2. 7. Антикварные часы. Опасный вояж

     2. 7. Разговор в машине
     Возвращаясь из дома родственников, Орхан Гюлера и Юварт-Крыскина в машине долго молчали, каждый думал о своём, о тех трагических событиях, про которые они только-что узнали. Мадам Юварт, прервав свои думы, произнесла вслух:
     - Господи, сколько же невинных людей пострадало, четырёх людей лишили жизни, или даже пятерых, если считать и пропавшего продавца из ломбарда? Возможно, и больше, про которых мы не знаем. Преступникам удалось посеять страх среди тех, кто имел отношение к этим антикварным часам. Честно скажу, и я боюсь, когда я решила найти нашу семейную реликвию, то собиралась купить, и не предполагала, что они принесли горе и страдания не только моим родным, но и другим людям. Конечно, я знала, что мне это будет очень дорого стоить, но теперь я точно знаю, что я продолжу искать, я должна раскрыть тайну и найти полный комплект часов, ради того, чтобы прервать дальнейшие трагические события.

     Орхан, вздохнув, сочувственно сказал:
     - Да, много горя принесли эти часы, и сейчас они ещё где-то «тикают». Я кое-что узнал от мужчин и могу добавить, что эти люди, которые ломали Айше пальцы и заставили отдать эту проклятую ценность, разговаривали на одном из славянских языков, скорее всего, это сербский или чешский.

     Юварт, как будто очнулась от задумчивости, и начала выдвигать разные гипотезы:
     - Спасибо, для меня это полезная информация, если, представить, что шатлене ушло на европейский «черный рынок», то не совсем умное решение, там антиквариата много, цены низкие. Сегодня более выгодно работать в юго-восточном направлении, например, в Гонконгском салоне за некоторые лоты со старинными часами установлены на старте бешеные ценники. Я интересовалась этим вопросом, следила много лет за появлением наших семейных часов на антикварном рынке и прикидывала стоимость ведь я собиралась их выкупить.
    
      Другой вариант, допустим, если шатлене поступило на европейский рынок, в Праге существует самый крутой рынок по продаже не только старых изделий, но и нелегального антиквариата, это место встречи любителей нумизматики и антикварных украшений. Хороший антиквариат может продаваться не одно десятилетие, каждый продавец выбивает цену максимально путем долгой задержки, интриг продажи и перепродажи, это не какой-нибудь продукт питания, антиквариат со временем только дорожает и второго такого товара больше никогда не будет. Поэтому, если наше шатлене сих пор ещё «ходит», тогда я буду дальше вести поиски, главное, чтобы они не осели в частной коллекции. У меня в этом районе найдутся связи, ведь у меня сербскохорватские корни, мой дел, фон Юварт хорошо говорил на хорватском, знал венгерский язык, есть родственники в этих странах.

      Но возможен вариант, если этот объект, который мы ищем, никуда не ушёл «гулять», а находится здесь, в Турции или в Арабских богатых странах? Тогда нужно осторожно интересоваться в турецких ломбардах, у мастеров, продавцов антиквариата в Салонах.

     Орхан Гюлер не очень вникал в рассуждения Юварт-Крыскиной о необходимости продолжения поисков этой семейной ценности, потому что он не верил в возможность найти через столько лет и совершенно не хотел сталкиваться с международными бандитами и преступным миром.  Он пытался ненавязчиво отвлечь мадам Юварт от этого замысла:
     - Эх, если бы я тогда знал, когда держал в руках это шатлене, надо было мне раньше их забрать в Париж, когда моя мама Айгунь предлагала взять с собой, чтобы в случае материальных сложностей, я мог бы воспользоваться. И не было бы всей этой череды трагедий, была бы жива сестра и её муж, и у племянницы была бы другая семья …, но, как всегда, если бы заранее знал. Не надо ворошить прошлое, тем более, плохое, это шайтан тебя толкает, не слушай его, закрой уши. То, что узнала, этого уже хватит, достаточно, вроде бы все успокоилось. Я прошу тебя -забудь.
Знаешь, а ты – молодец, что решила поддержать мою семью и твоя идея в обучении внуков моего брата Юсуфа. Я видел рисунки Кувета и Гувена, они братья, погодки, дружны между собой.  Профессия ювелира – это замечательно, я тоже подключусь, пора помогать молодежи, наше время идёт к закату, хоть что-то положительное нужно сделать, чтобы уйти с добрым именем. Я удивляюсь, как ты правильно решает все проблемы, как ты всё видишь и так быстро соображаешь. Ну почему мне эта идея не пришла в голову, отправить ребят на обучение к Махмету.  А про материальную помощь Эргену я прошу пока не делать, потому что я понимаю, какие у тебя предстоят расходы в связи с благородной целью, возвращения в свою семью ценного и памятного имущества.

