плавни наблюдать мир живой природы, разгадывать ее загадки.
Днестровские плавни – это море огромных камышей, населенное дикими котами, выдрами, ондатрами, камышовыми курочками, водяными ужами. Туманная реальность. Чистилище для души. Птицы взлетают, кружатся, хлопочут и пропадают в зарослях, словно шутихи. На мелководье, заросшем чилимом (водяным орехом), стоят неподвижные белые цапли.

Села и деревни приходили в упадок, так как молодежь уезжала в Москву, на заработки. Те, кто остались пили "сливовку", "яблоневку" или "абрикосовку". Единственное развлечение - дискотеки в клубе. Там каждый день случались драки.
 
Одесса показалась Ивану мертвым городом, который живет своим великим прошлым. Поражает только порт, синий простор и белоснежные корабли.

Ивану и его двум сокурсникам в Одесском университете дали возможность заниматься исследованиями самостоятельно. Главная задача эксперимента была дать студентам проявить себя учеными-исследователями природы. В 1981 году Иван Русев закончил обучение в университете с отличием и его направили на работу в Одесскую противочумную станцию Минздрава СССР (Украинский научно-исследовательский противочумный институт им. И.И. Мечникова), где он работал в должности заведующего лабораторией экологии носителей и переносчиков возбудителей особо опасных инфекций, а впоследствии исполнял обязанности заместителя директора института по научной работе.

В 1982 году закончилась стройка большой плотины Днестровской гидроэлектростанции. Весенние паводки в дельте прекратились и исчезли многие виды птиц. Через четыре года каравайка, являющаяся символом дельты, перестала размножаться в регионе. Иван и Тамара Русевы начали распространять информацию о важности биоразнообразия дельты Днестра с целью убедить власти изменить работу электростанции и создать охраняемую территорию. К ним присоединились Игорь Щеголев и Вадим Гонтаренко. Там появилась первая экологическая организация в Украине – Фонд «Природное наследие».

В годы перестройки Иван Тимофеевич стал одним из основателей городского экологического клуба при редакции газеты «Вечерняя Одесса», организовал ежегодную международную экспедицию «Днестр».

В 1989 экоактивисты пресекли нелегальные действия молдавской компании, которая добывала песок и гравий на молдавском участке Днестра, накапливала и хранила этот песок и гравий на украинском берегу реки для продажи. Это был первый случай, когда украинская НПО остановила такие большие работы. В том же году они предложили включить дельту Днестра в список Ключевых орнитологических территорий Европы.

В СССР для создания национального парка требовалось предложить выгодную экономическую альтернативу, как основание для выведения земель из севооборота.  Получить статус природного заповедника было легче, но этот статус предусматривал запрет на любые виды деятельности на территории.

В дельте промышляло много браконьеров. Они мешали реализации идеи, так у них были родственные связи с должностными лицами в органах власти, отвечавших за регион. Все это очень осложняло создание охраняемой территории. Тем не менее, активисты собрали всю документацию и подготовили научные документы, необходимые для основания Национального Парка.

Появились и новые враги - общества охотников и рыболовов. Они были хорошо организованы и вели активную информационную компанию.

В 1990-е годы Верховный совет Украины принял законы, имеющие прямое отношение к вопросам экологии, это Закон об охране окружающей среды (1992) и Закон об экологической экспертизе (1994). Было создано Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Существовала специальная организация, Государственная инспекция по охране Черного и Азовского морей, которая занималась береговой зоной. Кроме того, в каждом административном регионе (области) существовали Государственные управления экологии и природных ресурсов. Эти организации отвечали за проведение государственной политики в области окружающей среды в прибрежных районах.

В 1993 году в дельте Днестра была основана охраняемая территория площадью 7620 га. Этот природный заповедник назывался "Днестровские плавни". Через год первый Президент Украины, Леонид Кравчук, утвердил специальный закон о резервировании важных территорий, которые в будущем должны получить статус охраняемых. Дельта Днестра была включена в список.

