Глава 36 Цирк

 
Глава 36 Цирк


Ночь подкралась незаметно, полная луна, словно небесный фонарь освещала тетрадь и молодую писательницу, которая  уже сидела за столом и продолжала работу: всё новыми и новыми картинами жизни, наполняя рукопись.   
  Два года службы в армии — срок достаточный, чтобы хорошенько подумать, чем занять себя в гражданской жизни, по какой дороге направить свой вектор судьбы. С другой стороны, армия, в какой-то степени, отучает человека думать, так как отцы-командиры во время службы делают это за вас, а вам, как солдату, остаётся лишь выполнять поставленные задачи... Но Ярослав, к счастью, не разучился думать, потому что за всё время службы не выпускал из головы мысли о своих фокусах, стараясь найти новые хитрости и секреты, на основе которых готовился к своим будущим трюкам. Все свои наработки он тщательно заносил в особую тетрадь, которая всегда была под рукой. К концу службы она была изрядно заполнена.
Вернувшись из армии домой, Ярослав отправился в ресторан, чтобы вместе со старшим братом Николаем и другом Пашей отметить окончание службы. Если в двух словах выразить суть данного мероприятия, сдержанно начавшегося с благородного коньяка, а через некоторое время продолжившееся с обычной, пшеничной водкой, то оно плавно превратилось в банальную и бессмысленную попойку, впрочем, простительную для молодых лет, когда всё хочется попробовать, в том числе и пределы допустимого… Редкий человек не был замечен в этих «научных исследованиях…»
Надо отдать должное матери Ярослава, когда его, после данной вечеринки, внесли в квартиру на руках брат Николай и друг Паша, она не сказала ни слова упрёка ни в этот день, ни на следующий — свинский облик сына говорил сам за себя... Практически весь последующий день Ярослав не мог ничего есть, а при воспоминании о главном напитке застолья его мутило и неприглядно выворачивало наружу...
Именно вначале, когда человек впервые пробует крепкие напитки, в заметном для него количестве, наиболее ярко проявляются их губительные, ядовитые свойства и эти, пагубные свойства необходимо хорошенько и навсегда запомнить, чтобы избегать их воздействия в дальнейшем!..
Молодого художника всегда привлекали вопросы о строении основ жизни. Как можно строить планы и к чему-то стремиться в этой увлекательной игре под названием жизнь, если не разобраться в самых главных её вопросах: есть ли Бог, есть ли у человека бессмертная душа, есть ли жизнь после смерти, воплощается ли человек снова после пребывания в мире души, почему нужно стремиться к праведной жизни и к любви?.. Без ответов на эти вопросы невозможно правильно выстроить свою жизнь и выбрать счастливый вектор Судьбы. Интуитивно Ярослав понимал, что нужно стремиться к гармоничному развитию жизни. Здоровье — основа всего! Здоровье даёт жизненную энергию, которую нужно направлять на решение основных задач жизни, а они у всех могут быть разные.
Ангел и Вихрь решили помочь художнику увидеть скрытые и потаённые стороны реальной жизни. Они на несколько дней изменили его сознание, обострив восприятие реальности. Ярослав шел по улице. Подул ветер и в воздухе затанцевали сорванные с деревьев листья. Неожиданно в сознании художника, что-то перестроилось, и он стал видеть внутренние духовные качества людей, которые отчётливо проявлялись в их внешнем виде, при этом одни люди казались красивыми и не меняли своего внешнего облика, а другие имели отталкивающий и неприятный вид, который в некоторых случаях мог напоминать даже каких-либо животных. Шедший навстречу мужчина, мог показаться похожим на вампира, разговаривающие женщины напоминали двух глупых обезьян, пробегающий мимо юноша показался очень красивым, а другой ребёнок, которого вела за руку уродливая бабушка напоминал мартышку... Ярослав подумал, что у него случилось воспаление восприятия, а на самом деле он увидел неравномерность духовного развития людей, которые его окружали. Все духовные миры людей переплелись, но при этом продолжали жить каждый в своём духовном уровне: преступник общался с преступниками, и его преследовали правоохранительные органы и сажали в тюрьму к таким же как и они, музыканты играли в филармонии и их слушали развитые в духовном, культурном и эстетическом смыслах люди, тоже касается и художников и зрителей на выставках, свой мир у спортсменов, военных... — каждый живёт в своём духовном и временном пространстве, изредка соприкасаясь и контактируя с другими мирами людей...
