Глава 41 Музыкальное училище

 Глава 41
Музыкальное училище

В это самое время Любаша, кроме общеобразовательной школы до седьмого класса продолжала учиться в Тарской детской школе искусств, куда её привела мама в шесть лет, и где она сама выбрала хоровое отделение, а позже была переведена на отделение фортепиано. Отчий дом с тех пор был наполнен музыкой: сначала небольшими упражнениями и маленькими пьесами, гаммами, а затем более сложной и красивой музыкой. Любаша занималась с большой любовью и терпением, хотя, о терпении можно не говорить, когда занятия — в радость! Её бабушки, которые   сами хорошо пели и любили данное занятие, частенько приглашали и Любашу принять участие в этом приятном для души занятии, прививая у неё интерес к пению. Впрочем, не всё было просто, оставались и шероховатости. Тем не менее к седьмому классу Любаша довольно успешно закончила данную школу искусств. А её любимое произведение, Полонез Огинского, выученное ею наизусть ещё в восемь лет, часто звучало в её отчем доме.
В восьмом классе, когда занятия в школе искусств по возрасту Любаши завершились, она продолжала заниматься по фортепиано с педагогом частным образом и, кроме того, посещала занятия по хореографии, и тренировки по лыжам, которые проводил её отец, заслуженный мастер спорта, работавший в это время тренером в спортивной школе. Кроме тренерской работы Александр Телегин продолжал выступать на всевозможных соревнованиях: и областных, и всероссийских и часто занимал призовые места. Он был хорошо известен, как спортсмен, не только в Таре, но и в Омске, и даже в России. О его победах часто сообщали в Тарских газетах и по радио, вызывая гордость за него у подраставшей дочки... Любаша вспоминала, как однажды на празднике севера её отец стоял на пьедестале первого места. После награждения он взял её на руки, а тогда ей было пять лет, и посадил к себе на шею. Это было великое счастье! Дома Любаша часто рассматривала многочисленные медали отца: особенно ей запомнились с изображением лыжников и белых медведей...  Пройдёт много времени и когда Александра не станет, его портрет будет украшать аллею славы города Тары.
Под руководством своего опытного отца, Любаша смогла сдать нормативы по лыжным гонкам на первый взрослый разряд.
 Юная девушка пыталась сочинять свои первые стихотворения, простые и наивные, но отец, который сам писал неплохие стихи, со всей серьёзностью объяснял дочке правила стихосложения, обучал, как правильно сохранять и проверять ритм и размер в поэтических строчках. Отец говорил, что при сочинении стихов надо избегать глагольной рифмы, хотя это не запрещено, а, главное, находить и создавать красивые поэтические сравнения и образы — главные зёрна и блёстки поэзии. В качестве иллюстрации для своих слов, Александр читал строчки известных поэтов, а также и собственные стихи. Как весенний цветочек впитывает живительную влагу, так и Любаша впитывала и использовала, полученные от отца, навыки и знания. В двенадцать лет девочка начала вести дневник, на обложке которого написала: «Святое Души». Эпиграфом она взяла слова философа Дидро, увиденные ею на одном из листочков отрывного календаря, который всегда висел у них на кухне: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются!»  Эти слова стали символом её жизни. В дневник она записывала понравившиеся ей стихи, высказывания великих людей, свои мечты...
Когда Любаша закончила восемь классов общеобразовательной школы, её родители приняли решение отправить дочку в областной центр для дальнейшего поступления на фортепианное отделение в Омское государственное музыкальное училище имени Виссариона Яковлевича Шебалина — одно из лучших и сильнейших музыкальных училищ западной Сибири.
Накануне отъезда Любаша провела весь день с прабабушкой Юлией Павловной, которую она называла просто бабой Юлей. Девушка прижималась к худенькому телу седовласой старушки с ласковым и красивым, несмотря на девяностолетний возраст, лицом.
— Ты очень красивая, баба Юля!.. — заглянув в васильковые глаза прабабушки, нежно произнесла Любаша.
— А мне кажется, ты — настоящая красавица!.. — Юлия Павловна обняла правнучку и поцеловала. — И запомни, человека красит не лицо, а его душа!.. Если у тебя будет добрая душа, то и лицо всегда будет прекрасным!..
— Я уезжаю в Омск, поступать в музыкальное училище, — сообщила Любаша.
— Я знаю, — вздыхая ответила баба Юля. — Пришло время и тебе, как птенчику, вылететь из родного гнезда в поисках своего счастливого пути! Я желаю тебе только одного — найти хорошего человека и, чтобы вы любили друг друга!..
В этот вечер Юлия Павловна и её правнучка много и долго говорили по душам. Старушка рассказывала о своей непростой жизни и о том, что наиболее ярко отразилось в её памяти:
— В послереволюционное время, когда я была совсем юной, необычно одетая молодая женщина в розовой курточке и в чёрных штанах с белыми лампасами по бокам спасла меня от бесчинства чекистов. Она предупредила о готовящемся погроме и заставила меня переодеться в платье служанки, что и спасло мне жизнь, так как в таком виде я смогла уйти со двора. Мне даже удалось вынести основную часть фамильных драгоценностей в грязном ведре, которые были завалены углём.  Во время Отечественной войны с фашистами, был страшный голод, и я по совету подруги предала в обмен на хлеб все украшения одному дельцу, но была им обманута: драгоценности он взял, а хлеба так и не принёс… 
Юлия Павловна подошла к комоду, выдвинула ящик и достала большую овальной формы брошку серебристого цвета с красивым камнем зелёного цвета.
— Вот, единственное, что у меня осталось, — сообщила она Любаше. — Я хочу, чтобы эта брошка осталась у тебя!.. И мы сделаем вот так: я положу её в баночку из монпансье и зарою под елью возле дома, а ты, когда приедешь в Тару, выкопаешь её и возьмёшь себе!..
Любаша с любопытством смотрела за действиями своей прабабушки, а она действительно взяла приплюснутую металлическую баночку из-под леденцов, положила в неё свою любимую брошку, предварительно завернутую в носовой платок, плотно закрыла баночку и вместе с Любашей закопала её под возвышающейся елью, росшей перед домом.
— Запомни это место. Когда ты приедешь с учёбы, а меня уже, возможно, не будет, достанешь и сохранишь эту брошку на память обо мне! — попросила Юлия Павловна.
— Хорошо баба Юля! — согласилась Любаша...
— Не забывай итальянскую считалочку, которой я тебя учила! — попросила Любашу баба Юля. — Помни, что в Италии, в национальном банке очень давно открыт счёт, ключом к которому и является эта считалочка!..
На следующий день, прощаясь с прабабушкой, Любаша   поцеловала её и долго стояла, обнявшись со старушкой, сердце девушки учащённо билось. Потом она посмотрела в наполненные слезами васильковые глаза бабы Юли и тихо сказала:
 — Я очень сильно тебя люблю. Всегда буду помнить всё то, чему ты меня научила...
Любаша, уходя, обернулась и помахала рукой. Юлия Павловна долго стояла возле калитки дома и смотрела вслед удаляющейся любимой правнучки...

Молодая писательница прервала работу над романом, потому что не могла смотреть на текст, из её глаз текли слёзы... Раздался бой часов.
— Не расстраивайся! — хрипловатым голосом успокаивал, не понятно откуда, появившийся Хронос.
