Судьбоносная язва

ГИПОТЕЗА

Как известно, движущей силой многих ветхозаветных сюжетов является сам Господь Бог. Он, говорят, – всему начало и причина. Он знает нас, мы думаем, что знаем Его (ведь мы Его «подобия»). Тем не менее, понять Всевышнего бывает мудрено и тогда нам объясняют, что сие есть Великая Тайна.

Ну а если спуститься на землю и предположить, что некоторые сюжетные перипетии действительно имели место, но их порождали вполне земные причины – скажем, тяжелые заразные болезни и эпидемии?
Ничего невероятного в этой гипотезе нет, так как следы болезней встречаются в Библии буквально на каждом шагу.

Особенно часто поминает Библия лютую проказу, и поминает не случайно: ведь та не щадила никого – ни царей, ни бедняков, ни праведных, ни грешных*. Веками учились они распознавать эту беду и противостоять ей. В конце концов накопилось столько знаний, что им посвятили аж 2 огромных главы в книге Левитов. Заметьте: не вообще болезням, а конкретно     п р о к а з е!

Судя по этим главам, распознавали её филигранно**, но лечили по старинке – отделением от остальных, изоляцией и даже изгнанием. Несчастные изгои страдали не только физически, но и душевно, так как изоляция обрывала контакты с семьёй, друзьями, обществом, лишала их прав и уважения, причём мучения тянулись годами, а то и десятилетиями. Это вам не грипп – жизнь прокажённого менялась радикально и страшно.
Не удивительно, что многие истории прямо или завуалированно отразили этот ужасный поворот судьбы.

Так изгнание Каина могло быть вызвано каким-то опасным заболеванием – проказой или сифилисом - оставившим отчётливые следы на его лице (т.н. «Каинова печать»). Впоследствии Каин, вероятно, исцелился и стал родоначальником целого клана.

Немотивированный уход Фарры и Авраама из Ура Халдейского тоже мог быть вынужденным – из-за проказы или венерического заболевания. Недаром у Авраама долгое время не было детей, а Сарра, попав в гарем, заразила страшными болезнями фараона и домочадцев царя.
Весьма примечательно, что пострадавшие владыки обвинили в заражении Авраама, но не покарали его за обман, а…щедро наградили. За что же? Вероятнее всего - за исцеление, которое с божьей помощью осуществил Авраам (Быт 20:17)
Нечто похожее провернули сын Авраама Исаак и его жена Ревекка, обманув местного царя и заключив с ним договор о ненападении со странной формулировкой: «кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти»(Быт 26:11). ПРИКОСНЁТСЯ! Похоже, что царь считал супругов источником заразы и опасался эпидемии.

Призрак болезни витает и над племянником Авраама, Лотом. Его дядя почему-то решил жить отдельно от племянника, вместе с которым прошел такой длинный путь. И вот что любопытно: в это самое время у бездетного Авраама, наконец, появилась надежда на потомство (Быт 13:14-16). Можно подумать, что он или Сарра победили какой-то недуг, а Лот – нет, поэтому супруги стали сторониться родственника. Не случайно же праведный Лот избрал для жительства развратный Содом, как будто не было там других городов. Скорее всего, Содом и Гоморра являлись прибежищем всяких париев – бродяг, распутников, ЗАРАЗНЫХ БОЛЬНЫХ и т.п., чем-то вроде резервации или лепрозория. Праведнику такое жильё не к лицу, а вот прокажённому – в самый раз.

....................

Проходит время и в Египте появляются многочисленные семитские племена, которые представляют собой еще не народ, а скопление кочевников, хабиру – в основном социальные низы, чандала, сброд, бродяги. В этой среде широко распространены болезни, эпидемии, поэтому фараон отделяет их от коренных жителей, египтян, и направляет на каторжные работы в каменоломни. Каторжане не выдерживают гнёта и поднимают восстание, которое возглавил Моисей.
Бунтовщики не требуют каких-либо прав, так как понимают, что не смогут интегрироваться в египетскую среду. Им нужны другие, СВОБОДНЫЕ земли, им нужен исход и главное оружие неприкасаемых – болезнь, эпидемия. Они заражают воду, животных, людей и, наконец, добиваются освобождения. Теперь они повсюду. Местные панически боятся зачумленных и потому безропотно отдают вырвавшимся на свободу больным драгоценности, одежду и т.п. – все, к чему прикасалась рука прокаженного (Исх 12:35-36). Лишь бы они ушли, лишь бы подальше (Исх 12:29).

