Скапа-Флоу, 21 июня 1919

11ноября 1918 года в силу вступило подписанное в Компьене перемирие между Германией и ее противниками, положившее конец Первой Мировой войне 1914-1918 гг. Условия перемирия в частности предусматривали интернирование всех подводных лодок и большинство других современных кораблей военного флота Германии. Перемирие было заключено на 36 дней, но позднее было продлено до 17 февраля1919 года, а затем Верховный совет Антанты постановил продлить перемирие на неопределённый срок до заключения мирного договора.
К началу войны Германский императорский флот (Kaiserliche Marine) представлял собой существенную мощь (24 дредноута и линейных крейсера), уступавшую только британскому Royal Navy (34 дредноута и линейных крейсера), не считая более мелких кораблей. Главной силой Кайзерихе Марине являлся Флот открытого моря (Hochseeflotte), который базировался в Вильгельмсхафене.
Основными районами боевых действий Хохзеефлотте являлись Северное и Балтийское (периодически ) моря, хотя некоторые его соединения и отдельные корабли действовали и на океанских просторах. Однако, после Ютландского сражения крупные корабли немцев в основном отстаивались в базах. И тогда подводные лодки стали главной ударной силой флота и основной угрозой торговому судоходству.
Хотя поражение Центральных государств было практически неизбежным, Главное германское военно-морское командование 24 октября 1918 запланировало предпринять решающее, по его мнению, морское сражение. Однако, в ночь с 29 на 30 октября 1918 года часть экипажей линкоров «Тюрингия» и «Гельголанд» отказались выполнять это тбоевой приказ. Далее последовала цепная реакция - это переросло в Ноябрьскую Революцию в Германии, падению монархии, провозглашение республики, приход к власти социал-демократов и выходу Германии из войны.
Немецкие правые, в первые очередь национал-социалисты, назвали это «ударом в спину», предрешившим поражение Германской империи в войне. Но поражение этой страны в обеих мировых войнах было неизбежной - экономическая и военная мощь их противников была неизмеримо выше, в значительной мере этому способствовало вступление в игру такой силы как США.
По условиям Компьенского перемирия Германию обязали в течение 14 дней передать союзникам все У-бооты и направить для интернирования в нейтральных или в портах победителей 6 линейных крейсеров, 10 линкоров, 8 легких крейсеров и 50 новейших эсминцев. Так как ни одно из нейтральных государств не согласилось принять немецкие корабли, то для их интернирования была выбрана бухта Скапа-Флоу на британских Оркнейских островах.
Около 14 часов 19 ноября предназначенные для интернирования корабли Флота Открытого моря вышли из Вильгельмсхафена и через узкие проходы в минных полях направились на север. Командовал соединением контр-адмирал Людвиг фон Ройтер (Ludwig von Reuter; 1869-1943), находившийся на борту флагманского корабля - линкора «Фридрих дер Гроссе» (“Friedrich der Gro;e”).
20 ноября подорвался на минах и затонул эсминец “V30”, погибли два члена экипажа. Утром 21 ноября немцев для эскортирования в залив Фёрт-оф-Форт («Операция ZZ») встретила огромная эскадра британских, американских и французских боевых кораблей - всего около 260 вымпелов, включая линкоры и авианосцы. Под прицелом орудий и торпедных аппаратов союзных кораблей Флот Открытого моря вошел в залив и стал на якоря.
С 22 ноября после тщательной инспекции на предмет отсутствия па борту немецких кораблей боеприпасов и взрывчатых веществ, корабли отдельными группами стали переводить на якорную стоянку в Скапа-Флоу.
26 ноября в туда пришел последний немецкий корабль. С заходом солнца по приказу командующего британским Гранд-Флитом адмирала Дэвида Битти германские военно-морские флаги были спущены и отныне их поднимать строго воспрещалось.
На момент прихода на якорную стоянку Скапа-Флоу на интернированных немецких кораблях находилось около 20 тысяч моряков. С 3 по 12 декабря на борту немецких судов на родину было эвакуировано большинство из них. На кораблях осталось около 4800 человек, а в июне 1919 года сократилось до 1783.
Продовольствие и другие виды снабжения доставлялись из Германии раз в 15 дней на немецких кораблях и судах. По требованию англичан эти грузы могли выгружаться только на флагманский корабль германской эскадры, а оттуда на английских патрульных судах развозиться по интернированным кораблям. Естественно, при таком методе потери, повреждения и хищения снабжения были неизбежны.
