Мультикультурализм и национальная политика. Ч. 1

Мультикультурализм и национальная политика: эстонская модель

1. Мультикультурализм: понятие, концепции, политика

Сосуществование рядом в одном государстве нескольких культур, в том числе национальных или религиозных, отнюдь не порождение ХХ века. Разве не так было в любой империи, объединяющей разные народы: римской, греческой, иранской, монгольской, османской, британской, российской, индийской и не на то же направлена сегодня политика таких многонациональных государств как Индия, Россия, Швейцария, Южно-Африканский Союз, Канада, Великобритания и др.? Все они были и остаются кровно заинтересованы в поддержании  внутреннего мира, солидарности и лояльности населения и искали формы нормального сосуществования своих народов. И разве похожие проблемы взаимоотношений и управления не стоят сегодня перед всеми государствами на планете Земля, только уже в мировом масштабе? Вопрос другой – как в таких образованиях строились отношения между ними, какие грани культуры затрагивались, какие из них были общие, какие – нет, всегда ли господствующая нация стремилась ассимилировать другие народы или дело ограничивалось, например, теми или иными формами подчинения, уплатой дани и обязательством участвовать в военных походах. Простейшей исторической формой их можно считать договорное правило «признавай нашу власть и защиту, плати дань и живи как живешь».

Так же было и в случаях, когда каким-то народностям или их группам разрешалось поселиться на территории другого народа с сохранением своих обычаев, языка, верований. А это не только евреи или цыгане, но, например, в России, и калмыки, туркмены, болгары, армяне, немцы, которые при переезде большими группами сохраняли свой язык, обычаи, веру, т. е. культурную самостоятельность, или автономию. Здесь человечество уже много веков имело то, что сегодня называется многокультурным характером государства и вытекающими из него взглядами, подходами к управлению и политикой мультикультурализма, или многокультурия. С распадом колониальной системы, образованием новых независимых государств, Лиги наций и ООН, развитием демократических основ их организации, конституционного и международного права эти отношения стали включаться в международные конвенции (лат. conventio – договор, соглашение) и конституции государств. Их осмысление привело к рождению понятия и концепций мультикультурализма.

Чтобы ответить на поставленные в заголовке вопросы, автор считает важным прежде всего уточнить само понятие «мультикультурализм» и его отличия от похожих по содержанию слов разнообразие и многообразие культур, поликультурализм, интеркультурализм. Такое уточнение служит основой для дальнейшего понимания отличий его позиции. Необходимость его объясняется также тем, что мультикультура и производное от него мультикультурализм - одни из новых понятий, вошедших в русский язык лишь в последней четверти ХХ века. По-русски оно означает буквально многокультурие, многообразие или разнообразие культур в обществе, стране или в мире. Его, например, нет в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1900-1964) как первого (1949), так и 21-го, многократно дополняемого издания 1990 года (позднее переиздавался как «Толковый словарь русского языка» под ред. проф. Л. И. Скворцова). Нет его и в «Словаре иностранных слов» того же времени (1988 г.).

В странах Запада оно вошло в политический и научный оборот примерно в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века. Тогда многие полагали, что политика мультикультурализма может быть применима практически в любых разнокультурных обществах. В обычной жизни и в соответствующих документах ООН как равносильные ему используются понятия разнообразие и многообразие культур. Например, так называется Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (принята Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 2001 г.), нацеленная на поддержание проведения политики мультикультурализма. К последнему вернёмся после некоторых уточнений.

Дело в том, что каждым автором или политиком в используемые понятия  может вкладываться различный смысл, например, более широкий или более узкий, опирающийся на различное понимание  слова «культура». Кроме того, здесь мы, как и в других случаях заимствования в русском языке слов иностранного происхождения, имеем дело с их различным пониманием. Если первая часть данного составного понятия (лат. мultum - много) ни у кого не вызывает разнотолков и указывает на множественность, многообразность чего-либо, то по понятию «культура» в литературе можно встретить, как минимум, свыше сотни различных определений. Известный в Эстонии историк и общественный деятель Р. Григорян говорит даже о 300 таких определениях, объясняя их появление изучением вопросов культуры различными науками: философией, социологией, культурологией, этнографией и др., рассмотрением ими её различных граней. Мы будем далее понимать культуру в самом широком смысле как в целом, так и в его более узких пониманиях, когда речь идёт о какой-то её отдельной области, например, национальной, экономической, управленческой, политической, информационной, материальной, физической, духовной, личностной, поведенческой, языковой, семейной и т.д., подчеркивая такое выделение соответствующими определениями.

