Каникулы 69

Наверное, в любом году можно найти что-то выдающееся, незабываемое, но 69 год всё же особенный. Чего стоит только якобы высадка на Луну. Остров Даманский и много ещё чего. Но начался он лично для меня довольно трагично. Повесился мой хороший друг Вова Ефремов.
Заперся в комнате и сделал это на ручке двери. По крайней мере так говорили. Причины и обстоятельства, как всегда, в таких случаях весьма туманны. Меня в числе других допрашивал следователь. Ну что я мог сказать? Толком ничего. Неужели из-за мучительных болей порванных связок на дзюдо? Он в последнее время ложился на парту и лежал, закрыв глаза. Но ведь он был в моих глазах весьма мужественным человеком. Хоть и был мальчишкой девятиклассником. Даже в то время были сильные болеутоляющие. Морфий в конце концов. Был очень умный, добрый, отличник, спортсмен. Очень симпатичный. Может любовь какая-нибудь? Результатов расследования мне никто не доложил.
Так эта смерть и сидит у меня занозой в сердце до сих пор.
Класс, в котором учились он и я был не простой, а с некоторым уклоном. Не могу даже сказать точно с каким. Гоняли нас сильно буквально по всем предметам. И математика, и физика, и химия, и литература. И каждый предмет считал, что он особенный и уж ему ты должен уделить особое внимание. Даже история на нас наседала. В общем так тяжело как было в девятом классе у меня не было ни до ни после. Включая институт.Особенно с каким то азартным ожесточением вгрызались мы в премудрости физики.Решали очень сложные задачи из книги Балаша.И преподаватель нам попался с несколько провокационным методом подачи материала.Помню как то принесла она большой стеклянный цилиндр в котором лежали пёрышко, гвоздик и ещё какой то предмет.И вот прозвучало утверждение, что в вакууме пёрышко и гвоздик упадут одновременно.Тут поднимается диссидент Шильдер и говорит, что этого не может быть.И подбегает к учительскому столу с надеждой опровергнуть эту явную чушь.Ещё подбегают несколько ребят образовав эдакую непримиримую оппозицию.К этой партии приготовились присоединится кучерявый юноша Сёма Бедер и его друг Миша.Но они просто встали и стояли за партой,наблюдая за тем, что бы эта чушь про пёрышко не нашла подтверждения.Учитель стала откачивать воздух.Минут пять она качала.Потом стала демонстрировать ,переворачивая цилиндр вверх вниз.Оппозиция вернулась на свои места, что то бубня под нос.Мол всё равно дурят нас, да и всё.
Ну может мне это показалось и большинство класса всё таки поверили преподавателю.Американцы на якобы луне тоже показывали этот опыт,но там уж действительно была махинация.
  Должен сказать до этого я учился в обычной простой школе, и учёба не доставляла особого труда. После восьмого класса пришло понимание, что надо напрячься если, были мысли куда-то идти дальше учиться.
Одно то, что не встречал я евреев, кроме учителей в моей предыдущей школе говорило о многом. Вот в новой, в моём классе Б их уже было достаточно. Ничего я против них не имею. Говорю как было. Ребята в основном умные, хотя разгильдяи встречались. Говорят и Эйнштейн, и Ландау и Иоффе были как раз разгильдяями.
В то же время не было нам нисколько не грустно. Всё проходило как-то весело в каком-то интересном темпе. То и дело проходили какие-то тематические вечера. Проводились КВНы.
Запомнилась юморная сценка со шпионами.  Главный агент носил кличку Перпендикуляр. Изображал его Вова Евдокимов. Очень высокий товарищ. И подруга у него была, Марина Ушакова. Поодевали все чёрные очки. Бегали туда-сюда. Но их коварные планы быстро расколол русский Миша. Вот клички не помню. Этот Миша вечно боролся со своим другом Сёмой Бедером на переменках. Шутя, конечно. Эта КВНовская тема и привела меня в Харьковский авиационный спустя какое-то время. Была очень популярная команда из Харькова и на сцене у них постоянно висел призыв -Поступай в ХАИ в небе нет ГАИ. Вместе со мной ещё несколько ребят поступало туда, но прошли только трое включая меня.
Подходил к концу учебный год и впереди замаячило пока ещё беззаботное тёплое каникулярное время. Единственное нужно пройти производственную практику, и ты совершенно свободен аж на два месяца. Преподаватель математики Нина Фёдоровна предложила заработать немного денежек где-нибудь и всем вместе поехать к морю в Крым. Я был, конечно, за, так как никогда не был на море, но у многих оказались другие планы на лето и произошёл как-бы раскол.
Тем не менее организовалась некоторая группа желающих и началась подготовка.