И вот они, слава богу, уходят, ведомые Моисеем. За эти годы он не только научился лечить язву проказы (Исх 4:6-7), но и превратил ее (или чуму) в свое орудие власти: сам насылает болезнь на непокорных и сам же исцеляет смирившихся (Исх 12:13, 15). Очень удобно и эффективно.
Поразил проказой даже свою сестру Мариам, когда она осмелилась его критиковать – некое облако вышло из храма, окутало Мариам и у неё на коже появились зловещие пятна (Исх 12:10). Потом она вылечилась и больше не критиковала. Ни-ни!

Зато другие не покорились. Пришлось вождю раз за разом применять те же средства (храм, облако, «поражение народа»), чтобы удержать власть: и когда восставал Корей, и на пороге земли Ханаанской, и в безводной пустыне Син, и в Тавере.

Не всё, конечно, проходило гладко. Иногда «биооружие» палило по своим, поэтому персонал соблюдал чрезвычайные меры предосторожности (тщательные омовения на входе и выходе, особое помазание, многослойная спецодежда, умащивания, непрерывные окуривания; в «красную зону» не входить, ящик носить на шестах, крышку не открывать)
Всё это строго-настрого предписано священникам, а остальным велено панически бояться покойников и мёртвых животных: ведь много умирало от заразы. Поэтому к трупам запрещено подходить и прикасаться***

Они боялись своих, а чужие боялись их. Весьма показательно, что народы земли обетованной, прослышав о страшных пришельцах, отказываются не только жить рядом с ними, но даже пропускать их через свою территорию. Никаких контактов с заразными!
Делать нечего - Моисей вынужден водить свой народ по пустыне 40 лет – пока не вымрут безнадежно больные, не излечатся другие и не народится здоровое поколение.
Сам он тоже остерегался: регулярно дезинфицировал (окуривал) жилое и служебное помещения и себя самого, а его шатёр всегда стоял на приличном удалении от стана. На всякий случай.

Скорее всего, штаммы болезней (то самое «биооружие») хранились в Ковчеге. На это указывают многочисленные церемонии. В походе служители тщательно заворачивали Ковчег в шкуры и осторожно несли на шестах, а на стоянках прятали в особом помещении храма (в Святая святых скинии) От любопытных Ковчег защищало строжайшее табу, но и помимо табу люди неоднократно убеждались, что прикасаться к святыне смертельно опасно. Дерзких нарушителей поражали тяжелейшие болезни, которые нередко перерастали в повальные эпидемии (см. «Моисей, ковчег и декалог» http://proza.ru/2016/02/18/678)

С течением времени строжайшие правила гигиены вошли в плоть и кровь бывших бродяг и болезнь пошла на убыль. Однако, имидж зачумленных и неприкасаемых закрепился за ними надолго.
Так непомерное властолюбие, помноженное на роковые обстоятельства, невежество и суеверия, губило людей и возводило стену предубеждения между народами.

P.S. Без сомнения, стену отчуждения формировали разные факторы, и ПРОКАЗА БЫЛА ТОЛЬКО ОДНИМ ИЗ НИХ!