— Хочешь ты сейчас окажешься у дома своей прабабушки?
— Да, хочу! — всхлипывая, ответила Любаша.
 — В чём же дело? Какие проблемы?! — добавил сидящий в кресле Вихрь, появившийся там за мгновение до этого.
Хронос посмотрел на приятеля и кивнул ему головой, приглашая в путь.
— Справитесь без меня. Я подожду вас здесь, — сообщил Вихрь.
Хронос пожал плечами, а затем взял Любашу за руку, подправил стрелочки на своём циферблате, и они мгновенно исчезли...
Хронос и Любаша оказались в городе Тара на второй линии, перед бывшим домом бабы Юли, около которого цвела черёмуха и росла высокая ель. Любаша знала, что дом Юлии Павловны уже давно принадлежал другим людям и по врытым в землю столбам можно было понять, что владельцы дома готовились поставить вокруг него новый забор.
— Долго будешь просто так стоять? — осторожно поинтересовался Хронос у Любаши, которая с закрытыми глазами прикасалась к расцветшей ароматной черёмухе. Девушка вспоминала свою родную бабу Юлю, и как под этой цветущей черёмухой они стояли, обнявшись в последний раз. Открыв глаза, Любаша посмотрела на Хроноса:
— Можем отправляться обратно.
— А брошка?!. Память о бабушке? — напомнил Хронос.
— Да, я совсем забыла... Мы её здесь под ёлкой закапывали...
Любаша подошла к ели.
— Ничего себе, как разрослась!  С тех пор прошло четырнадцать лет...
— Вот деревяшка, копай, время пребывания у нас ограничено!.. — торопил Хронос.
Любаша взяла заострённую палку, которую предложил Хронос и вскоре откапала баночку из-под монпансье.
— Баночку оставь, она нам не нужна, — порекомендовал Хронос, — Бери, подаренную вам брошку и в путь!..
Любаша не без усилий открыла заржавевшую приплюснутую баночку и вынула завёрнутую в выцветший носовой платок брошку. Посмотрев на переливающийся зелёный камень, она вспомнила, что баба Юля всегда носила её на своём любимом платье. Молодая женщина приколола брошку к куртке, и вместе с Хроносом они растворились в пространстве... Через мгновение путешественники стояли посередине комнаты в квартире номер девять, сорок третьего дома, на улице Таврической.
 — Всё получилось! — дар наконец-то попал к адресату!.. — доложил Хронос вставшему с кресла Вихрю.
Итак, желание Юлии Павловны исполнено!.. — констатировал Вихрь. — Рады вам служить, Любовь, и всех вам благ!.. 
 Раскланявшись, Вихрь вместе с Хроносом исчезли из комнаты, а Любаша, отколов брошку от куртки, бережно положила её около стоящей в рамочке фотографии Юлии Павловны, села за стол и продолжила работу над романом.

Музыкальное училище имени советского композитора В. Я. Шебалина, или как его ласково называли юные музыканты «Шебалинка», располагалось в центре города Омска на проспекте Карла Маркса. В 1963 году училище было названо в честь своего первого выпускника Виссариона Яковлевича Шебалина, который впоследствии станет директором Московской консерватории. Конкурс при поступлении в Омское музыкальное училище всегда оставался на высоком уровне, составляя по четыре-пять человек на место. На вахте этого училища всегда сидели пожилые, но строгие пенсионерки-вахтёры, пропускавшие в здание училища только по пропускам и билетам учащегося.
 Отец Любаши, понимая, что его дочка в сравнении с другими абитуриентами, которые проживали в Омске, могла показать себя несколько слабее, решил за пару месяцев до экзаменов нанять преподавателя по фортепиано из музыкального училища, чтобы лучше подготовить дочку к вступительным испытаниям. Любаша очень усердно занималась и выполняла все указания нанятого преподавателя, которым стала женщина средних лет, очень приятной внешности. Юная девушка приходила к преподавателю домой. Поскольку, финансов на частные уроки не хватало, то отец Любаши привёз в Омск несколько выделанных шкурок нутрий и песцов, которых разводил в подвале собственного дома, что не было редкостью среди жителей сибирского города Тары. В Омске Любаша поселилась у родственников и у одного из педагогов в располагавшейся рядом музыкальной школе брала дополнительные уроки по сольфеджио, много репетировала сама, а свободное время проводила в музыкальной библиотеке, слушая виниловые пластинки, открывавшие ей огромный мир прекрасной мировой музыки…
В сшитом матерью платье, с двумя косичками, Любаша явилась на вступительные экзамены. Первый экзамен, на котором нужно было сыграть гаммы, и второй экзамен, где Любаша исполнила три произведения: этюд, пьесу и полифонию, были сданы ею на оценку «хорошо». Третьим экзаменом числилось сольфеджио — не очень любимый Любашей предмет.  Музыкальный диктант она написала на оценку «три», получив в целом не так много баллов. Их явно не хватало, чтобы быть зачисленной на курс. Девушка расстроилась, понимая, что начинает проваливать экзамены.
Фарида, стройная и приятная на вид татарочка и пухленькая светловолосая Катерина — девочки, с которыми Любаша познакомилась во время предыдущих экзаменов — утешали её и подбадривали, утверждая, что вступительные экзамены нужно пройти до конца, не срываться и обязательно участвовать в коллоквиуме...
На коллоквиуме члены приёмной комиссии могли более внимательно посмотреть на претендентов, проверить их культурный уровень и мотивацию стремлений. Это было тем более необходимо, когда предстояло выбирать из абитуриентов, набравших одинаковое количество проходных баллов. На этих вступительных экзаменах обозначилась ещё одна тонкость: Приёмная комиссия в обязательном порядке должна была взять на учёбу одного абитуриента из области — такова была установка Омского Комитета по образованию, заботящегося о пополнении профессиональных кадров в районах Омской области. В этот раз вступительные экзамены на фортепианное отделение сдали три девочки из области, и Любаша была среди них, но трудностью для неё стало то, что все они набрали одинаковое количество баллов. На коллоквиуме всех девочек спрашивали, кто они и откуда приехали? С помощью дополнительных вопросов проверили каков их культурный и музыкальный уровни развития. Любаша, проводившая огромное время в музыкальной библиотеке, показала хорошие и обширные знания мирового музыкального наследия. Поэтому и этот этап проверки не позволил однозначно выбрать кандидатуру на вакантное место... Тогда председатель Приёмной комиссии, уже не молодая женщина, лет пятидесяти, вызвала всех троих претенденток к себе в кабинет, где находились и другие члены комиссии, для определения мотивации претенденток. Ни председатель, ни другие члены Приемной комиссии не могли видеть, как в кабинет вошли вездесущие Судьба и Ангел. Судьба остановилась напротив председателя комиссии, склонившейся над документами, и обратившись к ней, заявила:
— Присмотритесь повнимательнее к девочке из Тары! Она стоит того!..
— Вы думаете?.. — спросила председатель и, подняв голову, немного растерялась, никого, не увидев перед собой.
— Безусловно!.. — добавила, одетая в цветастое платье, Судьба и села вместе с Ангелом на свободные места, в конце кабинета.
— Ну и жара!.. Даже голоса какие-то слышатся... — произнесла председатель комиссии и налила в стакан воды. Она сделала несколько глотков, после чего в дверь постучали и вошли три юные девушки из области.
