Тайная Вечеря. Гефсимания
Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была пасхальной трапезой и была, следовательно, совершена в канун 15 нисана, а последовавшие за ней события — арест и суд, распятие и погребение-произошли в первый день Пасхи, 15 нисана.
Согласно Иоанну, Тайная Вечеря была совершена до Пасхи ,и к моменту наступления первого дня Пасхи, т.е. к исходу 14 нисана, когда евреи садились за пасхальный стол, Иисус уже был мертв.
Ключевое указание относится к моменту, когда Иисуса привели к Пилату: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху» (Ин 18:28); речь идет об утре того дня, в вечер которого совершается пасхальная трапеза, т.е. об утре 14 нисана. Говоря об осуждении Иисуса Пилатом, Иоанн пишет: « была пятница, перед Пасхой, и час шестой» (Ин 19:14). Смерть Иисуса и снятие с креста, согласно Иоанну, происходили в тот же день, в пятницу, 14 нисана «чтобы не оставлять тел на кресте на субботу» (Ин 19:31).
Попытки гармонизации двух традиций — синоптиков и той, которой следовал Иоанн, часто основываются на гипотезе о двух календарях, одновременно использованных в Иудее времен Иисуса.
Перенос прощального ужина Иисуса с учениками с вечера четверга на вечер среды позволяет решить вопрос о том,как за сравнительно короткий срок- с вечера четверга до вечера пятницы- могло произойти так много событий, описанных в Евангелиях: Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками, арест, допрос у Анны, допрос у Каиафы, допрос у Пилата,встреча с Иродом, повторный допрос у Пилата, бичевание, вынесение смертного приговора, путь на Голгофу, распятие, смерть и снятие тела Христа с креста.
Вопрос о точной хронологии событий последних дней Иисуса в научной литературе остается нерешенным. В настоящее время господствующим является представление о том, что Тайная Вечеря произошла в четверг , 2 апреля, арест и суд над Иисусом- в ночь на пятницу, распятие- в пятницу. 3 апреля 33 года.
По свидетельству Павла (1 Кор 11:24 ) , Иисус требовал, чтобы празднование происходило «в Мое воспоминание».Это означает, что память о страстях и смерти Иисуса, по существу заменяет воспоминания об иудейском Исходе из Египта. В словах, сказаных Иисусом за трапезой у Марка и Павла, отсутствует ссылка на Пасху, что связано с тем, что смерть и воскресение Иисуса заменили иудейский прообраз -события Исхода.
Праздничная ночь, когда пирующие в конце концов засыпали, оказывается тем моментом, когда Иисуса можно было арестовать без риска вмешательства паломников. В день и ночь подготовки к Пасхе ситуация была иной. Также и поэтому большинство ученых считают, что в свою последнюю ночь Иисус совершил в окружении Двенадцати пасхальную трапезу.
Можно предположить, что понимание Иисусом собственного Пути было сосредоточено на моменте самопожертвования и искупительном самопредании Раба Божьего ( Ис 53:12).Ценой собственной жизни, приносимой как искупительная жертва, Иисус желал разрушить власть греха, препятствующую , как Он мог считать, наступлению Царства Божьего.
Т.о. пасхальная трапеза Иисуса и сказанные на ней слова о самопредании Мессии как Раба Божьего должны указывать на ожидаемое Иисусом Царство Божье и явление Сына Человеческого.
После трапезы по-видимому, группа разделилась. Женщины и часть мужчин остались в том же доме, где проходила трапеза. Иисус, Двенадцать (точнее, уже одиннадцать ) и, возможно, ещё несколько человек отправились в Гефсиманию. Ночёвка в Гефсимании была, видимо, запланирована заранее. По дороге в Гефсиманию Иисус сказал ученикам, что после событий этой ночи все они разуверятся в нём : «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря и рассеятся овцы» (Мк 14:27)
Когда Иисус и его ученики пришли в Гефсиманию,
«Иисус сказал ученикам своим: «Посидите здесь, пока я помолюсь». И взял с собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте». И, отойдя немного, пал на землю и молился:
«Авва! (Отец!) Всё возможно Тебе; пронеси чашу эту мимо меня! Но не чего я хочу, а чего Ты».