Несмотря на строгий запрет британского командования любых контактов между британскими и немецкими моряками, по ночам британские шлюпки тайком ходили к германским кораблям, благо их разделяли иногда только пара сотен метров, и завязывался обоюдовыгодный бартер. Британский офицер менял пару довольно старых газет на бутылку шнапса, а его германский коллега готов был обменять свой Железный Крест на пару плиток шоколада или кусок мыла.
Зимой возникли трудности с поставками угля и пресной воды из Германии, а англичане с этим справлялись довольно плохо из-за нехватки специальных плавсредств. На немецких кораблях были вынуждены периодически отключать отопление и освещение, из-за недостатка пресной воды и отсутствия должного технического обслуживания часто возникали проблемы с котлами.
Поднимать германские флаги и вести радиообмен между интернированными кораблями и с их командованием в Германии строго воспрещались, это допускалось только через английские средства связи. Общение друг с другом немецкие корабли выполняли только флажными и световыми сигналами. О сходе немецких моряков на берег не могло быть и речи. Немецким кораблям при любых обстоятельствах, под угрозой открытия огня, запрещалось спускать шлюпки на воду.
В результате восстания на флоте и Ноябрьской революции в армии и на флоте были образованы Советы солдатских и матросских депутатов, которые действовали и на интернированных в Скапа-Флоу кораблях. Любой приказ командиров имел силу только после утверждения Советом, хотя права последних были значительно урезаны решением нового германского правительства 19 января 1919 года. Да и офицеры могли назначаться только с согласия Советов, поэтому некоторые корабли пришли в Скапа-Флоу вообще без них. Из-за частых конфликтов с Советом и революционно настроенным экипажем «Фридриха дер Гроссе» в конце марта фон Ройтер решил перебраться на более лояльный крейсер «Эмден».
Англичане, опасаясь возникновения конфликтов между немецкими офицерами и их подчиненными, держали для их подавления в постоянной готовности вооруженные абордажные партии.
6 мая 1919 года союзники наконец-то выработали условия мирного договора с Германией, которые на следующий день были переданы правительству последней. Согласно союзному ультиматуму от 16 июня, германское правительство должно было принять эти условия до 21 июня (позднее этот срок был продлен до 23-го, но фон Ройтер об этом извещен не был).По условиям договора немцы обязаны были передать победителям все интернированные корабли, а также еще 52 миноносца. Немецкие экипажи узнали об этом 11 мая из британских газет, но каких-либо распоряжений своего командования не получили.
Британское военно-морское командование с самого начала интернирования не исключали возможность самозатопления немецких кораблей или прорыва их в нейтральную Норвегию. Поэтому, 20 июня был утвержден план их захвата после истечения срока ультиматума (19 часов 23 июня).
Планирование самозатопления началось в середине мая, когда фон Ройтеру стали известны предложенные Антантой условия мирного договора. Независимо от адмирала, офицеры и команды эсминцев под руководством капитана 1 ранга Кордеса разрабатывали свои планы потопления своих кораблей и предприняли к этому ряд активных шагов. Следует отметить, что к этому времени из-за нехватки людей на некоторых из эсминцев экипажи полностью отсутствовали, поэтому посвященные в планы офицеры ночевали на них, готовые при необходимости пустить корабли на дно. Фон Ройтер узнал об этом только в начале июня.
Впервые контр-адмирал фон Ройтер дал указание командирам кораблей быть готовым к самозатоплению в годовщину Ютландского сражения (31 мая - 1 июня), так как опасался, что англичане в это время предпримут попытку захвата интернированного флота. При этом адмирал предупредил о необходимости сохранения этого плана в секрете даже от своих экипажей, во избежание утечки к англичанам.
Приказ об окончательной процедуре затопления флота был представлен только командирам кораблей 17 июня. При этом позднейшие расследования не смогли доказать, что фон Ройтер действовал по указанию властей Германии, поэтому можно считать, что его действия были обусловлены личным пониманием чувства долга и патриотизма.
Ниже приводится текст приказа (в небольшом сокращении, перевод автора).

