Столяров А. Ф. От Мастера токаря высшей квалификац

Продолжают традиции старших поколений настоящие труженики земли русской!

Корни родной земли дают крепкие, здоровые всходы. Этими здоровыми и крепкими всходами, в основном, являются пытливые дети не знатных и не богатых родителей - это, как правило, дети простых, скромных тружеников отчей земли!

Здоровые всходы многонационального народа СССР – победителя тьмы, а по сути спасителя народов родной земли и не благодарной Европы от фашизма, свидетельствуют о здоровых корневых традициях Предков!

Они являют миру внутренне творческое содержание, непоколебимость их наисветлейшего Духа, открывают миру творения Божественного начала вселенной!

От Мастера – токаря высшей квалификации до Руководителя  Предприятия – смежника Питерских судостроительных заводов и промышленных предприятий России


Столяров Анатолий Федорович, бывший воспитанник Семилукской школы – интерната


                «Нам нужны цели и мечты, это важно. Цели - это что-то достижимое.
                Нужны маленькие и большие цели. Это действительно помогает жить
                интересную и продуктивную жизнь. Найдите себе интересную цель.
                Главное, чтоб вам действительно этого хотелось, иначе это
                работать не будет.»

                Харуки Мураками

     Родился 7 апреля 1957 года в селе Вязноватовка Нижне-Девицкого района Воронежской области.
В семье было еще 4 старших брата. Папа был известным на всю область гончаром; воевал с 1941 по 1945 год.
Мама работала свекловичницей.  Вскоре после моего рождения умерли мама и папа, и я был отправлен в Большеприваловский детский дом Верхнее-Хавского района Воронежской области. После окончания службы в Советской Армии, я поехал на дембель в г. Ленинград, где уже жили и работали руководителями мои старшие братья, которые настоятельно приглашали  меня приехать.
После приезда в Ленинград, я сразу же поступил работать на Ждановский судостроительный завод (сейчас - «Северная верфь»), где в качестве токаря отработал до 1991 года. Шагая в ногу со временем, посоветовался с близкими и родными, создал своё частное Предприятие по Поставкам продукции (цветного и иного металлопроката) для обеспечения судостроительных и других предприятий России.


                Вместо предисловия


    
                Памятник артиллеристу Николаю Загорскому.

     На 71-м километре автомагистрали Воронеж-Курск, перед въездом в село Вязноватовка стоит памятник Николаю Ивановичу Загорскому - пятиметровая скульптура артиллериста со снарядом в руке, склонившегося к лафету. Таким запечатлел его скульптор А.С.Мещеряков.

Памятник был установлен в ноябре 1967 года. Примерно в эти же годы Николай Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

4 июля 1942 года 19-летний младший лейтенант Загорский в одиночку точными артиллерийскими ударами в течение 5 часов сдерживал наступление гитлеровцев, прикрывал отступление наших войск. Здесь и погиб.

Когда у Загорского кончились снаряды, он все же из последних сил оказывал сопротивление врагу противотанковыми гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

Держался до тех пор, пока осколок не впился ему в голову. Немцы с нескрываемым удивлением смотрели на истерзанное тело артиллериста, выдержавшего в течении пяти часов натиск танкового полка.

Жители Вязноватовки вырыли могилу на месте гибели командира. Хоронили вечером. Пришли старики, женщины, ребятишки … Долго стояли молча, и это молчание было самой высокой почестью героям.
                Если вам придётся ехать по шоссе Воронеж – Курск, на 71-м километре увидите пятиметровую скульптуру артиллериста со снарядом в руках. Поклонитесь отважному сыну русской земли!

Так уж выходит, что бытующая народная пословица: - «Где родился, там и пригодился», с неудержимым наступлением перестроечного прогресса цивилизации перестала «работать».
  Отступление или утрата природного - Родового устроения жизни на земле, с наличием многосемейной и многодетной деревни стало свершившимся фактом нашего времени, на стыке 20 и 21 веков.

Внутренняя святая потребность побудила и потомка Рода Столяровых –  меня Анатолия Фёдоровича продлить Завет предка и  оставить потомкам свою память о событиях, значительных, возможно и не очень важных, но для меня весьма дорогих и памятных.