Молитва Иисуса примечательна как своим способом обращения к Богу, так и своим содержанием. Иисус называет Бога арамейским словом "Авва": это интимная форма от слова "отец“, как "папа". Термин предполагает, что Иисус чувствовал близость с Богом, как это есть между ребенком и родителем.
Гефсиманская молитва исключительно важна для понимания замыслов Иисуса. Он не хотел умирать. Первоначально откликнувшись на призыв Иоанна Крестителя, Он ждал скорого Царства — близкого суда над грешниками и близкого пира для остальных, установления божественной справедливости. Однако в ходе последующих событий Он всё больше и больше приходил к мысли, что божественный замысел гораздо сложнее и трагичнее, чем Он и Иоанн думали поначалу. Но Он вовсе не собирался всовывать голову в петлю: спасался от Ирода Антипы в Галилее, до последнего соблюдал конспирацию в Иерусалиме и всегда надеялся, что доживёт до прихода Царства. И хотя в последнее время Иисуса всё чаще и чаще посещала мысль, что Богу угодно его мученичество, Он всё ещё надеялся...
Многие ученые считают, что образ терзающегося Иисуса в Гефсимании восходит к реальным событиям, скорее всего, воспоминаниям Петра,который позднее не замалчивал ни своей слабости, ни слабости других учеников. У Иоанна эта сцена отсутствует. Иисус идет на смерть непоколебимо и уверенно . Только в Ин 12;27 есть намек на сомнения Иисуса: «Теперь душа Моя смущена, и что Мне сказать? Отче, спаси Меня от часа сего; но ради этого Я пришел, на час сей.(«Ин 12:27).
«И впав в томление, усиленнее молился; и сделался пот Его, как капли крови, падающие на землю.»( Лк 22:44).
Иисус молился всеми силами, но чуда не произошло: рядом с ним и спящими ученикам появилась храмовая стража.
Далее изложена гипотеза Х.Маккоби.
В основе гипотезы мнение Маккоби о важности для Иисуса пророчества Захарии о «Последних днях» и его роковой роли в последних событиях Его жизни .
Когда Иисус въезжал в Иерусалим верхом на молодом осле, как Мессия-Царь Иудейский,Он следовал пророчеству Захарии (Зах., 14:16)
Иисус пришел к убеждению, что «день Господень» близок, и созвал своих учеников для окончательного закрепления связывающих их уз перед решающим испытанием.
После Тайной Вечери Иисус повел учеников на Масличную гору. Он был убежден, что в эту ночь Бог явится во славе и свергнет иноземных захватчиков, как это было предсказано у Захарии . Поэтому Он потребовал, чтобы Его ученики опоясались мечами. Были взяты два меча, и тогда Иисус сказал: «довольно». Больше не требовалось, так как в предстоящей битве, согласно пророчеству (Зах., 14:3–21), будет участвовать сам Всевышний
Эпизод с мечами из всех евангелистов сохранил один Лука. У него не могло быть никакой причины выдумать его, ибо он противоречит всему духу его рассказа.
Можно возразить, что в этом рассказе Иисус выглядит безумцем. Неужели Он мог ожидать, что пророчества Захарии буквально исполнятся в эту ночь на Масличной горе? Почему Он был так уверен в том, что знает точный час исполнения пророчеств и что они исполнятся именно через Него?
Как личность Иисус обладал характером, который сегодня был бы назван холерическим или даже маниакальным, то есть обычно пребывал на вершине энтузиазма и эйфории.
Современному сознанию кажется безумием надежда свергнуть власть Рима без настоящей армии и только с двумя мечами — на основании нескольких темных фраз в книге, написанной за пятьсот лет до рождения Иисуса.
Но Иисус был убежден в Своей вселенской миссии. Его претензии должны были показаться его современникам отчаянно, захватывающе дерзкими — но достаточно реалистическими. Некоторые «мессии», такие, как Февда, полагались на Бога даже больше, чем Иисус.
Чудесного явления Господа на Масличной горе так и не произошло. Подобно Февде, «пророку из Египта» и многим другим мессианским фигурам того периода, Иисус, несмотря на свой дар целителя и огромную харизму, оказался обманут в своих апокалиптических надеждах. Когда римские солдаты, подкрепленные еврейской стражей, прибыли в Гефсиманию, они застали там только кучку мятежников, вооруженную всего двумя мечами.
Свидетельство о публикации №224062100073