 — Хватит!.. — громко произнёс Хронос, обратившись к крутящемуся возле Ярослава Вихрю. — Ты сведешь его с ума!.. Хватит нам Врубеля и Ван Гога!..
— Он же хотел увидеть различные потусторонние уровни, вот и пожалуйста!.. — ответил запыхавшийся Вихрь.
 Хронос схватил своего приятеля и утянул с собой во временную воронку...
Паша продолжал встречаться с Леной, но Ярослав был несколько удивлён тому, что молодые люди не поженились, пока он в течении двух лет был в армии. Лена училась в медицинском институте, а Паша закончил речное училище, но нигде толком не работал, а ожидал, что его тоже призовут в армию, правда, уже с двухгодичной задержкой...
За время службы Ярослав твёрдо решил стать артистом Цирка и намеревался после некоторого отдыха пойти в знаменитый Цирк на Фонтанке и устроиться туда работать, чтобы изнутри прочувствовать артистическую атмосферу и определить возможные пути своего развития в области фокусов и иллюзии, хотя надо заметить, что Ярослав никогда не расставался с рисованием. Он делал небольшие зарисовки природы, с лёгкостью мог нарисовать портет.
В августе месяце Ярослав пошёл в отдел кадров Цирка и его взяли на должность рабочего по уходу за животными в аттракцион «Экзотические животные», принадлежавший дрессировщикам супругам Федотовым и занимавший в цирковом представлении целое отделение. В цирковом номере супругов Федотовых, а его руководителем был глава семейства Борис, участвовали различные экзотические животные: верблюды, лошади Пржевальского, четыре чёрных пони — одна другой меньше, — зебра по кличке Грантик, осёл Ваня и ослица, ламы, крупный австралийский страус, кавказская овчарка, орлы и прочие менее значительные животные, вроде кур и петухов. В это летнее время цирковой сезон ещё не начался и в обязанности, устроившегося на работу, Ярослава входили: уход за животными, подготовка их к репетициям и участие в них, а также суточные дежурства в цирковой конюшне, где в подготовленных стойлах и вольерах жили названные животные, и которых нельзя оставлять без надзора. В суточных дежурствах участвовали ещё двое рабочих, и вместе с Ярославом они по очереди сменяли друг друга.
В первые дни начавшейся цирковой работы молодой художник познакомился с Валерой. Он так же работал в этом же номере и тоже был рабочим по уходу за животными, но в отличии от Ярослава, он должен был участвовать и в представлении, играя небольшую роль забавного ковбоя, который пытается оседлать и объездить «дикую» лошадь Пржевальского, и поэтому он мог сказать другим рабочим, что является артистом, хотя и третьей категории. Валера был старше Ярослава лет на пять и уже давно работал в цирковой системе, как он сам говорил, с четырнадцати лет. Имея весомый опыт кочевой цирковой жизни, он хорошо разбирался в людях, в психологии взаимоотношений и умело пользовался этим, направляя и развивая возникающие жизненные ситуации по нужному ему сценарию...  Во внешности Валеры было что-то восточное. Он имел широкое, скуластое лицо, густые тёмные, вьющиеся волосы и окаймлявшие рот, спускавшиеся до подбородка усы. Он рано начал жить самостоятельно и, пережив множество различных ситуаций, мог интересно рассказать о них.  Валера не скрывал, что был большим любителем «кабаков» и женщин. Более опытный в жизненных вопросах, он в начале работы Ярослава в Цирке, вызвал у него неподдельный интерес и даже некоторое уважение. Именно через Валеру молодой человек мог посмотреть на жизнь с другого ракурса или угла зрения, увидеть иной её спектр...
«Знакомство надо отметить!..» — воскликнул Валера и предложил Ярославу сходить в «кабак» — так он называл все рестораны и бары.
