Глава 46 Жажда любви
Жажда любви
Третий курс обучения Ярослава в Ленинградском художественном училище подходил к концу, а надо отметить, что в предшествующем учебном году училище переехало в новое здание, построенное по типичному проекту обычной средней школы с квадратным периметром и квадратным же внутренним двориком, недалеко от Гражданского проспекта и станции метро «Академическая». Приближалась напряжённая пора весенних зачётов и экзаменов, но настроение у Ярослава было подавленное. Гнетущее чувство одиночества, отсутствие любви лишало сил и радости жизни...
После окончания занятий, когда шумная студенческая активность затихала и сходила на нет, Ярослав сидел в кабинете Комитета комсомольской организации училища и размышлял о своей жизни: «Три года обучения в училище не принесли в мою жизнь любовь и то единственное, счастливое знакомство с девушкой, увиденной в давнем пророческом сне, которую мне хотелось бы назвать Аленьким Цветочком!.. Красивых девушек на четырёх курсах училища было достаточно, но, почему-то при знакомстве с ними, искорка любви не вспыхивала, и сердце оставалось равнодушно-холодным, не ёкало и восторженно не трепетало…»
Нельзя сказать, что желающий полюбить Ярослав не делал попыток сблизиться с симпатичными девушками, привлекавшими его внимание своей красотой, лицом, фигурой, нравом, а надо признать, что художники, с большой вероятностью, интуитивно ищут в избраннице не просто спутницу жизни, а, скорее, модель для своих будущих живописных работ и, желательно, любимую!.. Но делая эти попытки, Ярослав столкнулся с одной явной проблемой: как только он решался на подобное сближение и начинал чаще приходить к девушке, вести разговоры, ухаживать, тем сильнее он ощущал странный непреодолимый внутренний протест его души и отторжение к предмету внимания... Возможно, это объяснялось тем, что врать Ярослав не мог и не желал, а его сердце явственно молчало и не откликалось зарождением чувства… В настоящее время он поддерживал общение с миниатюрной, стройной девушкой по имени Глаша, имевшей длинную и тугую светло-русую косу до пояса. Девушка обучалась на четвёртом курсе педагогического отделения. На этом отделении учащиеся уделяли значительно больше времени живописи, рисунку и композиции и их готовили к педагогической работе в художественных школах или к дальнейшему поступлению и обучению в высших художественных учебных заведениях. Но не смотря на попытки Ярослава сблизиться с этой девушкой, он испытывал всё те же психологические барьеры и преграды, и он прекрасно понимал это.
Молодой художник вышел из кабинета, закрыл дверь и решил, прежде чем уйти из училища, зайти в класс живописи, в котором могла ещё заниматься Глаша. Он прошёл по коридору до лестницы и поднялся на третий этаж. Дверь кабинета живописи была слегка приоткрыта, и Ярослав увидел, сидящую за мольбертом, девушку. Она писала свою дипломную картину и была увлечена работой. Художница сидела в пол оборота и не заметила, подошедшего к двери, Ярослава. Он хотел было постучать и войти, чтобы немного поговорить и узнать, как её дела, но почему-то не сделал этого... Молодой мужчина смотрел на девушку и думал, что она достаточно красива, стройна, имеет яркий русский, почти сказочный типаж красавицы, и он, вероятно, сумеет её полюбить в будущем… «Но сейчас чувства у меня всё же нет!.. И, если я войду, мне придётся играть роль «увлечённого» мужчины, а значит врать, притворяться, а я этого не хочу!..» — подумал Ярослав и не вошёл в класс…