В 1996 г. Парламент Украины ратифицировал Рамсарскую Конвенцию, и дельта Днестра была включена в список ВБУ международного значения по Рамсарской конвенции.

11 января 2002 года Одесский областной совет принял решение о создании национального парка площадью 21400 га.

В 2000 году появилось "Поручение по результатам рабочей поездки Президента Украины по Одесской области 17-18 декабря 2000 г." Министру Минтранса Украины Л.М. Костюченко. Скоро был составлен проект автомагистрали, которая должна была пройти по трижды заповедным местам: урочищу "Днестровские плавни", плавням, защищенным Рамсарской конвенцией 1971 года, проектируемому Нижнеднестровскому национальному парку.

27 апреля 2001 года Иван Трифонович Русев  активист Фонда «Природное наследие» и Украинского общества охраны птиц узнал, что на территории Одесской области в Украине без проекта, оценки воздействия на окружающую среду и экспертизы начато крупномасштабное, на сотни миллионов гривен, строительство скоростной автомагистрали через водно-болотные угодья международного значения  и заповедное урочище «Днестровские плавни».

8 мая 2001 года начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Одесской области Виталий Примак, как заместитель губернатора по Гражданской защите провел заседание по строительству автотрассы Одесса-Рени. Решили, что 14 мая строить не будут.

Виталий Александрович – уроженец хутора Торговица, полковник в отставке. Он героически повел себя при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому ему доверяли.

С 9 по 13 мая Иван Трифонович Русев был на Днестре. Он верил Виталию Примаку, но решил проверить все на месте.

9 и 10 мая стройка не велась, видимо строители праздновали День Победы.

11 мая, как оказалось, одесским властям доверять нельзя. Они, видимо, не беспокоились о последствиях или считали Русева недалеким человеком.
На пойменном лугу у 51 км автотрассы Одесса-Рени  четыре мощных и огромных грузовика «КРАЗ-255Б» активно засыпали щебень. Все это происходило на территории заповедного урочища  «Днестровские плавни».

Александр Терещук любил свой «КРАЗ», огромный бортовый грузовик. Двигатель работал на дизельном топливе и обладал большой мощностью - 240 лошадиных сил, при 2100 оборотах в минуту. Кабина машины представляла собой деревянный каркас оббитый жестью.

«КРАЗ-255Б» был способен преодолевать практически любые труднопроходимые участки, не только благодаря полному приводу, но и посредством особых широкопрофильных шин, напоминающих лапти. При проколах поддерживалось давление в шинах, и машина могла проехать еще несколько десятков километров. В народе его называли «Лаптежник». Не нравилась ему только тряска и вибрация в кабине с деревянным каркасом.

12 мая Иван Русев с двумя студентами решился на рискованное мероприятие. Они перекрыли машиной «Жигули» съезд «КРАЗам» к лугу. Александр Терещук и другие водители стали возмущаться.

Подъехал прораб. Великий начальник. Маленький, лысый, пузатый и толстозадый.
- Кто вы такие? Почему мешаете работать? – спросил прораб. Всех покалечим, кто не покинет эту местность.

- Я член нескольких одесских экологических организаций, - сказал Иван Русев и показал удостоверение общественного инспектора охраны Черного моря. – Прошу вас показать свои документы.

Никаких документов у них не было. Прораб и водители отказались представляться.
- Нам дали приказ отсыпать гравий в этом месте. Никто никаких документов нам не дал, - сказал начальник.

Он подошел к водителям и что-то им сказал. «КРАЗы» окружили  автомобиль Русева.
-  Это зачем? – спросил их эколог.

- А чтобы ты не сбежал, когда мы будем тебя бить. Сейчас только всё согласуем.
Прораб уехал в ближайшую деревню, чтобы узнать мнение руководства. Скоро он привёз директора школы села Маяки, так как в акции участвовали школьники.

