Мандала
Многолепестковая лилия
Мои родители были учителями в школе. Когда в детском саду был карантин, я сидела у мамы на уроке за последней партой и рисовала. Поскольку четырехлетнему ребенку довольно сложно сохранять внимание и концентрацию на рисунке, мама давала мне «задания». Она брала циркуль «козью ножку», «простой» карандаш и рисовала контур круга, а в нем – многолепестковую лилию. А после давала мне набор карандашей, и я должна была раскрасить эти цветы, не «вылезая» за контуры. Да не просто раскрасить – высшим пилотажем считалось сделать градиентный переход из цвета в цвет, и так плавно, чтобы границ между оттенками не заметить.
Снежинки
Перед каждым новым годом мама доставала из запасов тончайшую «папиросную» бумагу, которая хранилась годами именно для такого случая, острые ножницы, и мы шли вырезать снежинки. Бумага требовалась именно «папиросная», так как она позволяла изготовлять тончайшие фигуры без потери качества на сгибах. Мама говорила, что раньше из такой бумаги крутили папироски, поэтому она так называется. Я слушала и представляла «старинные» времена, когда люди были такими бедными, что даже не могли купить себе сигареты и делали их сами. И радовалась, что мы живем в Советском Союзе, где было все и даже больше. Где раз в году можно было вырезать снежинки из волшебной «папиросной бумаги» аж пяти цветов!
Лента Мебиуса
Детские дни рождения в СССР отличались от современных: аниматорами выступали сами именинники и их родители: здесь и игры, и задания, и эстафеты. Одним из «интеллектуальных» развлечений были фокусы. Среди них – лента Мебиуса. Из бумажной полоски сворачивали кольцо и склеивали концы полоски, единожды перекрутив ее. А дальше участникам конкурса давали задание:
– У бумажного кольца две стороны. Внутреннюю раскрасьте зеленым цветом, внешнюю – желтым. Кто первый справится с заданием – тому приз!
Ясно, что у ленты Мебиуса есть только одна сторона. Так дети на практике постигали суть бесконечности.
Бусы
Мы с мамой делали украшения. Я не помню, когда это началось, но знаю, что в тот момент, с которого я себя помню, у меня уже были свои бусы, которые пополнялись после каждой прогулки: нашим любимым занятием было находить и собирать цветные бусинки. А осенью мы делали бусы из ярких ягод рябины. Зимой – из яблочных косточек и семян хурмы. На море – из ракушек.
Венки
Венки я обожала, но мама просто терпеть не могла, когда кто-то рвал живые цветы и плел венки из них. Вместо этого мы как-то сделали мне венок из красивейших роз, каждую из которых она своими руками сделала из гофрированной бумаги. «Делая одно – не губи другое!» Девиз №1, который я усвоила в детстве. «Все живое – высшая ценность!» – девиз № 2.
Коврики
Баба Варя, моя прабабушка, родившаяся в начале 20-го века и пережившая две войны, делала коврики двух видов: первые шила из лоскутков, сворачивая треугольники из ярких тряпочек и пришивая их к кругу по спирали на старинной швейной машинке «Чайка»; вторые вязала самодельным крючком из бесконечной ленты, нарезанной из сношенной одежды. Ничего не выбрасывали, все шло в ход. А по субботам в любую погоду баба Варя была на рынке – продавала свои коврики. Деньги в доме водились. Никто не был богат, но и не бедствовали. «Делай лучшее из имеющегося, преумножай!» Девиз №3 – от моей прабабушки.
Обручи
Школа, подростковый возраст, 90-е. У меня 8-9 кружков и секций одновременно. Один из них цирковая секция, где мне достается эквилибристика – одновременное закручивание нескольких обручей с пола до кончика пальцев поднятой вверх руки. Дело трудное – одновременно крутить 4-5 обручей на разных участках собственного тела, центрируясь на собственном ритме, важна практика и баланс.
Вязаные шапки
Начало тренинговой жизни и осознание того, что много часов подряд говорить, смотреть и слушать, конечно, интересно, но руки остаются свободными. Во время обучения арт-терапии тренер поощряла приносить на группу рукоделие. А далее – выезд на Байкал к психотерапевту В. В. Козлову и первая шапка, которую я, впервые в жизни взяв в руки не спицы, а крючок, связала для мастера. После этого было, наверное, не меньше полутысячи шапок, которые я сначала раздаривала, а потом продавала. «Время бесценно, используй его максимально эффективно!» – девиз №4, усвоенный на психотерапии.
