Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 35
В продолжение описываемого сюжета Новозаветной Троицы необходимо рассмотреть сюжет так называемого «Отечества». Некоторые специалисты утверждают, что сюжет известен с 11-го века. Это вызывает некоторые сомнения. Период конца 14-го – начала 15-го веков выглядит предпочтительней.
Изображение «Отечества» довольно часто присутствует в храмовых росписях. Обычно его изображают в купольной и алтарной частях церквей. В некоторых описаниях этого образа говорится о том, что он наиболее полно раскрывает единение между Отцом-Богом и Сыном и Святым Духом.
На облаках или на троне восседает Бог-Отец в образе седовласого старца. На его коленях лежит длинное покрывало, на котором сидит Его Сын в образе младенца. Над головой младенца изображён Святой Дух в виде белого или просто светлого тона голубя.
Руки Бога-Отца разведены в стороны в благословении. Спаситель тоже поднял правую руку в благословении, а левой рукой держит Евангелие или свиток в развернутом виде, на котором написаны разные изречения святых.
На некоторых изображениях присутствуют архангелы, стоящие с обеих сторон от восседающих, или же ангелы внизу под облаками.
За русских художников постарался В.М. Васнецов своим произведением «Отечествие» (Отечество), 1907 г. Государственный Русский музей.
Изображения находятся:
Тверская область, Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785 гг.). Клеевая живопись, выполненная в академической манере в середине 19-го века.
г. Москва, Якиманка. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Собор Покрова Пресвятой Богородицы (1908-1911 гг.). Роспись купола произведена академиком живописи М.В. Нестеровым в 1910-1911 гг.
Корректура М. Зуйкова
Фото автора. Фото сюжета «Отечество» Покровского собора В.Н. Архипова
Русавкино, июнь 2024 г.
Свидетельство о публикации №224062100392