- Сейчас здесь будет кровь. Кто-то должен отвечать за срыв стройки. Это эколог Русев или директор школы, – сказал прораб.

Русев по мобильному телефону позвонил Алле Ильиничне Шевчук, руководителю Одесского Социально-экологического союза.

- Алла Ильинична, можно вас попросить? Мне нужна ваша помощь. Соберите, пожалуйста, журналистов и приезжайте на луг у трассы. Здесь стоят «КРАЗы». Увидите. Я рядом.

- Не звоните. Мы уезжаем, - робко сказал прораб.

- Я прошу вас подождать. Сейчас  приедут журналисты. Всё им расскажите.

- Мне дали команду, что нужно срочно убираться. Мы уезжаем.

Русев позвонил Шевчук и сообщил о том, что происходит.

Четыре «КРАЗа» начали выезжать в объезд машины инспектора. Три из них имели груз. Через пару минут их не стало у пойменного луга. Русев сопровождал их на протяжении десяти километров. Ехали автомобильной трассе до моста через реку в село Маяки.

В селе «КРАЗы» остановились.

- С понедельника у нас будут все документы, - сказал прораб Русеву на прощание.

На  следующий день стройка не велась, но Иван Русев знал, что строители начали работы у 60 километра. Эколог больше переживал за этот прекрасный луг и караваек. На  Днестровском лимане, в районе Песков, было зарегистрировано десять этих птичек. Для Ивана они были индикатором экологического благополучия. Он надеялся, что караваек станет больше и они  найдут здесь еду и места для выведения потомства.

Каравайки имели длинные ноги и длинные, загибающиеся чуть книзу носы. Это родственники ибисов, которых древние египтяне считали священными птицами, и семейство, к которому они принадлежат, так и называется — ибисовые.

Иван рассказал Алле Ильиничне Шевчук, что строители уничтожили часть луга в заповедном урочище и начали отсыпку луга на территории водно-болотных угодий международного значения.

- Сотни караваек, цапель, ходулочников, гусей с гусятами не смогут нормально кормиться, – говорил Иван. - В понедельник надо обязательно быть на 51  и на 60 км, чтобы не дать современным варварам уничтожать заповедные места.
Русев собрал активистов социально-экологического союза Одессы, Фонда «Природное насление», Экологического центра «Дельта Днестра», клуба «Мама-86», клуба «Зелёный дом» и Украинского общества охраны птиц.
 
- Строители начнут свою работу с 9 часов утра, также как было предыдущие дни. Скорее всего будет присутствовать милиция и представители Одесской областной администрации.  Вам надо будет объяснять, что проекта дороги, ОВОСа, экспертизы и заявления об экологической безопасности нет. Для тех, кто хочет участвовать в пикете, необходимо иметь паспорта или другой документ. Мы должны встретиться в 8 часов утра  у 51 км автотрассы Одесса-Рени (бывшей союзной дороги Ростов-Рени», чтобы посовещаться. Я приеду раньше. Это в 11 километрах от села Маяки и в 5 километрах от села Паланка. Потом часть активистов поедет на 60 км. Чтобы не заблудиться, запомните: слева по ходу из Одессы видна отсыпка и огромный вал-каток для утрамбовывания щебня. Я договорился с местными ребятами из села Маяки. Это мои юные экологи: студенты и старшеклассники. Их будет семь человек. Наша главная цель - договориться о прекращении стройки до завершения всех процедурных вопросов, связанных с подготовкой проекта. И самое главное – проведения общественной экспертизы, поскольку на официальную экспертизу будет сильное давление. Есть небольшая надежда на то, что президенты Украины и Молдовы договорятся и все на этом закончится. Дай Бог. 7 мая я отправил телеграммы Президенту Украины Кучме на Банковскую, 11, ГенПрокурору Украины, Минэкологии и природных ресурсов, Уполномоченному по правам человека Корпачевой в Верховную Раду, Одесскую облгосадминистрацию, Экономическую комиссию ООН для Европы в Швейцарию. Строители уничтожили пахотные земли, началась отсыпка грунта на территории водно-болотных угодий международного значения. Всё это происходит в районе Одесского водозабора – единственного источника водоснабжения  для миллионов граждан Украины.