Помог нам с работой отец Володи Евдокимова. Он был кадровик на фабрике Волокно. Довольно крупном предприятии того времени в нашем городе. Устроили нас шлифовщиками специальных барабанчиков для нитей. От нас требовалось так отшлифовать шкуркой и напильником все поверхности и канальчики этих валиков чтобы не цепляли они нити. Эти алюминиевые изделия поступали к нам после литья и заусенцев там хватало. Приставили к нам специальную девушку контролёра. Она всё очень придирчиво за нами проверяла и возвращала если ей что-то не нравилось. Отчёркивала карандашом подозрительные места. Работа эта считалась вредной. И за это выдавали нам молоко. Тёрли мы не целый день, а пол смены. Причём работа была в общем-то сидячая в тихом почти прохладном помещении. Нас это вполне устраивало. А ведь там были цеха совсем с другими условиями. Как-то заходил в ткацкий цех.  Стоял невыносимый шум станков. Удивляло как там можно было просто находиться, а не то, что обслуживать.
 В итоге получилось заработка рублей 60. На отдых, думалось, хватит. Может добавят чуть-чуть мама папа.
О Чёрном море у меня были очень смутные представления. Я думал оно очень тёплое как ванная и там можно прямо-таки спать. По нашему плану мы собирались спать в палатках в каком-то саду.
И стоить эта ночёвка будет 50 копеек. Уже знали поедем в Феодосию. Этот вариант предложила мама нашего одноклассника Жигалина. Она там была. Ей очень понравилось. К тому же там можно было воспользоваться лечебной грязью. Она и договаривалась со своей прошлой хозяйкой.
Время шло и приближался момент отъезда. До этого стояла жаркая сухая погода, но вот дня за три произошёл какой-то поворот в небесной канцелярии. Прошли дожди и резко похолодало. Мы уезжали из Курска 8 июля скорым поездом №25/26 Ленинград-Севастополь в 15-45. На платформу мягко падал снег. Самый настоящий, не вата какая-нибудь. Правда снег недолго живучий. Таял быстро.Но сам вид этого июльского снега заставлял глубоко кутаться во всё тёплое у кого что было.
Утром приближался Крым. Жадно всматривался я в незнакомые места. Непонятные водоёмы. Чайки кружились над ними. Первый раз увидел этих птиц.
Сердце замирало в предчувствии необыкновенного праздника. Вышли в Симферополе.Ведь нам нужна была Феодосия ,а не Севастополь. Тут было жарко в отличии от того места откуда приехали. В глаза бросалась растительность какой в нашей местности не было. Запомнилась жёлтая айва на ветках. Потом поехали троллейбусом до Алушты.
Опять жадно прилип к окну, вглядываясь в незнакомую природу. Ехали ехали и наконец впереди начало появляться море синее синее.Казалось ещё немного и появятся пальмы.Чуть ли не кокосовые.Какие нибудь цветастые попугаи и шустрые мартышки.В голове крутились какие то абсурдные картинки из иллюстраций к детским книжкам Чуковского про выдуманную Африку с крокодилами и разными другими диковинными тянитолкаями. Наверное, никогда у меня больше не будет такого восторга как тогда. Завези меня хоть в какие небывалые края. Всему своё время. Это было время бесконечного восторга.
 И вот читаешь воспоминания какой-нибудь Хакамады. Про то, что ходила она по Артеку примерно в то же время и плевалась во все стороны, проклиная все эти пейзажи. Всё ей было скучно. Все вокруг были противные. Всё её не устраивало. Вот такая была, между нами, небольшая разница.
Потом как-то добрались до Феодосии. То ли катером, то ли автобусом не помню.
Вернее, до посёлка рядом с Феодосией. Назывался он Приморский. Там был пляж Золотой песок.
Мы прибыли на место ближе к вечеру. Солнце куда-то спряталось.Но ещё было достаточно светло. На берегу лежал мёртвый дельфин средних размеров. Его на берег выбросил недавний шторм. Хозяйка была приветлива. Правда выяснилось, что ночевать мы будем в обыкновенных домиках и палатки мы напрасно тащили. Никакого сада не было. И откуда взялась идея ночевать в палатках осталось неясным. Реальная плата за ночь оказалась повыше и составляла один рубль. Ну да ладно. Всё пока оставалось приемлемо.
На следующий день отправились на пляж. Тут обнаружилось, что температура воды всего 13 градусов. Не то что купаться, ногу невозможно было просто поставить в воду. Сводила судорога.
Людей, находившихся у моря, было очень много, солнце жарило от души, но никто не купался.
Народ просто загорал, играл в пляжный волейбол, изредка попадая по головам,спинам и животам лежащих на своих подстилочках граждан. Один товарищ часто подходил к воде и всё измерял температуру. Как будто что-то может измениться так быстро. Что было делать? Повалялись на пляже. Изредка,через муки, погружали в прибой ноги. Нина Фёдоровна наша предложила поехать на экскурсию по Крыму на автобусе. Может за пару дней температура поднимется. Купить это удовольствие было не проблема и на следующий день начался наш полу вынужденный вояж.