«Мандала» на санскрите означает «круг», или «центр». Мандалы сопровождают меня по жизни. Теперь – делаю украшения, вяжу пледы. Из ниток, из пряжи, из распущенных старых вещей, из лент от подарочных упаковок, из бечевки от доставленной пиццы… Планомерное движение по кругу от центра – расширяясь – к краю, который определю себе и своему изделию сама. «Выбирай созидание» – это уже мой девиз, сформулировала сама.
Спонтанные мандалы в психотерапии
Ос
Выездной тренинг, Алтай. Первый день в диких условиях. Трава выше человеческого роста, перед людьми задача: вытоптать в этих травяных джунглях поляну для проведения группового тренинга и создать уютное общее пространство. Городские жители неумело рвут траву, пытаются примять ее ногами к земле… Появляются ведущие, они 20 лет возят группы на природу. Командуют:
– Встаем друг за другом, делаем поезд или змейку! Нет! Не так! Тот, кто сзади, не за плечи держит переднего, а обхватывает руками за корпус, теснее, плотнее, иначе развалимся! И на счет "три" все вместе с правой ноги шагаем и кричим «Ооос!» Каждый шаг правой – «Ос!» И по кругу топчем траву!
Все 50 человек сначала смущаются, осторожничают, но после первых выкриков входят в единый ритм, становятся одним организмом, начинают шутить:
– Это же Уроборос , мировой Змей, всю траву сожрет!
И скоро вся поляна дрожит от ритмичного топота, под крики «Оос!..Ос! Ос!...» Групповой Уроборос движется по спирали от края к центру поляны, трава послушно укладывается в стороны о центра, образуя огромную травяную мандалу, насекомые торопятся убраться с этого пространства, на одну неделю становящегося групповым. 100 ног справляются с травой лучше двух. Когда голова змея достигает центра, она встречает хвост и замыкается в кольцо, а точнее – в кучу малу, и оседает на землю. Люди уже не боятся касаться друг друга, кто-то прислоняется спиной к спине, кто-то делит с соседом коврик. С облегчением группа выдыхает, уставшая, довольная, но все еще не сытая.
И тогда старички выезда, а с ними и ведущие садятся паровозом в круг: передний спиной опирается на живот следующего, и все вместе откидываются назад. У каждого есть опора, и каждый – опора следующего. И здесь уже кто-то заводит другую мантру. Какую? Любую, которая идет изнутри. И мгновенно вся группа сливается в резонансе, подхватывая это звук. Иногда это «Ом!», иногда «А…», бывает – ядреная частушка, бывает – народная песня. И каждому звуку есть групповая поддержка, каждый участник может выдохнуть звуком свое состояние вместе с группой. Эта практика спонтанна, она логичное продолжение предыдущей. Так группа становится группой. Девиз: «Группа – это больше, чем просто сумма всех отдельных участников».
Символика мандалы
Мандалы (круги) сопровождают нас всегда и повсюду, осознаем мы это или нет. Все примеры, описанные выше, включают круг, центр, спираль, симметрию элементов. Эти аспекты входят в архетип Мандалы, один из наиболее известных и широко распространенных символов в различных культурах. Она представляет собой геометрическую форму, обычно круглую, с центром, относительно которого радиально расположены элементы, создающие уникальный узор.
Символику мандалы можно рассматривать в двух направлениях: от центра к краю и от края к центру. Центробежное движение символизирует стремление к расширению, росту, развитию как в творческом процессе, так и в жизни в целом. Центростремительное движение от края круга к центру – желание целостности, внутреннего покоя, баланса и гармонии; это движение к центру, где все различные аспекты сознания и опыта сливаются.
Архетип круга также связан с идеей цикличности, перерождения и вечного возвращения, помните аналогию с Уроборосом? В биологическом смысле движение по кругу ассоциируется с внутренними процессами, такими как рост и развитие. Например, зародыш развивается от круглой формы в начале своего существования к более сложным структурам, формирующимся в его центре. Кроме того, круговое движение связано с идеей централизации управления и координации в организме.