Исходя из такого подхода под культурой (лат. cultura — возделывание, обрабатывание, образование) будем понимать совокупность материальных и духовных ценностей, отношений, созданных и используемых определённым человеческим сообществом, определённым объединением людей на определённой ступени их существования. Культура – понятие многогранное, оно охватывает все области жизни и деятельности человека, её результаты и всю совокупность складывающихся вокруг их отношений (всё, что не природа, всё, что создал человек), что далеко не всегда наблюдается в литературе. Приведём несколько примеров иного понимания.

В «Философском словаре» (1991) она определялась в широком смысле как «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распределения (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, ...». В понятии культуры, приведённом в «Кратком словаре по социологии» (1989) внимание уделяется  и деятельности, и её результатам: «Культура — освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе, в обществе и себе самом; всё созданное руками и разумом человека».

Широкое  понимание культуры приведено в преамбуле названной выше Декларации ООН о культурном разнообразии: «культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков — духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных — ... помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования». Рассматриваемая во временных промежутках, культура в целом характеризуют определённый уровень исторического развития общества и человека, его отношения к самому себе и к окружающей социальной, экономической и природной среде. В таком смысле культуру, по мнению автора, правомочно рассматривать также как сложную и открытую миру эколого-социально-экономическую систему, подчеркивая множество присущих ей разнообразных взаимосвязей (коммуникаций) между человеком, природой и обществом. Приводя такие примеры, автор не ставит своей задачей анализ всех других подходов к пониманию культуры. С ними можно познакомиться в специальной литературе.

Многогранность культуры позволяет перейти к общему пониманию мультикультурализма как сосуществованию рядом (параллельно) в одном обществе, в государстве, в том числе на разных социальных уровнях, нескольких различных культур. Такое понимание применимо и к миру в целом, который существует и продолжает развиваться как многокультурный. Как его синонимы будем рассматривать понятия «поликультурализм» (см. примечание), «разнообразие и многообразие культур».

       Примечание: Поликультурализм (греч. poli - много + культура - многокультурность)  в буквальном переводе с иностранного то же, что и мультикультурализм (лат. multi – много). Как понятие и самостоятельная концепция были сформулированы в США в 2001 году в книге индийского историка и писателя Виджая Прашада, посвящённой исследованию афро-азиатских связей и мифу о культурной чистоте («Everybody Was Kung Fu Fighting: Afro-Asian Connections and the Myth of Cultural Purity»). Концепция исходит из следующего: а) государствам присуще культурное разнообразие и наличие тесной связи между живущими в нём этническими группами; б) культуры и национальности развиваются не изолированно, а все достижения — это результат взаимодействия между разными культурами; в) идентичность, убеждения, принадлежность к той или иной культуре являются свободным индивидуальным выбором каждого человека; г) для гармоничного и безконфликтного развития общества необходимо поддержание толерантного обращения с представителями разных культур, особенно исходящим от расы, этноса и языка. Сторонники данной концепции считают, что она отличается от мультикультурализма, который сосредоточен на особенностях культурных групп с целью сохранения и поддержания (консервации) их различий, но такая критика не имеет под собой достаточных оснований.

Понятие мультикультурализма лежит в основе ряда различных мировоззренческих позиций, определённой совокупности взглядов, или теорий (концепций) мирного сосуществования разных культур не только в отдельных странах, но и в мире в целом. Отдельные положения одной из них (В. Прашад, поликультурализм) приведены выше. На ряде других положений, относящихся к общему учению о сосуществовании рядом различных культур, их взаимовлиянии и взаимодействии мы остановимся далее. Его неотъемлемой частью выступает обоснование политики мультикультурализма, поддержания многообразия культур и практических инструментов его воплощения. Исторически она не стала чем-то новым, но логично выдвинулась на такую роль, получила широкое распространение в послевоенное время в результате продолжения распада колониальной системы и распространения демократических идей, как мы отметили в начале статьи.

При анализе различий в культуре отдельных групп населения в многонациональных государствах, выработке политики в этой области и её оценки необходимо прежде всего уточнить, в каких её областях имеются такие отличия и какое влияние они оказывают или могут оказать на общее состояние страны. Его грамотное проведение предполагает знакомство с научной классификацией видов культуры, признаках (критериях), на которых она основывается. К наиболее распространённым критериям классификации видов культуры, на основе которых выделяют её различные виды, относится её деление на материальную (вещественную) и духовную. Реже к ним дополняется такой признак как общественные (социальные) взаимоотношения или «формы социальной жизни». Оставляя споры в этой области культурологам, приведём их общее понимание автором.

