Одиночество

– Мам, когда ты отдашь кота? Лена беременна, скоро у нас родится дочка. Коту тут не место.

Ольга удивленно спросила сына:

– Зачем мне его отдавать? Веник никому не мешает, а вы вообще со мной не живете. К тому же он мне как сын.

– Я твой сын, а скоро родится внучка! Выбирай: или мы, или кот.

***

Ольга никогда не жила одна. Но сначала Игорь женился и съехал, потом скончался муж. А она осталась в одиночестве в двухкомнатной квартире.

Сын с невесткой звонили редко, приходили еще реже. Подруги увязли в домашних делах и внуках. Где искать новых друзей в пятьдесят, Ольга не представляла.

Она допоздна засиживалась на работе, потом часами гуляла или сидела в кафе. Только бы не возвращаться в пустую и темную квартиру.

– У меня даже слуховые галлюцинации начались, – жаловалась она подруге по телефону. – Кажется, что кто-то ходит в соседней комнате. А выйду – никого.

– А ты мужчину заведи, – хихикнула та. – Сразу будет кому по дому бродить.

– Не могу, – вздыхала Ольга. – Витя умер всего несколько месяцев назад. И я люблю его до сих пор. Никого другого так больше любить не буду, сходиться с кем-то просто так не хочу.

– Тогда кота возьми, – не сдавалась подруга.

Эта идея неожиданно засела у Ольги в голове. Она просматривала группы, где отдавали животных, и мысленно примеряла: «Может, эта кошечка? Или эта?».

Увидев серого котенка с огромными глазами, Ольга влюбилась в него с первого взгляда. В описании значилось: «Мальчик, очень активный».

Котенок и правда оказался активным, целый день был чем-то занят: носился по квартире, гонял клубок, охотился на солнечный зайчик.

– Ах ты, электровеник,– умилилась Ольга. – Так тебя и назову.

Постепенно котенок стал просто Веником.

Ольга теперь с работы буквально бежала домой, вместо прогулок играла с котенком, с удовольствием просыпалась по утрам под мурлыканье над ухом.

– Да ты расцвела, – заметила заглянувшая в гости подруга.

– Сама удивляюсь! Наверное, потому что я кому-то нужна. И кто-то меня любит просто так, ни за что.

Сидящий рядом Веник одобрительно мурлыкнул.

Игорю кот не понравился. Он отпихнул ногой Веника, который подошел познакомиться.

– Брысь! Мать, убери его, он мне брюки заляпает шерстью.
– Я почищу, – предложила Ольга.
– Зачем ты его вообще завела? Столько грязи, – не успокаивался сын.
– Он чистый, я его мыла, – обиделась Ольга за котенка и за себя. – И я робот-пылесос купила, чтобы шерсть убирать.
– Робот-пылесос? Из-за кота?! Мать, ты тут с ума от одиночества сходишь!
– Схожу, – согласилась Ольга. – Но вы же с Леной редко приходите…
– Началось, – возмутился сын. – Теперь мы с Ленкой виноваты!
– Извини, – пошла на попятную Ольга. – Не виноваты, конечно. Я понимаю, у вас своя жизнь. Но ведь и мне одной скучно. Что плохого в коте?
Игорь про котенка больше не говорил, но косился недобро. И жене нажаловался, судя по всему. Лена тем же вечером прислала свекрови ссылку на какое-то приложение.

– Знакомства, – прочла Ольга в описании и вздохнула. – Ну какие знакомства после Вити, да, Веник? Жаль, ты его не застал, вот ему ты бы понравился...

За год Веник превратился в крупного доброго кота. Ольга больше не вспоминала про одиночество, хотя Игорь с Леной заходили всё так же редко.

Но однажды они позвали Ольгу в гости. Накрыли стол, выставили торт и шампанское.

– Вы скоро станете бабушкой, – объявила Лена.

Ольга на радостях кинулась обнимать невестку.