                Карачун - край потомственных гончаров

                КАРАЧУНСКАЯ ПРИРОДА

     Карачун – это тихое место, прекрасная природа, чистый воздух, это нагорные дубравы и желтые плесы замечательной рыбной реки Воронеж, это вольный ветер с ароматом луговых трав и плодородные черноземы полей.
 
Завершая и дополняя повествование прадеда о родовом «гнезде»  - селе Карачун, откуда пошло начало Нашего Рода Столяровых, открою сегодняшнее знание, понимание и значение села Карачун – как края потомственных гончаров. Второго июля 2015 года нашему Карачуну отмечалось 400-х сот летие со дня его основания.

К этому юбилею великие Подвижники – краеведения: Владимир Леонидович Елецких с Фаиной Блинчевской и Татьяной Чернобоевой выпустили в свет книгу под названием "Легендарное село Карачун".
 

               Владимир Леонидович Елецких и Фаина Зиновьевна Блинчевская             на фоне села Карачун

Село Карачун расположено в живописнейшем месте Рамонского района Воронежской области.

Сказочные места Центральной Руси, утопающие в зелени омываемые реками и речушками.

Когда-то отсюда возами отправляли по российским весям лучшую в Воронежской губернии гончарную продукцию из специальной карачунской глины.


                КАРАЧУНСКАЯ КЕРАМИКА.

     С XIX в. Карачун славился как наиболее развитый центр керамического производства в губернии.

Около 50 сельских дворов целыми семьями занимались этим важным промыслом, и на свет появлялась самая разнообразная продукция – кирпичи и черепицы, свистульки и погремушки, глиняные лошадки и «барыни».

Талантливые мастера-самородки прославили Карачун, превращая глину в превосходные изделия.               

Глиняные слои в Карачуне были особенные, зеленовато-коричневые. Месторождение глины, перемешивание и добавки каждый мастер хранил в секрете.               

В 1900г. в Карачуне было 150 гончарных горнов, действовало 6 ветряных мельниц, 2 рушки, кузница, 2 мелочные лавки и трактир.               

Некоторые потомки местных гончаров до сих пор помнят дедово ремесло, периодически производя на свет новые глиняные игрушки.       
      


                ВЛАДИМИРСКИЙ ХРАМ

     В начале XVII века на правом берегу реки Воронеж был основан Карачунский Владимирский монастырь, вокруг которого и раскинулось одноименное село.

Сейчас на этом месте стоит кирпичная Владимирская церковь, построенная в 1881г. по проекту архитектора Д. Знобишина. В 1932 г. приход был закрыт, здание церкви пришло в упадок, и чуть было не превратилось в руины. Штукатурка осыпалась, крыша обрушилась, купол разрушился, а большая часть уникальных фресок в стиле академической живописи была безвозвратно утеряна.

В настоящее время храм восстанавливается (перекрыта крыша, укреплен фундамент, восстановлен купол, водружен крест), хотя уже казалось, что храм обречен.

Было как-то так:              Сохранившаяся фреска:    

      

                А стало так:

               



                НЕДОСТОРЕННЫЙ САНАТОРИЙ

Недостроенный санаторий для районной администрации здесь называют руинами "Карачунского замка":

            
                В парке санатория планировался шикарный водоем.

     А ещё в Карачуне в два раза больше дачных домиков, чем домов селян. И здесь очень любят отдыхать воронежские архитекторы. Например, семья Вячеслава Яковлева приобрела бывший дом гончара более 30 лет назад. Архитектор ломать домик не стал - крышу починил, пристройку сделал.
            
                Дороги России                Парк и его постройки.


             Не простые Нивы биографии
          (Анатолий Фёдорович повествует)

     Дорога начинается от порога, она скрупулёзно наполняет вёрстами «Нивы» судеб людских. Судьбой было назначено, что бы я родился  седьмого апреля 1957 года в селе Вязноватовка Нижне-Девицкого района Воронежской области.  К этому времени в семье уже было еще 4 старших брата.
                Самым старшим братом был Митрофан Яковлевич  - 1938 года рождения, за ним шли Василий – 1940 года  рождения, Виктор – 1951 года рождения и  Николай – 1953 года рождения.               