 В различных областях человеческой деятельности материальная культура представлена в виде используемых зданий, сооружений, предметов и орудий труда, технологий, источников энергии и энергетической инфраструктуры. К ней относятся также материальные объекты, обслуживающие бытовую жизнь человека (одежда, мебель, посуда, бытовая техника, пища) и мир духовной культуры: церкви, культовые предметы, памятники, библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, учебные заведения, суды и пр.

В духовной области обычно выделяются следующие виды культуры:
      • религиозная;
      • нравственная (взгляды, ценности, отношения, мораль);
      • национальная (традиции, обычаи, ментальность  - их  можно отнести к нравственной);
      • познавательная, научно-исследовательская;
      • художественная.

Иногда к духовной (как к нематериальной) относят также правовую, политическую, управленческую и педагогическую (взгляды, организация, практика образования и воспитания) культуру, хотя на самом деле перечисленные виды культуры следует отнести к группе социальных отношений. Важно понимать, что при рассмотрении видов культуры по областям человеческой деятельности мы будем встречаться, как правило, с сочетанием в них материальных, духовных и социальных (в узком понимании социального) составляющих, с их системой, например, в культуре науки, производства, в религиозной, экономической, экологической культуре, культуре быта, поселений, в культуре отдельных стран, исторических типов общества. То же можно сказать и о выделяемой нередко физической, народной, массовой и элитарной (относящейся к элите, высшему слою общества)  культуре, или культуре разных социальных слоёв населения. В последнем случае говорят также о суб-, или подкультуре, о её особых частях.

Как политика, мультикультурализм включает в себя совокупность взглядов (пониманий, теорий, идеологии), отношений и вытекающих из них целей, стратегий, мер и средств (правовых и др.) её осуществления, направленных на признание равноценности и разнообразия, на сохранение, защиту и развитие в стране или в мире в целом культурных различий отдельных общностей  и народов. Декларации  и другие решения ООН по данным вопросам исходят из общего понимания того, что культурное разнообразие общества представляет собой одну из общечеловеческих ценностей и её целесообразно защищать и поддерживать. К таким ценностям относятся национальные языки, религия, особенности бытовой жизни, архитектуры, литературы, искусства. Особенности сохранения и развития их лежат в основе национальной культурной политики государства.

Одной из основ политики мультикультурализма и её проведения в жизнь выступает терпимость, или толерантность (лат. tolerantia - терпение, терпимость). В данном случае она означает не просто выработанное и поддерживаемое в обществе психологически терпимое отношение к другой культуре, но и уважительное отношение к её различным составным частям: языку, вере, традициям, обычаям и пр. Такое отношение не только декларируется, например, в Конституции и в других законодательных актах страны в виде равенства прав человека на жизнь, свободу мыслей, вероисповедования, убеждений, но и должно воспитываться в каждом человеке, в каждом гражданине. В документах ООН толерантность рассматривается как «ценность и социальная норма гражданского общества» (Декларация принципов толерантности, ЮНЕСКО, 1995 г.). В Преамбуле Устава ООН эта норма излагается следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», рассматривается как условие успешной интеграции общества.

       Примечание: Декларация принципов толерантности (терпимости) принята 16 ноября 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО. В ней подчеркивается стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, обеспечивать свободу мысли, совести и убеждений где бы то ни было, способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами. Подписавшие декларацию страны договорились (ст. 6) ежегодно проводить 16 ноября Международный День толерантности. В Преамбуле Декларации приведён перечень документов ООН, из которых она исходит (устав, декларации, конвенции, международные пакты ООН).

В ряде случаев то, что можно относить к общепринятым культурным особенностям тех или иных общностей, может вызывать споры и их непринятие в качестве таковых большинством жителей страны. К ним, например, можно отнести споры о признании однополых браков или праве на смену пола и сменивших его лиц, так называемых трансгендеров (лат. trans и genus - сменивший пол). При их разрешении, по мнению автора, следует исходить прежде всего из оценок того, в какой мере такие отклонения от общепринятого или нормального в природе могут оказать влияние на будущее человека и общества, насколько они необходимы человечеству. 

