Прерванное обручение Андриана Волкова

Одной из лучших работ мастера бытового жанра Андриана Волкова считают картину «Прерванное обручение». Интересно, что писал он её ради конкурса на соискание золотой медали в академической живописи.
 
Адриан Маркович Волков родился в деревне Чмутово Нижегородской губернии в крепостной семье, принадлежащей помещице Батуриной. О родных художника, кроме того, что вскоре после его рождения семья получила вольную, ничего неизвестно. В 1841 году юноша подал прошение и был принят в Императорскую Академию художеств в мастерскую известного мастера исторической живописи Фёдора Антоновича Бруни.
 
Студент Волков аккуратно посещал занятия и успешно сдавал необходимые работы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архивах Академии классные журналы и экзаменационные списки. В 1855 за картину «Смерть Сусанина в лесу от поляков» (местонахождение неизвестно) был удостоен Большой серебряной медали.
 
По рекомендации Совета Академии Волков занялся живописью «народных сцен». Именно тогда он создал самые значительные произведения в своей творческой карьере «Демьянова уха» (1856, Козьмодемьянский Художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева), «Обжорный ряд в Петербурге» (1858, Третьяковская галерея) и др.

Классный художник

Звание классного художника Адриан Маркович получил в 1861 году за картину «Обжорный ряд в Санкт-Петербурге». Это по сути зарисовка с натуры. На полотне мы видим лавочника, развесившего свой товар на верёвке, пьяного, забравшегося отдохнуть в опрокинутую набок бочку, нищих, жуликов, мальчишек. Критики посчитали его изображением «петербургских трущоб», однако без какой-либо злобной насмешки над увиденным.
 
Художник выполнил немало графических пародий на произведения современной ему литературы. Проявил себя и в педагогической деятельности. С 1861 года преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а среди его учеников был известный в будущем художник Николай Ярошенко. Также Волков пробовал заниматься литографией и офортом, много работал акварелью. Кроме того, искусствоведы считают, что именно он был автором первой картины о последней дуэли Александра Пушкина. Причём, консультировал художника секундант и друг поэта Константин Данзас.
 
В 1859 году Адриан Волков начинает подготовку к академическому конкурсу на большую золотую медаль по заданной теме «Сговор невесты». Сам художник её называет «Прерванное обручение».  Именно эту работу называют одной из самых успешных и знаменитых картин в творчестве Волкова.

«Прерванное обручение»

На картине почти по-федотовски представлен печальный и обличительный сюжет. Композиция выстроена по принципу театральной мизансцены. В центре стоит, опустив голову, главный виновник происходящего молодой красавец-жених, который сватается к дочери богатого купца. Однако о важном мероприятии узнала покинутая незадачливым женихом дочка мелкого чиновника. Обманутая девушка приходит в дом со своим отцом и маленьким ребёнком на руках.  Её можно видеть в дверях справа от жениха. Она стыдливо прикрыла лицо рукой. В одежде этих героев преобладают «бедные» коричнево-охристые оттенки.
 
Слева от жениха купеческая дочь. Мать и сестра пытаются привести её в чувство. Розовый цвет платья невесты близок к тёплым оттенкам одежд её близких. Художник показывает, что обряд прерван в самом начале: перед иконами на бархатной подушке лежит серебряный ларец с обручальными кольцами.
 
Шёлковое платье и жемчуга невесты, наборный паркет, белая кафельная печь, большая хрустальная люстра и портрет хозяина дома в золочёной раме рассказывают о достатке, к которому стремился молодой человек. Рядом с вошедшими стоит приказчик купца, самодовольно смеющийся над неудачником. Купец и священник разводят руками от неожиданности, они обескуражены.

Что ждёт героя…

Сохранился первый эскиз картины, которую художник хотел назвать «Прерванное венчание». На нём богатая невеста изображена в белом платье. А покинутая героиня пришла в разгар женитьбы молодых. В небольшом по формату этюдном варианте легко узнаётся популярная картина. В композиции зафиксированы фигуры основных героев, но вот их позы и внешний вид отличаются от окончательного решения.
 
Этюд интересен тем, что наглядно иллюстрирует вариативные поиски художника, показывает как он работал над сюжетом. К слову, совет Академии Художеств не очень позитивно воспринял картину. Зато зрители сразу оценили обличительный сюжет. Более того, им понравилась интрига и они стали обсуждать: что ждёт жениха? Ответ на этот вопрос дал писатель Глеб Успенский в рассказе «Скандал», созданном по мотивам картины и опубликованном под псевдонимом Г. Брызгин в журнале «Северное сияние» (1865, т. 4).
 
Рассказ заканчивается саркастически, но «без горечи»: расчётливый приказчик, устроивший разоблачение, в тот же вечер обручается с купеческой дочерью. А неудачливый чиновник, раскаявшись в неблаговидном поведении, женился на своей первой пассии и теперь вспоминает, что «старый друг лучше новых двух».

Интересный факт

Совет Академии хотел удостоить картину «Прерванное обручение» золотой медали Элизабет Виже-Лебрен, но Волков её закончил. В итоге медаль отдали другому «дипломнику» Андрею Попову. Но Волкову академики всё же вручили золотую медаль, правда, только «за экспрессию».
 
Саму медаль учредила художница Элизабет Виже-Лебрен. После смерти она завещала из своих средств выделять по 100 франков ежегодно на чеканку золотой премиальной медали. Награду получал один из учеников Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств по классу живописи.
 
Вдова Волкова, спасаясь от бедности, распродавала скопившиеся в доме картины мужа. Среди них оказалось и «Прерванное обручение». Его купил Павел Третьяков для коллекции своей галереи. Туда же со временем поступил и «Автопортрет» авторства Волкова. В дар галерее его передал Николай Ярошенко — знаменитый художник, ученик Адриана Марковича Волкова.

Из частных коллекций — в государственные

Волков работал много, но тем, что создал, не умел распорядиться. Обычно его труды попадали случайным людям, а потом, если везло, оказывались в государственных музеях.
 
Так в Саратовском музее им. А. Н. Радищева появилась жанровая картина «В суде» (1867 г.), в Государственный Русский музей попали картины «Игра в шашки» и «В таверне».  Кстати, именно её отметил известный критик Владимир Стасов в своей статье «Академическая выставка 1863 года». Он порадовался, что бытовой жанр обретает права гражданства и теряет полунасмешливое к нему отношение. В этой же статье Стасов хвалит картину Пукирева «Неравный брак».
 
Получается, академики были правы, когда рекомендовали Волкову поменять жанр. Благодаря этому он сумел раскрыться как гениальный мастер и создать шедевры: «Безногий музыкант», «Водовоз на Неве», «Нянька с барским ребёнком в пивной», «Прачки полощут бельё в Фонтанке», «Беседа с модисткой», «У мирового судьи», «Холостая компания»… Не известно, что ещё написал бы художник, может затмил бы самого Павла Федотова. Только ему было отпущено всего сорок четыре года жизни.


Рецензии