От бесед до записей. От записей до поэзии
Первая легенда гласит:
Два человека договорились: мужчина по имени Аштеррокша из Урука одолжил мужчине по имени Обеллакиш из Ниппура стадо овец, и дал три мешка с зерном, за работу и на пропитание, а тот обязался вернуть стадо через три года, оставив прирост себе.
Зачем-то мы узнали об этой сделке, в самом конце второго тысячелетия. Вряд ли сделка состоялась: договор был обнаружен в Лагаше, на полдороги между Уруком и Ниппуром. Но этот контракт оказался первым свидетельством, где были зафиксированы предмет и условия – впервые в истории человека, в словах и цифрах! На черепках были заботливо прорисованы мешки, бараны и овечки (те, что поменьше), а токены с насечками и глиняные таблички с клинописными знаками устроились в амфоре, не затронутые историей, на почти сорок четыре века.
Так, согласно ученым, в наш мир вошла письменность.
2. ПИСЬМО И СУДЬБА
Еще полностью не осыпались цветы сакуры, еще не постарела полная луна, как у зародыша уже начинает биться сердце! В центре неразличимого комка без головы и конечностей уже возникает ритм – тот самый ритм, который определит всю жизнь, от выхода в свет до последнего вздоха. Необычно!..
Еще до сотворения человека, до появления людей, возникли Таблицы Судеб. В них прописана участь каждого человека, и даже богов – а тому, кто ими владел, давалась безграничная власть над всеми людьми и богами.
И хотя Энлилем звали того, кто определил порядок вселенной, кто правил в нею всеми живыми и неживыми созданиями, но и его судьба была в руках его брата, Энки. Ибо Энки был тем богом, который держал в своих руках Таблицы судеб.
Мы не знаем, ЧТО было записано в Таблицах о самом Энки. Мы не знаем, КТО сделал эти записи, и КАК. А главное, нам не известно, КАКОВА связь между первым пиьменным памятником и теми сотнями табличек, которые в глубокой сырой земле, под дорогами и домами, дожидались своего часа... своего часа и нашего появления! – ведь мы прочли многие таблички впервые за пять тысяч лет!..
Нам известно лишь то, что письменность возникла, очевидно, еще до того, как Совет Директоров по управлению всеми делами (или Министерство по фиксации и планированию) издал распоряжение о том, как записывать формулы вроде «одолжить сто баранов на три года» и «отдать мешок с овсом насовсем».
Говоря проще, письменность получила свое существование задолго до первых писцов, и даже до появления человека! во всяком случае,
так гласит вторая легенда...
Вот, как отмечен первобытный хаос в самом начале самого первого текста, который был записан или написан на нашей планете:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна...
Это шумерская поэма названа по первой строчке: «Когда вверху» (Энума элиш). Она дает краткое, но полное описание начала мира:
Ничто не названо, судьбой не отмечено.
Лишь после того, как все безымянные и случайные существ получают свое имя, каждый по себе, а вместе с этим, получают и свою планиду, зансенную в Таблицы судеб, – только после этого и происходит Сотворение богов, миров и человека. Все «недопроступившие случайные черты» Энки записал, отформатировал и переобозначил под именем «СУДЬБА». Он оставил за собой право вносить по своему усмотрению изменения в Таблицу судеб того или иного человека.
Кстати, Подземное царство тоже управлялось таблицами. Там их писала богиня Белеетцери. В ее обязанности входила регистрация похороненных и оформление смертных приговоров нарушителям воли богов.
В общем, во всех мирах воцарился мир и порядок, основанный на божественных Таблицах.
Вот тут-то происходит нечто непонятное, даже немыслимое и невообразимое!
3. СУДЬБА ВО ВЛАСТИ ЗУ... или КТО ХОЗЯИН СУДЬБЫ?
Нарратив о сотворении мира заканчивается... точнее, имеет предварительный конец:
Внезапно возник некто Анзу – «небесный Зу», гигантский львиноголовый орел или божество бури. Он похитил у Энки Таблицы судеб.
А дальше в ход доисторических событий вторгается история. Даже ДВЕ истории – древнейшая и новейшая.
Одна история была обретена в Ниппуре. Согласно этой, «светлой», истории, богу Лугулбанде с величайшим трудом удалось возвратить Таблицы – и судьбы – прохиндей Зу предстал перед судом бога (всё того же Энки!), а Таблицей судеб завладел Лугулбанда– он же Мардук, ибо таково его более известное, аккадское, имя. Именно Мардук стал, таким образом, верховным владыкой.
По другим версиям, верховным стал ассиро-вавилонский бог Набу, сын Мардука, который воспринимался и как обладатель Таблиц судьбы. Набу – это «писец в собрании богов», бог мудрости, писцового искусства, покровитель наук и письменности.
И тут происходит вторжение новейшей истории. Истории, которая, вроде, не имеет ни малейшего отношения к давно исчезнувшему Шумеро-Аккадскому царству.