В ближайший выходной день, вечером Валера и Ярослав направились к одному из ресторанов. Оказывается, Валера хорошо ориентировался в городе, объясняя это тем, что не первый раз вместе с цирком находится здесь, правда, раньше он обслуживал совершенно другой цирковой номер…
Подойдя к ресторану, приятели увидели, что перед закрытыми входными дверями толпится заметная группа желающих попасть внутрь ресторана людей. За дверями виднелся суровый швейцар в форменном облачении и с фуражкой на голове. Он упорно отказывал толпящимся у дверей людям в их желании попасть в ресторан, указывая своим неумолимым пальцем на висящую на дверях табличку с надписью, что свободных мест нет.
— В ресторан не пускают — нет мест, — видя всю эту картину, сообщил Ярослав, принимая ситуацию такой, какой она ему и показалась.
— Сейчас увидим, — ответил Валера и направился к входным дверям. — Разрешите пройти!.. — уверенно и властно потребовал он у скопившейся при входе в ресторан кучке людей, словно давно работал в этом заведении или его там очень и очень ждали.
Люди, уступая уверенному в себе человеку и его властному голосу, расступились. Валера с, идущим за ним, Ярославом приблизился к двери и прислонил к прозрачному стеклу входной двери раскрытую ладонь. Швейцар посмотрел на черноголового мужчину, затем на его ладонь и сразу же открыл дверь. Приятели степенно вошли в вестибюль ресторана. Валера, словно со старым знакомым, крепко поздоровался со швейцаром за руку. Ярослав в начале подумал, что они действительно знакомы, но затем заметил, что швейцар при рукопожатии что-то получил от товарища и это что-то сунул себе в карман...
— Сколько ты дал швейцару? — уточнил Ярослав.
— А ты заметил?.. Три рубля — стопроцентная гарантия в подобных ситуациях!.. — ответил Валера и, достав из заднего кармана джинсов расчёску провёл ею по волосам.
Художник уважительно посмотрел на нового знакомого, перед которым раскрываются недоступные для других людей двери.
Валера и Ярослав вошли в зал. Метрдотель помог найти свободный столик и молодые люди разместились на мягких стульях. Вскоре подошёл официант и положил перед новыми посетителями меню. Валера вальяжно и деловито приступил к заказу. Узнав, что Ярослав «смотреть не может» на водку, он заказал красное вино.
Выпив за знакомство, новый товарищ попросил объяснить, что привело Ярослава в такое экзотическое заведение, как Цирк и чем он любит заниматься.
— Вначале я хочу осмотреться, а затем начну подготовку собственного иллюзионного номера…  А ещё, я очень люблю рисовать! —   заявил Ярослав.
— Художник значит… Интересные планы!.. Молодость, как говорится, города берёт!.. А я — «прожигатель жизни». Стараюсь жить ярко, но это, скорее всего, продлится недолго... Не люблю отказывать себе в удовольствиях, а за них, чаще всего, приходится расплачиваться собственным здоровьем и жизнью!..
— А я не люблю слово «удовольствие», — Ярослав заметил, что его слова заинтересовали собеседника. — В этом слове мне, почему-то, слышится затаившийся удав!.. Предпочитаю вместо него слово «радость», — закончил свою мысль Ярослав.
— Оригинальная мысль и не лишена смысла!.. — отметил собеседник.
Валера достал пачку сигарет и закурил. Он сделал несколько затяжек, а затем пристально посмотрел на Ярослава.
— Давай, ты будешь делать номер для двоих, — и на меня тоже — это же возможно! — азартно предложил Валера.
Ярослав выпил вина, подумал и согласился — иметь более опытного в жизненных вопросах товарища полезно, да и делать всё гораздо легче вдвоём.
Валера рассказал, что он тоже совсем недавно устроился в номер к Борису Федотову, а раньше работал с воздушными эквилибристами, и его обязанности были минимальными. Он должен был всего лишь подготовить поднимаемый в воздух снаряд перед представлением, протереть его и страховать артистов во время выступления, когда они поднимались под купол цирка.