Молодой художник вышел из училища и, проходя мимо гастронома, увидел огромную очередь, состоявшую, в основном, из мужчин. Люди вели себя раздражённо и шумно, ругая недавно введённые правила продажи алкоголя с четырнадцати часов дня, согласно новому «антиалкогольному» постановлению правительства страны. Ярослав заметил, что выходящие из магазина люди покупали алкоголь значительно больше, чем раньше — как бы, «про запас…» Было очевидно, что спекуляция алкоголем тоже выросла многократно: вином с заметной наценкой за «пузырь» стали торговать и таксисты, и «квартирные барыги». Посмотрев на озлобленные лица людей, вынужденных отстаивать, искусственно созданные, очереди, Ярослав подумал, что в новом антиалкогольном постановлении что-то не так и менять отношение к алкоголю нужно, прежде всего, через самого человека, постепенно корректируя его отношение к этим напиткам, создавая и активируя альтернативные интересы… Он думал, что ещё в школе должны рассказывать детям о вреде спиртного и курения, о том, что вся эта гадость была привезена в Россию с запада и внедрялась когда-то насильно…
Ярослав приехал домой, вошёл в свою комнату и лёг на диван. Нужно было готовиться к зачётам. Кроме того, на мольберте стоял чистый холст и звал его к себе... Но начинать новую картину не хотелось, так как из-за приближающихся зачётов в достаточной степени не было свободного времени, столь необходимого для творческой работы. Художник чувствовал, что ничего не хочет делать, и сама мысль, о необходимости каких бы то ни было усилий, с их неизбежными отрицательными эмоциями, в виде необходимых усидчивости и упорства, а также возможных разочарований, была невыносима и вызывала чувство неприятия и отторжения... Жизнь не приносила радости, а нужно было очень многое сделать... Ярослав испытывал внутреннее сопротивление всей этой необходимости что-то делать... Не имея должной энергии для продуктивной работы, он встал и, выйдя на кухню, поставил чайник на плиту, а когда тот вскипел, заварил и начал пить чай с конфетой и печеньем — это был единственный способ получить какую-то радость, порцию эндорфинов, пусть всего лишь от элементарного и примитивного чувства сытости…
Молодой художник понимал, что находится в глубокой депрессии, и его тело лишается сил и становится ватным, а дух лишается воли… Он снова лежал на диване расслабленный, отёкший и думал: «Неужели, я, человек обладающий сознанием, не смогу преодолеть свои слабости?.. А выход, как ни крути, только один — вернуться к активной жизни!.. Но как добиться этого?.. Если я буду заставлять себя делать, ну скажем, зарядку или другую работу, то моей воли надолго не хватит! Я это знаю — проверено не раз!.. — Ярослав тяжело вздохнул. — Трудно надеяться, на то, что я, вдруг, смогу с сегодняшнего дня и в течении всей оставшейся жизни делать пробежки и зарядку, как необходимые элементы физического и духовного здоровья… Я не раз пытался это делать и, в конце концов, не выдерживал и уставал заставлять себя…»
Молодой человек стоял в ванной комнате перед зеркалом и смотрел на своё усталое лицо с потухшими глазами. Он понимал, что выходить из депрессии нужно, и нужно найти подходящий для этого способ!.. «Но как?..» — думал он.
Неожиданно за спиной Ярослава из покрытой побелкой стены показалась голова Вихря. Его лицо было вымазано пылью от штукатурки. Вихрь чихнул от попавшей в нос пыли. Увидев стоящего к нему спиной Ярослава, он выразительно произнёс: «Надо для начала хорошенько выспаться, а потом потянуться, как это делает кошечка и забраться в освежающий источник…»
Услышав эти, неизвестно от кого прозвучавшие слова, художник замер, прислушиваясь, не прозвучит ли ещё что-либо?.. Вихрь попробовал втянуть голову в стену, но это не получилось. «Надо худеть!..» — сказал он сам себе и, сделав более энергичное движение, скрылся за поверхностью стены. Ярослав обернулся, но ничего и никого не заметил...