Понятие «мультикультурализм» в последние годы отдельные теоретики и политические деятели предлагают понимать более широко, говоря о моделях общества с равными возможностями вне зависимости от расы, пола и сексуальных наклонностей. На взгляд автора, необходимости выделения  их, даже теоретической, нет, поскольку как отношения в обществе они так или иначе рассматриваются в областях национальной и нравственной культуры как их составные части. Широкие протесты против разрушения традиционных семейных ценностей, навязывания гомосексуализма - тоже их часть, отражающая нежелание большинства мириться с распространением и облагораживанием противоестественных привычек.

При рассмотрении проблем многокультурности в обществе важно понимать, что культуры разных народов, этносов развиваются не изолированно. Эстонская культура, например, формировалась под прямым воздействием шведской, немецкой и русской культур. В результате длительного совместного проживания, взаимовлияния разных сторон культур, восприятия общечеловеческих и, в частности, общеевропейских культурных норм (христианских прежде всего) в организации и поведении в быту, в экономике и сфере обслуживания, в семейных отношениях, в проведении досуга, в духовной культуре у представителей различных культурных (национальных) общин обычно много общего. Общество в этих областях материальной сферы экономически и культурно переплетено, объединено. Отличия в культуре наблюдаются главным образом лишь в отдельных областях духовной культуры: религиозной, языковой, нравственной (отдельные взгляды, ценности, традиции, обычаи). Мультикультурализм уже только по названным причинам, как и по политическим, обычно имеет ограниченный характер. Мы вернёмся к этому вопросу при рассмотрении проблем интеграции эстонского общества.

Внутри европейских стран понятие «мультикультурализм» практически не используют применительно к таким областям культуры как экономика, производство, управление, право, здравоохранение, сфера обслуживания, поскольку выделить какие-то такие отличия на уровне страны невозможно. Организация работы во всех приведённых областях, профессиональное обучение строятся на принципах, нормах, материальной основе и персонале, подготовленном для них по единым для данной страны или для отдельной области деятельности общим правилам. Другое дело, что на уровне отдельных предприятий или организаций мы можем говорить об особенностях производственной или управленческой культуры, связанных с различиями в технологическом оснащении, организацией производства, традициями управления или личностями их руководителей. В широком смысле это тоже одна из граней многообразия культур.

Поэтому, нет ничего необычного в том, что мультикультурализм как понятие, концепция и основанная на них политика исторически чаще всего понимаются как политика в национальной, расовой и религиозной областях, или ещё уже - как политика  в области межнациональных отношений, прав, языка и культуры титульных наций и меньшинств многоэтнического государства, как этнополитика. Мы далее также будем говорить о нём, как правило, в таком более узком понимании национального, как об одной из форм национальной культурной политики (национальная политика может пониматься и как политика государства, как государственная политика в других областях – в экономике, сфере безопасности, во взаимоотношениях с другими государствами).

       Примечание: Здесь мы опять сталкиваемся с принятым использованием в русском языке заимствованных с разных иностранных языков слов, одинаково переводимых как «народ»: греческого - «ethnos» и  латинского «natio». При сложившихся пониманиях автору в данном случае более предпочтительным представляется понятие «этнополитика». По-русски соответствующим ему может служить понятие «политика народонаселения», как одна из её граней.

В многонациональных государствах мира исторически  существовали и продолжают существовать три основных подхода к политике в национальной, расовой и религиозной областях как по отношению к мигрантам, так и к населяющим их недоминирующим народам:
      • раздельное существование и развитие (сегрегация, апартеид);
      • поглощение ведущей культурой (ассимиляция);
      • совместное существование и развитие (мультикультурализм).   

       Примечание: Сегрегация и апартеид – оба понятия означают политику разделения населения главным образом по расовому и этническому признакам, могут иметь различные формы. Сегрегация (лат. segregatio - отделение, обособление, разделение) – политика раздельного проживания и развития, вид расовой, этнической, языковой, профессиональной дискриминации. Различают институциональную, территориальную формы. Первая, характеризуется использованием параллельных учреждений для различных групп населения (например, разных школ, больниц), при второй для них для проживания отводятся специальные или сохраняются  исторически занимаемые ими территории. В основе профессиональной сегрегации обычно лежат расовые или этнические причины. Апартеид (язык буров, южноафрикан.  apartheid – раздельное проживание, отделение), вид сегрегации, в том числе расовой. Интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение, соединение) – политика объединения различных различных культурных обществ на основе языка, религии, общих целей, ценностей или на других основах. Может осуществляться в различных видах при всех названных выше подходах к выбору политики, в разных областях и на разных уровнях общества.