— Столь мизерные обязанности так расслабили меня, что и они стали казаться огромной «пахатой». — рассказывал Валера. — За это меня и попросили уйти — уволиться... А в номер с экзотическими животными устроился специально, зная, что мне придётся много работать, и таким способом я смогу переломить и перевоспитать себя…
Ярослав поражался с какой ловкостью Валера мог пройти в любой ресторан, применяя по необходимости тот или иной приём, который он моментально подбирал уже на месте, полагаясь на свою интуицию и опыт. Так в другой раз Валера, импровизируя на ходу, вновь подошёл к неприступной двери уже другого ресторана со стоящим возле неё швейцаром и словно сообщая великую тайну, говорил ему: «Я — от Арэна Арнольдовича!.. Он договорился с вашим директором!.. Вас должны были предупредить!..» Швейцар со словами: «Меня не предупредили!..» хотя и не совсем уверенно, но всё же открыл дверь — мало ли что?.. — и запустил в ресторан новых посетителей в лице Валеры и Ярослава…
— Кто такой Арэн Арнольдович? — поинтересовался художник магическим человеком, одно имя которого способно открывать двери ресторанов.
— Я только что придумал это имя!.. — ответил Валера. 
«Побольше уверенности и наглости!..» — учил он за столом своего неопытного товарища…
По мере приближения сентября, а значит и дня открытия нового циркового сезона, арена постепенно оживала. Увеличивалось количество репетиций различных номеров. Ярослав узнал, что в предстоящей программе будут участвовать такие артисты, как Юрий Куклачёв со своими знаменитыми кошками и Эмиль Кио с его грандиозным иллюзионным аттракционом! Всё это казалось настоящим праздничным волшебством!..
В одно из дежурств в цирке Валера, разговаривая с Ярославом, указал глазами на одного из работников, а это был худой хлыщ с длинными и тощими волосами, заметно картавивший при разговоре и обслуживающий номер с воздушными гимнастами.
— Будь осторожнее с ним, он — «голубой!» — сообщил с усмешкой Валера.
— Они интересуется  мужиками?.. — спросил Ярослав.
— Да!
— Это же против природы!.. — прокомментировал слова приятеля художник.
— По сути, это искажение, сбой в сексуальном развитии и поэтому — ущербность…  — закончил своё изложения Валера.
 Ярослав был приятно удивлён, когда во время репетиции циркового кордебалета, состоявшего из полтора десятка молодых спортивно подтянутых девушек, одетых в яркие костюмы и сверкавших своими эффектными, затянутыми в капрон ножками, увидел среди них Наташу — родную сестру своего школьного друга Паши. Стройная, симпатичная, с ярким макияжем она произвела на Ярослава приятное впечатление. Он впервые посмотрел на неё с мужским любопытством. «А почему бы и нет?.. Родная сестра друга — чем не вариант для спутницы жизни?..» — подумал художник и иногда, когда это было возможно подходил к Наташе и заводил с ней разговоры о том, о сём…
Наступило пока ещё тёплое и солнечное августовское воскресенье. Цирковой сезон должен был начаться лишь с сентября, и в этот выходной день цирк пустовал. Репетиции не проводились и руководство всех уровней отсутствовало. Можно было без последствий позволить себе немного расслабиться, тем более, что у «цирковых» вся основная жизнь, практически, проходит на работе. Дежурным по конюшне в этот день был Ярослав. Валера тоже находился там, так как в общежитии сидеть было скучно, а цирк для него, что дом родной.
