Галерея искусств Мурзилки Ивана Кобильца

 журнал №6/2024 год
Творчество  словенской художницы  конца 19 – начала 20 века, и в наше время притягивает  всеобщее внимание, интересует  знатоков живописи.
Работы Иваны Кобильцы  раскроют  секреты  её успешности. Вот авторский портрет. При внимательном его рассмотрении сразу замечаешь одну особенность. Обратите внимание на лицо  художницы, взгляд её серо-голубых глаз. Если отойти в сторону или  встать  перед картиной -  создаётся  впечатление, что будто  остаёшься  в «поле зрения» Иваны Кобильцы.  Это что же получается: пока рассматриваешь, изучаешь картину мастера - мастер изучает, рассматривает тебя?
Секрет Иваны Кобильцы заключается… в знаниях. Как и в любом другом деле, без знаний художнику, как мастеру не состояться.  Он подобен опытному фокуснику. Едва уловимые движения и… оп-ля, вот оно - чудо!  Оказывается, всё просто.. Эффект «живого, следящего взгляда»  достигается правильным построением перспективы (художественным отображением реальности). А так же благодаря , кропотливой работе  мастера со светом и тенью.
 «Автопортрет в белом» - так ещё называют эту картину. Художница изобразила себя в простом белом платье. Полупрозрачная, едва видимая накидка на волосах поначалу принимается за световой фон. Ещё один мастерски применённый ход. Умелая рука художницы направляет наше внимание на своё лицо, всё те же глаза. Во взгляде  читается внутренняя сила, воля и решительность. Ивана Кобильца была сильной, энергичной личностью… 
Другой портрет, с изображением почтенной старушки в меховом чепце с чашечкой кофе в руках, тоже полон загадок. С этой работы, написанной в годы ученичества, и началась успешная карьера художницы. Здесь тот же умело использован художественный приём. Лицо старушки, с хитринкой во взгляде, выписано в мягких размытых тонах. На тёмно-коричневом фоне оно сразу же притягивает к себе внимание. Затем взгляд наш скользит дальше, по оборкам белого кружевного воротника, рукам старушки. С каким изяществом, достоинством они держат кофейную пару!  Из полумрака проступают остальные детали. Спинка кресла, часть комнаты почти сливаются с тёмной одеждой.  И только лицо, руки любительницы кофе, её настроение  – главные в этой картине. Старушка   наслаждается напитком и радуется. И мы радуемся, любуясь   улыбчивой старушкой.
Ещё одна картина Иваны Кобильцы называется «Кукла».  Но не игрушка центральная фигура сюжета. Главное здесь -  настроение девочек. Попробуем догадаться в чём тут дело. Одна из подружек  – та, что в розовом платье, с венком на голове, в свой день рождения получила в подарок куклу. Хорошенькую, миленькую. С длинными прекрасными волосами. В таком же красивом платьице, кожаных туфельках, как и у её новой хозяйки. Но почему подарку  радуется не именинница? Она не испытывает обиды к подруге. Наверное, она сама ей отдала игрушку. Девочки сидят близко, доверительно прижавшись  друг к другу. Значит, дело в самом подарке. Он должен быть другим. Но как радуется кукле младшая  девочка! 
Да, Ивана Кобильца была необыкновенной, артистичной натурой, чьё  творческое наследие, пусть и не очень большое, было и остаётся  национальной гордостью, достоянием  Словении. Прожила художница  всего 64 года, но успела внести свой  значительный   вклад в мировую сокровищницу изобразительного искусства.
В работах Иваны Кобильцы   немало интересного и любопытного. Картины «Лето», «Девочки в саду», «Гадание по руке» -  каждая со своей  художественной особенностью, маленьким секретом. Догадайтесь, каким?
       .               
1. Автопортрет.
2. Лето. 1889 г.
3. Девочки в саду.
4. Сирень.
5. Гадание по руке.
6. Любительница кофе. 1888 г.
7. Гладильщицы. 1910 г.


Рецензии