Фотография
Он говорит с нами через сновидения
И сообщает нам,
Насколько иначе он видит нас
По сравнению с тем, как мы видим себя.
(Карл Густав Юнг)
Однажды всех активистов школы пригласили в библиотеку. Наш библиотекарь Марковна (так мы её называли) была ещё и партийным работником, она организовывала в школе масштабные мероприятия и делала это в высшей степени качественно. Марковна была серьёзным человеком: почти никогда не улыбалась и при малейшем сбое в работе нервничала до такой степени, что щёки её становились неестественно красными.
Когда на перемене мы все ввалились в библиотеку, она сразу же назвала нас «лучшими из лучших», потом торжественно объявила, что к нам в школу приезжает известный политический обозреватель (в то время так называли журналистов-политиков), ведущий популярной передачи на телевидении. И вот такой знаменитый человек будет выступать именно в нашей школе! Это - событие! И компания активистов у нас подобралась весьма амбициозная - все отличники, чрезвычайно гордившиеся тем, что они и вправду «лучшие из лучших».
Марковна каждому из нас дала текст, который надо было выучить наизусть. Начались ежедневные репетиции, отрабатывалось каждое предложение, каждое слово. Встреча с обозревателем задумывалась так: сначала мы все дружно приветствуем политического деятеля и внимательно слушаем его, а потом, чтобы не сидеть пеньками, создаём дискуссию, где каждый произносит свою речь, причём говорит он её так, как будто эти мысли вот именно сейчас рождаются у него в голове. Марковна нас ещё предупредила о том, что «лучшие из лучших» должны выглядеть подобающим образом, потому что нас будут фотографировать, а я мечтала о том, чтобы моя фотография висела на главном стенде школы (так нам всем пообещала Марковна).
И вот этот день настал. Обозреватель, солидный и большой, с глубокомысленным взглядом, встал из-за стола, установленного для такого случая прямо на сцене и накрытого красной скатертью. Он взял в руки микрофон и стал говорить о политике то, что всем было хорошо известно, но всё равно было приятно, что приехал в школу такой известный человек и авторитетно говорит о политике. Я сидела нарядная, в сером в клетку костюме, сшитом для такого случая нашей портнихой, и очень волновалась. Наконец моя отполированная до блеска речь прозвучала, и я упала в кресло, поймав боковым зрением вспышку фотоаппарата.
Ночь после выступления врезалась в память надолго. С одной стороны, я, конечно, спала, а с другой - шла твёрдым шагом в школу с единственной целью – уничтожить фотографию. Ночное небо и отблески от него на дороге почему-то в бело-зелёном серебре. Бело-зелёные блики в беспорядке рассыпаны на сонных фасадах домов, за которыми прячется тёмная школа…Здание школы особенное: стены раздвигаются сами собой, как стеклянные двери в супермаркете, достаточно только к ним подойти, а сторож бессовестно спит и вовсе не сторожит. Мгновение – и я уже на чёрной лестнице, ведущей в библиотеку; ещё секунда - и вот сама библиотека. На столе пачка фотографий. Ищу свою (серебристый свет полной луны помогает мне), нахожу и - рву. Лечу домой, почти не касаясь земли, радостная, потому что крайне необходимая миссия успешно выполнена …
Просыпаюсь, чувствуя на себе дыхание странной серебряной ночи, - и, совершенно не отдохнувшая, в полном смятении, начинаю собираться в школу.
Уже на первом уроке меня вызывают в библиотеку. Марковна сидит задумавшись над пачкой фотографий, как дама над пасьянсом. Она стучит полусогнутым жёлтым пальцем по моей фотографии, бросает вопрос:
- Ну, как ты это объяснишь? Кто порвал?
- Я не могла порвать, я только что пришла в школу, - отвечаю ей, не веря, что такое вообще может быть, хотя в глубине души понимаю, что это сделала, конечно же, я.
- А при чём тут ты? Я спросила о возможных твоих недоброжелателях. Есть они у тебя? Странно всё это … - Марковна внимательно смотрит мне в глаза. - Знаешь, я не буду выяснять, кто порвал… Твоей фотографии просто не будет на стенде! Можешь идти на урок.
Возразить нечем, и напоследок я бросаю взгляд на её перламутровый браслет, который в эту минуту кажется мне почему-то бело-зелёным и который живёт своей, особенной жизнью на её старческой руке. «Ладно, - думаю я, - какой-то сумасшедший дом, а старушкам белый перламутр не идёт, да ещё с болотным оттенком… Как она этого не видит?». После уроков я подхожу к стенду, чтобы удостовериться горько в том, что моей фотографии на нём и вправду нет.
«Познай самого себя» - именно на это высказывание обращает внимание Сократ, когда говорит ученикам о смысле человеческой жизни. Наши желания и мечты действительно наши? И что такое сам человек? То, что мы ощущаем и любим или то, что нам предстоит когда-нибудь встретить, чтобы … содрогнуться?..
Свидетельство о публикации №224062000625