=====================================================
     * 2 Пар 26:21, 4 Цар 5:1, 4 Цар 5:27, 4 Цар 7:3, 4 Цар 7:8, 4 Цар 15:5, Иов 2:7, Мф 8:2, Лк 5:14,
       Лк 17:12      
   ** «если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его»,
      «если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо», «Если живое
      мясо обратится в белое», «на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или
      красноватое», «если пятно остается на своем месте и не распространяется», «Если на плеши
      или на лысине будет белое или красноватое пятно», «Если язва проказы будет        на одежде», «Если он,
      осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома» и т.д.
*** «Кто прикоснется к мертвому телу какого - либо человека, нечист будет семь дней» (Чис 19:11)
      «если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто
      будет семь дней» (Чис 19:14)
      «И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто» (Чис 19:22)
      «Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа»
      (Чис 19:20)
=====================================================


Рецензии
Спасибо , Томас, за удовольствие, которое получил от Вашей Гипотезы. В очередной раз просто поразили своим талантом обобщать, соединять какие-то невидимые нити, и все это — на основе глубокого знания Источника, не отступая от оригинала, приоткрывая сокрытые тайны...
А я к своему стыду, не читал ранее Супотницкого, сейчас-прочитал( "Библейский биотеррор") . Вы знаете Библию лучше и глубже, чем он, Ваша Гипотеза, объединяющая Авраама, Лота, Моисея... ,— просто восхитила.
Я тоже попробую «угнаться» . Вы не задавались вопросом: почему у всех праведниц-проматерей: Сары, Ривки, Рахели, Рут — были проблемы с зачатием и рождением детей?
С уважением,

Игорь Лощинин   01.09.2025 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь, за комплименты. Приятно, конечно, но Вы меня перехваливаете.
Мне-то кажется, что важная роль "язвы" в библейских сюжетах буквально бросаетсяв глаза.
Вот с причинами бесплодия пришлось бы повозиться, поскольку информации очень мало и она очень приблизительна. То ли женщины не могли зачать, то ли выносить, то ли родить. Рождение мёртвого ребёнка, вероятно, тоже считалось бесплодием. Наверняка свою лепту вносили болезни - сексуальные растройства и инфекции. Наконец, не всегда понятно, кто был "виновником" неплодия - жена или муж.
Короче говоря, мне было бы очень интересно познакомитьсяс Вашей гипотезой на этот счёт.
С уважением,

Томас Твин   01.09.2025 18:24   Заявить о нарушении
Томас, как я понял , Супотницкий предположил, что все эти проказы и язвы - формы
ВИЧ, и это вполне вероятно..Содом и Гоморра были уничтожены как рассадник...И что самое интересное,это наводит на мысль, что 7 ханаанских самых "отъявленных" народцев, подлежащих истреблению, точнее,не истреблению а - изгнанию в какие-то "резервации", были очагом именно этой распространяющейся заразы, т.к везде подчеркивается невероятный разврат, оргии хананеев и т.п. А евреи были очень падки на "это"... 7 народов представляли опасность неизбежного заражения, излечить их было невозможно...
Что касается проблем проматерей в связи с зачатием и рождением , есть версия некоторого подобия с Авраамом. Всевышний желал возрастания их праведности,осознания, что ВСЕ зависит исключительно от Его воли и решения, Он желал , чтобы ему молились денно и нощно, сознавая, что все - только в Его руках. Все страдания посылаются человеку как бы для испытания,"очищения", в конечном счете,-для его же блага. Чем пламеннее вера и молитва и чем сильнее страдания, тем больше радость, когда "проблемы" разрешаются ...Как-то так...

Игорь Лощинин   01.09.2025 19:18   Заявить о нарушении
Помните бритву Оккама? Сведение различных библейских "язв" к ВИЧ только запутыает, но ничего не проясняет, поскольку само ВИЧ-заболевание на данный момент плохо исследовано.
Например, неясно, где и когда возник этот вирус. Многие вирусологи считают его довольно молодым.
Но главное - его симптомы совсем не похожи на библейские: он не передаётся дистанционно (воздушно-капельно), распространяется преимущественно половым путём, поражает медленно, не появляются буббоны, окуривание его не убивает, покойники не чернеют, крысы не появляются и т.д.
Зато библейские эпидемии очень похожи на чумные (или проказу), этому соответствуют и процедуры в скинии, и устройство ковчега завета, и описание "Славы Господней"...
Однако реальность такого "биооружия" не означает, что на бытовом уровне древние иудеи и их жёны не страдали от венерических болезней и, возможно, от ВИЧ (но ВИЧ они вряд ли распознавали, в отличие от проказы) Не исключено, что были и целители (им мог быть и Авраам)
Честно говоря, Библией я занимался давно и могу ошибаться, но что-то не припоминаю заразности хананеев (на бытовом уровне) Скорее наоборот - и египтяне, и филистимляне опасались заразности пришлых иудеев.
Что касается желаний Всевышнего, то здесь нужны доказательства. Без них непонятно, зачем Ему фанатичное поклонение людей и что им даёт такая исключительная зависимость от воли непредсказуемого Властелина.
С уважением,