- А зачем были отправлены телеграммы в ООН и Совет Европы?
- Наносится непоправимый ущерб единственной в Европе подобной пойме, ее природной среде, флоре и фауне. Мы с вами это обсуждали. В  уникальных плавневых экосистемах уже начался нерест, массовая весенняя миграция птиц. Был объявлен сезон тишины. Только мы с вами можем остановить незаконные действия министерства транспорта Украины. Меня уже поддержали: председатель Одесского отделения Международного социально-экологического союза Алла Шевчук, Г. Калугин из Центра независимых и культурных программ, В. Дегтяренко (Одесская региональная академия наук), И. Выхрестенок из общества «Возрождение», Экологический клуб Запорожья, Азовский экологический фонд и другие.

- А какова позиция Молдовы.
- 7 мая, мой друг - доктор биологии Илья Дмитриевич Тромбицкий написал письмо Президенту Республики Молдова Владимиру Николаевичу Воронину. Граница не позволяет Украине использовать дорогу мимо села Паланки уезда Тигина. Кучма предложил взять участок дороги в аренду у Молдовы на 99 лет в обмен на участок берега Дуная в районе Джурджулешт. Правительство Молдовы одобрило сделку, но против выступил парламент и начались акции протеста селян. Из-за этого Президент Украины Кучма дал поручение от 21 декабря 2000 года начать строительство дороги по Днестровским плавням. Сейчас нет проекта, экологической экспертизы, нарушены международные природоохранные конвенции, принятые в Рамсаре в 1971 году, Эспо в 1991 и Хельсинки в 1992.
- К чему это приведёт?
- Село Паланка будет отрезано от дороги и от Одесской области Украины. Жители не смогут заниматься придорожной торговлей, посещать свои огороды на украинской стороне. Страна огромные бюджетные миллионы доллары на строительство дороги, так как это заболоченная местность. Будет нарушен гидрологический режим и необратимо испорчен прилегающий к Молдове большой участок плавней, где в настоящее время гнездятся редчайшие охраняемые виды птиц. Это подорвет добрососедские отношения между странами, хотя стройка интересует только Минтранс Украины.

15 мая 2001 года в 9 часов утра Русев созвонился с начальником управления экологии и природных ресурсов в Одесской области Толопко по мобильному телефону.

Юрий Николаевич, если вы не приостановите незаконное строительство немедленно, то мы подадим на вас в суд.
- Вы что-то путаете. Строительство не ведется, оно уже приостановлено с 8 мая, – ответил начальник.
- Прошу вас немедленно приехать на объект или срочно выслать инспектора для того, чтобы сделать предписание на незаконную отсыпку неповторимого заповедного луга.
- У меня нет машин и бензина, – сказал начальник.
- Если не будете реагировать на обращение – мы подадим на вас в суд. Это ваш последний рабочий день.
- Посмотрите информацию. Сегодня вышла газета «Вечерняя Одесса». Здесь описана ситуация за 11 и 12 мая с фотографией происходящих событий.
- Дело  сильно зашло в тупик и надо останавливать, – сказал Толопко, посмотрев газету.

Толопко позвонил первому заместителю, кандидату технических наук Зацерклянному Милентию Милентиевичу и дал ему задание немедленно выехать.
- Сейчас нет машины и бензина, – объяснил зам.
- Предлагаю ехать на моём «жигули», – сказал Русев, а потом позвонил в районную инспекцию своим
подчиненным, чтобы они приехали на место.

