О музыке души и слова Евгения Носова
но чист и высок её тон» (Виктор Астафьев)
Проза Евгения Ивановича Носова (1925—2002), ритмическая организация произведений писателя поражают поэтичностью, мощью передаваемой мелодии и чистотой её звучания. Музыкальность, песенность произведений мастера заметна уже в названиях: «Во поле берёзонька стояла» (1958), «Где просыпается солнце» (1965), «В чистом поле за просёлком» (1965), «За долами, за лесами» (1966), «На дальней станции сойду» (1984). И это далеко не полный список. В рассказах «Как патефон петуха от смерти спас» (1958), «Дёжка» (1984), тема музыки занимает важное место. В тексты некоторых произведений интегрированы фрагменты фольклорных произведений: частушек, песен, старинных романсов. Роль песен в произведениях Носова исследовала И.С. Климас в научной статье, подчеркивая, что «музыка, песня очень важны для понимания индивидуальной языковой картины мира писателя Евгения Ивановича Носова».
Значимость классической музыки в концептосфере курского писателя Евгения Носова выражена, к примеру, в большом рассказе «Шопен, соната номер 2» (1973). События в произведении происходят в год 30-летия Курской битвы, переломного сражения второй Мировой войны. Главный персонаж – старший духового оркестра дядя Саша. Оркестр, в составе которого в основном молодые музыканты, пригласили на открытие памятника погибшим солдатам в дальний колхоз, куда пришлось добираться по осеннему деревенскому бездорожью, в дождь, да к тому же после открытия памятника обещанный грузовик задерживался. И пришлось музыкантам возвращаться пешком до ближайшей деревни, мёрзнуть на промозглом ветру, под моросящим дождём. Вот уже и до тёплой избы добрались, и девушки-студентки, с которыми ранее успели познакомиться музыканты, милы да приветливы. Принарядились девушки, просят музыкантов сыграть что-нибудь, чтобы время скоротать. Приободрились отогревшиеся парни, подобрали новомодную весёлую мелодию. Но дядя Саша не дал развлечься. Велел играть Шопена. Не посмели перечить музыканты старшому, послушались.
В неспешно развивающемся повествовании сначала памятник погибшим на Курской дуге, затем трагическая соната Шопена оказываются точкой соединения мирного настоящего и военного прошлого, о котором молодые люди имеют весьма смутное представление. Но старшой, в прошлом фронтовик Саша Полосухин, командовавший ротой, помнит войну, скорбит о погибших товарищах. На его глазах гибли солдаты, оставаясь неизвестными, не похороненными и не отпетыми как подобает. Стоя у обелиска, читая фамилии погибших, он вспоминает фронтовое прошлое, размышляя, что и его фамилия могла быть здесь же, на камне. И воспоминание об убитом на колючей проволоке солдате болью отзывается в его душе. Не забрали, не схоронили. А сколько таких солдат в землю полегло! И старушка Пелагея, приютившая музыкантов, о том же говорит. Её сыновья не вернулись с войны. Потому терзает сердце матери печаль, что даже могилы сынов ей не довелось увидеть. Похоронили ли их по-людски? Есть ли вообще могилы у её сыновей? Из переклички пластов прошлого и настоящего развивается мотив ответственности старшего поколения за память, за преемственность, за воспитание молодёжи, за умение сохранить и передать уважение к прошлому, к подвигу солдат, погибших за мирную жизнь, за свободу своей земли.
В деревенской избе зазвучала траурная музыка. Девчонки притихли, а пожилая женщина, потерявшая детей на войне, сидела, строго выпрямившись, внимательно слушала скорбную мелодию, «вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери». В какой-то момент девушки не выдержали трагизма звучавшей музыки, тихо ушли за занавеску. А старушка, дослушав сонату Шопена, поднялась и с облегчением произнесла, что теперь её погибших сыновей проводили, как полагается. Пелагея похвалила музыкантов, поблагодарила за исполнение. Музыканты, не дожидаясь утра, продолжили свой путь к дороге. Теперь они шли, упрямо переставляя ноги в полной темноте, и дяде Саше казалось, что сейчас сорок третий год, а за ним идут молодые солдаты. Он подбадривал их, говорил, что скоро доберутся до места.
Классическая музыка, метко, ярко сказанное слово обладают магической силой, способны влиять на настроения людей, меняя мир к лучшему. Этой способностью, даром влиять на сознание читателя наделена проза Мастера, Евгения Ивановича Носова, нашего земляка, которому в 2025 году исполнится 100 лет. Непросто создавать портрет писателя, чьи произведения переведены на разные языки, чьё творчество входит в сокровищницу Российской и мировой литературы. Но и говорить о его мастерстве нужно, чтобы сохранить и передать память, поэтику и мелодию, глубокий смысл его произведений.