     Мадам спокойным, немного шутливым тоном ответила:
     - Опыт, дорогой Орхан! Опыт, жизненный, общечеловеческий, профессиональный, и немного женской интуиции.
    Орхан:
    - Наверное Аллах дал женщине другую голову и другую душу - мудрую, хитрую, рассудительную, отличающуюся от мужской. А мужская натура, в большинстве случаев, решает сразу, и в бой и «кулаками». Знаешь, я подумал, что буду поддерживать желание моей родственницы Юлсит в изучение французского языка, помогу с учителями.

     Мадам Юварт-Крыскина изложила свой замысел:
     - В доме твоих родственников, прощаясь, я не сказала вслух, но подумала гораздо дальше, но тебе скажу: может быть, Юлсут отправить на обучение в Париж, тем более у неё есть желание изучать язык и она мечтает побывать во Франции. Хотя французское искусство сегодня не в авангарде, но всё равно Париж остается мировым подиумом и мировой модой. Конечно, когда-то Франция была центром современного искусства, а в настоящее время потеряла пальму первенства. Сегодня мне сложно назвать какую-то страну, где сохраняется и развивается искусство, как картина. Российский Санкт-Петербург когда-то привлекал художников из разных стран, но   сейчас русское искусство  и художники замкнулись сами на себе, и разбираются в своих политических проблемах, которые никому не интересны.
 
      Пожалуй, авангардным стал Китай, который как пылесос втягивает всё мировое искусство разных направлений, стилей, и «переваривает» его на свой вкус Если в середине 20 века у них идеалами были русские передвижники, потом они открыли французское искусство, и самыми распространенными картинами стали копии «Подсолнухов» Ван-Гона, которых так много нарисовали, что всем городам мира достанется по «ван-гоговскому подсолнуху» Но в последнее время китайские художники находятся под вкусами американцев к их любви к абстракции в сочетании со слащавостью, наверное, осваивают  рынок США.  В этом нет ничего удивительного, искусство течёт туда, где есть деньги.

     Честно сказать, то правильное, академическое рисование, на обучение которому тратятся многие годы, сегодня не нужно, уходит в прошлое станковая картина в традиционном понимании, новые виды искусств наступают на пятки. Хотя реалистические картины с хорошим художественным мастерством хорошо и с удовольствием покупают японские, английские и некоторые американские музеи, галереи, но это просто атавизм и вложение денег. Современные художники стремятся создавать необычное, новое, неважно, как и чем сделано.

     Поэтому и в обучении на первое место выходит развитие у ученика индивидуального фантазирования, «придумывания», это самое главное, чтобы войти в художественную, творческую среду, художник должен держать «нос по ветру», иначе будет «работать в стол», красить картинки на заказ богатеньким.

     Итак, я о том, что, несмотря на проблемы мирового искусства и перспективы его развития, девочку Юлсут отправляем на учёбу именно в Париж. Там колыбель искусства, музеи, там вкус, архитектурные стили и пропорции, городская среда, мода со всего мира, свободные взгляды, там – мировая художественная тусовка. А «огранку» молодой художнице я сделаю сама, научу её остальному, передам свой опыт. Если обучить юношей, твоих родственников Кувета и Гувена, сделать из них хороших ювелирных мастеров и вместе с арт-куратором Юлсут, может получиться хорошая бизнес связка. Как тебе это мой замысел?

     А продавать себя и своё искусство можно в других странах: Арабские страны, Китай, США, где «денежки водятся». Но, здесь я поставлю большое «НО», потому что должна быть «вишенка на торте» - вкусная этническая эклектика, и ещё, мой совет - не переходить красную линии, которые являются рубежом между массовым, "трэш" искусством и узко элитарным, дорогим потребителем.  Вот так я думаю, и готовлю коллекцию нашей выставки с Махметом в Дубае, потому что сегодня это один самых мировых экономических и торговых центров и популярный туристический маршрут, а когда богатые люди отдыхают, они посещают различные места, в том числе и ювелирные салоны. И выставочный тур «умный» художник будет включать такой маршрут: Шанхай, Сингапур, Гонконг.  И тебе советую обратить внимание на эти места, а может быть и к нам подключишься. Хотя мы еще на начальной стадии подготовки экспозиции.

     Орхан с восхищением смотрел на Юлию, и не знал, что ей сказать:
     - Слов нет, ты – ауф, как сказала бы нынешняя молодежь, я удивляюсь как правильно и логически обосновано ты мыслишь, как четко разложила все современное мировое искусство. И совершенно верно оцениваешь искусство как товар, который нужно уметь выгодно продавать. Конечно, я полностью согласен с твоим мнением об обучении искусству. и согласен помогать моим племянникам в «натаскать» их нюх в нужном направлении и не тратить годы на освоение законов и правил в «правильном» искусстве.
     Ну почему я раньше не женился на тебе? Ты, как говорит нынешняя молодежь – «офигенная», но я видел, как ты нравишься Махмету оглы Бигачи Севаи, Вы всегда были вместе, у Вас общие интересы, я знал, что он в тебя был безумно влюблён, и ради тебя, я тебя уступил другу Махмету. Дураком был амбициозным, верил в какие-то великие призрачные цели в будущем, а упустил реальность.