После службы в армии отец женился на своей соседке и однокласснице Марии в ноябре 1938 года. Его жена Селивёрстова Мария Филипповна была родом из Карачуна. Жили они в Карачуне, дома были по соседству, рядом, также вместе ходили в школу.
 
Буквально за год, перед самой войной у отца и Марии в июне 1940 года родился сын Василий. Папа работал в гончарной артели, так как он  унаследовал от деда и отца мастерство гончарного ремесла. Он  был  самородком - известным на всю область мастером гончарного дела. 

Воевал. Прошёл войну, как говориться, с первого до последнего её дня воевал с 1941 по 1945 год.  Отец награждён  многими Правительственными наградами, неоднократно контужен, весь израненный, был инвалидом войны. Вернувшись с войны, в родной Карачун, он обнаружил на месте его дома и семьи остатки не до конца развалившейся от снега и дождей остов русской печи.
                По рассказам сельчан – очевидцев  шальной снаряд попал прямо в дом. Мария находилась в доме, а сынок Васятка был в саду за десятки метров от дома, лакомился ягодами смородины. Малыша немного оглушило, но осколками не задело. Люди подобрали малыша, как могли успокоили…   Конечно – это было страшнейшим ударом по душе и сердцу бойца прошедшего всю войну от её начала до самого Рейхстага в Берлине.    

Немного оправившись от такого горя, он узнал, что его сына приютили дальние родственники из села Вязноватовки.
               
Приехав из Карачуна в Вязноватовку за сыном Василием, отец так и остался там жить. Колхоз и люди помогли построить дом, который и стал родовым гнездом нашей семьи.
 
В то время моя мама – Доровских Варвара Кузминична работала в колхозе на разных работах, но на основной работе  считалась свекловичницей.        
Ещё до войны, где-то в 1937 году она повстречала, присланного для помощи трактористам в МТС (машинно-тракторная станция) специалиста - механика с Ленинградского Кировского завода. Якова Ефимовича Яблокова.

               
                Страдная пора на селе.

Встретилась  она с ним, будучи в летучей полеводческой бригаде девчат. Там на одном из вечеров они и познакомились. Потом встречи продолжились, обещал жениться, увезти в Ленинград.

После оказания помощи МТС Якова отозвали ещё в какую-то другую область, но приходили письма из Ленинграда. Писал о разном, но замуж уже не приглашал, а потом и совсем затерялся. В 1938 году родился Митрофан.

Как-то случайно приезжая в Вязноватовку отец повстречал несущую воду в вёдрах на коромысле мою маму. Ну и как-то залегла она ему в душу, пришлась по сердцу, больно сильно приглянулась.

Навёл справки, что да как? В деревне ничего не скроешь. Узнал, что у неё есть ребёнок. Пацан. А, вот с мужем непонятно: как-то был и сплыл – уехал в Ленинград. Вроде бы и звал её – Варвару, но она побоялась ехать с грудным ребёнком в такую даль, а он сам не приезжал, а потом и письма перестал писать.
Соединив, свои судьбы - отец и мать образовали нашу семью, продолжив родовую фамилию Столяровых.

Конечно, в силу своего маленького возраста родителей своих, я очень смутно помню, так как после моего появления на Свет они умерли буквально один за другим: с начала мама, а затем и папа.
  Время было трудное, голодное. Страна только начала подниматься из руин Великой войны. Старшие братья были ещё сами не устроенными - Митрофан учился в ФЗУ в Воронеже, а Василий учился на тракториста – машиниста, жил в общежитии ФЗУ Нижне-Девицкого района.

Решением родственников и общественности колхоза меня, Виктора и Николая отправили в Больше-Приваловский Детский дом Верхнее-Хавского района Воронежской области.

      
                Детский Дом.
                Храм после реставрации.

После расформирования детского дома в 1969 году с другими учениками (нас было пятеро) был распределен в Семилукскую школу-интернат, другие воспитанники и мои братья – в другие интернаты. В интернате я учился по 1973 год, где закончил восемь классов.

Учился не очень хорошо, только по черчению и труду было «отлично». Любил труд, посещал кружок «Умелые руки», где мастерил различные модели из дерева и металла. 
    
            Ребята – мои братья мастерят на кружке « Умелые руки».

