Фотография

В каждом из нас есть другой, которого мы не знаем.
Он говорит с нами через сновидения
И сообщает  нам,
Насколько иначе он видит нас
По сравнению  с тем, как мы видим себя.
 (Карл Густав Юнг)

Однажды всех  активистов школы  пригласили в библиотеку.  Наш библиотекарь  Марковна (так мы её называли)   была ещё и  партийным работником,  она организовывала   в школе  масштабные  мероприятия  и делала это в высшей степени  качественно. Марковна была  серьёзным  человеком: почти никогда не улыбалась и  при  малейшем сбое в работе  нервничала   до такой степени, что щёки её становились   неестественно  красными.
Когда на перемене мы все ввалились  в библиотеку, она  сразу же назвала  нас «лучшими из лучших»,  потом торжественно объявила, что к нам в школу приезжает известный политический обозреватель (в то время так называли журналистов-политиков),  ведущий  популярной передачи на телевидении. И вот такой знаменитый   человек  будет выступать именно в нашей школе!  Это -  событие! И компания  активистов у нас  подобралась  весьма  амбициозная  -   все отличники, чрезвычайно гордившиеся тем, что они и вправду  «лучшие из  лучших».
Марковна каждому из нас дала  текст, который надо  было выучить наизусть. Начались ежедневные  репетиции, отрабатывалось  каждое предложение, каждое слово. Встреча с обозревателем задумывалась  так: сначала  мы все дружно  приветствуем  политического деятеля  и внимательно слушаем его, а потом, чтобы не сидеть пеньками,  создаём дискуссию, где каждый  произносит  свою  речь, причём говорит он её  так,  как будто эти мысли вот именно сейчас рождаются  у него в голове. Марковна нас ещё предупредила о том, что «лучшие из лучших» должны   выглядеть подобающим образом, потому что нас  будут  фотографировать, а  я мечтала о  том, чтобы  моя фотография  висела  на  главном  стенде школы (так нам всем пообещала Марковна).
И вот этот день настал. Обозреватель, солидный  и большой, с глубокомысленным взглядом, встал из-за стола, установленного  для такого случая прямо на сцене и накрытого   красной скатертью. Он взял в руки микрофон и стал говорить о политике  то, что всем  было хорошо известно, но  всё равно  было приятно, что приехал  в школу  такой известный человек и авторитетно  говорит о политике. Я сидела нарядная, в  сером в клетку костюме, сшитом   для такого  случая  нашей  портнихой, и  очень   волновалась. Наконец  моя  отполированная до блеска   речь прозвучала, и я упала   в кресло, поймав  боковым зрением  вспышку фотоаппарата.
 Ночь после выступления врезалась в память  надолго.  С одной стороны,  я, конечно,  спала, а с другой -   шла твёрдым шагом в школу с единственной целью – уничтожить  фотографию.  Ночное небо  и отблески  от него на дороге  почему-то в бело-зелёном серебре. Бело-зелёные блики в беспорядке рассыпаны на  сонных  фасадах  домов,  за которыми  прячется  тёмная  школа…Здание школы особенное: стены  раздвигаются сами собой, как стеклянные двери в супермаркете,  достаточно только к ним   подойти, а сторож  бессовестно спит и вовсе не сторожит.  Мгновение – и я  уже   на чёрной   лестнице, ведущей  в библиотеку; ещё секунда    - и вот  сама  библиотека. На столе пачка фотографий.  Ищу свою  (серебристый свет полной луны  помогает мне), нахожу и   -  рву.  Лечу домой, почти не касаясь   земли, радостная, потому  что крайне  необходимая миссия успешно  выполнена … 
Просыпаюсь, чувствуя  на себе  дыхание  странной серебряной ночи,   -  и, совершенно не отдохнувшая,  в  полном смятении, начинаю   собираться  в школу.
Уже на первом уроке меня вызывают    в библиотеку. Марковна сидит  задумавшись над пачкой фотографий, как дама  над пасьянсом. Она стучит  полусогнутым жёлтым пальцем по моей  фотографии, бросает вопрос:
  -  Ну, как ты это объяснишь? Кто порвал?
 -  Я не  могла порвать, я   только что пришла в школу,  - отвечаю ей, не веря, что такое вообще может быть, хотя  в глубине души понимаю, что это сделала,   конечно же,  я.
  -  А при чём тут ты? Я спросила о  возможных  твоих недоброжелателях. Есть они у тебя?  Странно всё это …   -  Марковна внимательно смотрит мне в глаза.  -  Знаешь, я не буду выяснять, кто порвал…  Твоей фотографии просто не будет на стенде! Можешь идти на урок. 
Возразить нечем, и напоследок я  бросаю  взгляд на  её   перламутровый браслет, который  в эту минуту  кажется  мне почему-то бело-зелёным  и который живёт своей,   особенной   жизнью на её  старческой руке. «Ладно, - думаю я,  -  какой-то сумасшедший дом, а  старушкам белый перламутр  не идёт, да ещё  с болотным оттенком… Как она этого не видит?».  После уроков я подхожу  к стенду, чтобы  удостовериться  горько в том, что  моей фотографии на нём и вправду нет.
«Познай самого себя»   -  именно на это высказывание   обращает внимание  Сократ, когда говорит  ученикам  о  смысле человеческой жизни.  Наши желания и мечты  действительно наши? И что такое сам человек? То, что мы   ощущаем  и любим или то, что нам предстоит когда-нибудь встретить, чтобы  …  содрогнуться?..


Рецензии