  — Здравствуйте, девочки! Проходите!.. — отложив в сторону документы, поздоровалась председатель с вошедшими абитуриентками. — Мы должны выбрать, одну из вас, которую и возьмём на первый курс, поэтому зададим вам ещё несколько вопросов. Вы, примерно, равны по уровню подготовки и свой выбор мы сделаем, основываясь на другие параметры... Набранные вами баллы уже не будут иметь решающего значения. Скажите, пожалуйста, — председатель комиссии обратилась к первой девочке, — почему вы решили поступать в наше училище?
— Я хочу быть педагогом по фортепиано, работать в музыкальной школе и хорошо зарабатывать, — прямодушно ответила первая девочка.
— Понятно! — протянула председатель и обратилась ко второй девочке. — А вы почему решили поступать?
— Мама говорит, что педагог по фортепиано — это более-менее чистая работа, и она будет идеальной для меня!.. — бесхитростно ответила вторая девочка.
— А вы, деточка, о чём думаете? — поинтересовалась Председатель у Любаши.
Губы у Любаши сжались, но преодолевая накатившие слёзы, она ответила:
— Я очень люблю музыку!..
— А почему слёзы в глазах? — с заботливыми, почти материнскими нотками в голосе спросила председатель Приёмной комиссии.
— Я очень хотела поступить!.. — размазывая слёзы по щекам, ответила Любаша. — Часами проводила в библиотеке — слушала музыку!..  Но даже если я не поступлю, то всё равно буду любить музыку и не смогу жить без неё!.. 
— Хорошо... Подождите, пожалуйста, в коридоре, — попросила председатель Приёмной комиссии.
Девочки вышли из кабинета и направились к своим родителям, тоже ожидавшим результата в коридоре.
— Успокой Любашу! — заботливо попросила Ангела Судьба, рассматривая в коридоре портрет великого композитора Фредерика Шопена.
— Попробую!.. — согласился Ангел.
 В коридоре Любашу встретили её новые подруги. Фарида достала платок и вытерла ей слёзы, Катя обняла и успокаивала… 
— Баллов мало!.. — продолжала переживать Любаша, обращаясь к окружившим её девочкам.
Ангел подошёл к Любаше и шепнул ей на ухо:
— Не переживай, всё будет хорошо!.. 
Любаше показалось, что она увидела светлого и русоволосого, прозрачного Ангела.
— Ангел!? — прошептала смущённая и удивлённая Любаша.
Никто не обратил внимания на её слова, а Ангел, приложил поднятый указательный палец к губам:
 — Тише, молчи!..
— Сейчас дождёмся результата, и все вместе пойдём в кафе, — предложила Катя.
 Дверь открылась и со списками в руках появилась председатель комиссии. Она обратилась ко всем присутствующим:
— Мы были рады прослушать всех абитуриентов. Из трёх девочек из области мы решили принять Любашу из города Тары.
К председателю комиссии тут же подошли родители двух других девочек и взволнованно заявили:
— Извините, но наши дети набрали такое же количество баллов!..
— В данном случае решали не баллы. Мы приняли это решение потому, что именно в Тарской музыкальной школе не хватает специалистов по фортепиано!..
Зачисленные на первый курс ребята и девчата подбежали к Любаше и стали её обнимать и поздравлять. Ангел и Судьба растворились в воздухе.
— Отойдите, это мой ребёнок!.. — заявила Катя, отстраняя и отодвигая от Любаши остальных…
Счастливые и взволнованные Фарида, Катя и Любаша, уже как первокурсницы отправились в кафе, где, угощаясь чаем и пирожными, смеялись, наперебой делились впечатлениями от экзаменов, строя планы на будущее и обменивались адресами…
Узнав, что дочка поступила в училище, отец Любаши приехал в Омск и снял для неё комнату в квартире у пожилой женщины. Он купил подержанное пианино и его привезли в её новое жилище. Вскоре всё было готово к началу учебного года. На тот момент Любаше уже было пятнадцать с половиной лет.
 Училище имени В.Я. Шебалина представляло собой подлинно профессиональное учебное заведение и учиться в нём было крайне нелегко, тем более девочке, приехавшей из провинции. Новые подруги, как могли и чем могли, постоянно помогали Любаше. Она училась с упоением. Уже в семь часов утра она первой из студентов приходила в училище, чтобы позаниматься на хорошем инструменте. Никаких пустых развлечений Любаша не допускала и всё свободное от занятий время, как и раньше, проводила в музыкальной библиотеке, слушая Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и других величайших музыкантов и композиторов, а также великих вокалистов: Марию Каллас, Джоан Сазерленд, Ринату Скотто, Ирину Архипову и многих других... Единственное, что Любаша могла себе позволить в качестве развлечения, это пойти в Филармонию на концерты, в череде которых она впервые «живьём» услышала исполнение молодого, талантливого пианиста Михаила Плетнёва. И тем не менее, похвастать хорошими результатами в учёбе она пока не могла. По фортепиано, который являлся основным предметом, Любаша имела лишь удовлетворительные оценки, что соответствовало, мало утешительной тройке. При всём этом, как ни странно, девушка хорошо играла с листа и была прекрасным концертмейстером для певцов...
Родители у Кати работали в Омской Филармонии: мать была музыкантом, а отец пел. Бывая у Кати в гостях, Любаше частенько приходилось аккомпанировать отцу Кати на фортепиано и был случай, когда она заменила заболевшего концертмейстера и аккомпанировала ему на концерте в филармонии... С большим интересом Любаша занималась и по гармонии. Это был любимый предмет девушки, который позволял познакомиться с основами музыкальной композиции. Любаша перешла от увлекавшей её импровизации к сочинительству и принесла показать свои пьесы преподавателю по фортепиано. Исполнив свои сочинения, Любаша заметила, что это не вызывало благожелательной реакции педагога:
— Ты занимаешься ерундой и напрасно тратишь своё время! Лучше бы уделяла больше внимание моему предмету!.. — раздражённо резюмировала она.
Такая реакция обидела девушку, и она решила показывать свои сочинения только подругам и знакомым поддерживающим её начинания.
Придя домой, расстроенная девушка поделилась со своей хозяйкой о проблемах в учебе. На что та с улыбкой ответила:
— Девочка моя, закончишь эту учёбу, найдешь себе парня и нарожаешь детей!.. — вот это и есть самое главное в жизни!..
— Мне еще рано об этом думать!.. — насупившись, произнесла Любаша.
— Когда влюбишься — всё бросишь!.. — продолжала гнуть свою линию хозяйка.
— Не брошу!.. У меня творчество всегда будет на первом месте!.. — с горячностью возразила Любаша.
— Ох, и дурёха же ты ещё!.. — засмеялась женщина и приобняла девчушку.
Выпив с хозяйкой чай, Любаша легла спать. Ей приснился удивительный сон, в котором она увидела Вольфганга Амадея Моцарта. Он был с париком на голове и одет в изящно расшитый камзол. Моцарт играл на клавесине божественную по красоте мелодию, при этом Любаша была в красивом длинном платье, и она пела! Её голос был нежным и чарующим. Когда прозвучали последние аккорды, Моцарт повернулся к Любаше и произнёс:
—  В вас — много света!..
Девушка заворожённо слушала Моцарта. Он, хотя и не представился ей, но она точно знала, что это именно великий Моцарт!.. Он встал, подошёл к Любаше и, взяв её за руку, посмотрел в глаза.
