Минимализм - популярная тенденция современной лите

Важные вещи понятны без слов, но как часто бывает- слова выходят на первый план,  а какие-то произведения могут потерять смысла совсем.
Это чем-то похоже на обычный шум из окна, просто раздражающий набор звуков. Мы стараемся закрыть уши, чтобы в душе стало тише.
Так в литературе малый набор слов и простая структура стиха становятся проводниками смысла.
В простых образах литературных миров Антуана Де Сент-Экзюпери при чтении мы можем увидеть и почувствовать весь спектр эмоций. Люди, возводящие храм, мудрец-геометр, караван, оазис, стены замка — в этих и других образах заключены сила и слабость, стремление к росту и развитию и желание остановиться и задуматься, любовь и гнев, смех и молчание, слезы и радость. Образы архетипичны, а сюжеты просты. В них нет какой-то сложной композиции и интриги. Все очень понятно и предсказуемо, но этого и достаточно
Причем понимание у каждого будет индивидуальным.
 Например, верлибрические миниатюры — как у Артёма Верле — или тексты, наследующие восточным формам, — как русские хайку ; Марины Хаген.
— Он чо, того?
— Точно.
ПАЛИНДРОМ ГЕРМАНА ЛУКОМНИКОВА
На золотой горе сидели павиан и кобыла.
Они тайно вели диалог про сизые облака.
АНАГРАММА ВАЛЕРИЯ СИЛИВАНОВА
ледоход
тронулись в путь
следы рыбаков
ХАЙКУ МАРИНЫ ХАГЕН
Анаграммы и палиндромы — это почтенные формы, они всегда выглядят свежо…
Еще танкетки , придуманные Алексеем Верницким, - двустишия из шести слогов вроде «Воздух / Холст зодчего» или «ревную / и к бревну» — прижились, их продолжают активно писать.
Все эти произведения - путь к себе, возможность понять себя, найти  свой способ чувствовать и жить.
Такое минималистичное творчество раскрывается на совершенно ином уровне. Выражение смысла и значения текста напрямую не зависит от количества использованных выразительных средств. Современный человек  осознает  фрагментарность и неустойчивость мира, что  способствует  популяризации философии минимализма в жизни и творчестве. 
Минимализм - заметная тенденция в развитии современной  литературы последнего десятилетия XX века и до настоящего времени была связана с радикальными жанровыми экспериментами.
Палиндромы и моностихи, анаграммы и танкетки — сверхмалые и комбинаторные литературные формы и жанры очень эффектны и привлекают много внимания.  Поэты и художники закрашивают свои и чужие тексты, оставляя от них только крупицы(«пирожки» и «порошки»), и  весь этот период отмечен активным поиском новой эстетики, востребованной художественным сознанием в условиях глобальных общественно-исторических перемен.
Минимализм важен для  раскрытия конечной истины, он  широк, как маркер национальной самоидентификации, наиболее актуальной и болезненной проблемы клипового  общества, претерпевшего (в результате глобализации и миграционных процессов) преобразование из гомогенного в мультикультурное явление.
В контексте мировой культуры генезис литературного минимализма восходит к концепции «minimal art», возникшей в американской живописи, скульптуре и музыке конца 1950-х – начала 1960-х годов, а также к эстетике короткого рассказа как в русской литературе (И. Бабель), так и в  литературах Норвегии, США (Кьель Аскилдсен, Раймонд Карвер, Эрнест Хемингуэй). Название одного из центральных понятий  минимализма – «punktprosa» («точечная проза») – было введено в обиход норвежским писателем Пааль-Хельге Хагеном в 1968 году.
В начале 1990-х годов на фоне кризиса традиционного романа – доминирующего жанра в  литературе 1970 – 1980-х годов – возникает так называемый минималистский роман, по сути, отражающий сформированное телевидением и рекламой клиповое сознание.
Минималистский роман строится как последовательность композиционно аморфных, внешне не связанных между собой «мгновенных зарисовок», «клипов», связь между которыми должен придумать, увидеть или обнаружить читатель и соединить их в одну сюжетную линию. В определенном смысле автор выступает перед читателем как режиссер, предлагая ему не только роль пассивного зрителя, но и роль соавтора и актера.
Тексты литературного  минимализма отличает редукция традиционных элементов повествовательной прозы:
специфический синтаксис (практически отсутствуют придаточные предложения);
неопределенность хронотопа (мир и герои представлены вне времени и пространства);
фрагментарность и разорванность событийного ряда (отсутствие континуальной наррации);
анонимный стиль, жанровая гибридность, нарочитая тематизация формы и средств выразительности;
и самое главное – удаленность автора, почти полное его отсутствие.
Антология таких произведений будет интересна, но достаточно сложна. Ведь анализ этих маргинальных, с точки зрения классической литературы, проектов еще впереди.
Сейчас нет какого-то единого исследования. Можно  объединять тексты по принципу объёма, в такое объединение попадут очень разные произведения( палиндромы ;, анаграммы, танкетки ; и т. д.)
 Интересно, что они воспринимаются как фольклорные тексты, такие новые частушки. Получается, что они стремятся к фольклорности, хотя у них есть автор. Они расходятся, «вирусят» как мемы — хотя в энциклопедиях мемов часто бывает указан первоисточник: такой-то пользователь это опубликовал первым, и дальше пошло-поехало. Поэтому — да, это вполне себе современный фольклор или рекламный слоган — это то, на чём можно хорошо заработать, и это явно минималистический текст.
Ведь были  эпохи в литературе с отдельными авторами, когда минимализм становился мейнстримом, приобретал значимый вес, и литературный. Например, японская традиция, где небольшие тексты, хайку и танка, составляют огромный массив до сих пор.
Есть авторы небольших текстов, которые приобрели значительную внелитературную репутацию, но это в основном афористика — когда минимализм начинает формулировать парадоксальные или чеканные истины. Это Омар Хайям — а с другой стороны, Игорь Губерман и моностихи ; Владимира Вишневского:
Вы насмеялись на большую сумму...
О, как внезапно кончился диван...
Три года вместе?.. Гиннеса ко мне!
Лежу на страже Ваших интересов...
В русской традиции это в первую очередь тексты Хармса и  «Стихотворения в прозе» Тургенева( они близки к минимализму просто в силу объёма).
То есть либо какие-то развлекательные вещи, либо нравоучительные.
 Эти авторы ;, чьи крохотные тексты продолжают расходиться очень широко, имеют вес  в «большой литературе» и  в современной информационной среде — благодаря широкой востребованности и бесконечной воспроизводимости.
Можно  сказать, что наше время благоприятно для маленьких текстов — просто из-за устройства медиа. В силу более атомарного восприятия, в силу популярности твиттера или в силу того, что инстаграм предлагает квадратик — и «инстапоэты» пишут под этот квадратик тексты. Из-за того как сейчас устроено информационное поле, у короткого текста гораздо больше возможностей встроиться в общий поток. Речь не о большой литературе, а о функционировании текстов в повседневности.
Смысловой минимализм - это  многослойность в противовес многослойности внешней и  осознанность, которая становится упражнением.
Развивая себя таким образом, мы можем привнести осознанность и в другие сферы нашей жизни.
 Литература минимализма — путь к себе, к гармонии с собой и с внешним миром.
Простые слова и речевые конструкции, простые образы и ситуации — ступени в новое литературное будущее.


Рецензии