– Это девочка, – рассказывала она вечером Венику. – Ее будут звать Милана. Жизнь-то налаживается!

От радости Ольга сделала то, чего не делала уже очень давно: начала напевать. И напевала всё время, пока присматривала подарок для будущей внучки.

Лена была на четвертом месяце, когда сын объявил, что ему нужно поговорить с матерью.

– Что-то случилось? – испугалась Ольга. – С Леной? Или с Миланочкой?

– Они в порядке. Я хотел поговорить про кота. Когда ты его отдашь?

– Зачем? – не понимала Ольга.

– Затем, что внучка будет часто оставаться у тебя. Вдруг у нее начнется аллергия или кот ее поцарапает?

– Часто оставлять у меня? – удивилась Ольга.– Зачем?

– Лена планирует вернуться на работу на полставки, кто-то должен сидеть с ребенком, пока садик не дали. А ее родители в другом городе.

– Как вы хорошо всё спланировали, только со мной обсудить забыли, – рассердилась Ольга. – Я вам не бесплатная нянька, у меня тоже есть работа. Я буду брать Милану к себе, но не каждый день.

– Хорошо, – быстро согласился Игорь. – Но кота всё равно придется отдать. У животных блохи, болячки…

– Веник абсолютно здоров, у него сделаны прививки. Я ношу его к ветеринару по расписанию. Это неприемлемое условие для меня, твоей матери.

– Нормальное условие, еще и расходы на ветеринара! У тебя скоро будет внучка, ты должна тратить деньги на нее, а не на кота.

– Почему их считаешь мои деньги, – возмутилась Ольга. – И я уже купила коляску и кроватку. К тому же у Миланы будете вы, и вы обязаны о ней заботиться. А у Веника есть только я.

– Ты будто о человеке говоришь.

– Я знаю, что Веник не человек, но я его люблю, и он мне доверяет. Выкинуть его – значит предать. Он как ребенок.

– Я твой ребенок. А скоро будет еще один, настоящий. Тебе кто дороже: кот или внучка?

– Игорь, как такое можно сравнивать! Конечно, я уже люблю внучку.

– Ага, – торжествующе сказал сын. – Вот и избавься от кота. Отдай его кому-нибудь или выкинь.

– Игорь, это жестоко. Я тебя не таким воспитывала. Надо быть добрым.

– Я добрый, просто думаю в первую очередь о своей семье. Тебе тоже надо так сделать.

С того дня отношения разладились. Сын звонил еще реже, чем раньше, спрашивал между делом:

– Кота выкинула?

– Нет, – с вызовом отвечала Ольга.

А после говорила Венику:

– Я тебя не отдам, не бойся.

Невестка тоже пыталась продавить Ольгу.

– Вы знаете, как опасен для беременных токсоплазмоз, – говорила она по телефону.

– У Веника нет токсоплазмоза, – отвечала Ольга. – И потом, ты всё равно не приезжаешь ко мне.

– Конечно, ведь там кот.

– Лена, он живет у меня всего год. Ты и до этого не приезжала.

Невестка меняла аргументы:

– Он может задавить ребенка во сне!

– Буду закрывать его в другой комнате – не сдавалась Ольга.

– Оцарапать!

– Веник добрый.

– А если дернуть его за хвост?

– Объяснишь дочке, что так делать нельзя.

– Она же будет маленькая, не поймет!

– Маленькая, но не глупая. Поймет, – твердо ответила Ольга.

Невестка сердито сопела в трубку.

После родов Лене потребовалась помощь по дому, и Ольга с радостью вызвалась помочь.

Невестка остановила ее еще на пороге.

– Вы принесли сменную одежду?
– Зачем? – не поняла Ольга.
– Чтобы переодеться. У вас на одежде наверняка кошачья шерсть и блохи. Еще примите душ, я приготовила вам полотенце в ванной.
Ольга собиралась возмутиться, но пожалела Лену, которая недавно родила. К тому же, ей так хотелось увидеть внучку. Она безропотно пошла в душ, а потом надела предложенный халат.