Томас Твин   02.09.2025 12:00   Заявить о нарушении
Томасу Твину

Здравствуйте, Томас!
Попытаюсь ответить , но .. мы ведь оба далеки от всей этой мифологии, легенд и т.п. И тем не менее, не можем «оторваться» , от библейских текстов с их удивительными аллегориями и загадками.И то, о чем мы сейчас говорим, включая Исход и Ханаанские войны, ведь это не более чем библейская легенда, созданная в 7 веке на основе древних сказаний, хотя все это захватывающе интересно.
Я в своем ответе цитировал гл.обр статью о «Библейском терроре». Не знаю, помните ли Вы «аргументы» автора, - напомню.Вначале Супотницкий рассказывает о первом «биотеррористе» Сатане , который так издевался над многострадальным Иовом.Считается, что сатана поразил Иова проказой. Но как пишет врач-талмудист А Пясецкий, на которого ссылается С-кий, болезнь Иова в оригинале именуется «Шхин-ро», что значит, «скверное воспаление», и состояние Иова характеризуется симптомокомплексом, который НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к той болезни, которую называют проказой. В Левит 13:1-54 описана подробно болезнь, обозначенная словом «Цоррааес», в греч. переводе -лепра, т.е. проказа. Однако, с проказой описание этой болезни никак не связано, хотя и включает в себя комплекс признаков, напоминающих проказу. Обе эти библейские болезни — Цоррааес и Шхин-ро — как утверждает автор,- одна и та же болезнь, которая соответствует терминальной стадии ВИЧ-инфекции.
Моисей увел за собой из Египта 600 т. человек, многие из них оказались пораженными цоррааес, котор. вызывал распространение контагиозных и кожных болезней среди египтян и израильтян. Эта болезнь описана в Исх : Моисей бросает к небу золу из печи, и в результате возникает болезнь, состоявшая в воспалениях, нарывах и пр., которая не могла быть проказой, поскольку поражала и животных: при проказе животные не заболевают.
А теперь перейду от Супотницкого к Тациту и Флавию,цитирующих Манефона, который как известно, ненавидел израильтян и писал о них соответственно. Вот маленькая цитата из Тацита, передающего «сведения» антииудаиста Манефона, котор. в свою очередь, основывался на египетских «документах» : «Моисей вывел из Египта самых прокаженных, слепых и хромых...».
Аналогичное можно прочесть у многих античных писателей. Вот, собственно и все. Я соединил эти античные упоминания об исходе «прокаженных» и пр., с представлением , что на самом деле, это могла быть не традиционная «проказа», а какая-то древняя форма ВИЧ. Ну, и соответственно, перенес эту «идею» на возможную причину изгнания именно семи племен наиболее развращеных хананеев — возможный рассадник «цоррааеса».

Что касается еврейских праведниц и их трудностей с зачатием и рождением , это очень любопытный вопрос, и ответ на него можно найти в Устной Торе, в мидрашах. Но это опять же для тех, кто верит в Библию как святую книгу. Однако, теория стройная и интересная. Я обозначил ее очень кратко. Как Вы считаете, зачем библейскому Богу потребовалось, чтобы Авраам убил своего сына? Почему он позволил Сатане так мучить несчастного Иова?
Но тут существенно еще одно обстоятельство: все проматери были рождены и воспитывались родителями идолопоклонниками.......
Думаю, уже достаточно об этих «тайнах»
С уважением,

Игорь Лощинин   02.09.2025 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.