Советы моего отца - 5

      Я залил полный бак на АЗС, завел свой ВАЗ-2101, Жигули, пытаюсь выехать, двигатель работает, а машина не двигается. Вызвал отца. Тот подъехал, осмотрел машину и поставил диагноз – воздух в тормозной системе. Быстренько выкачав воздух, он сказал: "Тормозная система – одна из главнейших в автомобиле.  Вот я учился вождению на полуторке – ГАЗ – АА.  Тогда автошкол и курсов по подготовке водителей не было. Обучали нас опытные водители. Меня учил еще не старый шофер по имени Иван. На спуске, если необходимо было остановиться, то Иван, вначале нажимал на ножной механический тормоз, потом отжимал ручной, тоже механический, но машина все еще двигалась. Затем он командовал: "Ученик – вперед", я брал деревянный чурбак, который всегда был под ногами, выскакивал из медленно движущейся машины и кидал его под переднее колесо. Все. Только теперь машина останавливалась окончательно».
     Отец задумался видимо, вспоминая былое, а я подумал, что резко нажатая педаль тормоза в общем-то не всегда полезна. Так однажды мы ехали зимой из Намангана в Учкурган. Я за рулем, а отец, как всегда на заднем сидении. Автодорогу недавно реконструировали, убрали все старые тополя, которые были высажены вдоль обеих сторон дороги. За счет этого дорога стала светлее и шире. Но в этот раз дорога была - сплошной ледяной каток. Я ехал по возможности медленно, по возможности осторожно, отец об этом постоянно напоминал, но где-то за Кизил-Раватом я немного отвлекся, немного увеличил скорость и к тому же решил обогнать тракторную повозку, доверху нагруженную гуза-паей. Только я выехал на встречную полосу, как увидел здоровенный грузовик, ехавший навстречу нам. Рефлекс сработал, я резко нажал на педаль тормоза и началось. Грузовик промчался совсем рядом, гузапая уехала, а я начал вращение вокруг собственной оси. Вспомнилось только то, что отец в свое время говорил: «В такой ситуации тормозить нельзя!» Я убрал ногу с педали тормоза, сжал изо всех сил рулевую баранку, зажмурил глаза и отдался на волю судьбы. Встречных машин не было, а мой автомобиль с каждым оборотом замедлял вращение, постепенно съезжая с проезжей части. И еще я радовался, что мы убрали здоровенные тополя по краям дороги. Спасибо прорабу, который улучшил дорогу (то есть мне), потому что в этом месте она была ровной, без арыков, и асфальт плавно переходил в тротуар. Именно по этому маршруту двигался и мой транспорт. На тротуаре оказалось меньше наледи поэтому кручение еще более замедлялось и прекратилось совсем, когда машина нежно ткнулась передним бампером в глинобитный дом за тротуаром. Как хорошо, что в наших старинных зданиях практически нет окон на улицу! Я бы их непременно разбил. Итак, танец на льду закончился, машина практически без повреждений остановилась и доселе не произнесший ни одного слова отец сказал: «Надо с тобой еще немного поработать и можно присвоить тебе первый класс вождения!» Хорошо, что он не видел, что всё это я проделывал с закрытыми от страха глазами.


Рецензии