Пёстрые конспекты, Путники
Сословие путников сформировал аппарат княжеской власти из неродовитых бояр. Чем больше угодил княжеской власти, тем она сильнее. Чем менее угодил, да мы сами знаем...
Начиная примерно с конца XIII в. — начала XIV в. появились при княжеском дворе бояре, неотлучно пребывая и исполняя административные (воевода, стряпчий) или хозяйственные (постельничий, конюший, сокольничий, ловчий, окольничий) и другие должности. В документах писалось: "конюший с путём", "постельничий с путём"...
Различались ловчие: охотники, псари, бобровники, сокольники, подлазчики, рыболовы, подлёдчики (подлёдный лов рыбы), неводчики. Ловчие и сокольничие, как заведующие звериными промыслами упоминаются в боярских книгах: ловчие с 1509, а сокольничие - с 1550, хотя сокольничий Михаил Степанович Еропкин-Кляпик принимал участие в московском посольстве в Литву в 1503 г..
Со времени появления сокольничего, эта должность нередко соединялась в одном лице с должностью ловчего. В сокольничьи и ловчие назначались люди не именитые, но некоторые из них, начав службу с ловчих, возвышались до думных дворян, окольничих и даже бояр. Ловчие могли всюду разъезжать, кормиться на счёт местных жителей, требовать их участия в охоте. Таковы, например, Нагие и Пушкины, достигшие боярства.
По заслугам жалованы бывали вотчинами. Во время служения выделялось то или иное кормление, иногда пожизненно. Иногда лишались жизни, а не токмо кормления.
При княжеском дворе кроме путников присутствовали тиуны и наместники. Путники, подобно тиунам, могли осуществлять управление хозяйством на местах, а подобно наместникам исполняли функции судей, но в пределах своих вотчин.
Вот, например, жизненный путь одного из путников, Алексея Захаровича Посникова. исполняющего административные должности.
Алексей Захарович Посников в 1534 г. - воевода в Мценске; 1546 г. осенью - стряпчий.
В феврале 1547 г. на свадьбе царя Ивана Васильевича и Анастасии Захарьиной постельничий - стлал постель.
03.11.1547 на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой - “в посылках” у Василия Михайловича Юрьева.
В том же году 9 декабря показан среди поручителей в 10 000 руб. по князю Иване Ивановиче Пронском.
В 1550 – сын боярский по Угличу III статьи. Отчислен в состав столичного дворянства.
В 1558, 1560 гг. – 2-ой раз воевода в Мценске; затем голова в передовом полку с кн. Александром Воротынским. Служил в Москве.
В 1559/60 – воевода в Мценске, затем “по крымским весям”, воевода передового полка в Туле.
Казнен в 1563 г. в связи с опалой А. Ф. Адашева.
В начале марта 1563 г. состоялся арест наместника Стародуба, князя Василия Семенова сына Фуникова, и воеводы Иван Федорова Шишкина, родственника А. Ф.Адашева, заподозренных в подготовке сдачи литовцам Стародуба.
Через месяц в апреле 1563 г. они были казнены вместе с окольничим Д.Ф.Адашевым с сыном Тархом,
Петром Ивановым сыном Туровым (тестем Д. Ф. Адашева), воеводой Алексеем Постниковым сыном Сатиным (шурином А. Ф. Адашева) и Андреем Сатиным вместе с их семьями.
«То тогда же убиенъ в томъ гонению един мужъ Иоанъ, нареченны Шишкинъ, со женою и з детками. Сродникъ былъ Алексеевъ и муж воистину праведны и зело разумны, в роде благороденъ и богатъ. Потом, после тых двухъ або трехъ, убиени благородные мужие: Данило, братъ единоутробны Алексеев и с сыном Тархомъ, яже был еще во младенческомъ веку, лет аки двунадесять, и тесть Даниловъ оного, Петръ Туровъ, и Федоръ, и Алексей, и Андрей Сатины, ихже была сестра за Алексеемъ предреченымъ, и другихъ с ними. А Петру оному аки за месяцъ пред смертию видение божественное дивное явилось, проповедающее смерть мученическую, — яже мне самъ исповедал, которые ту, краткости ради писания, оставляютъ».
Имущество:
Сатин Алексей - владелец усадьбы Останкино. Усадьба передана опричнику немцу Орму. Сатин Алексей к 1594–1595 гг. утратил поместье вероятно в Сежском стане Вяземского уезда: деревня, что была пустошь Гришино с пустошами (6 четвертей доброй земли).
В 1550-ые гг. владел поместьем деревней Осташково в Вяземском стане Московского уезда.
В XV — первой половине XVI в. Сатины на протяжении нескольких поколений были тесно связаны как с боярской думой и двором великого князя в Москве, так и со служилыми структурами удельных столиц (Звенигорода, Углича поле и Старицы).
Сатины и Шонуровы — древний рязанский дворянский род, ведущий свое происхождение от кн. Ивана Федоровича Шонура Козельского (потомка Рюрика в 15-м колене), выехавшего, из Козельска в Москву служить вел. кн. Ивану Даниловичу Калите. Сыновья его перестали писаться князьями и приняли фамилию Сатины. Согласно родословной росписи Сатиных, поданной в 1680;х гг. в Палату родословных дел, представители рода во время службы у князя Владимира Андреевича «пожалованы были городом Любуцким и с уезды».
Алексей Захарьевич Сатин, воевода в Мценске (1559), и брат его Андрей казнены Иваном Грозным в 1561. В XVII в. многие Сатины служили стольниками и стряпчими. Иван Васильевич Сатин убит в 1671 Степаном Разиным.
Ещё один путник - Иван Ёрш Адреевич - постельничий Ивана III.
Общий топоним Осташково и фамилия Ершовы от родоначальника Ёрш - навевают мысли о свойстве или даже родстве. "Мы осташи", - со слов деда по женской линии. Требуются, конечно, дополнительные документальные подтверждения.
Доброго пути!
_______
На Соборной площади в Касимове (в бывшем Касимовском ханстве) стоит особняк XIX столетия, который в официальной краеведческой литературе именуется домом Скорнякова. Предки Ф.С.Скорнякова происходили из касимовских ямщиков, а один из них служил лейб-кучером у государыни-императрицы Елизаветы Петровны. За долгую службу он получил дворянство и собственный герб, на котором был изображен конь в упряжке.
Свидетельство о публикации №224061800959