— Нет ничего лучше музыки, но нет ничего выше любви!.. — с некоторой долей торжественности, но вполне искренне заявил он. Моцарт взял в руки лежащую на клавесине скрипку и начал играть… Проснувшись Любаша вдохновенно сказала сама себе:
— Я буду петь!..
Закончив первый курс, Любаша поехала домой и первым делом, прямо с вокзала направилась к дому своей прабабушки, Юлии Павловны, или просто — бабы Юли. Подойдя к избушке, девушка с удивлением увидела, что двери и окна дома заколочены досками, и он стоит холодный, осунувшийся и безжизненный... Любаша бросилась домой и от матери узнала, что весной её любимая баба Юля умерла: заболела воспалением лёгких, слегла и больше не поднялась...
— Перед смертью баба Юля просила не вызывать тебя на похороны — не желала, чтобы ты видела её мёртвой, хотела, чтобы ты помнила её только живой, — пояснила мама расстроенной Любаше.
Вместе с матерью Любаша пошла на кладбище и около часа проплакала возле могилы любимой прабабушки, на которой цвели синие васильки... 
Перейдя на второй курс, Любаша с удивлением узнала, что в училище не только играют на инструментах, но и поют — учатся вокалу. Однажды, войдя в класс, она увидела худенькую и высокую девушку, шатенку с чистыми и гладкими волосами, обрамлявшими приятное, с правильными чертами лицо, которая распевалась под фортепиано необычным по тембру низким голосом. Позже Любаша узнала, что такой голос называется меццо-сопрано. Звали девушку Елена. Она, как и Любаша, закончила первый курс, но в отличии от неё, не на фортепианном, а на вокальном отделении. Елена рассказала Любаше, что в училище преподают такие предметы, как вокал, мастерство актёра, сценическую речь — всё это стало откровением для загруженной своими уроками и дополнительными занятиями юной студентки. Она всегда любила петь, и пение вместе с её бабушками с раннего детства сопровождало её жизнь... Мама рассказывала Любаше, что, когда ей было три года, её дядя Рафаэль записал на плёнку магнитофона песенки, которые она пела удивительно чистым и радостным голоском. Так же она вспомнила, что, когда ей исполнилось 6 лет, мама первый раз привела её на концерт знаменитого композитора и певца Яна Френкеля, который приехал в город Тару. Вот как это было:
Маленькая Любаша бегала по коридору Тарского дома культуры, как вдруг столкнулась с усатым мужчиной.
— Ух ты шустрая! — улыбнувшись, произнёс артист в тёмно-сером костюме.
— Я пришла на концерт! — весело ответила девочка.
— Ты наверно умеешь петь? — поинтересовался мужчина.
— Умею. Я поступила в музыкальную школу и пою в хоре! — говорила маленькая Любаша.
— Значит ты мне сможешь помочь спеть песню? — уточнил артист.
— Конечно смогу. Только мне красивое платье нужно! — задумавшись, ответила девочка.
— Найдём, это не проблема. Пойдём порепетируем. Вы разрешаете? — спросил мужчина у стоящей рядом матери Любаши, которая, улыбнувшись, кивнула головой.

Администратор Дворца культуры узнав о том, что девочка будет петь с приехавшим певцом, мгновенно нашла ей солнечного цвета платье, и бежевые туфельки. В волосы Любаше были вплетены два больших белых банта.
—Ничего не понимаю, — говорила администратор заведующей музыкальной школы. Мы же предлагали поющих детей, но он выбрал маленькую Любашу.
Концерт начался. Зрители хлопали… Ян Френкель вышел на сцену, держа за руку маленькую худенькую Любашу.
— Дорогие Друзья! Я рад, что сегодня пою для вас. Вместе с Любашей мы исполним песню «Русское поле».
Надо отметить, что девочка не знала эту песню, ей нужно было спеть только одну строчку, которую она отрепетировала под аккомпанемент Яна Френкеля.
Композитор сел за рояль и под направленный к нему микрофон запел… Любаша стояла рядом и держала в руках проводной микрофон.
Звучал голос Яна Френкеля: «Русское поле, русское поле, сколько дорог прошагать мне пришлось… Ты моя юность, ты моя воля, то, что сбылось, то, что в жизни сбылось... Здесь отчизна моя и скажу, не тая..»  Ян Френкель посмотрел на маленькую Любашу, и она запела тоненьким голоском: «Здравствуй, русское поле, я твой тонкий колосок…»  Зрители захлопали…
Любаша вспоминала, как она сидела на первом ряду и слушала чудесные песни, а на коленях у неё лежала, подаренная кукла...


— Ты слушаешь меня или мечтаешь? — похлопав по плечу девушку говорила    Елена, — в нашем училище есть такое понятие, как факультатив!..
— А что это такое? — спросила неосведомлённая Любаша.
— Это возможность дополнительных занятий по различным, в том числе и по всем перечисленным предметам. Надо лишь сходить к директору и попроситься на тот или иной факультатив, — пояснила Елена. 
Любаша, не раздумывая ни минуты, направилась в кабинет директора.
Подойдя к двери, юная студентка постучала и вошла. Директор училища уже не молодой, худенький, небольшого роста, с седой головой мужчина, в очках по фамилии Юргенсон спросил вошедшую:
— Что вы хотите?
— Здравствуйте! Я бы хотела петь!.. — выразила своё желание Любаша.
— Не понял, поясните! — попросил директор.
— Я узнала, случайно, что есть факультатив по вокалу…
— На сегодняшний день свободного времени нет! — категорично ответил директор и, выказывая, что разговор окончен, уткнулся в лежащие перед ним бумаги.
— Извините!.. — ответила Любаша и вышла из кабинета.
 Девушка не теряла надежду заниматься мастерством актёра и часто приходила с разрешения преподавателя слушателем на данный предмет. Студенты не редко болели, пропускали занятия и вскоре, Любаша начала  обучаться вместе со всеми, несмотря не то, что факультатив оформлен не был.
 На занятии по мастерству актёра, студенты ставили этюды и делали различные актёрские упражнения: лаяли, кудахтали, хрюкали, играя порученные им роли, превращались в цветок, насекомое, в животных, изображали различные предметы... Позже студенты занимались сценической речью и декламировали скороговорки, стихи, различные отрывки из пьес…
— Вы должны верить в то, что делаете на сцене и переживать... Обязательно прочитайте книги Константина Сергеевича Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актёра над собой» — советовала преподаватель.
Занятие завораживало игрой и радостным настроением и пленило впечатлительное сердце Любаши. Она почувствовала, что всё это ей очень интересно… Девушка стала постоянно приходить на эти уроки с восторгом вливаясь в творческий артистический процесс... С этого момента предмет мастерство актёра стал для неё самым любимым и желанным. Тесное знакомство и взаимодействие с преподавателем по мастерству актёра дало возможность Любаше бесплатно проходить на спектакли в драматический и оперный театр города Омска. Эти виды творчества показались Любаше много интереснее и увлекательнее чем концерты в филармонии. Кроме того, Любаша стала учиться петь на дыхании, используя все резонаторы...
Преподаватель по сольфеджио, проходя по этажу, заглянула в класс и увидела поющую девушку.
— Вы любите петь? — поинтересовалась она.
— Да! — коротко ответила Любаша.