Почищенные и накормленные животные стояли в стойлах. Валера зашёл в кладовку, где хранился корм, и взял небольшой кочан капусты. Верблюд, переминаясь с ноги на ногу, завертел головой, стараясь не выпускать из вида возможное вкусное угощение. Валера отломил от кочана целый лист, затем взял два плотных, слегка приплюснутых шарика верблюжьего навоза и завернул их в капустный лист. Когда «голубец» был готов, он сунул его в жадную пасть, готового полакомиться верблюда. Верблюд начал жадно жевать «угощение», но через несколько секунд замер, затем зафыркал, замотал головой, выплёвывая и разбрызгивая по сторонам разжёванную неприятную смесь. В конюшне раздался гомерический хохот двух весёлых дураков. Приятели проделали эту операцию ещё раз и получили тот же результат. Сжалившись над бедным верблюдом, Валера протянул ему оставшуюся часть кочана, совершенно лишённую всякого подвоха, но верблюд с гордым и презрительным выражением своей мохнатой морды отказался принимать подношение…
Пронырливый товарищ сообщил, что к нему из Казани приезжает девушка, которая, любит его, и ему необходимо организовать приличный приём. В цирковой гостинице, где он проживал, у него не было отдельного номера и принять её в общей с другими жильцами комнате было невозможно. В понедельник утром Валера и Ярослав прошли по Невскому проспекту до площади Восстания и зашли в вытянутое полукругом и выкрашенное в салатный цвет здание гостиницы «Октябрьской» расположенной напротив Московского вокзала. Войдя в вестибюль гостиницы, Валера решил не торопиться подходить к стойке администратора, на которой обозначалась неутешительная надпись: «Мест нет». Вместо этого приятели остановились в стороне, и опытный Валера какое-то время осторожно и не привлекая внимания наблюдал и оценивал ситуацию. За спиной сидевшей за стойкой администратора, а это была миловидная блондинка средних лет, приоткрылась дверь и в образовавшемся проёме показалось крупное тело мужчины еврейской наружности с седеющими и курчавыми, как у молодого барашка, волосами. Тело протиснулось в помещение, подошло со спины к женщине-администратору, что-то шепнуло ей на ушко и двинулось обратно к проёму. Валера неожиданно и решительно направился к стойке администратора, перегнулся половиной корпуса через барьер и обратился к готовому скрыться в дверном проёме мужчине.
— Вы заместитель директора? — спросил он курчавого, представительного мужчину.
— Да, — ответил тот.
— Я от Золотаревского!.. — таинственным шёпотом, словно пароль, произнёс Валера.
Как позже узнал Ярослав, Валера озвучил фамилию директора цирка.
Представительный мужчина с седеющими волосами кивнул в ответ и знаком попросил Валеру пройти за ним.  Шустрый товарищ зашёл за стойку администратора и скрылся за дверью. Через десять минут он вышел и сообщил, что всё хорошо и ему предоставили однокомнатный номер гостиницы. Он передал записку-распоряжение заместителя директора гостиницы женщине-администратору, достал паспорт и начал оформлять заказ номера…
Приехавшая к Валере девушка гостила в Ленинграде три дня, и он всё своё время проводил с ней. На третий день Валера объявил всем новым знакомым, с которыми познакомился в Ленинграде, что у него в ближайшие дни наступает день рождения, и он приглашает всех к себе на вечеринку. Некоторые приглашённые спросили именинника, что ему приготовить в качестве подарка. Валера не стеснялся в заявках:
— Электрическую бритву, рубашку, хороший коньяк…  Скромность — не моё украшение!.. — отшучивался товарищ на замечание приглашённых, что у него «губа — не дура».
В ближайший выходной день он собрал гостей за нехитро накрытым столом, недостатки и пробелы которого заполнил бутылками с портвейном… Праздник удался. Гости повеселились, а Валера получил разнообразные, близкие к заявленным подарки…
Наступил сентябрь и цирковые представления завертелись ярким калейдоскопом, радуя зрителей многообразием красок, весёлой, зажигательной музыкой и захватывающими выступлениями артистов. Цирковая жизнь забурлила пёстрым праздничным водоворотом.
После окончания утренней репетиции Ярослав решил пригласить Наташу в кино, на что она охотно согласилась. Встретиться договорились в цирковой гостиной комнате, где вдоль стен размещались кресла и диваны, а артисты цирка могли здесь немного отдохнуть, пообщаться или подождать своего выхода на арену.