В ближайшее воскресенье, когда Ярославу не надо было никуда спешить, он первым делом решил, как следует выспаться, не обращая внимания на количество проведённых в постели часов... Отоспавшись, он встал и почувствовал, что действительно прекрасно отдохнул. Теперь на очереди была зарядка. Но в отличии от прежних зарядок, на этот раз Ярослав не стал делать интенсивных, дающих существенную нагрузку, упражнений, наличие которых делало этот процесс тяжёлым, не радующим занятием. Ярослав занялся несложными упражнениями, связанными с потягиваниями и растягиваниями мышц и связок. Он разминал, выгибая пальцы рук, потягивал плечевые суставы, растягивал мышцы спины, живота, ног... Эти упражнения не несли ощутимой физической нагрузки и не вызывали ощущений тяжести, наоборот, это было очень приятно: потянуться, выгнуть суставы… В самом деле, аналогию этим упражнениям Ярослав нашёл у кошек и собак, которые после сна почти всегда выгибают тело и растягивают все основные мышцы, готовя их таким способом к активной деятельности. «Может быть, это действительно правильно, проснувшись, не давать на мышцы нагрузок, вызывающих усталость, а просто с помощью растяжек подготовить их к работе, — думал художник, продолжая заниматься этими не хитрыми упражнениями. — Мышцы при этом и в самом деле приходят в хорошее состояние!.. А главное, выполняя эти упражнения, я получил дополнительную порцию радости — радости от зарядки!.. Такого со мной ещё ни разу не было!..» — удивился Ярослав. С приподнятым настроением он отправился в ванную комнату. Отрегулировав чуть прохладный, но приятный для разгорячённого тела душ, молодой мужчина встал под освежающую струю. Новая волна радости прокатилась по всему телу, и он ощутил в себе зарождение силы, энергии и уверенности!..
Сев за стол, чтобы позавтракать, художник почувствовал, что у него нет большого аппетита!.. Его тело уже наполняли эндорфины от приятных «потягушек» и освежающего душа и получать их с помощью пищи было уже не столь актуально... Легко позавтракав, Ярослав с удивлением осознал, что с большим желанием садится за учебники и начинает готовиться к ближайшему зачёту...
Посидев над учебниками часа два, он почувствовал, что хочет немного подвигаться и размяться: «Хочу!!! Я захотел сделать то, что не мог заставить себя днём ранее!..» — удивился он.
Молодой человек одел спортивный костюм, кроссовки, вышел на улицу и побежал к Таврическому парку. Какое это было наслаждение, после длительного сидения за книгами, пробежаться на свежем воздухе, почувствовать на лице упругий ветерок, посмотреть на ласковое солнышко, ощутить радость от тепла, света и движения!..
Через дверь кладовки на кухню, покинутой Ярославом, квартиры, вошли Вихрь, Хронос и Ангел.
— Кажется, никого нет, — заявил Ангел.
— Я специально выбрал это время, — прокомментировал Хронос.
— Завари нам чайку, — попросил Вихрь Ангела. — Мы проведём тут пару дней, пока наш подопечный приходит в себя!..
Ангел взял с подоконника чайник, открыл крышку и, набрав из-под крана воды, поставил на газ. Затем он насыпал в фарфоровый чайник заварку и залил её подоспевшим кипятком. Сверху, на заварной чайник Ангел положил сложенное пополам полотенце.
— Пусть пару минут попреет!.. — объяснил он своё действие.
— А, может мы ускорим процесс и перенесёмся на пару минут вперёд?.. — поинтересовался Хронос.
— Не стоит... Пусть всё будет натурально!.. — решил Вихрь.
Ангел достал из кухонного стола три кружки и открытую картонную упаковку с кусковым сахаром.
— Вам сколько кусочков сахара положить? — поинтересовался Ангел у своих товарищей.
Хронос с помощью пальцев показал, что ему хватит двух.
— А мне восемнадцать кусочков!.. Но ни в коем случае не размешивать — не люблю сладкое!.. — ответил Вихрь…
После пробежки с чувством лёгкой и приятной усталости Ярослав поднялся в квартиру и принял необходимый и желанный именно в это мгновение душ. Приятные прохладные струи охватили разгорячённое тело, наполняя его блаженством, свежестью и бодростью. «Кажется, я сделал для себя небольшое открытие, — подумал Ярослав. — Оказывается, нужно уметь организовать жизнь таким образом, чтобы от каждого мгновения: и ото сна, и от зарядки, от душа, работы и спортивных занятий получать радость и наслаждение!.. Весь вопрос — в их правильной последовательности и сочетании... — Молодой художник удивился тому, что ему сегодня совершенно не потребовалась воля! Всё, что он делал, получалось с естественно возникающим большим желанием. Необходимость в применении воли — это необходимость насилия над собой! А насилие вызывает ответное эмоциональное и физиологическое противодействие!.. Раньше я заставлял себя делать зарядку, пробежки и прочее… и в конце концов уставал от этого, а решение этой проблемы, оказалось очень простым!..»