В буддизме и индуизме мандалы – средство для медитации и контемпляции (созерцания). Они служат для визуализации конкретных божеств, символизируют космологические аспекты, представляют пути к просветлению. В искусстве архетип мандалы понимают как символ единства, центра и целостности. Художники создают уникальные мандалы с использованием различных материалов и техник, чтобы передать свои идеи и эмоции.
В психологии и терапии мандалы широко используются как инструмент для самопознания и саморазвития. Их создание и заполнение узорами помогает в процессе интроспекции и улучшении психического благополучия. Главное в работе с мандалой – понимать основной принцип: чем она ровнее, тем человек сбалансированнее, целостнее. А ЦЕЛостный – значит, ис-ЦЕЛ-ённый, здоровый.
Мандалы в арт-терапии
Создание мандал – это традиционная арт-терапевтическая практика. Можно создавать мандалы с использованием определенных цветов, форм и символов, которые отражают текущее состояние или желания на будущее.
Карл Густав Юнг испытал на себе психотерапевтический эффект мандалы, изучая свои собственные рисунки и сопровождающие их изменения в состоянии, и впервые представил миру идею мандалы в автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» . Он начал рисовать их в 1916 году и продолжал это делать ежедневно в течение двух лет, чтобы отразить свои внутренние переживания. Юнг считал, что мандалы помогают фиксировать его «психическую трансформацию» и открывают путь к пониманию его уникальности.
Арт-терапевты рассматривают мандалу как символ личности в актуальный момент времени. Элементы внутри круга – различные идентичности, взаимодействующие друг с другом в рамках самости. Рисование мандалы способствует разрешению внутриличностных конфликтов и снятию напряжения.
А еще мандала символизирует космос и землю. Работа с мандалами помогает установить связь между сознанием и бессознательным. Создание такой связи с помощью мандалы имеет сильный терапевтический эффект, помогая человеку пересмотреть свою жизненную ситуацию как в целом, так и фрагментарно, в виде отдельных элементов внутри нарисованного круга. Достаточно задать себе вопросы: что символизирует этот элемент? На что он похож в моей жизни? Как он соотносится с границами моего круга и другими элементами моей жизни?
Выбор цветов для мандалы также отражает личность автора и его эмоциональное состояние. Анализ цветов помогает понять его эмоциональные проблемы.
Мандала в диагностике
В своей работе я использую многие методики, включающие в себя круг как основу. Это и «Социальный атом», и «Пять потребностей в браке», и «Венец страданий» , и «Замкнутый круг», а также различные методики, где фигуры вписывают друг в друга. Суть в следующем: чем ровнее, центрированнее и сбалансированнее круг (его границы, элементы внутри и центр), тем более психически сбалансирован и уравновешен автор рисунка.
Зачастую различные перекосы в рисунке-круге даже могут указывать на заболевания позвоночника и других органов. Обычно я объясняю это участникам групп так: если представить, что вы центр вашего социального круга (атома), то какая часть организма будет вашим центром? Люди часто называют мозг, сердце, позвоночник. И все это верно. Мозг – ментальный центр, сердце – эмоциональный, а позвоночник – телесный. Именно он – та ось, что держит нас в равновесии и балансе относительно пространства, в котором мы существуем физически. И если, как это принято арт-терапии, допустить, что, рисуя, мы всегда выражаем сами себя, то любой перекос в мандале будет показывать и нарушения в когнитивной сфере, и эмоциональную нестабильность, и физические недуги и симптомы.
Мандала – мощный диагносический инструмент, а графические коучи используют эту методику для коррекции, предлагая клиентам «вписывать» в центрированные круги различные геометрические фигуры, пока это не получится идеально ровно. Выравнивается рисунок – исцеляется тело, сознание и чувства.
Рисование мандалы
Подробнее остановимся на вариантах использования методики «Мандала» в арт-терапии.
Инструкция: возьмите лист бумаги без линовки и штриховки. Перед началом работы рекомендуется находиться в уединенном тихом месте, создавая медитативную атмосферу. Если хотите, можете включить музыку. Все это поможет установить контакт с бессознательным.
Далее следуйте этапам для создания мандалы:
1. Нарисуйте круг.
2. Если у вас уже есть какие-то образы в голове, начните их изображать. Если нет, то посмотрите на доступные инструменты и выберите цвета, которые вас привлекают.