В назначенное время Ярослав открыл дверь в гостиную и, заглянув в неё, поискал Наташу глазами, но не увидел её — оказавшийся здесь же Вихрь заслонил собой девушку. Немного обескураженный Ярослав вышел из здания цирка и пошёл по набережной, вдоль реки Фонтанки, в сторону Невского проспекта. Он думал о том, что, видимо, Наташа передумала и решила не идти с ним в кино, а это явный намёк на невозможность дальнейших отношений… Неожиданно, когда до Невского проспекта оставалось совсем немного, Ярослав услышал за спиной голос Наташи — она окликнула его по имени. Мужчина обернулся и увидел в десятке шагов от себя сестру друга, которая, как оказалось, всё это время шла позади. Она находилась в гостиной и увидела заглянувшего в помещение Ярослава, а затем пошла за ним, недоумевая, почему он не оборачивается и не останавливается. Художник извинился за то, что не заметил Наташу, но усмотрел в этом маленьком недоразумении определённый знак — как-то сразу не сложилось…
Ярослав и Наташа сходили в кино, а затем он проводил девушку домой, но молодые люди уже знали, что продолжения отношений у них не будет…
Цирковое полугодие непрерывной работы подходило к концу. Заканчивались последние новогодние выступления во время зимних школьных каникул. В последний день осенне-зимнего циркового сезона, на финальном выступлении иллюзиониста Эмиля Кио артисты цирка решили похулиганить. В его знаменитом трюке, когда эффектная женщина в шикарном платье со шлейфом заходит внутрь большой клетки, а затем клетку накрывают пологом и поднимают в воздух, а там, наверху этот полог сдёргивают, и зрители видят, что вместо женщины в клетке оказывается огромный лев. Так вот, на этот раз вместо льва в клетке появилась пёстрая и буйная толпа цирковых артистов, выступавших в различных номерах подходящего к концу представления.  Эмиль Кио был не рад такой выходке коллег, так как она оказалась для него полной неожиданностью…
Новогодние представления закончились, и артисты начали готовиться к отъезду в другие города. Аттракцион с экзотическими животными должен был переехать в Рязань. Ярослав заблаговременно сколотил для себя цирковой ящик, куда стал собирать самые необходимые для предстоящей поездки вещи, а также некоторые детали реквизита для своего будущего номера. Большинство животных поместили в клетки, погрузили в машины и отправили на железнодорожный товарный вокзал для дальнейшей погрузки в вагоны. Крупных животных в сопровождении рабочих отправили на вокзал своим ходом. Ярослав и ответственный за реквизит рабочий вдвоём повели, держа с двух сторон под уздцы, нервного и сильного жеребца-зебру по кличке Грантик. По ходу движения Грантик несколько раз резко и неожиданно дёргал головой, стараясь вырваться на свободу. Уже на подходе к вокзалу полосатое животное предприняло отчаянную попытку вырваться из рук людей: Грантик начал брыкать задними ногами, а затем, бешено набирая скорость, понёсся вперёд. Помогавший Ярославу рабочий, или испугался, или действительно не удержал уздечку и отпустил её, сразу отстав. Освободившееся наполовину и вдохновлённое этой частичной победой животное поскакало ещё большим галопом. Ярослав, продолжая держать Грантика под уздцы, уже не успевал бежать рядом и, собрав все свои силы, подогнул ноги, повиснув на руках, которыми крепко вцепился за уздечку сбоку от морды жеребца. Под весом молодого мужчины голова скачущей зебры стала склоняться к земле, а через мгновение и животное, и Ярослав перекувыркнулись через головы. Во время этого кульбита единственное о чём думал художник: «Как бы не получить травму!..» К счастью, его надежды оправдались. «Обошлось!..» — подумал он, когда ошарашенные и он, и зебра вновь стояли на ногах. Грантик, не добившись успеха, больше не пытался вырваться. Однако Ярослав отметил, насколько велика тяга животных к свободе, и как они хотят вырваться из циркового плена…
Доставленных на вокзал животных погрузили в оборудованные и разделённые стойлами товарные вагоны. Туда же погрузили корма и пластиковые бочки с водой, дрова для печек-буржуек, ящики с личными вещами. Вечером вагоны подцепили к поезду, и ночью состав отправился в путь — аттракцион Федотовых поехал в Рязань.
Поездка по стране в товарном вагоне с животными, суп и каша приготовленные на дровяной печке, ночное чавканье пони, когда она отвязалась и сунула морду в общественную кастрюлю с супом, с неимоверной скоростью поедая всё что в ней было, возможность ехать с приоткрытой дверью, при этом сев на пол вагона и свесив ноги наружу — всё это вносило в поездку своеобразную дорожную романтику!..