Наш учитель по трудовому обучению, Сергей Михайлович, очень радовался нашим успехам, когда мы завоевывали призовые места на выставках.

Ребятами мы были в меру шаловливыми, но больше были послушными и испытывали не малую потребность в добре и ласке.

Помню случай, как мы проучивали ябедников, устраивая им темные. После 24-х часов – закрыв одеялом виновника в спальне на кровати и выключив свет, били подушками до тех пор, пока не скажет, что больше не будет ябедничать.
 
Учителя у нас были в меру строгие, пережившие тяготы Великой войны они к нам относились сочувственно и жалели нас.       

Хорошо помню строгую классную руководительницу Гладких Полину Никитичну - она вела математику.
               
С душевным трепетом и нежностью вспоминаю также учительницу иностранного языка Яцкину Нину Ивановну, её я люблю до сих пор. 

Восхищаюсь и всегда помню директора Вертепову Любовь Кирилловну и завуча Лавлинскую, стараюсь поддерживать с ними связь. При малейшей возможности всегда заезжаю и стараюсь уважением и подарками выразить им свою благодарность, любовь и признательность!               

Событиями 90-х Мы все ученики интерната и каждый в отдельности, утратили связи. Заботами выживания и обеспечения обустроенности своих семей, растратили всё наше Общее, что входит в понятие Братство!

С учениками связь потеряна, за исключением Сидорцевой Вали, которая сейчас живет в Вязноватовке. Но со всеми очень хочется встретиться на очередной юбилей школы-интерната и вспомнить учебные годы…..

С необходимостью выживать, мы слишком отстранились от светлых детских и юношеских идеалов служение людям (народу), стране - от Высшего Смысла жизни!

Единственно с кем поддерживаю связь – это Сидорцевой Валей, она и сейчас живёт в Вязноватовке, очень испытывает нужду и потребность в помощи.
  Испытываю не проходящую потребность встретиться со всеми своими однокашниками, хочется вспомнить учебные годы на очередном юбилее школы-интерната.
               
                Пинаты Борисоглебска.

В 1973 году после окончания школы-интерната я был распределен на учёбу в ГПТУ    № 9 города Борисоглебска - учиться на токаря. 

После 2-х лет обучения, с отличием, закончив училище, получил аттестат № 4869, мне был присвоен 4-ый разряд токаря (5-й разряд – это уже бригадир!).

 
Фронтовики – наставники учили токарному Делу настоящим образом.


Проходил производственную практику на Волгоградском заводе бурового оборудования, откуда привез благодарности для училища.      

Лично участвовал в разработке для завода – новых передовых методов
труда при обработке артиллерийских стволов. Моё Рационализаторское предложение для обработки стволов одновременно двумя резцами, позволило повысить производительность труда на 10%.
      
После окончания училища в 1975 г. был направлен в Грибановский машиностроительный завод работать токарем, жил в общежитии при заводе. Работал с душой, придумывал и внедрял оснастку для повышения производительности труда, получал зарплату больше всех на заводе.

 
Анатолий за токарным станком проверяет размер детали.

Одновременно учился в вечерней школе в 11 классе, а также в ДОСАФ. В течение года окончил 11 классов вечерней средней школы рабочей молодёжи и получил водительские права.

В 1976 году 1-го сентября был направлен от завода на учебу в Ивановский институт текстильного машиностроения на факультет «автоматизация и механизация станков и аппаратов текстильной промышленности.
                После  первого года обучения в 1979 году был призван в ряды Советской Армии, где сразу попал в учебку – военную школу младших специалистов города Коврова. В ней готовили водителей для обслуживания высшего командного состава Московского военного округа и г. Москвы.

После окончания учебки – ШМАС (школа младших специалистов) с отличием, я получил звание водитель-инструктор-испытатель и был направлен для прохождения службы в г. Москву в генеральный штаб Московского военного округа в качестве водителя. Там я возил на новой чёрной «Волге» со спецсигналами генерал-полковника.

Во время службы я получил первый класс и все разрешения на разные виды транспорта.

После окончания службы я поехал на дембель в г. Ленинград, где уже жили и работали руководителями мои старшие братья, которые и пригласили меня приехать.
  После приезда сразу же поступил работать на Ждановский судостроительный завод (сейчас – «Северная верфь»), где в качестве токаря  отработал до 1991 года.