3. Начните заполнять круг цветами и формами, начиная либо с центра, либо с края, в зависимости от вашего желания. Выбор цветов и форм полностью на ваше усмотрение.
4. Помните, что в вашем творении нет правильных или неправильных решений.
5. Когда почувствуете, что работа завершена, остановитесь.
Обычно на сеансах арт-терапии время для рисования мандалы ограничено – от 10 до 30 минут. Если вы работаете самостоятельно дома или в других условиях без ограничения времени, вы можете продолжать творить, пока есть что выразить на бумаге.
Я обычно предлагаю рисовать мандалу для сборки в конце длинной арт-терапевтической группы. В таких случаях я предлагаю подумать обо всем, что произошло за эти часы группы, и каждое приобретение и осознание тренинга выразить каким-либо элементом, а после – вписать его в границы мандалы. Так же можно работать с интеграцией любого временного периода: мандала года, мандала благодарностей, мандала потерь и т.д. Также я предлагаю остановиться, если не по времени, то по собственным ощущениям. Сигналом может быть состояние довольства получившимся рисунком.
План анализа рисунка
Исследуйте рисунок «Мандала»:
1. Определите верх и низ мандалы. Для этого посмотрите на рисунок и прислушайтесь к своим ощущениям. Можно подписать верх и низ.
2. Поставьте дату создания мандалы. При систематической работе это поможет сравнить рисунки и увидеть изменения, найти в них закономерности. Если рисуете несколько мандал в день, то дополните дату соответствующими порядковыми номерами или указанием времени.
3. Если вы хотели просто выплеснуть эмоции на бумагу, то на этом можно остановиться. А можно пойти дальше – исследовать рисунок.
4. Посмотрите на мандалу с расстояния вытянутой руки. Если хотите, можете повесить ее куда-то или просто отодвинуть от себя.
5. Внимательно посмотрите на получившуюся композицию, изучите формы и цвета внутри нее, полюбуйтесь ею.
6. Отметьте, в какой части рисунка вы чувствуете себя комфортно, а где нет. Может быть, вам везде комфортно или везде некомфортно. Такое тоже бывает.
7. Представьте, что мандала – часть вашего тела. Найдите место для нее и приложите рисунок к этому месту на теле. Что поменялось? А что меняется, когда вы снова убираете рисунок от себя? И как вы можете охарактеризовать это словесно? Мандала – ваша сила? Или смелость? А может быть, она вам мешает и должна быть снаружи? Тогда для чего?
8. Дайте название своей мандале. Желательно, чтобы оно отражало ваше первичное впечатление от знакомства с нею.
9. Запишите цвета, которые есть в рисунке. Определите доминирующий и вспомогательные.
10. Отметьте пустые места, если они есть. Что бы могло разместиться на этих участках и почему там этого нет? И что вы чувствуете, когда думаете об этом?
11. Напротив каждого цвета напишите возникающие с ним ассоциации, образы, воспоминания, чувства. Составьте свой словарь цветов.
12. Исследуйте числа и формы. Для этого подсчитайте количество похожих элементов, например, пятен или волн. А может быт, сами рисунки внутри мандалы образуют цифры. Запишите все числа, попробуйте «расшифровать» их, что означают эти цифры в вашей жизни?
13. Запишите свои ассоциации на различные формы, встречающиеся в мандале. Посмотрите, быть может, это на что-то похоже.
14. Определите тему своей мандалы. Для этого еще раз посмотрите на название и словарь цветов.
15. Запишите несколько предложений, которые приходят вам в голову, когда вы смотрите на мандалу.
16. Если вы работаете в группе, можно предложить другим участникам дать название вашей мандале или предложить собственные метафоры и ассоциации, приходящие в голову, когда они ее видят.
17. Определите послание мандалы. Посмотрите на свой рисунок. Если бы он мог говорить, то что сказал бы вам? Озвучьте ее от первого лица, какие слова вам хочется сказать, когда вы становитесь ею?
18. А теперь снова посмотрите на мандалу извне. Что вы хотите ответить на это послание?
Необязательно идти в таком порядке, в каком перечислены пункты работы с мандалой. Например, посмотреть послание можно сразу после того, как вы нарисовали ее. Важно внимательно и бережно исследовать получившийся арт-объект. Даже если получившийся рисунок не нравится или вам хочется его изменить, это повод «поговорить» с ним и с собой.