Через час «жигули» были на 51 км. Шесть пустых КРАЗов двигались в направлении карьера. Автомобиль Русева постоял 30 минут, а потом направился на 60 км трассы, где во всю шла стройка. В пыли работали десятки КРАЗов, экскаваторы, грейдеры и т.д.
- Стойте! Все работы незаконны! – кричал Иван, выйдя из машины.
- Вы кто такие? Не мешайте работать.
- Я – первый заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов в Одесской области.
- Ничего не знаем. 
Иван пошёл искать знакомого уже прораба. Тот увидев эколога и природоохранного начальника стал убегать от них. «КРАЗы» продолжали сыпать грунт. Русев загородил им проезд.
- Дайте нам отсыпать остатки и мы уедем на обед, – попросил  Александр Терещук.
- Ладно. Сыпайте, – сказал Зацерклянный.
«КРАЗы» уехали, а инспектор из района так и не доехала. Русев получил сообщение на пейджер, что груженные машины подъезжают к 51 км и начинают отсыпку. Там уже шли работы, а молдавские пастухи глазели на это.
- Друзья, можно вас попросить перегородить дорогу машинам, так как это незаконная стройка, – попросил Иван пастухов.
- А ты кто такой?
- Я – учёный-эколог, активист. Со мной первый заместитель начальника управления экологии и природных ресурсов в Одесской области.
- Мы – граждане Молдовы, поэтому не будем мешать проведению работ в другой стране. Нас арестуют.
В это время на отсыпке показался красный джип. Вокруг него была куча людей.
- Кто это такой? – спросил Русев водителя этой машины.
- Это прокуратура.
- Извините, а вы из какой прокуратуры?
Никто не ответил. Номера были, действительно, прокурорские 777-22 ОА.
- Вы должны немедленно остановить безобразие, – сказал Иван этому крутому мужику.
Не было никакой реакции.
- Вы получили телеграмму от многих природоохранных организаций о незаконном строительстве. Почему вы не останавливаете.
- Отстаньте! Мы вам ответим всем, когда прийдет время.

Русев попробовал сделать снимок.

- Запрещено законом Украины.
- Уйди дядя или шею сломаю, – сказал какой-то мужик по имени Ярослав Иванович.

«КРАЗы» поехали на луг. Иван бросился наперерез и попал под машину Александра Терещука. Тот начал орать.

В это время прокуратура вела свои видеосъемки. Странное
поведение. Основная трасса перекрылась «КРАЗом» Терещука. Прораб дал команду отъезжать.

Машины стали высыпать жерству на обочине. Прокуратура в это время нагло вела беспрерывные переговоры по мобильному телефону.
    Зацерклянный стоял и смотрел, что происходит.
- Напишите на чистом листе бумаги предписание, – попросил Иван.
- Я имею право писать только на официальном бланке. Бланков с собой у меня нет.

Иван с первым замом поехали в Одессу.

16 мая разгорелась настоящая война против строительства дороги. Мир закончился.

В 7 часов 30 минут утра начался экологический митинг в защиту заповедника. Собрались представители разных экологических организаций, местные жители и школьники. Они развесили информационные плакаты. Приехали тележурналисты, приглашённые Аллой Шевчук.

Враг собрал свои силы: милицию, представителей прокуратуры и пограничников. Затем подъехали строители на «КРАЗах».
- Освободите дорогу, вы нарушаете законодательство Украины, – сказал милиционер.
- Чем это я нарушаю? – спросил Иван.
- Мешаете проведению строительных работ.
- А вы нарушаете природоохранное законодательство, так как у вас отсутствуют все необходимые документы.
- Вы все будете арестованы. Это приграничная зона. Здесь недопустимы беспорядки.

Скоро подъехал Чукан Анатолий Фёдорович – начальник администрации автомобильных дорог.
- Водитель «КРАЗа», – обратился он к Александру Терещуку, – зацепите автомобиль нарушителя и откинуть её в сторону.
Команду, незамедлительно, выполнили.
- Всем приступить к работе, – кричал начальник.
«КРАЗы» двинулись на луг.
- Ребята, будьте осторожны! – крикнул Иван, увидев что его студенты легли у машины.

