Чужое наследство

Из множества прошлых бесед нам хорошо известно: в существующий мир мы являемся не «чистыми листами», на которых можно «писать» или «рисовать» все что вздумается. То есть человек, как пустой сосуд – чем наполнили, с тем и живет. Оказывается, нет. Мы рождаемся уже с полным набором «программного обеспечения»,  определенной, основополагающей матрицей, которая не только проявляется, но что самое главное, корректируется на протяжении всей жизни (под воздействием окружающей среды могут «засыпать» одни гены и активироваться другие).
                Ни для кого уже не секрет: носителем сей матрицы является геном и находится он в ДНК каждого индивида. Именно гены ответственны за наши физические, физиологические и эмоциональные проявления. Всего два процента генов отвечают за наши внешние характеристики: цвет глаз, волос, кожи, строение тела и т.д. Девяносто восемь процентов  отвечают за определенный набор мыслительных, эмоциональных и поведенческих проявлений.
                Наука генетика особенно активно развивается в последние десятилетия, посему современные научные исследования открывают доселе неизвестные явления в человеческом психологическом наследовании. Установлено, что из поколения в поколение передается эффект от серьезного травматического события. Подобное проявление в научном мире называется наследственной семейной травмой, и многочисленные наблюдения подтверждают этот вполне реальный феномен.
                Представьте себе вполне жизненную ситуацию. Некий человек в силу сложившихся обстоятельств был вынужден пережить ужасную первичную травму, которая по понятным причинам принесла сильное психологическое потрясение. О пережитом он ни с кем не поделился, просто умолчал. Прошли годы. Человек отошел в мир иной. Однако какие-то фрагменты печального опыта, воспоминаний, ощущений могут продолжать существовать, как бы переползая из прошлого в настоящее, а возможно и в будущее, чтобы найти решение в умах и телах тех, кто стали его наследниками.
                Таким образом, потомки неосознанно несут в себе последствия тех страданий, боли, переживаний, которые пришлось пережить предку. Получается, что на самом деле негативные паттерны не принадлежат сегодняшнему поколению, они просто были заимствованы у других членов семейного древа. Наследник неосознанно болезненно переживает вообщем то чужой опыт, не понимая откуда у него появляются те или иные неприятные предчувствия, мысли, эмоции или ощущения. Вместо того, чтобы скрупулезно, ответственно разобраться со своими «непонятками», старательно загоняет негатив подальше, стараясь отогнать неприятные проявления, тем самым продлевая, а часто еще и усиливая его влияние на организм.
                Наиболее значительную роль в вопросах наследования играют родители. Родители сами по себе важны вне зависимости были они хорошими или плохими. Обойти их наличие невозможно. История всей семьи – это неотъемлемая история каждого. Нравится семейная история или нет, она в любом случае живет в каждом из нас. Родители есть в нас, а мы, в свою очередь, часть их, даже если никогда не виделись с ними. Отвергая их, мы лишь дальше отходим от понимания самих себя.
                Порой человек не способен словами выразить что же конкретно с ним происходит. Фрагменты, разбросанные в виде неких образов, телесных ощущений, навязчивых мыслей, отдельных слов или выражений, хранящихся многие годы в бессознательном, вдруг в силу определенных жизненных обстоятельств, отдаленно напоминающих пережитый опыт предка, могут быть активированы. И тогда реакция становится предсказуемой, наследованной из прошлого.
                Фрагменты после травмирующего инцидента возрождаются к «полноценной» жизни и формируют боль и страдания, но теперь уже их несет в себе наследник. Ничто никогда не теряется. В настоящее время в психотерапии смотрят за пределы личной травмы одного человека и обращают пристальное внимание на травмирующие события в семье и социальной истории, чтобы увидеть картину в целом.
                Недавние открытия в области молекулярной биологии, эпигенетики и психологии развития подчеркивают важность исследования по меньшей мере трех поколений фамильной истории для того, чтобы понять механизм, который лежит в основе повторяющихся травматических паттернов. Однако справедливости ради нужно отметить, что перенесенный травмирующий опыт может проиграться и положительным образом. Когда он формирует в будущих поколениях устойчивость к стрессу. 


Рецензии