Мандалу интерпретирует тот, кто ее нарисовал. Психолог может подсказать, на что обратить внимание, например: «Смотри, эти элементы образуют треугольник, на что это похоже в твоей жизни?» Но психолог не может интерпретировать рисунок за клиента.
Работа в мини-группах
Мои участники групп учатся быть арт-терапевтами, и часто им нужна не только инструкция для выполнения методики, но и вторая инструкция – как работать с получившимися рисунками в мини-группах.
Итак, вопросы, которые может задать психолог клиенту при исследовании мандалы:
• Расскажите, что вы создали?
• Как бы вы назвали свой рисунок?
• Какие чувства, ощущения, мысли вызывает у вас этот рисунок?
• Какие чувства вы испытывали в процессе рисования?
• Есть ли в вашей мандале центральный элемент, что вы можете сказать о нем?
• Есть ли в вашей работе границы? Если да, то что вы можете сказать о них?
• Какая часть мандалы наполняет вас ресурсом? Какой это ресурс?
• Если бы рисунок мог говорить, то что бы он сказал вам?
• Что вы ответили бы рисунку?
• Что находится за границами мандалы?
• Какое чувство у вас возникает при приближении к вам мандалы и при отдалении ее от вас?
При работе с рисунком мандалы я обучаю обращать внимание на ее центр и внешние границы, их взаимосвязь и особенности; на симметрию и асимметрию элементов, и на то, относительно чего выстраивается этот порядок. Здесь же стоит сразу интересоваться физическими симптомами клиента, спрашивать, как это похоже на то, что происходит с его телом. Важно помнить основы интерпретации и диагностики рисунка , оси времени, субординации и секторы, в которые попадают элементы мандалы. А в отношении тела человека здесь будет полезным соотнести правую (мужскую) и левую (женскую) стороны тела и рисунка, чтобы увидеть закономерности.
Как и других рисунках, нас будет интересовать характеристика линий, нажим, прерывистость или безотрывность, направление штрихов и векторов, динамика рисунка, его устремленность, наличие или отсутствие движения и с какими векторами рисунка совпадает его направление.
Я обычно предлагаю при диагностических методиках также сделать градацию цветов, используемых клиентами, от приятного к неприятному. А при интерпретации мы анализируем выбранные цвета, их архетипическое и природное значение, а также индивидуальное для каждого конкретного человека.
Часто интересные результаты дает анализ найденных в рисунках символов и цифр. Здесь также есть как общие для всех людей закономерности, так и индивидуальные даты и цифры для каждого человека. Если автор рисунка настроен на методику, доверяет вам и группе, он полностью включается в работу и анализирует собственный рисунок гораздо лучше внешнего наблюдателя, отыскивая необходимую информацию и интерпретируя ее для самого себя с наибольшей пользой.
Мандала в пространстве
Второй любимый мною способ использования мандалы в психотерапии – создание ее из предметов вокруг себя. Это процесс, в котором человек использует доступные ему предметы интерьера или природные материалы для создания уникальной арт-композиции, которая отражает его внутреннее состояние и эмоции. Вот как может проходить этот процесс:
1. Подготовка пространства. Человек выбирает место для проведения арт-сессии, где есть доступ к различным предметам, которые могут использоваться для создания мандалы. Важно, чтобы пространство было комфортным и позволяло сосредоточиться.
2. Выбор предметов. Человек исследует доступные предметы и выбирает те, которые вызывают у него интерес или имеют особое значение. Это могут быть различные объекты из окружающей среды: камни, листья, цветы, ветки, конфеты; игрушки, карандаши, если он в тренинговой комнате для арт-терапевтической группы, и т. д.
3. Создание мандалы. Человек начинает компоновать выбранные предметы вокруг себя, формируя мандалу. Он может использовать свой внутренний компас, чтобы расположить предметы симметрично или создать другие геометрические узоры.
4. Созерцание процесса. Во время создания мандалы человек сосредотачивается на процессе и взаимодействии с выбранными предметами. Он может обращать внимание на свои мысли, чувства и ощущения, возникающие во время этого процесса.