Терещук и другие водители начали драку. Участковый и пограничники стояли молча и ничего не делали, но скоро ринулись оттаскивать ребят от машины. Водители придумали высыпать жерству (гравий, щебень) на смутьянов.

Когда ситуация обострилась приехал инспектор и предъявил им предписание о приостановлении работ до получения положительного заключения экспертизы.
- Нам плевать на вашу бумажку сказал прораб. - Она нам не указ. У нас бумага важнее. Постановление Кабинета министров Украины, подписанная Ехануровым Юрием Ивановичем – вице-премьером Украины.
- Это липа, – сказал эксперт-юрист, который приехал с инспектором. - Нет выходных данных, не соответствует нормам делопроизводства.
- Сейчас приедет наряд полиции. Он вас раскидает, – сказал участковый.
Время шло. Полиция так и не приехала.
– Поймите нас, – сказал прораб. – У нас есть план строительства. Мы должны его выполнять. Давайте завтра встретимся. Рассмотрим документы и ОВОС. нять их.

Предложили завтра собираться на рассмотрение документов и ОВОС.

- Мы согласны при условии, если вы прекратите сыпать, – сказал Иван Русев.
Водители разъехались. Покинули луг участковый и пограничники. Ушли школьники. Русев с четырьмя студентами уехали на 60 километр автотрассы. Там стройка не велась и собралась масса тростниковых птиц: больших белых цапель, рыжих цапель и караваек.

Вечером Иван получил извещение из университета о том, что до  конца июля действует сезон тишины. В следующие дни он ездил на луг, чтобы узнать, как живут каравайки и чудесные желтые, рыжие, белые цапли. Недалеко расположились отдыхающие экскаваторы. Скоро им встретился знакомый парень.
- Иван, «КРАЗы» уехали на 51 км, – крикнул экологу местный житель. – Они решили, пока вас нет, продолжить работы.
Русев с активистами помчался на автомобиле обратно.
Ситуацией, действительно, воспользовались строители. «КРАЗы» снова начали сыпать. Молодые друзья из экоцентра «Дельта Днестра» и Украинского общества охраны птиц перегородили спуск груженным самосвалам. КРАЗы всё ещё подъезжали к лугу.
- Разрешите нам отсыпать, попросил Александр Терещук. – Работать нам всё равно не дадите, а везти щебень обратно в карьер накладно. Это около 35 км.
- Разрешаю вам высыпать на проезжую часть автотрассы, – сказал Иван Русев.
- Слушайте! Я – всего лишь стрелочник и ничего не решаю. Мы едем на базу, – сказал прораб и дал команду водителям. «КРАЗы» радостно рванули с места боя. Днестровские плавни содрогались от их рёва. Болотные птицы тоже сорвались с места кормёжки. Лишь каравайки остались рядом с друзьями-экологами.
- Сегодня Кабинет министров Украины выдаст специальное разрешение на строительство, – крикнул прораб.

Через час подъехал наряд пограничников во главе с майором Осатаненко. Четыре пограничника внимательно выслушали экологов и запретили сделать фото.
Экоактивисты были на лугу до 15 часов. «КРАЗы» подъезжали и выгружали щебень на проезжую часть трассы.

- Дорогие друзья! Спасибо вам! Если мы не приехали, пойменный луг был бы засыпан,  около 3000 водно-болотных птиц потеряли бы на день любимые места    кормежки, сотни тысяч гидробионтов, амфибий, рептилий погибли бы или были бы распуганы «КРАЗами». Мы добились второй маленькой победы, заставив «КРАЗы» убраться с территории, – сказал Иван Русев.