Командование интернированного соединения
Приказ № P39                17 июня 1919 г.

Только через офицера
Лично

Командирам всех кораблей

1) Все необходимые приготовления для затопления кораблей должны быть выполнены немедленно и таким образом, чтобы корабль затонул как можно быстрее после получения приказа.

2) Полная подготовка должна быть выполнена только после того, как экипажи покинут борт (имеется в виду последняя репатриация немецких моряков на родину 19 июня - прим. автора). Каждый командир должен решать лично, кого из членов экипажа информировать и привлекать к исполнению плана, не допуская при этом утечки информации к англичанам.

3) Следующие подготовительные работы должны быть выполнены: все внутренние двери и люки ... , вентиляторы, иллюминаторы и т.п. должны быть постоянно открыты; по усмотрению командиров могут быть предприняты следующие шаги: обеспечение быстрого открытия крышек торпедных аппаратов, крышек конденсаторов, открытия вентиляции и клинкетов затопления и т.д.

4) Шлюпки. По возможности, для эвакуации экипажа следует держать в готовности только одну шлюпку. Белый флаг должен быть готов для передачи на шлюпку. Шлюпки с эвакуируемым экипажем должны следовать к берегу кратчайшим путем, оставаясь при этом под командованием своих офицеров.

5) Затопление должно быть выполнено:
a) в случае насильственного захвата англичанами;
b) после получения моего приказа.

6) В случае 5a.
Командиры должны тщательно обдумать, какие шаги они должны будут предпринять в случае попытки англичан неожиданно захватить корабли.
Требование англичан капитулировать, но не подтвержденное мною, следует рассматривать как захват силой и вести к затоплению кораблей.

7) В случае 5b.
Могут быть отданы следующие приказы:
a) затопить корабль немедленно, или
b) затопить корабль в определенное время.

8) Сигналы.
Для немедленного затопления согласно 7a будет дан следующий сигнал:
«Ко всем командирам:
Параграф 11. Подтвердить.
- Командующий интернированным соединением»
Этот сигнал будет передан любым возможным способом. Затопление кораблей должно быть начато немедленно. Для затопления корабля согласно 7b будет подан следующий сигнал:
«Ко всем командирам:
Параграф ноль девять один три. Подтвердить.
-Командующий интернированным соединением».

9) Подтверждение.
Подтверждение полученного сигнала выполнить по следующему образцу:
«Командующему интернированным соединением:
Параграф ... подтверждаю.
- Командир, «Эмден».

10) Так как принятие или отклонение условий Мирного договора и возобновление военных действий близко к разрешению, то ближайшие дни будут решающими. Со среды, 18 июня, днем и ночью, особое внимание должно быть уделено как наблюдению за необычными действиями англичан, так и на сигналы с «Эмдена». Если полностью положиться на команду нельзя, то обязанности впередсмотрящих должны вять на себя офицеры.

11) Я приму решение о затоплении кораблей только в том случае, если противник попытается завладеть ими без согласия нашего правительства. Если же наше правительство согласится на сдачу кораблей в соответствии с мирными соглашениями, то корабли будут сданы к вечному стыду тех, кто поставил нас в такое положение.

12) Командиры должны хранить этот документ так, чтобы он не мог попасть в руки противника.