5. Рефлексия. По завершении создания мандалы человек проводит рефлексию над процессом и результатом. Он может задать себе вопросы о том, что он почувствовал во время создания, какие мысли пришли ему в голову, какие эмоции он переживал.
Методика «Замкнутый круг»
Одним из вариантов такой работы стала методика «Замкнутый круг», которую я провожу в качестве сборки на выездных тренингах. Как правило, выездной тренинг, проводимый где-то в природных условиях, длится неделю, так что погружение в работу достаточно глубокое. Через три дня и ведущим, и участникам необходима смена деятельности, передышка. Однако запущенный терапевтический процесс и духовная работа продолжается. Этот «разгрузочный» день я как тренер предлагаю участникам использовать для самоанализа и рефлексии. В зависимости от того, где мы, я устраиваю либо день аскезы – поход в дикую природу с утра до заката, в одиночестве и без пищи, либо день «Путешествие героя». А чтобы все усвоенное за первые три дня выезда для человека «улеглось» в систему и можно было интегрировать этот опыт, я даю задание. И работа с мандалой будет идеальным вариантом. Иногда это «Венец страданий», описанный в моей книге «Гадание на реальности. Азбука арт-терапии», а если мы все же в городе, где доступ к материалам для венка не так свободен, как на природе, я устраиваю методику «Замкнутый круг».
Инструкция: найдите уединенное место, организуйте себе комфорт. Это ваше сакральное место, здесь все будет по-вашему. Устройтесь поудобнее, нормализуйте дыхание и успокойте мысли. Когда будете чувствовать единый ритм и перестанете отвлекаться на сиюминутные стимулы, охватите сознанием прошедший год. Вспомните этот день ровно год назад. Где вы были, о чем думали? Что планировали? Что из этого сбылось, а что нет? Мысленно путешествуйте из месяца в месяц прошедшего года, останавливаясь на значимых датах и событиях. Какие они? Что это за дни, и какие чувства вы испытали тогда? Как вы оцениваете это здесь-и-теперь и что вы чувствуете сейчас? Что из этого вы бы хотели сделать по-другому, а чего бы вообще могло не произойти?
Вы можете оставаться на этом шаге до тех пор, пока вам не надоест думать и внутренне проживать каждое из этих событий. Когда вы закончите размышлять, представьте, что какие-то из этих вех по-прежнему с вами, вы носите их с собой в виде воспоминаний, чувств, образов. Оглядитесь вокруг. Найдите эти образы в том, что окружает вас. Каждому из событий, которые вы не отпускаете, найдите соответствующий предмет в вашем сегодняшнем пространстве. Соберите эти предметы в круг.
Посмотрите на получившийся круг. Проверьте, все ли здесь, все ли на своем месте. Попробуйте что-то поменять. Каждое ваше действие соответствует вашим стратегиям поведения в этих обстоятельствах. Если вы хотите что-то изменить, посмотрите на ваш круг и сделайте это. Работайте с этим кругом до тех пор, пока вы не будете довольны получившимся результатом. Возможно, вам захочется раскидать эти предметы и сломать круг. Это тоже вариант действий, осозновайте ваши эмоции в момент любого действия с предметами вашего круга. Как это похоже на то, что символизируют эти предметы? В конце концов, останутся ли они в вашем кругу, или вы раскидаете их по пространству – они не исчезнут, как не исчезнут бесследно те события, которые они символизируют. Поэтому, как только вы снова восстановите баланс дыхания и чувств, начните сначала и дойдите до самого конца. Каждый предмет должен найти свое место. То, которое вы ему отведете в своем кругу, в своем пространстве на своем сакральном месте. Это шанс побыть Творцом своей жизни и хозяином обстоятельств. Все будет по-вашему: хотите хаос – будет хаос, хотите прядок – сделайте его!
В процессе создания мандалы человек погружается в творческий процесс, что может помочь ему снять стресс и напряжение, а также успокоить ум.
Создание круга событий позволяет человеку выразить свои мысли, чувства и эмоции через манипуляции с предметами, а также лучше понять свое внутреннее состояние и выразить его в буквальном смысле слова, физически.
Использование предметов из окружающей среды помогает человеку установить более глубокую связь с местом здесь-и-теперь и обрести новое понимание о его разнообразии, богатстве и красоте.