– В конце концов, это ее дом и ее правила, – рассказывала она вечером Венику. – А Миланочка такая красавица! И здоровенькая.

Теперь Ольга много времени проводила у сына с невесткой. Внучка растопила ее сердце, была такая ласковая, милая и забавная.

– Ты извини, что надолго оставляю тебя одного, – говорила она Венику. – Просто я так сильно ее люблю.

***

Когда Милане исполнилось полгода, Игорь сказал:

– Мы хотим привези Милану к тебе. Приготовь квартиру.

– Конечно, – обрадовалась Ольга.

– Я про кота.

– Игорь, ну ты снова! – возмутилась Ольга. – Мы это уже обсуждали. Веника я не отдам, а Милане будет полезно с ним познакомиться. Так она научится любить животных и укрепит иммунитет.

– Над ее иммунитетом мы сами поработаем. А ты убери кота, если хочешь увидеть внучку.

Ольга вспомнила Милану, ее милую беззубую улыбку при виде бабушки, крохотные пальчики. Сердце сжалось, но она твердо ответила:

– Кот остается. Тебе решать, привозить ее или нет.

Сын нахмурился, обиделся.

– Ладно. Но запри его в комнате, чтобы он к Милане даже не подходил!

***

На следующее утро невестка привезла внучку. Ольга предусмотрительно закрыла Веника в комнате, чтобы не обострять ситуацию, но потом выпустила.

– Вот, Милана, знакомься: это котик. Ко-тик.

Внучка удивленно таращилась на невиданное существо, а кот понюхал протянутые к нему пальчики и нежно замурлыкал.

– Вот так, – довольно сказала Ольга. – Дружите.

***

Весь день Веник сидел около Миланы. Ольга наделала кучу снимков, не уставая умиляться. И даже позабыла, что обещала сыну не пускать кота к ребенку.

Игорь, приехав вечером, тут же возмутился:

– Я же говорил его запереть!

– Забыла, – честно призналась Ольга. – Но посмотри, как они хорошо вместе сидят. Я же говорила, что ничего страшного не случится.

– Откуда тебе знать, ты врач? – злился сын. – Об одном тебя попросил, а ты всё делаешь по-своему!

– Но, Игорь, я же не могу вечно держать Веника в комнате. Милана скоро начнет ходить, открывать двери. Они всё равно бы встретились.

– Веник то, Веник сё. Как ты мне надоела со своим котом! После смерти отца у тебя с головой не в порядке. Завела бы себе деда, как нормальные бабки твоего возраста. А вместо этого со своим котом целуешься.

– Игорь, что ты говоришь, – ахнула Ольга. – Какая я бабка, мне всего пятьдесят! И зачем ты так про отца…

Но Игоря было не остановить.

– Хватит с меня этой блажи. Над тобой уже люди смеются. Твоя подружка всем рассказывает, как ты с котом разговариваешь. Ленины родители говорят, что тебе к доктору пора, у тебя деменция. И они, похоже, правы.

У Ольги на глазах выступили слезы.

– И ты меня не защитил? – спросила она дрожащим голосом.

– А почему я должен? У тебя же Веник ребенок, вот пусть он тебя и защищает.

Вдруг комнату прорезал кошачий мяв, и тут же зарыдала Милана. Ольга с сыном обернулись к дивану.

Милана, лежа среди подушек, плакала и тянула к ним ручку с длинной белой царапиной. Веник пятился от ребенка.

Оба: Ольга и Игорь – тут же кинулась к Милане.

– Царапинка, – облегченно вздохнула Ольга. – Крови нет. Наверное, Миланочка его задела, он и испугался.

Игорь посмотрел на нее и сказал тихим, злым голосом:

– Сейчас еще больше испугается.