В качестве примеров различной политики мультикультурализма можно привести СССР, Россию, Индию, Швейцарию, Финляндию, Канаду, Австралию, где подход к сохранению и развитию различных национальных и религиозных культур как частям неразрывного целого (одной «мозаики») закреплён законодательно. В Индии он поддерживается также буддистской религией. В западных средствах массовой информации его в последнее время называют также концепцией «салатницы». Согласно ей представители различных культур могут образовывать единое общество, в котором каждая культура сохраняет свои характерные черты и особенности, её развитие поддерживается государством.

По существу, такой политики придерживаются и в США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», предполагающая слияние всех культур в одну, американскую. В то же время в стране не запрещено сохранение других культур, прежде всего духовной, например, религий, их организаций, печати на разных языках. Такие права человека защищены Конституцией США 1791 г., развиты «Актом о гражданских правах 1964 года». В соответствие с ним, например, вся важная документация должна быть написана на всех языках тех граждан, кто получает какие-либо привилегии от правительства. В стране официально нет государственного языка (в России государственный язык русский и наравне с ним могут быть государственными языки в национальных республиках), так как принятие его  считается «антидемократическим и представляющим угрозу для свободы личности». Озабоченности тем, как долго будет длится их «переплавка» в единую американскую культуру, в США не видно. В ставших независимыми странах Прибалтики, как известно, мы наблюдаем иную "демократическую" картину .

Мультикультурализм как политика противоположен политике  ассимиляции (лат. assimulation  - уподобление, сопоставление) других культур, отдельных представителей, групп или целых других народов. Как политика он направлен также против культурной дискриминации человека или отдельных групп населения (лат. discr;minatio  - различение), неравного отношения и нарушения их прав в области культуры.  Дискриминация может проявляться как на уровне отдельных социальных групп, так и на уровне политики целого государства.

Как общее название для различных форм культурного объединения разнонациональных обществ используется понятие «модели интеграции», то есть объединения на какой-то общей основе различных культурных сообществ, народов одной страны. В ЕС внимание к ним особенно усилилось в связи с поощряемым первоначально наплывом мигрантов и позднее - с так называемым «миграционным кризисом». Руководители ведущих европейских стран (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили, что считают первоначально принятую политику мультикультурализма в их странах провалившейся. С ними можно согласиться лишь в том, что на самом деле не оправдала себя та её «либеральная» разновидность, которую они взяли на вооружение по отношению к мигрантам. Турки, даже выросшие в Германии не стали в полной мере немцами, арабы - французами и т.д. На самом деле это оказался более длительный процесс. Провалилась прежде всего миграционная политика, те методы управления, которые были использованы для адаптации мигрантов к европейским ценностям и её контроля. Кроме того, Европа оказалась не готова к приёму и адаптации их большого числа.   
               
       Примечание: Миграционный кризис в Европе возник осенью 2015 г. в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз   из Северной Африки, стран Ближнего Востока и Южной Азии. По разным оценкам, только за 1915 г. в ЕС прибыло от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов, в 2016 г. -  почти 400 тысяч.

Критика политики мультикультурализма обычно держится на утверждении, что она приводит к разрушению многовековых национальных культурных традиций, угрожает национальной идентичности, достижению общей идентичности, языку, образованию, несёт опасность  превращения доминирующей национальной общины в меньшинство. Иногда она строится на убеждённости в национальном, расовом или культурном превосходстве той или иной нации, народа. Сторонники родившейся в начале ХХI века концепции интеркультурализма (межкультурное взаимодействие) считают, что мультикультурализм защищает культурные различия, не создавая при этом условий для межэтнического и другого взаимодействия и сплочения общества, способствует сохранению замкнутых культурных сообществ. Интеркультурализм, напротив, «стремится примирить этнокультурное многообразие с целостностью доминирующего этноязычного ядра» путём развития культурного плюрализма и положительного межкультурного взаимодействия между людьми разных культур на основе общности их потребностей и интересов в условиях их взаимной ответственности и равенства положения. Сторонники концепции поликультурализма, как отмечалось выше, утверждают практически то же самое. Концепция мультикультурализма, повторим, не противоречит приведённому: признание и необходимость взаимодействия различных культур в многоэтническом государстве составляет одну из её основ. В следующих частях работы мы рассмотрим это на примере модели мультикультурализма в Эстонии.


Рецензии