Мандалы из людей
Алтарь – душа круга
И снова Алтай, семидневный выезд в дикие условия. Участники не знакомы друг с другом, льет дождь, автобус сломался, катер опоздал, промокшие коробки с провиантом поднимали 300 метров в гору, поскальзываясь и падая в грязи. Тошнит от голода и усталости, все ненавидят всех.
Звучит гонг: групповой сбор. Первый круг. Льет такой дождь, что хочешь не хочешь, а под наскоро поставленный тент, единственное укрытие от непогоды, вползли все 47 человек. Собираем Алтарь, центр группы, где каждый оставляет ценную для себя вещь, озвучивая свой запрос на этот тренинг. Участники пока не знают, но этот центр – вещественно обозначенное объединяющее группу сердце. Это наш первый групповой арт-объект, выражащий символические значения каждого. Центр Мандалы, которую мы начали создавать все вместе. Тренер произносит волшебные слова: «Вы еще не знаете, но у вас теперь нет ни единого шанса не полюбить друг друга, все мы – офигенные люди, все мы в последний день будем плакать, расставаясь, и обожать друг друга! Просто поверьте пока». На этих словах старички выезда загадочно улыбаются: они знают.
Фототерапия: круги из людей
Они знают, что в последний день выезда будет так:
– Все Оли! Олиии! Ооооли! Скорее все сюда, ложимся в круг! Голова к голове! Беремся за руки, сфотали? Следующие ложимся! Кати, Кааати! Ваша очередь!
– Маши!!! О, нет, нашей Маши нет, без нее не фотаемся, ждем! Давайте хором: МАААААААШАААА!
Последний день семидневной группы на Алтае, прожиты вместе семь дней сессий, семь терапевтических групп, семь ночей у костра, многое выплакано и высмеяно, группа сплотилась и сроднилась.
В последний день Алтарь на таком же кругу, но последнем, разбирают. Но теперь у группы уже и без вещественного Алтаря есть собственное сердце и душа. Этот тот совместный опыт проживания сокровенного, который мы получили вместе.
Но пришло время расставания. И вот, не в силах разорвать разом эту связь, мы дробимся на мини-кружки, мини-группы: или это одинаковые имена, или это компании, за время тренинга пережившие вместе какие-то события, или участники терапевтических воркшопов вместе с их ведущими, или просто одежда похожа по цвету. Это неважно, все настолько свои, что любой повод снова собраться в круги хорош. Люди ложатся в круг на землю, головами в центр, формируя цветы и узоры, а фотографы делают снимки. Потом собираются в кружок и сами фотографы, и их тоже фотографируют… А в конце мы снова собираемся группой и делаем групповое фото, чтобы потом отчалить от берега и снова на год разобраться в отдельные элементы.
Спонтанное создание мандал в виде женских или мужских кругов, хороводов, игровых кружков, компаний вокруг костра, рабочих секций – не просто работа в терапии, а внутренняя потребность людей к единению.
Мандалы из предметов
Можно делать это и специально, как вариант психологического тимбилдинга. Если эта методика проводится не в аскезе, а во время группового занятия, то в процесс создания мандалы из предметов могут подключаться и другие люди, или сразу делать некую групповую фигуру все вместе. Я люблю этот метод в тех видах групповой работы, где подразумевается сплочение команды. Групповое создание мандалы позволяет участникам взаимодействовать и творить вместе.
Это способствует развитию коммуникации, сотрудничества и обмену идеями. В таком варианте сплочения команды есть масса плюсов:
– обмен опытом: участники могут делиться своими мыслями, чувствами и впечатлениями в процессе создания мандалы. Это помогает им лучше понять себя и друг друга, а также обогатить свой опыт.
– взаимная поддержка: участники могут выражать свою поддержку и внимание к другим, что способствует развитию эмоциональной связи и эмпатии.
– исследование коллективной динамики: процесс создания мандалы в группе может помочь исследовать динамику взаимоотношений и ролей в коллективе. Это особенно полезно в арт-терапевтическом контексте для работы с группой.
Однако самая главная функция здесь – не анализ и не диагностика. Подключение людей к процессу создания мандалы создает увеличение групповой продуктивной энергии, способствует развитию социальных навыков и углубляет понимание себя и окружающих. Как уже сказано выше, одна из суперсил мандалы – соединение разрозненных элементов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Фото Игоря Захарова
Свидетельство о публикации №224062000958