Он одним движением схватил мяукнувшего Веника за шкирку, подскочил к окну, открыл створку и с размаху выкинул кота.

Ольга хотела закричать и не могла. Тело словно окаменело, язык примерз к небу.

– Вот так, – сказал Игорь. – Давно надо было это сделать, раз ты не могла… Мам, ты куда?!

Ольга уже бежала вниз в одних тапочках и домашнем халате.

«Второй этаж, – думала она. – Невысоко же, да? Он должен выжить».

Под окном Веника не было. Ольга выдохнула с облегчением и кинулась на поиски.

– Веник! – звала она. – Кис-кис-кис!

Прохожие удивленно оглядывались на бегавшую женщину, а сверху, из окна, кричал Игорь:

– Мама, хватит! Прекрати этот цирк! Мама, мы сейчас уйдем!..

***

Игорь позвонил через неделю, ворчливо спросил:

– Ну, успокоилась?

Ольга молчала в трубку. С того дня она не сказала сыну ни слова, будто горе запечатало губы.

– Приходи к нам, – сказал Игорь, не дождавшись ее ответа. – Милана скучает. Хорошо, меня ты наказываешь. Но Милана-то не виновата. Придешь?

Ольга представила внучку и поняла, что снова может говорить.

– Приду, – прошептала она в трубку.

«Прости, Веник, – мысленно сказала она. – Милана правда не виновата. А я так ее люблю».

И дни потекли как раньше, только дома не встречал своей песенкой Веник. Ольга стала больше времени проводить с внучкой. Игорь, она это видела, был доволен.

– И не нужен тебе этот кот, – заикнулся он однажды, но тут же осекся под взглядом матери.

«Я тебя никогда не прощу», – хотела сказать ему Ольга, но промолчала, ради внучки.

Сын, похоже, тоже чувствовал свою вину.

– Мать, ну хочешь, нового кота тебе купим? – предложил он как-то. – Породистого! Лучше прежнего, дороже.

– А ты думаешь, всё деньгами и породой меряется? – сказала Ольга холодно.

– Тебе не угодишь! – разозлился сын.

***

Тем же вечером Ольга брела домой, разглядывая двор. У нее появилась новая привычка: ходить медленно, смотреть внимательно, не мелькнет ли где знакомый серый силуэт.

Краем глаза она заметила что-то, остановилась. Сердце часто забилось.

«Неужели… – подумала она. – Не может быть!»

И тут же радостно рассмеялась. Под лавкой во дворе, который она обшарила уже сотню раз, сидел Веник.

Ольга подхватила его на руки, одновременно смеясь и плача. Кот, узнав хозяйку, замурчал изо всех сил, прижался к ней.

– Бродяга ты мой, – бормотала Ольга. – Где же ты был несколько недель?

Дома она накормила кота, осмотрела. Веник подволакивал лапу, исхудал, но в остальном был здоров и всё так же нежен.

– Мой стойкий оловянный солдатик, – смеялась Ольга. – Ничто тебя не сломит. Нет, нас не сломит.

Она взяла телефон и набрала номер сына.

– Веник вернулся, – сказала она сыну.

– Счастье-то какое… – протянул Игорь.

– Не перебивай! Слушай внимательно. Веник останется со мной. А ты сам решай: пускать Милану ко мне или нет. Я тебя вырастила и внучку согласна растить, так что свой материнский долг отдала. Имею право жить, как хочу.

– Мать, тебе кто дороже?!

– Мне оба дороги, и внучка, и кот. По-разному, но оба. И теперь от тебя зависит, лишать из-за этого Милану бабушки или нет.

Сын помолчал, потом недовольно сказал:

– Мать, ты всё же не в себе.

– И тебе спокойной ночи, сын. Завтра увидимся.

Ольга отключилась и спросила Веника:

– Как думаешь, правильно я поступила?

Посмотрела на кота, преданно прижавшегося к ее боку, и сама ответила:

– Правильно.


Рецензии