Погуляли по Никитскому саду. Действительно удивительны были деревья, собранные из разных уголков мира. Сильные приятные ароматы и красивый вид усыпанных цветами деревьев впечатляли. Сфотографировались возле какого-то пруда. Какие-то там лебеди вроде плавали. Золотые рыбки среди растений. Сейчас трудно вспомнить все места, которые посещались, но главной фишкой экскурсии был дворец в Алупке. Просто удивительно как быстро прогнали фашистов и не успели они взорвать этот невероятной красоты архитектурный шедевр. Посетили Артек и искупались во вполне тёплом море. Ну, честно сказать, мы были не совсем в Артеке, а на пляже прямо рядом с ним. Изредка встречались группы пионеров из лагеря. Всем всем добрый день выкрикивали они прохожим выученную задорную речёвку.Выяснилось,что все улочки в Ялте ведут к набережной.Самому замечательному месту города.Тем более в такие солнечные дни.На причале стоял огромный корабль называвшийся Шота Руставели.Никогда я таких огромных судов не видел.Сейчас как то не верится, но тогда он совершал круизы из Ялты во всякие там Европы ,а может и ещё куда подальше.В последствии в фильме Гайдая такой показали под названием Михаил Светлов.Но Шота то был настоящий ,а Светлов выдуманный режиссёром.Не было такого в СССР.
 Получилось как-то так, что я и несколько ребят откололись от основной группы и в Ялте вышли на кинотеатр Сатурн.Видно недавно построенный,современной формы.С какой то неестественно выгнутой крышей. Висела афиша Бей первым Фредди и какой-то мультик с избитым сюжетом Бременские музыканты. Название фильма привлекло, и мы купили билеты.Ещё помню съели мороженое перед сеансом. В начале показали мультфильм. Мы просто открыли рты и не закрывали до конца ленты. Фредди тоже понравился, но по сравнению с музыкантами он был ничто. Абсолютно было неожиданно. Были под большим впечатлением. Это легко сказано.Этож надо было Вицина, Никулина и Моргунова вставить в это действо!Гениально, просто гениально.А музыка? И наша и абсолютно не наша.До самой последней ноты восторг.Вот продолжение этого сюжета уже было не столь удачно. 
Ближе к вечеру добрались к месту ночёвки и встретили сильное недовольство девчонок и Нины Фёдоровны нашим исчезновением. Действительно, как-то нехорошо получилось. Но мы были под сильным впечатлением от увиденного и услышанного, что как-то не обратили внимание на их призывы к совести и недовольство и принялись сбивчиво пытаться описать восторг от мультфильма. А он был далеко не рядовым событием того года.
Переночевали в Ялте. Ночёвка оказалась дорогой аж рубль двадцать. Сейчас это выглядит смешно, но в то время это были цифры.
Опять вернулись в Приморский. Вода и вправду стала потеплее. Дошло до терпимых 18 градусов.Тем более ,что по прежнему стояла та же жаркая безоблачная погода. Мама Жигалина стала увлечённо мазаться лечебной грязью. На этом поприще у неё тут было немало единомышленников. Ну что поделаешь. Заболеешь ещё и не тем намажешься.
Наконец то мы стали купаться и загорать полноценно.Играть в пляжный волейбол.Столовая была недалеко и по ценам приемлема.Утром ограничивались бутербродами и сладким чаем.Покупали фрукты.
 Кое у кого работало радио на пляже, и я краем уха услышал, что американцы якобы высадились на Луну. Эта новость лично мной была воспринята абсолютно равнодушно.Да и не слышал ,чтобы это кто-то обсуждал. Как-то приелся уже космос и хоть что там докладывай и сообщай не удивляло, не зажигало. Равнодушие вызывало ещё и то, что это был чужой успех. Вера в то, что наши их уделают тем или иным образом, всё равно была железной. Это уж потом с приходом интернета стало понятно, что не было на Луне никаких американцев. И всё это было сфальсифицировано.А тогдашнее руководство позорно подтвердило этот чужой успех.Не зря американские миллиардеры оплатили Брежневу дорогущие три машины ручной сборки.И зерно бросились продавать СССР по заниженным ценам.И это в разгар Вьетнамской войны.
 Возвращались в Курск в общем вагоне с индивидуальными креслами. Не было других мест. Ведь это был почти пик сезона. Но почему-то получилось, что вагон не слишком был полон и чувствовали мы себя вольготно. Девчонки, которых у нас было большинство, пели какую-то смешную песню. Ай здрасте Кто смел тот съел Ай здрасте и так далее.


Рецензии