Восхождение в Иерусалим

 
   Выражение «восходить в Иерусалим» отражает географическую реальность Палестины. Иерусалим находится на возвышенности (754 м над уровнем моря), и путь к нему, особенно из Иерихона (расположенного на 250–260 м ниже уровня моря), представляет собой долгое и трудное восхождение. В Свое последнее путешествие в Иерусалим Иисус отправился из Галилеи не напрямую, а через Иерихон. Он должен был в буквальном смысле слова «взойти» в Иерусалим, подняться туда из низин Иудейской пустыни.
В этом восхождении, помимо буквального, есть и символический смысл. Иисус идет на страдание добровольно: Он знает, что Его жизнь закончится насильственной смертью, но знает и о том, что на третий день Он воскреснет. Путь к смерти является одновременно Его восхождением к славе

   В Евангелиях есть две группы свидетельств, противоречащих друг другу.
С одной стороны, говорится, что Иисус в беседах с самыми близкими сторонниками не раз предсказывал свои грядущие страдания, смерть и воскресение. С др. стороны,  ученики на эти свидетельства никак не отреагировали, будто их и не было
На пути из Иерихона в Иерусалим  Иисус  снова предсказывает свою смерть.
Согласно Матфею,
«восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим  в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20:17–19).
Лука  описывает похожую сцену, добавляя к словам Иисуса фразу: «и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом», и отмечает реакцию  учеников:
«Но они ничего из этого не поняли; ...они не разумели сказанного» (Лк. 18:31–34).
Все они были охвачены энтузиазмом и  были уверены , что там, в Иерусалиме, откроется Царство Небесное (Лк 19:11).
Уже шли споры о первенстве в ЦБ (ЛК 22:24), а Соломея просила Иисуса предоставить ее сыновьям места по правую и левую стороны Сына Человеческого (Мф20:20; Мк 10:35-37).

   Наиболее яркую картину рисует Марк. У него Иисус идет в Иерусалим один, а ученики следуют за ним на расстоянии:
«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот,  мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют  Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мр. 10:32–34).
Сообщается о "реакции" на предсказание учеников:
" И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим.
Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам?
 Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей.»(Мк 10:33)...

   По мере приближения к Иерусалиму, перед нами — картина все возрастающего одиночества Иисуса.  В предшествующем евангельском повествовании Он почти всегда был окружен учениками и толпой народа. Ученики охотно следовали за Ним, а толпа находила Его даже там, где Он не хотел. Теперь Он неумолимо движется к собственной смерти, и в этом движении Он одинок.


   О входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его    повествуют все четыре евангелиста.(Мф.;21:;1–11; Мк.;11:;1–11; Лк.;19:;28–40; Ин.;12:;12–19).
Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим,  многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. 
«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

    В рассказе Иоанна сделан акцент на двух богословских темах, имеющих особое значение для апостолов. Первая: Иисус был «мессианским царём», которого «приняли согласно Его статуса». Вторая: в то время апостолы не понимали царственного смысла триумфального входа, но после воскресения Иисуса осознали его значение.
“На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне — Царь Израилев!» Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дочь Сиона! Вот, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гробницы Лазаря и воскресил его из мёртвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идёт за Ним»” (Ин. 12:12–19).
   Сама поездка на осле явилась  как бы осуществлением пророчества Захарии (Зах.;9:;9) ,  реминисценцией помазания Соломона на царство (3Цар.;1:;32–40). Иными словами, вход Иисуса Христа  в Иерусалим понимался как вход истинного Царя Израиля.
Приветствие «Благословен Грядущий во имя Господне» (Пс. 117:26) означало, что Он уже был благословлён. Слово «Грядущий» является названием Мессии . Люди называли Иисуса «Царь Израилев», который, по их мнению, должен освободить их от Римского гнёта. В начале служения Иисуса Нафанаил обратился к Нему, назвав «Царём Израилевым» (1:49); теперь Иисуса считали своим царём тысячи людей.  Иисус не отвергал этот титул.
   Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус  не запретил встречать Его словами "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!", однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.
«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф:21, 15-16).
....................

С исторической точки зрения вход в Иерусалим остается загадкой, точнее, одной из многих Загадок, которые задал Христос человечеству.
Многие  исследователи склоняются к тому, что  шествие окруженного восторженными толпами Христа означало Открытие Царства Божьего Иисусом   как Мессией-Царем .  Вероятно , когда  Иисус отправлял с миссией учеников, Он ожидал грозных признаков —  «родовых мук»  наступления Царства. Но так как это не произошло,Его все более захватывала идея , что Царство можно  достичь ценой  страданий, Жертвы..
Может быть, к этой мысли Его привела история «Раба» из 53 гл. книги пророка Исайи ?

Или может быть, Он сознавал себя «политическим» Мессией ,  Царем,  который освободит народ от римлян и установит Царство добра и справедливости?

Или , взяв на вооружение пророчество из  книги Захарии(9:9) и раздобыв ослика, Он въехал на этом животном ,олицетворяющим мир, в соответствии со словами пророчества : «Царь грядет..кроткий», что должно говорить о том, что Он —  не воинственный Мессия-Царь и не подразумевает насильственное сверженние власти ?

Или Царь, которым провозглашал себя  Иисус, был не обычным царем, но последним Царем-Мессией, чей приход знаменует кульминацию человеческой истории; священным Царем, к которому весь мир должен будет обратиться как к своему духовному главе?

Однако, в любом случае,  несомненно, что  народ встречал Его именно как Мессию,  Царя Освободителя  от оккупантов.
Он мог бы, вероятно, воцариться над Израилем, и Его Мессианство могло исполниться. Но Он был отвергнут, а Его Мессианство было приостановлено. Приостановлено религиозными и политическими вождями Народа и властью Империи в лице Пилата.


Рецензии