Своё творческое кредо Евгений Иванович однажды изложил в рассказе «Во субботу, день ненастный» (1967): «Написать что-нибудь простое, бесхитростное, ни на малость не вмешиваясь в течение жизни… написать так, как было.., без привиранья и лукавства». Так он и жил – скромно, без пафоса, любил природу и при малейшей возможности спешил сбежать из города на рыбалку или по грибы, помогал людям и всегда жалел каждого своего героя, вместе с ним переживая боль и радуясь простым вещам. Он умел замечать важное, о чём стоило говорить, умел сказать о важном метко и просто, без трагизма и пафоса, словно спеть душевную песню. Работая в газете «Молодая гвардия», Носов придумал юмористический персонаж, дав ему имя Ваня Курский. Это неунывающий человечек с длинным, как у Буратино, носом, который он «совал» всегда с толком, пытаясь помочь, где необходимо, исправить недостатки, поддержать в трудном деле.
Особенно внимателен был Носов к людям, стоящим у истоков нашей жизни, к тем, кто нас поит и кормит, одевает и обувает, на ком земля держится, – к хлеборобам, скотникам, дояркам, кузнецам. Он умел заметить и показать некрикливую, не напоказ выставленную красоту, духовность, талант бескорыстно и непосредственно жить, самозабвенно, трудиться, испытывать сердечную любовь к земле, родине и людям. В 2001 году при вручении Государственной премии им. М. Горького Евгению Носову Александр Солженицын отметил: «У Носова в «Усвятских шлемоносцах» — эпическое озарение: первый зов и сплошной уход крестьянского народа на войну — с той покорностью и мужеством, с каким он уходил и уходил век за веком на столькие войны и войны». Повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977) тесно связана с давним прошлым, с многовековыми славянскими традициями, со «Словом о полку Игореве», цитату из которого Носов приводит в качестве эпиграфа. По искренности, достоверности жизненного материала, по многообразию тем и мотивов, по звучанию, можно сказать по выстроенной партитуре человеческих мыслей, чувствований и переживаний, организованных в единое художественное целое по принципу симфонического развития – непрерывного накопления и роста духовной и эмоциональной энергии народа, повесть действительно впечатляет.
Евгений Иванович был неравнодушным человеком, память о творчестве и таланте писателя нужно передавать нашим детям не наспех, а также вдумчиво, бережно, с любовью и вниманием, как он писал, вслушиваясь в смыслы, в музыку его прозы, чтобы не фальшивить, не пропустить то важное, что оставлено нам в наследство Мастером: талант любить свою землю, своё прошлое, ценить и беречь богатство своей земли, своего народа, хранить и множить культурное наследие. Носов был одним из непосредственных создателей объединения молодых прозаиков и поэтов при областном книжном издательстве. В 1950-х годах стал издаваться «Курский альманах», переименованный позднее в «Простор», где публиковали работы начинающие авторы. О внимании Носова к начинающим авторам вспоминает писатель Михаил Еськов. Учеником Носова был Николай Иванович Гребнев (1944 – 2020), живший на улице Блинова в одном доме со своим учителем и наставником. Писатель Гребнев бывал в квартире Мастера. После ухода Евгения Носова из жизни Николай Иванович написал книгу «Букет Мастеру: рассказы и очерки о Евгении Носове» (2017). Именно Евгений Носов дал Николаю Гребневу рекомендацию для вступления в Союз писателей России. Книги Носова Николай Иванович всегда хранил как талисман.
Среди архивных материалов сохранилось фото 1982 года, на котором Евгений Носов запечатлен на репетиции в старом здании Курского драматического театра, где состоялась премьера спектакля «Усвятские шлемоносцы» по одноименной повести писателя. Авторами инсценировки стали сам прозаик и режиссер-постановщик Валерий Гришко. Богатая коллекция принадлежавших Евгению Носову вещей, фотографий писателя хранится в Литературном музее Курска. На пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, недалеко от дома, где он жил, расположен памятник Носову работы скульптора Владимира Бартенева и архитектора Валерия Михайлова, традиционное место встреч Курских писателей и литераторов 15 января, в день рождения Мастера. В 2020 году вышла книга Николая Пахомова «Немеркнущий свет таланта», посвященная творчеству Евгения Носова. Солью земли испокон веков называют людей, сумевших искренне и весомо поведать о сокровенном. Носов создал портрет военного и послевоенного поколений наших земляков, хлеборобов и воинов, кормильцев и защитников. Наша задача не растерять, донести его слово, музыку его произведений до новых поколений, передать, не заставляя, не навязывая, а создавая возможность вслушаться, понять. Чтобы звучала музыка души Мастера, земли нашей, воспетой в его слове. Чтобы «быльём не зарастала» дорожка к творчеству, к искреннему слову, к памяти о талантливом писателе Курской земли, сумевшем изобразить, то, что составляет суть и основу русского характера, сложить искреннюю и добрую песню о простых тружениках, о людях из деревень, посёлков, сёл и городов русских.
Свидетельство о публикации №224061901653