Прибыв на новое место, всё происходило в обратном порядке: животных и цирковое имущество выгрузили и переместили в рязанский цирк. Двигающаяся по городу кавалькада необычных животных сама по себе служила своеобразной рекламой для приехавшей цирковой программы. Ярослав, вместе с другими работниками вселился в благоустроенную цирковую гостиницу. Работники различных цирковых номеров, так же прибывшие в этот город к началу новой программы, начали знакомиться друг с другом. Молодой мужчина обратил внимание на одну из двух девушек, обслуживающих цирковой номер с собаками, который, впрочем, был ещё не готов и находился в Рязанском цирке на репетиционном периоде. По случайному стечению обстоятельств эту девушку тоже звали Наташей. Симпатичная, с хорошей фигурой брюнетка производила приятное впечатление и своим весёлым нравом располагала к знакомству и общению с ней.
Завязав новые знакомства, Валера объявил, что у него приближается день рождения, и он всех приглашает к себе на вечеринку.
— Не прошло и двух месяцев, а у тебя опять наступил день рождение? — удивился Ярослав.
— Да! Это моё правило — в каждом новом городе справлять день моего рождения: новые знакомые подлинной даты этого важного дня меня дня не знают, а заглянуть в паспорт не просят — почему бы не воспользоваться этим?.. Разумеется, от тебя подарка я не требую!.. — Валера рассмеялся и прикурил сигарету.
— Ну, ты и жулик!.. — с усмешкой отметил Ярослав.
— Это не жульничество, а безобидное развлечение!..
— Развлечение, говоришь? А подарки-то принимаешь настоящие!..
— Совмещаю приятное с полезным!.. Как говорится, учись, студен, пока я жив!..
 Наступили первые мартовские дни, и в зимнем воздухе запахло весной. Вечером, в синих сгущающихся сумерках, стоящий в стороне от жилых домов стеклянно-бетонный эллипс рязанского цирка казался огромным НЛО. Белые и жёлтые фонари кое-где высвечивали на вечернем небе чёрную вязь веток и стволов ближайших деревьев. Ярослав и Наташа гуляли по протоптанным дорожкам вдоль бугров наваленного за долгую зиму снега и наполовину засыпанных скамеек. Молодой мужчина обнял  женщину за талию и приблизил к себе, а их дыхания слились в мягком и нежном поцелуе. Сладкий вкус сухих губ, душистый запах слегка вьющихся волос, близость гибкого тела и упругость девичьей груди опьяняли, наполняя всё тело Ярослава сладостной истомой и предвкушением чего-то большего, неизведанного…
Художник почувствовал, как по телу Наташи пробежала лёгкая волна дрожи. Он не понял, что это: холодный мартовский воздух незаметно пробрался под девичью одежду, или волнующий ответный трепет от его ласковых и ищущих рук?..  Впрочем, и сам он ощущал подобный озноб, не разбирая отчего он, от длительного пребывания на улице, или от вскипающего желания…
— Я хочу согреться! Пойдём в гостиницу, — предложила Наташа.
— Пойдём к тебе!.. — уточнил Ярослав…
Валера, частенько усаживаясь за ночные карточные игры, не заметил начавшееся зарождение близких отношений Ярослава и Наташи и как истинный ловелас и мужчина не пропускающий мимо ни одной симпатичной женщины тоже попытался «подклеиться» к Наташе, но получил на свои притязания «от ворот — поворот». Непривычный для Валеры отказ, зацепил его самолюбие, вызвал ревность и даже обнажил проявившееся чувство боли. Ему показалось, что он влюбился в эту девушку, о чём и поспешил рассказать Ярославу:
— Я думал, что уже никогда не смогу полюбить, — в разговоре с ним, расчувствовавшись, сообщил Валера.
