Трудная повесть о полку Игореве комментарии
Сразу же остановимся, чтобы выделить несколько очень важных моментов:
- Первое, что должно броситься в глаза, Автор в названии не указывает титул КНЯЗЯ Игоря,что даёт нам возможность порассуждать о социальной принадлежности Автора "Слова..." Кто он? Монах-летописец, придворный бард и поэт, слуга-оруженосец или ратник, участник похода и кровавых битв? Мог ли человек из народа, описывая историческое событие конца ХП века, так вольно обращаться с княжеским титулом? Кто, кроме князя (или княгини), в начале и во многих местах этого древнего произведения может себе позволить упустить титул, подчеркнув, что речь пойдёт о внуке князя Олега?
- Автор обещает повести речь не в поэтических рамках известного на Руси певца Бояна, а изложить события "по былинам сего времени", без предвзятости, навеличивания и восхваления всех заслуг, ибо поход не принёс окончательной победы, был "трудным".
2."...Боян бо вещий, още кому хотяще песнь творити, то растекашется мыслию по древу...
В былинно-песенном творчестве придворный русич обязан был знать и упомянуть родословную избранного героя, каждого из гостей почтить по достоинству, начиная с предков, занесённых в гербы символической записью. Речь идёт о РОД-о-СЛОВ-ном Древе! "Помняшеть бо речь първыхъ времёнъ усобице..." Первые времена усобицы начались расколом между солнцепоклонниками и приверженцами лунных божеств, межлу общинниками и частными собственниками земель, между сторонниками Добра и зла, богатства и начавшейся крепостной зависимости.* Живые струны русских певцов "сами Княземъ славу рокотаху"... В этом отрывке впервые встречается в замечательном произведении конца ХП века понятие "Князья" и написано оно с заглавной буквы, которой усиливается уважительное отношение к полководцам, освобождающим вместе с соратниками оккупированные врагами русские земли, давно освоенные тяжким трудом... А в прилагательном "за-меча-тель-ный" видятся военные и послевоенные меры воздействия (корни в слове За-меча-тель- ный) на многих исторических захватчиков земель русских, чужеземцев - оккупантов земель русских....
3."Почнёмъ же, братие, повесть сию отъ стараго Владимера до нынешнего Игоря, иже (который) истягну умь крепостию своею,и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратного духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецкую за землю Руськую...
Повесть эта написана при жизни Игоря, иначе он не был бы назван "нынешним". Игорь задумал и повёл людей в поход продуманно, не из внезапно возникшего порыва мести. Он исходил из изученной им военной истории, из военной традиции защиты русских интересов. До-ста-точно рассмотреть редкое слово "Ис-стяг-ну", где ярко выделяется "стяг" - знамя, знамёна. "Истязати" писалось через "зело" и означало: ТРЕБОВАТЬ НАЗАД, ВЗЫСКИВАТЬ,отбирать, расследовать. В наши дни "истязать" - это жестоко мучать. В корне своём оно роднится со стягами Родины, ради благополучия которой истязали себя наши защитники освоенных земель и продолжают погибать и до ныне лучшие бойцы - патриоты...Вот почему наши флаги, знамёна были у нас всегда алыми вплоть до перестроечных реформ, напоминая каких человеческих жертв стоило завоевание независимости, переход к мирному труду и установление особого порядка, привычного и проверенного опытом столетий.
Вот почему задумал и осуществил поход Князь Игорь, но его поддержали только самые близкие родственники,остальные князья были уже опутаны христианскими путами, навязанными "огнём и мечом" западными вражескими силами Христианство напрочь разделило людей на католиков и православных. Появились секты, течения, к временам перестройки появилась из-под земли (в буквальном смысле слова ранее скрытая в катакомбах Московской области подземная церковь со своим "Христом" и особым укладом жизни. "Разделяй и властвуй!" - воплощался древнеримский принцип борьбы за власть, за зкмлю плодородную, за производственные ресурсы и другие земные богатства.
Понятен становится замысел Князя Игоря, о котором автор упомянул в самом начале обращения к "братьям",то есть к родственным и дружеским племенам, подчеркнув, что Игорь тщательно изучил военную историю по документальным первоисточникам прошлого.И только тогда отправился в поход на Донские земли.
"Истязал ум свой" верностью идее, понятной русичу - его современнику. "Половецкие земли - это изъятые у русских племён земли... Вот почему имя "стараго Владимера" подчёркивает процесс деления земель между родственными племенами. В этом имени хранятся святые понятия: Веды, Лад, Мера...Князьям необходимо было сохранить и защитить либо отвоевать у противников границы русских земель, сохраняя древнюю преемственность поколений, государственный строй, привычную для народа веру в силы божественные, чтобы восстановить древние границы земель русских, ДУХОВНЫЙ УКЛАД,соответствовавший родовым представлениям о соотношении Добра и зла.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №224062001373