(Подпись)
ф. Ройтер

Командиры получили инструкции подготовить корабли к затоплению и держать шлюпки готовыми к немедленному спуску. Передача распоряжений осуществлялась с помощью .. британских патрульных судов - рыболовных дрифтеров, развозившим по интернированным кораблям доставляемое из Германии снабжение и почту.
Узнав о продлении срока ультиматума, командовавший британскими морскими силами в Скапа-Флоу вице-адмирал Сидней Фримантл решил использовать это время для проведения учений и утром 21 июня пять линкоров в сопровождении двух легких крейсеров и нескольких эсминцев ушли в открытое море. В бухте оставалась пара эсминцев и несколько патрульных дрифтеров, траулеров и вспомогательных судов.
Утро 21 июня выдалось безоблачным, море было спокойным, дул легкий утренний бриз. На палубу флагманского корабля - легкого крейсера «Эмден» - поднялся облаченный в парадный мундир с наградами контр-адмирал Людвиг фон Ройтен. По его команде в 10 часов «Эмден» поднял сигнал “D G”, означавший, что все корабли должны внимательно следить за следующими сигналами.
В 10.30 над «Эмденом» взвился сигнал “Paragraph 11. Best;tigen (Параграф 11. Подтвердить)”, продублированный флажным и световым семафорами. Команда передавалась от корабля к кораблю довольно медленно и достигла самого удаленного эсминца только в 11.30.
Последним немецким экипажем, извещенным о предстоящем самозатоплении, был экипаж ... «Эмдена». Это было вызвано тем, у его борта находились три британских судна: водолей, подававший на крейсер пресную воду и два патрульных дрифтера, принимавших снабжение, доставленное из Германии, для передачи его на другие немецкие корабли. Поэтому фон Ройтер отдал приказ о затоплении крейсера только в 12.10.
Несмотря на политические разногласия, подавляющее большинство моряков интернированных кораблей встретили приказ контр-адмирала с воодушевлением. По многим свидетельствам, над кораблями были подняты германские военно-морские флаги, а их экипажи пели национальный гимн «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес…»
Так как подготовительные меры были проведены заблаговременно, то затопление Флота Открытого моря продвигалось быстрыми темпами. Первым, в 12.16, перевернулся вверх дном и затонул линейный корабль «Вильгельм дер Гроссе». В 12.54 за ним последовал линкор «Кёниг Альберт».
Вице-адмирал Сидней Фримантл получил радиосообщение о начале затопления интернированных кораблей около 13 часов и приказал своему соединению полным ходом возвращаться в Скапа-Флоу. Корабли Фримантла прибыли в бухту между 14 и 16 часами. К этому времени не затонули полностью только 3 линкора, 3 легких крейсера и несколько эсминцев.
Англичане попытались заставить немецких моряков, еще остававшихся на борту, не покидать свои корабли, а находившихся уже в шлюпках вернуться на борт и остановить их затопление. При этом безжалостно вели пулеметный и ружейный огонь, использовалась даже малокалиберная артиллерия. Погибло 9 человек (один из них был застрелен позже уже на борту британского корабля), включая размахивавшего белым флагом командира линкора «Маркграф» Вальтера Шуманна, ранено 16 моряков. Огонь вели и с берега, чтобы не допустить высадки немцев, хотя шлюпки несли белые флаги.
Экипаж «Эмдена», включая Л. фон Ройтера, покинул корабль, перебравшись на стоявшие у его борта английские дрифтеры. К его разочарованию, британскому эсминцу удалось отбуксировать тонущий крейсер к берегу и выбросить на мель.
Та же участь постигла линкор «Баден», два легких крейсера и 18 эсминцев - английские корабли успели отбуксировать их на мелководье. В течение 5 часов немецким экипажам удалось затопить 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца.
Позднее фон Ройтер так комментировал свои действия:
«Причиной моих действий в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года были следующие инструкции:
1) Старший военно-морской начальник в иностранных водах не имеющий связи с Родиной должен действовать по своему усмотрению в соответствии с интересами своего государства и сохранении чести флота.
2) Германские корабли во время войны ни при каких обстоятельствах не должны попасть в руки неприятеля.»
В лагере держав-победительниц отношение к затоплению немецких кораблей было двояким., Официально выражалось гневное осуждение коварных и неджентльменских действий правительства и флота Германии, однако в частной переписке британских адмиралов и даже премьер-министра Ллойд Джорджа ощущалось их явное удовлетворение случившимся.
23 июня 1919 года британский представитель на Версальской Мирной конференции  адмирал лорд Вестер Вемисс писал своему французскому коллеге: «Я расцениваю затопление германского флота как настоящее Божье благословение.» Британцы понимали, что процедура раздела флота будет крайне болезненной и явно не желали усиления своих конкурентов, претендовавших на германские корабли.
А американцы, французы и итальянцы откровенно заявляли, что затопление германского флота было предпринято по решению англичан.
В побежденной и униженной Германии самозатопление Флота Открытого моря вызвало шквал восторженных эмоций. Об этом свидетельствуют слова адмирала Хиппера: «истинно германский дух не угас.» И поэтому вернувшихся из плена в январе 1920 года фон Ройтера и его подчиненных встречали как национальных героев.
Однако финансовые последствия для Германии оказались весьма тяжелыми: стоимость потопленных кораблей была добавлена к сумме репараций, наложенных державами-победительницами на Германию.
Через пять неlель после инцидента союзники потребовали у Германии передачу еще пяти легких крейсеров и 400 000 тонн докового оборудования, включая плавучие доки, кранов, буксиров и землечерпалок. До выполнения этого требования они угрожали удерживать в плену в качестве заложников моряков бывшего интернированного флота.
Уцелевшие в Скапа-Флоу корабли разделили между державами-победительницами (Англией, США, Францией и Японией), а большинство остальных подняты в 1922-1939 гг. и разделаны на металл.


Рецензии