     Юлия, смущаясь, сказала:
     - И правильно сделал, хорошо, что жизнь так сложилась, иначе я не стала бы сама собой, а помогала бы тебе и двигала тебя «великого»! Художник по определению, - эгоист, он влюблен в себя и в своё творчество. Ты и сейчас себя любишь больше всего, зачем тебе жена, зачем тебе Америка, зачем ты туда уехал, думаешь, что имя у тебя будет более «великим», приобретёшь известность, войдешь в историю современного искусства? А до сих пор так и не понял, что успех художнику делает не столько он сам, сколько другие люди, которые хотят на нем заработать, продать его как товар. Эх, ты!?
 
     Завтра, на открытии твоей выставки ты постарайся увидишь другое, как много неискреннего, вранья и желающих заработать деньги. Коллеги будут говорить хорошие слова, льстить, «лить мёд», а сами внутри  себя убеждены, что их творчество гораздо уровнем выше, и бизнесмены, которые будут приобретать картины, они тоже неискренние, им вообще «до фени», что нарисовано, они быстро просчитывают свою выгоду по налогам и сокрытию доходов. Публика, которая любит вернисажи с бокалами вина и открытие выставок - это не ценители искусства, а игра в богемную обстановка, кто то себя хочет показать, а кому-то нужно свой новый наряд выгулять, или с кем-нибудь познакомится, а кому-то нахаляву просто выпить и закусить на фуршете. Единицы из всех зрителей, это те, кому действительно разбираются в современной живописи и им интересно искусство, они обычно молчаливы, иногда могут тихо сказать: «Спасибо». Но самая искренняя публика – это студенты, которые с раскрытым ртом ловят каждое слово и с раскрытыми глазами смотрят на всё, они себя представляют, что когда-то тоже будут открывать свои выставки. Вот ради этой честной публики пусть будут выставки и для заработка художнику нужен невидимый куратор, по статистике: 30% процентом – это труд художника, а 70% – это арт-специалисты, которые напишут и скажу что нужно, где нужно, с кем нужно и т.д. И эти арт-менеджеры, арт-дилеры талантливых и молодых, чтобы окупать свои, вложенные средства.  Пойми, сегодня художественный мир изменился…

     Орхан, выслушав внимательно рассуждения мадам Юлии о современном искусстве и жизни, возразил:
     - Нет, конечно, я с чём-то согласен, но в большинстве, нет. Настоящий художник не может жить без работы, у него голова работает по-другому, он видит по-другому, не как все, он чувствует по-другому, с оголёнными нервами,  умеет сопереживать и переживать. Его интересует, что сказать, как выразить себя, как отразить свои чувства. Хотя не скрою, конечно, ему нужны деньги и хорошие продажи его работ, но если он не создаст себе имя, то к его работам не будет интереса, в него не будут вкладывать, как ты говоришь, зарабатывать на нем, Да я не против, пусть продавцы продают мой товар, и получают за свою работу, но художник свободен в своем творчестве. Я даже сегодня задумал картину, где хочу передать добро, которое превращаются в беду, как я это сделаю, я ещё не знаю, и куда, для кого и сколько будет стоить, куда, для кого, в каком размере и стиле, хотя про стиль я уже думаю ...

    Мадам Юварт ответила:
    - А противоречий нет в нашем споре, мы говорим об одном и том же, только с разных сторон, ты сказал о творческом процессе самого художника, и я полностью согласна с тобой, но я рассказывала о процессе продажи, о зрителях, об уровне понимания художественного произведения и об этом сегодня нужно тоже думать художнику. Сегодня перепроизводство картин, на любой вкус, но покупают прежде всего, потому что это модный, популярный и дорогой художник, а не от того, что разбираются в художественно-образных достоинствах произведения.
     А по поводу твоего замысла, я поддерживаю, идея мне нравится. Можно сказать, что это продолжение твоей выставки под названием: «Рубеж», а как ты думаешь, есть ли вообще рубеж между добром и злом? Вот этот аспект, является новым, индивидуальным, и тогда интересным, а так, тема «Добра и Зла» - вечная, была на протяжении всей мировой истории искусств. Если по честному, то интересно будет очень небольшому кругу специалистов, которые не всегда являются покупателями. И чтобы продать эту интересную картину, нужно сделать её модной и желанной, либо нужной по определенным параметрам, а иногда еще и до написания самой картины.
За разговорами, они подъехали к гостинице, где остановилась мадам Юварт-Крыскина, пожелали друг другу удачи, чтобы всё получиться, завтра  открытие выставки.

     (Продолжение следует)


Рецензии