— Я знаю хорошего преподавателя по вокалу, Софью Ювенальевну Ушакову. Она сейчас — на пенсии. Убедительно её рекомендую и могу вам дать её домашний телефон, — предложила преподаватель.
Появившаяся здесь же Судьба активно подавала Любаше знаки принять данное предложение. Девушка охотно согласилась, и записала номер телефона. В этот же день Любаша поспешила на квартиру, где проживала рекомендованный ей преподаватель по вокалу. Дверь открыла пожилая, но приятная лицом женщина не высокого роста, с копной скрученных в пучок, подкрашенных в рыжеватый цвет волос. Она была одета в кофточку и юбку, веявшие некоторой старомодностью, элегантностью и безупречной чистотой... Но первое, на что обратила Любаша своё внимание, это были сияющие внимательным интересом и энергией, большие карие глаза пожилой женщины.
 — Здравствуйте, Софья Ювенальевна! Ваш телефон мне дала педагог по сольфеджио в училище, где я учусь по классу фортепиано, но я очень хочу научиться петь!.. — пояснила Любаша цель своего визита.
— Как вас зовут, милое создание? — спросила пожилая женщина.
— Любаша.
— Что же вы споёте?
— Народную песню.
— Проходите к инструменту.
Любаша прошла в комнату и встала возле старенького, покрытого чёрным лаком фортепиано, достала ноты и поставила их на полочку перед глазами Софьи Ювенальевны, которая быстро пробежала глазами по нотам и стала играть. После вступления Любаша запела, показав своё умение.
— У вас хорошее яркое сопрано... Но работа предстоит большая... Будем заниматься два раза в неделю. 
Затем юная певица поинтересовалась платой за уроки. Педагог назвала необходимую сумму, оказавшуюся вполне скромной.
— Вы, Любаша, крещёная? — задала странный для советского времени вопрос Софья Ювенальевна.
— Меня бабушка отвозила в детстве в тайгу к староверам, но не в христианском понятии. Я освящена водосветом у родника. Там было много богов-скульптур, вырезанных из дерева: Перун, Лада, Даждь-Бог…
— Прежде чем мы начнём наши занятия, вам нужно покреститься в православной церкви! — это моё единственное условие, без которого я не начну с вами заниматься!.. — несколько озадачила Софья Ювенальевна. — Впрочем, я могу вам помочь это сделать. Жду вас в десять часов утра в церкви по этому адресу, — и педагог назвала куда должна была прийти Любаша на таинство крещения.
 В назначенное время Любаша пришла в церковь. Там она увидела Софью Ювенальевну. В Омском храме было тихо. Священник в тёмной длинной рясе спросил:
 — Вы искренне желаете принять православие?
— Да, — ответила Любаша.
Священник прочитал несколько молитв, затем подвёл её к большому чану с водой и из кувшина облил наклонившую голову и распущенные волосы Любаши, которая всем сердцем, совершенно спокойно приняла крещение, так как верила в Бога и была готова к данному шагу.
— Выбирай крестик, — предложил священник. Любаша выбрала крестик и священник, перекрестившись, одел на девушку цепочку с маленьким крестиком без изображения, произнося молитву.
 Так Любаша приняла православие, а Софья Ювенальевна стала её крёстной...
Любаша позвонила отцу и сообщила о своих начинаниях и о страстном желании петь. Отец, не отрицая дополнительные возможности в развитии дочери, согласился оплачивать уроки по вокалу и стал регулярно высылать на это деньги. Софья Ювенальна, обладая большим педагогическим опытом, выстраивала вокальные уроки Любаши по принципу: от простого к сложному. Сама девушка рвалась в бой и бралась за самые сложные произведения. Она верила в себя и в свои возможности.
— Я вижу во сне Моцарта. Он играет мне свою музыку и говорит, что всё будет хорошо!.. — говорила Любаша Софье Ювенальевне.
— Это прекрасные сны! Чудеса — там, где в них верят! И чем больше верят, тем чаще они случаются!.. — произнесла пожилой педагог.
— Я бы написала их на своём щите, если бы была воином!..  Эти строки великого Дидро есть в моем дневнике! — с юношеской горячностью сообщила Любаша.
— А теперь будем заниматься и начнём с распевок!.. — пригласила на занятие педагог.
Сфера внимания и интересов Любаши постепенно сместилась в сторону вокала и актёрской игры. Эти занятия безумно ей нравились и доставляли подлинное наслаждение и радость. Любаша начинала понимать, что игра на фортепиано — это не совсем то, что просит и к чему стремится её душа, хотя она продолжала упорно заниматься и по этому предмету, и даже сочиняла собственные фортепианные пьесы, любила она и импровизацию... Обширность интересов и отвлечение на уроки по мастерству актёра и вокалу, привели к весьма скромным оценкам по основным предметам её курса. Но остановить Любашу было уже невозможно...
К Новому году под руководством Людмилы Павловны — педагога по мастерству актёра — студенты училища готовили весёлый «капустник» — традиционный для студенчества концерт. Любаша приняла в его подготовке самое активное участие, и проявляя удивительные актёрские способности получила одну из главных ролей в инсценировке сказки Ершова «Конёк-Горбунок». Ей досталась роль Царя. Всем запомнилась её игра, мимика и характерная декламация: «Что?.. Я — царь или боярин?.. Отвечай сейчас, татарин!..» Все, и педагоги и студенты укатывались со смеху, глядя на её ужимки и прищур глаза, с которыми Любаша произносила текст роли. На этом капустнике девушка играла лучше всех. Кроме того, она пела и читала свои стихи.  Было очевидно многим, что она блистала на студенческой сцене...
Результатом такого успеха стало то, что к Любаше подошла её преподаватель по фортепиано и несколько обескураженно сказала: — Может быть, в пении и в игре на сцене заключается твоё призвание и направление, по которому ты должна развиваться?..»
Сразу после «капустника» Людмила Павловна взяла Любашу за руку и, приведя к директору, сообщила:
—Вы видели, как Любаша блестяще играла в новогоднем «капустнике»! Ей нужно дать факультатив по мастерству актёра и сценической речи!..
Директор Владимир Николаевич Юргенсон встал из-за стола, подошёл к окну, посмотрел на заснеженные дали и, немного подумав, заявил:
— У неё будет факультатив по мастерству актёра. А по сценической речи дам только в том случае, если она выступит за наше училище на соревнованиях по лыжным гонкам среди учебных заведений Омска и области. Как мне известно, — директор цепко посмотрел на Любашу, — у вас имеется первый взрослый разряд по лыжам!..
— А какую дистанцию нужно будет пробежать? — поинтересовалась Любаша.
— Пять километров.
— Я согласна, — приняла условие Любаша.
Судьба, наблюдая за происходящим, обратись к невидимому Хроносу:
— Удивительно, сейчас и Любаша, и директор училища ещё здесь! А уже совсем скоро, они разными дорогами покинут эти стены…
— На повышение? — спросил Хронос.
— Именно туда, — подтвердила Судьба.
Хронос ухватил нитку над своим колпаком и посмотрел её на просвет.
— Могу уточнить, что это будет 1987 год, — прокомментировал он увиденное.
До соревнований было ещё три недели, и Любаша могла потренироваться. Делала она это во время уроков физкультуры. Преподаватель выдавал ей лыжи, и она, выезжая в лес, тренировалась на уже проложенной лыжне...