На следующий день Русев пришёл на биологический факультет университета в Одессе.
- Иван, Кабинет министров обратился за официальной бумагой в Одесский национальный университет с    просьбой срочно выдать справку о сроках сезона тишины в плавнях, поскольку твое экспертное заявление о том, что сезон тишины заканчивается в конце июля, их не устраивает, – сказал Анатолий Иванович Корзюков, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии Одесского национального университета имени И.И Мечникова, Президент Украинского общества охраны птиц.
- Дорогой Анатолий Иванович, ты можешь поговорить на эту тему с профессорами, чтобы они оказали сопротивление и ни в коем случае не поддались   на уговоры властей?
- Да, конечно же. Надеюсь, что у них есть совесть.
- Странные люди. «Ужать» по их требованию срок тишины до 1 июня, – сказал Иван Русев.   
Утром 17 мая Иван был на 51 км. В 10 часов приехал прораб.
- Здравствуйте! Можно ли нам сегодня на луг.
- Нет! Мы договорились с властями, что до окончания переговоров никаких действий не будет.
- Мы ждём 15 часов. Если запрета не будет мы продолжим работы.

Русев уехал на встречу с экоактивистами, чтобы обсудить совместный план действий.

Днём начались переговоры с Чуканом Анатолием Фёдоровичем, начальником автомобильных дорог Одесской области и другими заинтересованными лицами.

- Мы будем строить и дальше, – сказал Анатолий Федорович Чукан, руководитель корпорации автомобильных дорог. – У нас есть распоряжение губернатора. – Мне жалко птичек, рыбок и другую живность, но дорога нужна, потому что это единственное спасение для жителей южных регионов области.
- Подчиняетесь ли вы, Анатолий Федорович, предписанию представителей Минэкологии о прекращении строительства.
- Оно мне не указ. Нам эколог из университета дал добро, что луг можно засыпать, а мост будет построен в другом месте.
- Но сейчас сезон тишины. Об этом есть справка ученых Одесского университета о его продлении до конца июля.
- Это все ерунда.
Строители заявили, что им надо провести эксперимент: засыпать по 300 метров природного ландшафта с каждой стороны и посмотреть, как себя будет вести природа, поскольку плавни эти для них очень сложные.
- Отсыпка пойменного луга никак не может вписываться в эксперимент, поскольку это не тростниковые заросли и это абсолютно ничего не даст, - сказал Иван Русев.
- Мы пойменный луг не засыпаем, - ответил Чукан.

Иван достал цветные фото большого формата и показал всем присутствующим, что происходит.
- Вот луг. Здесь плавни, а вот так ведется отсыпка.
- У нас есть проекты. Его разработчики указали место отсыпки.
С места поднялся Иван Яковлевич – инженер проекта.
- Строительство магистрали - это безумие и что дорога не должна строиться, – заявил он.

Шок. Все замолчали. Совесть и ответственность совмещались в этом мужчине.

Но скоро началось оживление, так как подошел руководитель комиссии по ОВОСа (оценке воздействия на окружающую среду) - Стойловский Виктор Петрович.
- В проекте будут соблюдаться все экологические требования, которые выставил Иван Русев на этапе предварительного обсуждения.

Позже оказалось, что всех он обманул.

-    У меня последний вопрос к строителям дороги. У вас есть предписание инспектора управления экологии и природных ресурсов о прекращении стройки 15 мая, до получения положительного заключения экоэкспертизы. Будете ли вы продолжать строить?
- Мне никто никакого предписания не давал, - ответил Чукан.
- Вот видите, господин Чукан публично заявил, что ему плевать на законы и природоохранную инспекцию, - заявил Иван Русев.
- Господин Маузураш, выпишите при нас еще одно предписание. Специально для господина Чукана, поскольку первый вариант где-то потерялся.

Инспектор управления экологии Виктор Маузураш выписал новую бумагу.

- Будете ли вы продолжать стройку?
- Да, - сказали представители строителей.
- Тогда мы снова едем на пикет и вся ответственность за возможные происшествия ляжет на вас.
Чукану стало плохо, и он интенсивно пил валидол.
- Мне ваша стройка до одного места. Мне дали приказ и я должен выполнять, но если там будут люди то это проблема. Иван Трифонович переговорите из моего кабинета с замгубернатора - начальником Государственного управления охраны окружающей природной среды в Одесской области Примаком. Он – куратор стройки, поскольку губернатор до субботы в отъезде.