 Ярослав выслушал его тираду молча, а про себя подумал: «А умеешь ли ты кого-то любить, Валера? Я думаю, ты любишь только себя, и сейчас у тебя проявилось и вылезло наружу обычное, уязвлённое мужское самолюбие…»
— Я думаю, у тебя ничего не получится!..  Я и Наташа… Мы встречаемся!.. — сказал Ярослав, оборвав тем самым возможные надежды у Валеры…
Более старшему сопернику пришлось усмирить свои чувства и отойти в сторону. Он молча ушёл и напился…
Находясь в конюшне, Валера придумал для себя развлечение: он заходил в вольер к ослу Ване и стал проводить с ним, с его точки зрения, шуточные боксёрские бои. Валера наносил по морде осла легкие, символические удары, а тот уворачивался и пытался прихватить противника зубами. Со стороны это смотрелось забавной игрой... Оказывается, осёл после этих забав, которые он воспринимал иначе, чем человек, затаил месть. Однажды, когда Валера заступил на очередное суточное дежурство, во время кормления животных, он взял предназначенную для осла миску с овсом и морковкой и, открыв дверь вольера, просунул туда руку, осёл Ваня, карауливший это мгновение, ловко ухватил Валеру выше кисти и, словно железными тисками, сдавил своими ослиными зубами. Мужчина, пытаясь вырваться, упал на пол. Осёл, не отпуская схваченную руку, вышел из вольера и волоком потащил несчастного дежурного по бетонному полу. Сколько длилась эта экзекуция одному ослу известно, ибо Валера от нестерпимой боли потерял сознание. Осёл всё таскал его по бетонному полу и таскал, пока не иссякло и не вышло наружу всё накопившееся чувство ослиной мести…
Другие работники цирка, обнаружив Валеру на полу, вызвали скорую помощь, и его увезли в больницу. Руководитель номера Борис Федотов допытывался, почему осёл укусил Валеру... Ярослав не стал выдавать товарища. Оказавшись на больничной койке, задиристый мужчина, уже никак не мог повлиять на ситуацию с Наташей и не мог помешать её встречам с Ярославом…
Врачи иронично и с юмором относились к укушенному ослом больному. К счастью, ничего серьёзного с рукой у Валеры не было, и она быстро заживала. Ярослав решил навестить товарища и поехал в больницу, прихватив с собой малогабаритный фокусный реквизит. Зайдя в палату и узнав о состоянии здоровья приятеля, художник осмотрел палату и, найдя приемлемое для выступления место, сообщил, что может показать небольшую программу с фокусами. Валера обошёл соседние палаты и пригласил ходячих больных в палату, чтобы посмотреть выступление «факира». Собравшиеся люди расселись на стульях и кроватях возле окон, а Ярослав, встав сбоку от входной двери, начал своё представление. Белые шарики то появлялись в руках, то бесследно исчезали, вслед за ними исчезали и появлялись спичечные коробки, лёгкие шифоновые платочки. Обычные, на первый взгляд, верёвки проявляли необычные свойства: у них исчезали узлы, разрезанные куски верёвки вновь сращивались… Больные улыбались, смеялись и хлопали в ладоши…
Два гастрольных месяца в Рязани незаметно подошли к концу. Цирковая труппа вновь стала собираться в дорогу. Ярослав, прощаясь с Наташей, говорил ей, что в настоящее время не может создавать семью и брать на себя ответственность за других людей, пока он сам не нашёл своего места в жизни... Молодой мужчина сказал, что благодарен жизни за встречу с ней и за тепло, которое она ему подарила, и он расстаётся с ней добрым другом…
Однажды, когда Ярослав был в цирке на дежурстве, сидя на стуле, он задремал. Ему приснился сон, будто бы все животные, которые задействованы в цирке собрались вместе:
— Почему люди постоянно мучают нас? Мы хотим жить на свободе! — хрипло и пережёвывая слова произнёс верблюд.
— Да, да, да! Бьют, заставляют прыгать, держат в клетках!.. — проиачил осёл.
— Вот бы самих циркачей посадить в клетку и заставить на арене под звуки кнута и оркестра прыгать через огненное кольцо!.. — прорычал тигр.
— Я всё равно убегу от этих мучителей!.. — с лошадиным фырканьем произнёс зебра Грантик и ударил копытом.
Ярослав  подошёл к ограждению, за которым находился Грантик и увидел, что тот толкает решётку мордой. Увидев Ярослава, он посмотрел на него и по лошадиному вибрируя голосом произнёс:
— Что стоишь? Выпускай немедленно!.. Я такой же свободный житель Земли, как и ты!..


Рецензии