Тайная Вечеря. Гефсимания

   О Тайной Вечери рассказывают все четыре евангелиста: Матфей (16:17—35); Марк(14:12—31); Лука (22:7—38); Иоанн( главы13-18).Однако между синоптиками и Иоанном существует расхождение  относительно даты распятия, и это расхождение представляет одну из трудноразрешимых проблем, связанных с евангельской историей Иисуса Христа : был ли Он распят на Пасху, как  утверждают синоптики, или накануне Пасхи, как утверждает Иоанн. От этого зависит  ответ на вопрос, была ли  Тайная Вечеря пасхальной трапезой или нет.
    Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была  пасхальной трапезой и была, следовательно, совершена  в канун 15 нисана, а последовавшие за ней события — арест и суд, распятие и погребение-произошли в первый день  Пасхи, 15 нисана.
    Согласно Иоанну, Тайная Вечеря была совершена до Пасхи ,и к моменту наступления первого дня Пасхи, т.е. к исходу 14 нисана, когда евреи садились за пасхальный стол, Иисус уже был мертв.
Ключевое указание относится к  моменту, когда Иисуса привели к Пилату: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху» (Ин 18:28); речь идет об утре того дня, в вечер которого совершается пасхальная трапеза, т.е. об утре 14 нисана. Говоря   об осуждении Иисуса Пилатом, Иоанн пишет: « была пятница, перед Пасхой, и час шестой» (Ин 19:14). Смерть Иисуса и снятие с креста, согласно Иоанну, происходили в тот же  день, в пятницу, 14 нисана «чтобы не оставлять тел на кресте на субботу» (Ин 19:31).
Попытки гармонизации двух традиций — синоптиков и той, которой следовал Иоанн, часто основываются на гипотезе о двух календарях, одновременно использованных в Иудее времен Иисуса.
Перенос  прощального ужина Иисуса с учениками с вечера четверга на вечер среды позволяет решить вопрос о том,как за сравнительно короткий срок- с вечера четверга  до вечера пятницы- могло произойти так много событий, описанных в Евангелиях: Тайная Вечеря, прощальная беседа  с учениками, арест, допрос у Анны, допрос у Каиафы, допрос у Пилата,встреча  с Иродом, повторный допрос у Пилата, бичевание, вынесение смертного приговора, путь на Голгофу, распятие, смерть и снятие тела Христа с креста.
    Вопрос о точной хронологии событий последних дней Иисуса в научной  литературе остается нерешенным. В настоящее время господствующим является представление о том, что Тайная Вечеря произошла в четверг , 2 апреля, арест и суд над Иисусом- в ночь на пятницу, распятие- в пятницу. 3 апреля 33 года.

    По свидетельству Павла (1 Кор 11:24 ) , Иисус требовал, чтобы празднование  происходило «в Мое воспоминание».Это означает, что  память о страстях и смерти Иисуса, по существу заменяет воспоминания об иудейском  Исходе из Египта. В словах, сказаных Иисусом за трапезой у Марка и  Павла, отсутствует ссылка на Пасху, что связано с тем, что  смерть и воскресение Иисуса заменили иудейский прообраз -события Исхода.
    Праздничная ночь, когда пирующие в конце концов засыпали, оказывается тем моментом, когда Иисуса можно было арестовать без риска вмешательства паломников. В день и ночь подготовки к Пасхе ситуация была иной.  Также и поэтому большинство ученых считают, что в свою последнюю ночь  Иисус совершил в окружении Двенадцати  пасхальную трапезу.
   
    Можно предположить, что  понимание Иисусом собственного Пути  было сосредоточено на моменте самопожертвования и искупительном самопредании Раба Божьего  ( Ис 53:12).Ценой собственной жизни, приносимой как искупительная жертва, Иисус желал  разрушить власть греха, препятствующую , как Он мог считать, наступлению Царства Божьего.
   Т.о. пасхальная трапеза Иисуса и сказанные на ней слова о самопредании Мессии как Раба Божьего должны указывать на ожидаемое Иисусом Царство Божье и явление Сына Человеческого.
   
   После трапезы по-видимому, группа разделилась. Женщины и часть мужчин остались в том же доме, где проходила трапеза. Иисус, Двенадцать (точнее, уже одиннадцать ) и, возможно, ещё несколько человек отправились в Гефсиманию. Ночёвка в Гефсимании была, видимо, запланирована заранее. По дороге в Гефсиманию Иисус сказал ученикам, что после событий этой ночи все они разуверятся в нём : «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря и рассеятся овцы» (Мк 14:27)
   Когда Иисус и его ученики пришли в Гефсиманию,
«Иисус сказал ученикам своим: «Посидите здесь, пока я помолюсь». И взял с собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте». И, отойдя немного, пал на землю и молился:
«Авва! (Отец!) Всё возможно Тебе; пронеси чашу эту мимо меня! Но не чего я хочу, а чего Ты».
Молитва Иисуса примечательна как своим способом обращения к Богу, так и своим содержанием. Иисус называет Бога  арамейским словом "Авва":  это интимная форма от слова "отец“, как "папа". Термин предполагает, что Иисус чувствовал близость с Богом, как это есть между ребенком и родителем.