Соревнования проходили в поселке Екатериновка. Этот населённый пункт располагался напротив Тары, но на другой стороне Иртыша. В день соревнований стоял настоящий сибирский мороз. Небо было ясное и светило солнце. Преподаватель по физкультуре, выступавший в роли тренера Любаши, подготовил лыжи, натерев их соответствующей мазью. Участники гонки стартовали по очереди, через некоторый интервал времени. Девушка вышла на старт и, получив отмашку, рванула вперёд. Юная спортсменка, получившая от отца навыки скольжения на лыжах, бежала ровно и уверенно, часто отталкиваясь одновременным, не сбавляя выбранного высокого темпа, и вскоре догнала находящегося впереди лыжника. Как её научил тренер, она выкрикнула: «Гоп!..», что означало: уступи дорогу! Любаша стала догонять и обгонять одного за другим лыжников, стартовавших ранее её. Темп гонки вскоре разогрел тело девушки внутренним жаром. Пот начал сочиться из-под спортивной шапки, и Любаша сбросила её на снег. Вскоре вслед за шапкой на обочине лыжни остались рукавицы, а после четырёх с половиной километров гонки девушка скинула с себя и спортивную кофту, оставшись в белой футболке... Горячее тело обдувала колючая свежесть зимы, и оно отдавало холодному воздуху, рвущийся наружу жар... Увидев на обочине трассы тренера, кричавшего ей: «Давай, давай!..», Любаша крикнула в ответ, чтобы он собрал её вещи и, не сбавляя темпа, рванула дальше. Не все бегуны, которых настигала спортсменка, уступали ей лыжню и их приходилось обгонять сбоку, прямо по рыхлому снегу. Вскоре показалась и финишная прямая. С красными лицом и руками, с пересохшим горлом и кипящей головой Любаша думала о столь желанном для неё факультативе и рвалась вперёд. Вокруг кричали тренеры и зрители… Девушка финишировала и не понимала, почему все бросились к ней с поздравлениями, кто-то накинул куртку, кто-то поднёс горячего чая из термоса, её поздравляли, хлопали по плечу… Оказалось, что она показала лучший результат этих соревнований. Когда Любаша немного пришла в себя к ней подошёл подтянутый мужчина в спортивном костюме.
— Здравствуйте! Отлично бежали! Я — из Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, — представился он. — Мы примем вас без экзаменов!.. Вы — настоящая дочь своего прославленного отца, Александра Телегина!..
— У меня ещё нет десяти классов, — возразила Любаша.
— Мы устроим вас в вечернюю школу, а потом уже к нам в университет!.. — не унимался мужчина.
— Нет, спасибо, у меня другое призвание!.. — ответила девушка.
— Всё же не торопитесь и подумайте над моим предложением! — закончил разговор мужчина и отошёл в сторону, занявшись своими спортсменами.
— Эх вы! — тренер обратился к окружавшим его лыжникам, — вы бежали на пластиках, а эта девчонка — на деревяшках и всех обошла!.. 
  Директор училища сдержал слово и дал Любаше факультатив по сценической речи. Но к концу второго курса стало ясно, что она недостаточно хорошо справляется с учебной программой. У Любаши появились «хвосты» и низкие оценки по сольфеджио и по фортепиано, хотя она старалась изо всех сил... Девушка с удовольствием занималась на факультативах и словно на праздник ходила на уроки по вокалу к Софье Ювенальевне. Опытный педагог разглядела в упорной девушке большие вокальные способности и объёмный, на три октавы, голос. Но работы с этим голосом было много. Любаша ещё не могла мастерски владеть своим вокальным аппаратом, но надежда на успех была, и Софья Ювенальевна поддерживала веру новой ученицы в свои силы. Юную девушку увлекало оперное пение. Она, конечно, знала о существовании эстрадных певиц, но это направление осталось в стороне от её внимания, так как в училище имени Шебалина готовили, именно, оперных или опереточных певиц и певцов. Любаша часами сидела в библиотеке и продолжала слушать любимых ею Марию Калласс и Джоан Сазерленд. Ей нравился красивый итальянский язык, но все эти увлечения привели к тому, что она начала отставать от однокурсников. Преподаватель по фортепиано усугубляла ситуацию, утверждая, что у Любаши ничего не получится, так как у неё не в нужном направлении работают мозги...
— Сложно с тобой заниматься!.. — неоднократно в сердцах говорила она, заканчивая урок с Любашей и в очередной раз вызывая у неё слёзы...
Мнение преподавателей в конце второго курса по отношению к студентке было неоднозначным. Преподаватели по сольфеджио и фортепиано доказывали, что она не способна учиться дальше и её необходимо отчислять. В противовес им преподаватели по мастерству актёра, сценической речи и по гармонии утверждали, что Любаша проявляет по их предметам заметные успехи и защищали её...
— Эх, если бы они знали, как через несколько лет эта хрупкая девушка будет играть Шопена, Баха, Чайковского по радио… А, как она будет чудесно петь…— произнесла появившаяся Судьба.
— Давай не будем забегать вперёд, — немного недовольно попросил Хронос, тоже оказавшийся здесь.
Судьба махнула рукой, и они исчезли...
В итоге на собрании преподавателей было принято решение не отчислять Любашу, но и не переводить на третий курс, а дать ей ещё один шанс и оставить на «второй год». Это решение обескуражило и расстроило девушку, так как предстояло расставаться с подругами, которые уходили в образовательном процессе на один шаг дальше.
Любаша впервые поняла, что ей необходима другая специализация: по фортепиано и сольфеджио оценки были низкими, по остальным предметам ей ставили только четверки и пятёрки: она любила петь, играть на сцене, прекрасно читала ноты с листа и уверенно аккомпанировала певцам, любила такие предметы, как гармония и народное творчество. Кроме того, она великолепно импровизировала и сочиняла музыку — все эти недостатки и достоинства выявили два первых курса учёбы в училище.
Придя на очередной урок по вокалу к Софье Ювенальевне, Любаша сообщила:
— Мне неинтересно продолжать обучение по фортепиано! Я хочу попробовать и поехать куда-нибудь прослушаться, может быть, в Москву или Одессу...
— А в Одессу почему? — поинтересовалась Софья Ювенальевна.
— Там есть море и консерватория, а я никогда не видела море!.. — ответила Любаша.
— У тебя нет аттестата о среднем образовании, а без него ты не сможешь поступать в высшее учебное заведение, — здраво рассудила Софья Ювенальевна. — Тебе надо либо закончить училище, либо пойти в вечернюю школу и там получить аттестат о среднем образовании, — посоветовала опытный педагог.
Юная певица, услышав совет, задумалась и решила:
— Я пойду в вечернюю школу.
Не откладывая своё решение в долгий ящик, Любаша нашла вечернюю школу и поступила на учёбу, чтобы, таким способом, получить так необходимый ей аттестат о среднем образовании. Поскольку, учась в музыкальном училище, девушка посещала общеобразовательные предметы, такие как русский язык, математика, литература, физика, то она получила возможность учиться в вечерней школе только один год, и этого было достаточно для получения аттестата о среднем образовании. Понимая необходимость данного документа, Любаша старалась и не пропускала занятия.