В 1982 году женился, в 1983 г. родилась дочь Юля и в 1986 году - дочь Лена.

Как-то просто и легко вошёл в коллектив заводской, можно сказать приняли меня очень по-доброму. Работа у меня стала спориться, а с нею и уважение товарищей по работе.

За время работы на заводе подал около 80 рационализаторских предложений и 2 изобретения по внедрению в производство металлообрабатывающей оснастки, в том числе – внедрение новой техники – станков с ЧПУ на мини-ЭВМ.

К работе всегда относился добросовестно, с творчеством, уважением как к с самому делу, так и окружающим меня людям.  Постоянно повышал свой профессиональный уровень, получил наивысший на заводе пятый разряд токаря.

   
                Производственные цеха Завода.

Активно принимал участие в конкурсах профессионального мастерства по судостроительной отрасли СССР, неоднократно  занимал первые места, за что был награжден знаками комсомола и премиями.

Реставрировал легендарный крейсер «Аврора» с 1985 по 1987 год, за что был награжден правительственной наградой - медалью «За трудовое отличие» за № 402760.

Неоднократно избирался делегатом съезда Ленинграда и  Москвы.  Заслуженный изобретатель РСФСР и СССР.

Анатолий Фёдорович делегат VII Съезда Всесоюзного Общества Изобретателей и Рационализаторов СССР.

Был снят научно-популярный фильм под рубрикой «Новаторы Ленинграда предлагают» с моим участием, который много лет демонстрировался в кинотеатрах.
 
За время работы на заводе активно участвовал в общественной жизни завода, был членом бюро комитета комсомола, секретарем партийной организации крупнейшего цеха завода; также выполнял другие общественные поручения.
 
Без отрыва от производства закончил физико-механический техникум им. Зверева, а также курсы при высшей партийной школе и курсы бухгалтеров и менеджеров.

В 1991 году я создал и открыл предприятие по материально-техническому обеспечению цветным металлопрокатом судостроительных и других предприятий России.

В 2001 г. предприятие прошло реорганизацию, и добавился новый вид деятельности - судовое оборудование.               

За время работы с 1991 г. по настоящее время предприятие постоянно росло в численном составе и профессиональном росте.  

С нашим участием и лично мной, директором ООО «Снабметалл-2000» было построено около 26 кораблей и 12 подводных лодок. Было обеспечено нашей продукцией около 40 предприятий России.

Нашими клиентами стали промышленные предприятия: ОАО «СЗ «Северная верфь» и ФГУП «Адмиралтейские верфи»- Санкт-Петербург;  ФГУП МП «Звездочка» и ФГУП ПО «Севмаш» - г. Северодвинск, ОАО «Калужский турбинный завод» - г. Калуга, завод «Прибой» - г. Таганрог, ОАО С'З «Вымпел» - г. Рыбинск, ОАО «Амурский судостроительный завод» - Комсомольск-на-Амуре, ОАО «Красное Сормово» - г. Нижний Новгород, ОАО «Механический завод «Космос-Нефть-Газ» - г. Воронеж и другие предприятия России.

В настоящий момент предприятие сертифицировано на поставку вооружения и военной техники, и лично я -  руководитель прошел обучение менеджменту качества по ИСО 9000-2001. Предприятие награждено Дипломом «Меценат столетия», а лично руководитель - Орденом.         

Недавно Россия отметила знаменательные даты, а именно - 300 лет Российскому флоту и 100 лет подводному флоту России.

В канун этих событий был сдан и спущен на воду эскадренный миноносец проекта 956ЭМ и подводная лодка стратегического назначения «Брянск», где наш коллектив принимал активное участие в материально-техническом обеспечении, и часть сотрудников и руководитель были награждены медалями и поощрительными премиями.

В настоящий момент идет постройка крейсеров, корветов и подводных лодок нового поколения с нашим участием.

Сегодня продолжаю начертанный судьбой свой жизненный путь Созидания на родной земле, от мастера – токаря высшей квалификации до Руководителя  Предприятия – смежника Питерских судостроительных заводов.

 


Рецензии