Придерживаясь открытым для себя правилам, Ярослав за несколько дней вернул себе хорошую физическую форму, энергию и настроение... Внешне всё в его жизни выглядело достаточно хорошо, и он успешно сдавал курсовые зачёты, но сердечная тоска от затяжного одиночества и отсутствия любви не отпускала, тисками сжимая грудь и наполняя её горечью... Это напряжение так и не оставляло Ярослава ни на минуту и только во время сна наступало некоторое забвение…
Он понимал, что главная его проблема — отсутствие любви, отсутствие этого, согревающего душу и сердце, желанного, тёплого чувства!.. Он долго жил с надеждой на её зарождение, но время шло и шло, а нежный
жизнетворящий росточек так и не прорастал!.. Художник окинул взглядом пустую комнату с безмолвной и бездушной мебелью... «Одиночество убивает меня!..» — с горечью подумал Ярослав. Он вскинул глаза к потолку и с горьким отчаянием воскликнул: «Где ты, мой Аленький Цветочек?!.» Художник, хотя и смотрел на потолок, но не видел его, он смотрел сквозь него и обращался к Небу!.. Неожиданно вся многолетняя боль, отчаяние и надежда сжались в единую упругую пружину, глаза заволокло влагой, и он, застонав, произнёс: «Господи!.. Молю тебя!.. Пошли мне любовь!.. Я хочу встретить свою любовь!..» Ярослав опустился на колени, закрыл глаза и с появившемся комом в горле затих...
Воздух в комнате начал уплотняться, и возле окна проявились Вихрь, Хронос и Ангел. Вихрь держал в руках увитую затейливыми вензелями, открытую папку голубого цвета. В ней лежал лист белой бумаги с написанной на нём каллиграфическим шрифтом просьбой-молитвой Ярослава. Вихрь передал папку Ангелу и сказал:
— Доставишь прошение наверх!.. Там разберутся!.. Да! Не забудь завизировать у Судьбы!..
— А вы? — поинтересовался о дальнейших намерениях Вихря и Хроноса Ангел.
— А мы ещё задержимся здесь!.. — ответил Вихрь…
Прошло несколько дней. Преподаватель по реставрации темперной живописи, Ирма Васильевна в конце своих занятий предложила Ярославу и ещё двум студенткам из его группы поехать на практику в город Калинин, в местный краеведческий музей, для проведения реставрации икон. В прошлом году молодой художник-реставратор отказался от подобной практики, так как не мог оставить работу в Водоканале. А в этом году его очередной отпуск выпал именно на июнь, и он мог без видимых проблем поехать в Калинин. Ярослав на мгновение задумался, оценивая перспективы... Он понимал, что любит живопись больше, чем реставрацию икон и думал: «Может, и на этот раз отказаться от реставрационной практики и использовать освободившееся время для собственного творчества?..» В это мгновение из-за массивного, с застеклёнными дверцами шкафа показалась плотная фигура Вихря. Он взглянул на задумавшегося Ярослава и врезал ему крепкий подзатыльник, сопроводив это поучительное действие короткой фразой: «Соглашайся, дурак!..»
Получив шлепок по голове, Ярослав, машинально кивнул головой, а услышав отчётливые слова Вихря, не понимая почему, согласился на предложение Ирмы Васильевны. Молодой художник обернулся, осмотрелся по сторонам, но никого рядом с собой не увидел. «Странно!.. — думал он. — Я действительно почувствовал подзатыльник и обращённые ко мне слова!.. Может быть, таким способом проявилось провидение?.. И оно мне подсказывает, что действительно нужно ехать на практику?.. Ну, что ж, пусть так и будет!..» — окончательно решил Ярослав.
Свидетельство о публикации №224062000934