В вечерней школе она познакомилась с парнем. Он пел в эстрадном ансамбле. Девушка обратила на него внимание, когда он в самодеятельном концерте в стенах школы исполнял популярную песню Александра Барыкина «Букет» с такими словами: «Я буду долго гнать велосипед. В глухих лугах его остановлю… Нарву цветов и подарю букет, той девушке, которую люблю!..» Любаша тоже участвовала в концертах и исполняла классические вокальные произведения, одним из которых был романс А. А. Алябьева «Соловей». Молодой человек заметил Любашу и стал ухаживать за ней. Впрочем, это длилось недолго и ни к чему не привело, так как однажды девушка услышала, как товарищ этого парня, обратившись к нему, предупредил:
— Ты смотри, не задерживайся! Тебя ждёт жена и ребёнок!..
Любаша не знала, что приглянувшийся ей парень был женат, так как он ни разу не говорил об этом, но данного известия было достаточно, чтобы она моментально прервала знакомство, к счастью, ещё не приведшее к серьёзным отношениям…
Юная студентка хотя и старалась, но сил на всё не хватало, и она продолжала отставать по основным предметам музыкального училища, случалось и пропускала их. Отец, как мог пытался сгладить её недочёты и плохие оценки по фортепиано и сольфеджио с помощью дополнительных платных уроков и подарков: кедровыми шишками, мехами — чем была богата сибирская земля, — и всё это он периодически привозил в Омск, и передавал педагогам по этим, проблемным для Любаши предметам.
Весной, накануне итоговых экзаменов в вечерней школе, когда свободного времени катастрофически не хватало, юная студентка с трудом продолжала учиться в музыкальном училище. Не выспавшаяся, она сидела на уроке по музыкальной литературе. Преподавателем по этому предмету была слепая женщина средних лет. Данный предмет знакомил студентов с различными композиторами и их произведениями, и они на экзамене помимо устного ответа должны были узнавать произведения и их авторов по небольшому музыкальному фрагменту. По неписанному студенческому «кодексу чести», из уважения к слепому преподавателю, никто из студентов во время урока не списывал, не пользовался «шпаргалками» и прочими хитростями для получения правильных ответов.
На очередном экзамене Любаша, не полностью зная материал, решила списать и при ответе воспользовалась, приготовленными заранее записями. Другие студенты говорили ей, что так делать нельзя... 
Когда урок закончился, и юные музыканты выходили из класса, то одна из них подошла к слепой преподавательнице и что-то шепнула ей на ухо, после чего преподаватель попросила Любашу остаться и подойти к ней.
— Зайдите после моего урока к директору. 
 — Хорошо, — ответила Любаша и вышла из класса.
Войдя в кабинет директора, где за столом сидело несколько преподавателей, Любаша поздоровалась. Директор, строго посмотрев на студентку, произнёс:
— Что происходит с вашей учёбой по фортепиано? Насколько мне известно — это ваша специальность... Почему по гармонии, концертмейстерскому классу у вас пятёрки, а здесь одни проблемы...
— Потому что невозможно учиться у преподавателя, который всё время унижает и не верит в тебя!.. Недавно я принесла на урок фортепиано свои сочинения и показала их педагогу, и услышала в ответ, что это —ерунда!..— взволнованно сообщила Любаша.
Преподаватель по фортепиано, которая учила Любашу, резко встала из-за стола и выбежала из кабинета. Директор посмотрел на сидящих за столом коллег и медленно произнёс:
— Я больше никого не задерживаю. А вы Любаша останьтесь ещё на несколько минут.
Преподаватели молча вышли из кабинета.
— Мне сказали, что вы хотите бросить училище? — более мягким тоном спросил директор.
— Да, я хочу уехать. Буду поступать в консерваторию.
— Надо же какое совпадение! — я тоже уезжаю из Омска, буду работать в Московской консерватории.
В этот момент дверь кабинета приоткрылась, и в её проёме показалась белая палочка, а вслед за ней, держась за неё, вошла слепая преподаватель по музыкальной литературе.
— Добрый день. Я не поздно пришла? — поинтересовалась вошедшая.
— Вы как раз вовремя, Любаша — здесь, — ответил директор и помог слепой женщине сесть на стул.
Преподаватель нащупала стол и, проведя по нему рукой, тихо спросила:
— Любаша, почему вы списываете на моём уроке? 
— А откуда вы знаете? — удивилась Любаша.
— Мне об этом сообщила одна студентка, — ответила преподаватель.
— Значит, она предатель!  Кто вас предаёт хотя бы раз, тот и Родину продаст!.. — высказала своё мнение Любаша.
— Жёстко, но, может быть, и верно… — согласилась преподаватель.
— Скоро я уйду из училища!.. Теперь я точно знаю, что моё призвание — это театр, литература, пение и кино!.. — ответила Любаша.
— Но предмет по музыкальной литературе и в этом случае пригодится!.. — возразила слепой преподаватель.
Директор молча слушал данную беседу.
— Мне неприятно списывать, но я катастрофически не высыпаюсь, у меня сейчас идут государственные экзамены в вечерней школе и на всё не хватает времени. Я люблю музыку, но мне очень непросто здесь учиться!..   — волнуясь, ответила Любаша.
— Я думаю дело в другом... — продолжила диалог слепой педагог. — Может быть, тебе пригодятся мои советы, послушай: когда тебе нужно запомнить мелодии, воспринимай музыку других композиторов, как свою собственную, я знаю, что ты сочиняешь сама и делаешь первые, на мой взгляд, интересные шаги, как композитор. 
  — А как не ошибаться на экзаменах по фортепиано? — поинтересовалась девушка.
— Ты же прекрасно импровизируешь, вот и не останавливайся... Забыла такт — импровизируй и — дальше!.. Тогда появится уверенность и не будет ошибок! В пении подключай образное мышление, пой на слух и не думай о нотах!.. И главное верь в себя! — посоветовала опытный педагог.
— Это хорошие советы...— задумавшись, ответила Любаша.
— Ты чудесно играешь на сцене и это я тоже знаю. И по многим предметам имеешь высокие оценки...— немного усиливая голос поясняла преподаватель. 
— Потому что учителя верят в меня!.. — воскликнула Любаша.
— Хорошо... Я понимаю о чём ты говоришь и не буду тебе препятствовать, поставив по моему предмету удовлетворительно, надеюсь на следующий год у тебя буду результаты гораздо выше, — подвела итог разговора преподаватель.
— Спасибо, — поблагодарила Любаша.
Директор, встав из-за стола и, подойдя к Любаше, произнёс:
 — Что ж, я желаю Вам успехов в творческом пути! Думаю, что знания, полученные в музыкальном училище имени Шебалина Вам очень пригодятся в жизни и станут музыкальным фундаментом. Вы навсегда останетесь студенткой «Шебалинки».
— Я никогда не забуду ваши слова и всегда буду благодарна времени за то, что провела эти трудные, но очень счастливые и важные для меня три года.
Любаша вышла из кабинета в необыкновенно оптимистичном настроении. Она чувствовала, что Судьба ведёт её верной дорогой жизни.
Второй курс, уже во второй раз подходил к концу. Юная певица с большим удовольствием занималась вокалом с Софьей Ювенальевной и показывала подающие надежду результаты. Любаша бралась за самые сложные и красивые вокальные произведения, и арии из различных опер. Более всего ей нравилась ария Нормы "Casta Diva" и ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта», требовавшая высочайшего исполнительского мастерства.
— Ты делаешь большие успехи, — отметила Софья Ювенальевна, прослушав, спетую Любашей, арию. — Но надо ещё много работать. Голос у тебя большой и ты ещё не совсем умеешь им управлять.