…На шумерский Новогодний праздник 1990 года американский фугас свалился на холм, к северу от древнего Урука. Образовался котлован, на дне которого были неожиданно обнаружены совсем другие таблички, с альтернативной, историей...
Так гласит третья легенда:
Согласно этой легенде, боги долго вели безуспешную охоту на Птицу Зу. Но та поднималась все выше и выше, оседлав, как серфер, безнаказанность хаоса. К тому же, Анзу шантажирует богов, да и попросту, пользуется своим всевластием. К примеру бог войны Нингирса, верхом на ветре, настиг Анзу и ранил его стрелой. Однако обратившись к Таблицам, Анзу нашел способ быстро излечиться, и ушел от погони.
На стороне ворога-Зу выступила сама Тиамат, богиня мрачного океана и темной неустроенности. В итоге, сам великий Энлиль приказал богам прекратить преследование, а мудрый Энки отказался от своей миссии. Таблицы судеб были брошены на произвол злодейки Зу, где-то на краю вселенной.
Каков истинный финал нашей истории – тот, что был раскопан и дешифрован немецкими учениками Генриха Шлимана, или тот, что был случайно открыт – ОТРЫТ – американским фугасом? Всякий даст ответ по себе – по себе и по своей судьбе...
4. ДРУЖБА И СКОРБЬ ПРЕВЫШЕ СУДЬБЫ
Древним шумерам мы обязаны очень многим: плавке меди, колесу, карте звездного неба и календарю, письменности... и Таблицам судьбы. Однако воспользоваться последними нам так и не удалось. И как выяснилось выше, дело тут обстоит сложнее, чем нам может показаться.
ТАБЛИЦА 8
Едва занялось сияние утра,
Гильгамеш уста открыл и молвит:
"Энкиду, друг мой, твоя мать антилопа
И онагр, твой отец, тебя породили,
Молоком своим тебя звери взрастили
И скот в степи на пастбищах дальних!
В кедровом лесу стези Энкиду
По тебе да плачут день и ночь неумолчно,
Да плачут старейшины огражденного Урука"
Да плачет руку нам вслед простиравший,
Да плачут уступы гор лесистых,
По которым мы с тобою всходили,
Да рыдает пажить, как мать родная,
Да плачут соком кипарисы и кедры,
Средь которых с тобою мы пробирались,
Да плачут медведи, гиены, барсы и тигры,
Козероги и рыси, львы и туры,
Олени и антилопы, скот и тварь степная,
Да плачет священный Евлей, где мы гордо ходили по брегу,
Да плачет светлый Евфрат, где мы черпали воду для меха,
Да плачут мужи обширного огражденного Урука,
Да плачут жены, что видали, как Быка мы убили,
Да плачет вемледелец доброго града, твое славивший имя,
Да плачет тот, кто, как древними людьми, гордился тобою,
Да плачет тот, кто накормил тебя хлебом,
Да плачет рабыня, что умастила твои ноги,
Да плачет раб, кто вина к устам твоим подал,
Да плачет блудница, твбя умастившая добрым елеем,
Да плачет в брачный покой вступивший,
Обретший супругу твоим добрым советом,
Братья да плачут по твбе, как сестры,
В скорби да рвут власы над тобою!
(...)
Я об Энкиду, моем друге, плачу,
Словно плакальщица, горько рыдаю:
Мощный топор мой, сильный оплот мой,
Верный кинжал мой, надежный щит мой,
Праздничный плащ мой, пышный убор мой,-
Демон алой у меня его отнял!»
Это довольно обширная цитата из пра-поэмы «Сказание о Гильгамеше и Энкиду». Гильгамеш, «на треть человека, на две трети бога» плачет о звере Энкиду. ГДЕ в этом плаче божественное? где звериное? – всё склоняется пред дружбой, истинною человеческой дружбой, и перед "чудесной манерой печалиться".
Время бесписьменное и безымянное - и Таблицы судеб.
Договор о скоте и зерне - и Поэма о Гильгамеше.
Какая из этих двух дистанций больше? какая, так сказать, бездна глубже?
Вопрос Вопросов, однако.
Таблицы судьбы и Злодейка Зу, боги, равно всесильные и бессильные, неведомо откуда появившиеся и данные человеку тайны символов и знаков – все это отступает и меркнет перед могуществом человека, способного скорбеть так, чтобы горестный вопль и плач смогли вырвать умершего из лап смерти, и вернуть к радости мира живых!
Свидетельство о публикации №224062100435
Мне Энкиду, отчего-то очень симпатичен.
Как там дела в Сакартвело? У нас разное пишут.
С уважением,
Кузьма Калабашкин 21.06.2024 20:25 Заявить о нарушении
В Саатвело с Божье омоью наоне, начинает остать свеенитет
остите, батоно ьма лава стает
Локсий Ганглери 22.06.2024 07:12 Заявить о нарушении
Буду разбираться дальше)))
Кузьма Калабашкин 22.06.2024 11:03 Заявить о нарушении