Пёстрые конспекты. Киевское письмо

Киевское письмо — что это такое?

«Мы сообщаем вам община Киева...». Данная синтаксическая конструкция допускает возможность двойного истолкования: либо мы - иудейская община Киева (11 человек) и обращаемся к соседям (хотя, когда Египет был соседом Куябы?) - это одно истолкование (1), либо мы - иудейская община другой страны, и обращаемся к ней самой - к общине Киева. Обращается какая-то община (не дай бог из Египта) к общине Киева - это другое истолкование (2). Письмо найдено в завалах хранилища документов в Каире.
Знаки препинания отсутствуют, обратили мы внимание.

"Мы сообщаем вам, община Киева..." - вариант (2). Исследователями признан маловероятным, так как по смыслу текста письмо адресуется всем общинам, а не какой-то конкретной, Киевской.
А почему "маловероятным"? Язык, письменный в том числе, до Киева доведёт. Таких разных писем из Египта можно написать в иудейские общины хоть до сорока (с каждой по монетке). В пользу (2) - свидетельствует наличие того же текста на хазарском языке (иврит+).  Письмо адресовано именно Киевской общине и подписано 11 иудеями Египта, а продублировано на хазарском для лучшего прочтения, так как в Куябе община иудеев была из хазар. Двенадцатым в общине Египта был небедный Яаков, тринадцатым бедный брат его. Бедный денег в общаг не вносил, и община ему в деньгах отказала. Пришлось ему обращаться к ростовщикам-иноверцам. За него поручился небедный Яаков. И он-то отправлен добывать сорок монет, раз поручился.
И денежки потекли в Египет: вместе или вслед за подателем письма. А могли и не потечь - нет доказательств, что Яаков дошёл с письмом до Киева. Его могли сразу в Египте
же прибить за долг, или он своей смертью умер. (Гоголь отдыхает. Его Чичиков у его Собакевича, в частности, покупал здоровых, мастеровитых и внезапно умерших, но без захоронения и записи от приходского священника (просто убитые, без вести пропавшие, беглые)). Могилы можно вроде бы проверить, да то ли некогда, то ли некому, то ли незачем.

Пусть это будет письмо Киевской общины хазарских иудеев к собратьям (1), как установлено учёными: "Мы, сообщаем вам, община Киева..."
Итак, иудейская община Куябы написала письмо для иудея Яакова Бен Ханукке. Вместо паспорта он мог предъявить это письмо в любых других иудейских общинах.

Смысл письма в том, что община иудеев Куябы поручается за данного человека, как за себя, и рекомендует помочь общине деньгами. Община уже внесла часть его долга, как поручителя, заимодателю-иноверцу. И выкупили его из долговой тюрьмы, но не достаёт денег выкупить иудея из долгового рабства иноверцам, чего допустить нельзя. Вот это поворот: теперь иудейская община сама становится поручителем. И если денег не будет, что будет с общиной?
Двойное поручительство - вещь хитро-мудрая, не изученная.
 
Дальше в письме расписывается невероятная ситуация, в которую якобы попал Яаков, как поручитель брата. Он человек небедный, а брат беден. Но не смог Яаков набрать сто монет и заплатить долг поручителя за брата (хотя любой иудей иудею - брат, но брата уже убили). Почему-то прежде Яаков смог стать поручителем брата перед иноверцами. Своих денег не дал брату - сам такой же бедняк из бывших небедных. Убить что-ли хотел!

Как только иудей получил деньги от иноверцев, его тут же другие иноверцы (возможно, те же самые) и обокрали. Собственно, зачем давать, а потом красть деньги?
Оказывается, долговое рабство в Куябе давало неплохой доход: ты просишь денег у меня, и после нехитрой схемы (ловушка для непосвящённых) платишь мне, сколько попросил для себя.

Мы заёмщика грабим, а с поручителя требуем отдать долг. Но у него своих денег нет. Может быть, он свои деньги не привык отдавать (в долг не бери и взаймы не давай). Но что всего возможней - деньги принадлежали общине иноверцев, а не одному иноверцу. Община дала денег брату Я., под поручительство.  Яакову деньги не нужны, поэтому сам взять он не может. Тут ещё надо разобраться, кому давали деньги: дали поручителю (Яакову) для брата-бедняка или сразу дали бедняку под поручительство. Но вцелом, дали займ сразу двум, чтобы наверняка получить долг.

Кто ограбил и убил бедняка? Конечно, грабители и убийцы. Но кто?
Дальше вступает в действие община - она даёт 60 монет, а не сто, как просил у них же бедняк. И иноверцы получают 60 монет.
Мы (община Киева) выкупаем тебя из долговой ямы, даём тебе просительную записку ("сами мы не местные...", "с миру по нитке..."), и ты быстро набираешь необходимую сумму в других иудейских общинах. Пересылаешь в нашу общину деньги, и мы хорошо живём. Ни тебя, ни брата не вернуть, а за долг отвечаешь ты. Но ты уже в Египте. А мы пока в Киеве. Не пришлёшь денег, убьют.

Скорее всего, община Киева за долг не поручалась - только за человека. Твоя выгода: 1. Ты выпускаешься на свободу, но рабом (это нам плюс), 2. Ты освобождаешься от долгового рабства, расплатившись сполна (это тебе плюс), если выживешь.
Вот такие мы, "иноверцы".

Датируется письмо предположительно серединой X века. Найдено в Египте. Предполагают, что Яаков расплатился, но умер сразу, в Египте. Кто читал письмо апостола Павла Феофилу из римской тюрьмы, может заметить невероятное сходство с этим письмом: Павел (римский иудей) пишет рекомендательное письмо сокамернику - беглому рабу - ручается за него. Раба выпускают по нему из тюрьмы, он возвращается к своему рабовладельцу, и тот по рекомендации Павла утрачивает владение им ("...христиане не рабы, а твоего раба я уже окрестил, отнесись к нему как ко мне...").

Другие апостолы тоже ходили из общины в общину бороться против рабства. Но что-то они не учли: рабство в Куябе отменили в 988 г. с принятием христианства, но долговое рабство никто для иудеев не отменял. Иудеи просто собирали для общины деньги помочь пострадавшему. Куда надёжнее! Но какова вера в поручителя!

P.S. А если Яаков не набрал нужной суммы для общины Киева? А если и набрал, то в Египте тоже есть грабители. Почему-то Яаков (если был таковой) умер в Египте: за долг или в результате грабежа с убийством?

Киевское письмо нашлось, но стало головоломкой. Так всегда бывает с документами, если утрачены сами законы. И религию в X веке приняли христианскую - иноверческую. С рабовладением боролись.


https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28274


Рецензии