Трубку телефона в кабинете заместителя никто не брал. Экологи вышли на улицу, чтобы обсудить свои действия.

Чукан делал звонки по мобильнику. Скоро он тоже вышел на улицу.

- Мы снимаем все машины со стройки до приезда губернатора. Когда глава области приедет, тогда и встретимся с вами снова, - сказал Анатолий Федорович.
- Будем ждать. Но мы не спускаем глаз с объекта. Наши люди круглосуточно следят за ситуацией, - ответил ему Иван Русев.

    В 17 часов началось заседание Общественного экологического совета Госуправления Минэкологии и природных ресурсов в Одесской области, ученых негосударственных организаций. Всего было 35 человек. Иван Русев раскритиковал Одесское управление экологии за бездействие. Было принято решение обратиться к начальнику управления экологии и природных ресурсов Толопко Юрию Николаевичу и в генеральную прокуратуру о незамедлительном прекращении строительства до завершения общественной экспертизы и получения положительного заключения госэкспертизы.

    Для птичек дельты Днепра наступил счастливый период. Их веселье поддержали лягушки и жерлянки.

    18 мая 2001 года Иван Трофимович встретился с начальником управления экологии Толопко Юрием Николаевичем и его заместителем. Обсуждали возможные варианты дисскусий с губернатором и возможные решения.
Экоактивисты уехали на луг. Скоро по мобильнику они сообщили, что машины стоят наготове, но границу не переходят.
19 мая 2001 года Иван был на Днестре и встречался с прорабом стройки.
- Мне дали жесткое распоряжение не строить, пока не будет переговоров и соответствующей команды.

Ребята докладывали, что на 51 км ничего не происходит, а на 60 км ведутся работы - отсыпка полотна у ответвления старой дороги в сторону ветландов (водно-болотных угодий). Власти привлекли другую фирму. Решили подождать до понедельника, чтобы выяснить ситуацию. Русев должен был ехать на международную конференцию по устойчивому  туризму в Сергеевку. Стройка прекратилась. Экологи не выступали против строительства дороги. Они понимали, что с помощью этого объекта можно будет возродить весь плавневый массив дельты Днестра, который пострадал из-за все того же участка трассы Ростов — Рени, построенного в конце 1970-х годов. Дорога перекрыла естественные протоки, соединяющие реку с плавнями. Ценные луга превратились в сплошные тростниковые массивы. Последний небольшой участок луга дорожники намеревались его засыпать. Нужно строить водопропускные сооружения, мосты, обустраивать специальные экологические коридоры для животных.

Строители же имели лишь бумажку с поручением Президента и справку бывшего вице-премьера Еханурова. Они получили около 500 тысяч гривен и надеялись на большее.

11 января 2002 года Одесский областной совет принял решение о создании национального парка «Нижнеднестровский» на землях Беляевского, Белгород-Днестровского и Овидиопольского районов на площади 22400 га.

13 ноября 2008 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ о его создании в дельте Днестра Нижнеднестровского национального парка.

Продолжение - "Майдан браконьеров".


Рецензии
Началось с Кучмы, закончилось (если, конечно, закончилось) при Ющенко. Неравнодушные люди. Пойма Днестра в дельте Черного моря, действительно, огромный природный заповедник, и такой лакомый кусочек не может быть незамеченным и неиспользован дельцами. Описанные события должны быть услышаны, а люди, защитившие этот ареал природы, в том числе птиц и животных, это настоящие герои. Каравайка нереально красива, и уже в Красной книге.
Спасибо за публикацию

Аля Летка   07.05.2025 11:34     Заявить о нарушении
Вам большое спасибо за отзыв! Больше бы таких таких людей, которые видят социально-экологические проблемы дальше национальных границ. Природу надо сохранять везде!

Игорь Изместьев   07.05.2025 15:51   Заявить о нарушении