Глаза Воланда...
В ранних вариантах романа были сведения о том, что один глаз расположен выше другого. В известной всем версии романа только о бровях сказано, что они чёрные. И одна выше другой. И всё. Крайне скудные сведения о глазах!
Николай Васильевич Гоголь в своей повести "Портрет" очень подробно описывает глаза зловещего и демонического (в повести - демонского) ростовщика.
Где-то в повести Н.В Гоголя написано даже, что зловещие глаза ростовщика на портрете выглядят такими выразительными, будто вырезаны из живого человека и вставлены в живописный портрет.
Очень много времени и места уделяет Николай Васильевич описанию дяьвольских глаз. Будто бы вся злая сила личности ростовщика сосредоточена в его глазах.
И именно больше всего талантливый художник-самоучка из повести Н.В. Гоголя работал над глазами ростовщика, когда писал его портрет.
А у Михаила Афанасьевича Булгакова глаза Воланда только разного цвета и имеют не очень симметричное расположение на лице.
Не может быть, чтобы М.А. Булгаков, так ценивший прозаический талант Николая Васильевича Гоголя, не был знаком с его повестью "Портрет".
Но Н.В.Гоголь так подробно описывает то, какими на портрете были запечатлены глаза дьявольского ростовщика, а М.А. Булгаков не так уж много внимания уделяет, в своём знаменитом романе, не только глазам, но и взгляду Воланда.
А вполне возможно, что вся зловещая или тёмная сила властелина тьмы сосредоточена именно в его взгляде. М.А. Булгаков же больше, чем о взгляде Воланда, пишет о его свите.
Как бы ни был близок М.А. Булгаков творчеству Н.В.Гоголя, у него, у М.А. Булгакова, несколько другой, чем у Николая Васильевича, творческий метод.
Н.В. Гоголь в своей повести "Портрет" больше выступает в роли романтика, чем сатирика, а М.А.Булгаков в своём романе "Мастер и Маргарита", там, где описывает и свиту Воланда, и её похождения, является исключительно сатириком. Не допускает здесь М.А. Булгаков никакого романтизма.
Больше, чем сатириком, М.А. Булгаков выступает романтиком в описании в своём романе евангельских сцен.
У многих православных священников, которые знакомы с текстом романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", много претензий к нему.
Было бы у православных священников меньше критики романа М.А. Булгакова, если бы в нём больше были бы описаны жуткие глаза и зловещий взгляд Воланда? Неизвестно!
Но с высокой уверенностью можно сказать, что если нужно читателю обратиться к подробному описанию зловещего и несущего душевные страдания взгляда, то лучше, чем у Николая Васильевича Гоголя в его повести "Портрет", такого описания нигде не найти.
И хорошо, что М.А. Булгаков не старался превзойти Н.В.Гоголя в описании дьявольского взгляда, а вместо этого ввёл в роман отношения Мастера и Маргариты, а также описания представителей свиты Воланда и их приключений в советской Москве.
И то, что творческие методы Н.В.Гоголя и М.А. Булгакова серьёзнейшим образом отличаются друг от друга - это является приятнейшим обстоятельством для русской художественной литературы, потому что чтение "Мастера и Маргариты" не заменяет людям чтение повести Н.В. Гоголя "Портрет".
И тем, кто уже прочитал повесть Н.В. Гоголя "Портрет", но ещё не читал роман М.А. Булгакова, гоголевский "Портрет" не отбивает желания сделать это.
Свидетельство о публикации №224061900248