— Я собираюсь этим летом поступать на вокальное отделение, в Московскую консерваторию, — сообщила о своих планах Любаша.
— Мне кажется, тебе ещё рано делать такой шаг. Нужно хотя бы год позаниматься, и я смогу лучше тебя подготовить к поступлению...— посоветовала Софья Ювенальевна.
— Нет времени ждать!.. Не хочу продолжать учиться на фортепианном отделении!.. — волнуясь, объясняла Любаша. — Вы поймите, меня оставили на второй год только из-за того, что я, сдавая экзамен по фортепиано, допустила четыре ошибки, и при этом у меня была температура тридцать восемь градусов!.. Мои друзья учатся уже на третьем курсе!  Дружить с кем-то из другого курса я не хочу... Мне неинтересно... Да и, вообще, у меня другой путь!.. Аттестат о среднем образовании я на днях получу и смогу уехать и прослушаться в консерватории...
— Прослушаться ты можешь, но прошу тебя, не бросай учёбу в училище! — убеждала Софья Ювенальевна. — Вдруг у тебя не получится, и ты сможешь вернутся и продолжить обучение!..
Любаша промолчала, думая о своём...
На следующий день, зайдя в здание училища, девушка узнала от вахтёрши, что её ждёт в кабинете заведующая фортепианного отделения и Любаша направилась туда.
— Здравствуйте, — поздоровалась заведующая, увидев входящую студентку.
Заведующая фортепианного отделения была маленького роста, с чёрными курчавыми волосами, активная и оптимистичная женщина.
— Здравствуйте, — ответила Любаша.
— Проходите и присаживайтесь, — пригласила заведующая отделения и указала вошедшей на стул.
Девушка прошла к столу и присела на предложенное ей место.
— Ваш преподаватель по фортепиано считает, что вам трудно учиться по её предмету и психологически она вас не очень понимает, — рассуждала заведующая отделения.
Взглянув на Любашу с проскользнувшей ноткой теплоты, она сняла очки и продолжила:
— Но вот, что странно: вы прекрасно аккомпанируете певцам в филармонии, транспонируете, читаете с листа… По многим предметам у вас хорошие оценки... Вы, в отличии от других студентов, слушаете много музыки в библиотеке, берёте частные уроки... И вместе с этим, видно, что вам сложно... Поймите, конкурс, а в этом году уже девять человек на место, делает своё дело... Здесь учатся лучшие... Вы пытаетесь сочинять музыку, но не справляетесь с программой по фортепиано...  Может быть, всё дело в преподавателе и к вам не нашли верный подход?..  — заведующая отделения вопросительно посмотрела на поникшую студентку.
Любаша уже не хотела оставаться в училище и вздохнув ответила:
— Вы же знаете, что я не могу жить без музыки... Когда преподаватель не верит в ученика, постоянно смеётся над ним, то теряется уверенность. На уроки по вокалу, по актёрскому мастерству я бегу бегом, как на праздник, чего не могу сказать об уроках по фортепиано...
— С третьего курса я хочу перевести вас в мой класс. Что скажете на это? — спросила заведующая отделения.
— Я подумаю, — тактично и неопределённо ответила Любаша. На этом разговор закончился, девушка попрощалась и вышла из кабинета. 
В вечерней школе в конце учебного года, проводился концерт учащихся и выпускников. Любаша приняла в нём участие и спела две арии. После выступления она почувствовала, что голос осип и она не может не только петь, но и нормально говорить... Впервые столкнувшись с этим явлением, юная певица решила спросить у знакомой вокалистки, Елены, что ей делать.
— Это обыкновенное несмыкание голосовых связок. Оно появляется от чрезмерных нагрузок на голосовой аппарат, — пояснила знакомая. — Я знаю хорошего фониатора. Она лечит данные расстройства, — пояснила Елена.
— Пожалуйста, дай мне адрес этого врача, — попросила Любаша.
Знакомая студентка объяснила, где найти поликлинику и написала на бумажке фамилию врача, предупредив:
— Насколько я знаю, фониатор принимает только певцов и тебя может не принять...
Любаша, несмотря на это, решила поехать к данному врачу. Найдя поликлинику, она подошла к регистратуре и объяснила цель своего визита. Когда в регистратуре увидели, предъявленный Любашей, студенческий билет, где было чётко написано, что она учится на фортепианном отделении, то сразу отказали в лечении, заявив, что у этого фониатора лечатся только артисты и студенты вокального отделения, и она должна обращаться в обычную поликлинику по месту регистрации... Такой приём не остановил Любашу. Она, узнав на стенде номер кабинета фониатора, направилась на его поиски. Пройдя по коридорам поликлиники, юная певица нашла нужный кабинет. У входной двери кабинета находилась лавочка, на которой сидел представительный мужчина с яркой внешностью. Голова его была полностью выбрита и гладко блестела, лицо украшали эффектные усы. Взгляд был добродушным.
— Фониатор принимает? — спросила Любаша, сидящего возле кабинета, мужчину.
— Да, принимает, — ответил неизвестный.
Девушка встала рядом с кабинетом, думая о своём...
— А, что у вас случилось? — поинтересовался мужчина.
— Я учусь пению и у меня — не смыкание, а к врачу не могу попасть — в регистратуре мне отказали, — почти шёпотом ответила Любаша.
— Вот как?.. — удивился мужчина.
Дверь кабинета открылась и в коридор вышла полноватая, одетая в белый халат и шапочку женщина, оказавшаяся, как чуть позже поняла Любаша, врачом фониатором.
— Людмила Михайловна, примите девочку — у неё не смыкание, она поёт!.. — попросил за юную певицу неизвестный мужчина.
— Если вы просите, я приму, — добродушно ответила женщина в белом халате и пригласила Любашу в кабинет. — Откуда вы? — уточнила врач, когда девушка села в кресло пациента.
— Из Шебалина, — пояснила Любаша.
— Известное место!.. А откуда вы его знаете? — улыбнувшись, спросила фониатор.
— Кого? — не поняла Любаша.
— Того, кто в коридоре! Это же известный певец, Александр Розенбаум! Он сейчас гастролирует в Омске...
— Я не знала, — пожав плечами, ответила Любаша.
Врач приступила к осмотру и лечению, а попутно рассказала, что ингаляции из травы ромашки лучше всего помогают при восстановлении голосового аппарата. А также полоскание содой очень смягчает горло. Выслушав откровение Любаши о её непростых перипетиях в учёбе, врач посоветовала:
— Если ты имеешь цель, то должна действовать, как сама хочешь и не слушай мнение других людей. Хочешь петь — надо петь!..
После посещения врача, юная певица ещё прочнее укрепилась в верности своего решения. Встретившись со своими подругами, Катей и Фаридой, она сообщила им, что написала запросы в три консерватории: в Одесскую, Московскую и в Ленинградскую, чтобы узнать сроки приёма документов и этим летом поедет в одну из них, прослушиваться и попытается поступить. Подруги поддержали Любашу в её начинаниях, но посоветовали не бросать училище и возвращаться, если у неё не получится поступить в консерваторию...
В скором времени пришли три письма с ответами из консерваторий, в которых Любашу приглашали к предварительному прослушиванию и, в случае благоприятного исхода, к вступительным экзаменам…


Рецензии