     Гефсиманская молитва исключительно важна для понимания замыслов Иисуса. Он не хотел умирать. Первоначально откликнувшись на призыв Иоанна Крестителя, Он ждал скорого Царства — близкого суда над грешниками и близкого пира для остальных, установления божественной справедливости. Однако в ходе последующих событий Он всё больше и больше приходил к мысли, что божественный замысел гораздо сложнее и трагичнее, чем Он и Иоанн думали поначалу. Но Он вовсе не собирался всовывать голову в петлю: спасался от Ирода Антипы в Галилее, до последнего соблюдал конспирацию в Иерусалиме и  всегда надеялся, что доживёт до прихода Царства. И хотя в последнее время Иисуса  всё чаще и чаще посещала мысль, что Богу угодно его мученичество, Он всё ещё надеялся...
Многие ученые считают, что образ терзающегося Иисуса в Гефсимании восходит к реальным событиям, скорее всего, воспоминаниям Петра,который позднее не замалчивал  ни своей слабости, ни слабости других учеников. У Иоанна  эта сцена отсутствует. Иисус идет на смерть   непоколебимо и уверенно . Только в Ин 12;27 есть намек на сомнения  Иисуса: «Теперь душа Моя смущена, и что Мне сказать? Отче, спаси Меня от часа сего; но ради этого Я пришел, на час сей.(«Ин 12:27).
«И впав в томление, усиленнее молился; и сделался пот Его, как капли крови, падающие на землю.»( Лк 22:44).
Иисус молился всеми силами, но чуда не произошло: рядом с ним и спящими ученикам появилась храмовая стража.

    Далее изложена гипотеза Х.Маккоби.
В основе гипотезы  мнение Маккоби  о  важности для  Иисуса пророчества Захарии о «Последних днях» и его роковой роли в последних событиях Его жизни .
Когда Иисус въезжал в Иерусалим верхом на молодом осле, как Мессия-Царь Иудейский,Он следовал  пророчеству Захарии (Зах., 14:16)
Иисус пришел к убеждению, что «день Господень» близок, и созвал своих учеников для окончательного закрепления связывающих их уз перед решающим испытанием.
После Тайной Вечери Иисус повел учеников на Масличную гору. Он был убежден, что в эту ночь Бог явится во славе и свергнет иноземных захватчиков, как это было предсказано у Захарии . Поэтому Он потребовал, чтобы Его ученики опоясались мечами. Были взяты два меча, и тогда Иисус сказал: «довольно».  Больше не требовалось, так как  в предстоящей битве, согласно  пророчеству (Зах., 14:3–21), будет участвовать сам Всевышний
Эпизод с мечами из всех евангелистов сохранил один Лука. У него не могло быть никакой причины выдумать его, ибо он противоречит всему духу его рассказа.

   Можно возразить, что в этом рассказе Иисус выглядит безумцем. Неужели Он мог ожидать, что пророчества Захарии буквально исполнятся в эту ночь на Масличной горе? Почему Он  был так уверен в том, что знает точный час исполнения пророчеств и что они исполнятся именно через Него?
Как личность Иисус обладал характером, который сегодня был бы назван холерическим или даже маниакальным, то есть обычно пребывал на вершине энтузиазма и эйфории.
Современному сознанию кажется безумием надежда свергнуть власть Рима без настоящей армии и только с двумя мечами — на основании нескольких темных фраз в книге, написанной за пятьсот лет до рождения Иисуса.
Но Иисус был  убежден в Своей вселенской миссии.  Его претензии должны были показаться его современникам отчаянно, захватывающе дерзкими — но достаточно реалистическими. Некоторые «мессии», такие, как Февда, полагались на Бога даже больше, чем  Иисус.

   Чудесного явления Господа на Масличной горе так и не произошло. Подобно Февде, «пророку из Египта» и многим другим мессианским фигурам того периода, Иисус, несмотря на свой дар целителя и огромную харизму, оказался обманут в своих апокалиптических надеждах. Когда римские солдаты, подкрепленные еврейской стражей, прибыли в Гефсиманию, они застали там только кучку мятежников, вооруженную всего двумя мечами.


Рецензии