Арест

Вот как описывает арест Иисуса евангелист Марк.
«Кончено, пришел час;  вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
 Вставайте, идем. Вот, предающий Меня близко.
И тотчас, пока Он еще говорил, приходит Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
 А предающий Его дал им условный знак, сказав: Кого я поцелую. Он и есть; возьмите Его и ведите под надежной стражей.
И придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! и поцеловал Его.
Они же наложили руки на Него и взяли Его.
А один из стоявших тут, выхватив меч, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо.
И сказал им Иисус в ответ: как на разбойника вышли вы с мечами и кольями задержать Меня;
каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не взяли Меня; но да исполнятся Писания.
И оставив Его, бежали все» ( Мк 14:41-50)

Вопреки изображению Иоанна, в аресте Иисуса, согласно синоптикам,   римские войска не участвовали.
Иоанн же говорит не только о «служителях» (рабах) первосвященников и фарисеев, но и о «когорте» :
«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»,(Ин 18:12)
Иуда, «сын погибели» (Ин 17:12), не  предает у Иоанна Иисуса  поцелуем ; ученики не бегут. Иисус сам идет навстречу толпе  и сдается добровольно, защищая учеников: « Итак, если Меня ищете, оставьте этих, пусть идут.»(Ин 18:8)
Один из учеников (вероятно, Петр) спрашивает, не ударить ли мечом . Иисус отвечает призывом: «Возврати меч  твой в его место, ибо все взявшие меч, от менча и погибнут». Так «должно быть», чтобы «сбылись Писания.».
У Матфея Иисус произносит слова, говорящие о том, что Он не бессилен , чтобы оказать сопротивление, но  отказывается от этого :«Или ты думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего, и Он не даст Мне тотчас же более двенадцати легионов ангелов? Как же исполнятся Писания, что это должно произойти?»(Мф 26:53)

    Кто и почему мог дать приказ об аресте Иисуса?

Римляне законодательно запрещали собрания, тем более, массовые, по любым поводам, не говоря про политически окрашенные.
О  въезде Иисуса  в Иерусалим в сопровождении массы сторонников не могло не стать немедленно известным как иудейским, так и римским властям.
Понтий Пилат относился с большим подозрением к каждому проповеднику,пользовавшемуся влиянием в народе. Зная свободолюбивый нрав иудеев и их неприятие власти язычников, он не без основания опасался, что любое религиозное движение может рано или поздно перерасти в антиримское восстание.До него дошли слухи что Иисус и есть тот самый Мессия, который должен изгнать римлян из Иудеи.

Иисус был чрезвычайно популярный проповедник, собирающий тысячные толпы, а значит, имеющий политическое влияние, которое , могло легко  спровоцировать бунт . Его разумно убрать , чтобы улица не загорелась очередным мятежом.
Въезд в Иисуса в Иерусалим, эта фанатичная толпа с криками «Да здравствует царь Израиля!» был опасно провоцирующим,публичным вызовом властям — еврейским и римским, и это понимали окружающие (Ин12:19).Сам Иисус не только терпел, Он поощрял эту процессию сопровождавших Его вступление в город как Мессии Израиля, принимал почести и титул (Лк 19:39-40)
Его въезд на ослице  в Иерусалим можно было рассматривать как акцию утверждения в статусе Мессии, Царя Иудейского, как акт восстания. Раз атрибутируется въезд царя Израиля, значит власти кесаря пришёл конец . Не может быть двух правителей в Иудее.
Что  могли означать призывы к Царству Бога для римлян?  -Ни одно «Царство» , никакой иной царь невозможны, пока есть другой царь- Божественный император Рима.
 Смысл послания Иисуса , обращенного к жителям города,  можно было понять так : долгожданный Мессия — истинный Царь Иудейский — пришел, чтобы освободить Израиль из рабства.

Как предполагают некоторые исследователи, вероятно, Пилат потребовал от начальника римского гарнизона в Иерусалиме и от первосвященника Каиафы схватить и доставить к нему на допрос «Иудейского царя».
Надо заметить, что в то самое время какой-то мятеж уже имел место. нескольких участников во главе с Вараввой были уже арестованы и приговорены к казни.

Первосвященник Каиафа, страшась всеобщего восстания иудеев и беспощадной реакции Рима, решил предотвратить эти несчастья, выдав Иисуса Понтию Пилату. И в то же время, нельзя было предпринимать никаких открытых действий против Иисуса, чтобы не толкнуть народ к мятежу: любой шаг мог привести к взрыву.
Согласно Евангелиям, Иисуса не могли схватить ни в Храме, ни на улицах Иерусалима из-за страха перед людьми, защищавшими Его (Мк12:12;Мф 21:46;Лк 22:2, 19:47-48).Каждый день промедления грозил народными волнениями и столкновениями с римлянами
Т.о. у Каиафы возникла идея пожертвовать Иисусом, чтобы предотвратить бедствие, которое могло грозить всему народу со стороны римской оккупационной власти.Верховный совет нёс ответственность за сохранение мира между еврейским населением и оккупационной армией. Но с др. сторны,эти «размышления» первосвященника можно толковать как фактический смертный приговор, вынесенный Иисусу советом..
Однако, при этом  нельзя игнорировать тот факт, что без приказа Пилата и без его выполнения римскими солдатами Иисус не был бы распят даже если бы весь народ Израиля пожелал это.
Таким образом, можно  придти к выводу, что устранение Иисуса было выгодно как  римским, так и иудейским властям.

Существенные различия в  описании ареста Иисуса   Иоанном и синоптикам   важны для ответа на вопрос: кто  отдал приказ об аресте Иисуса,  вожди иудейского народа или  римский прокуратор Понтий Пилат ?
Как  следует из  изображения  ареста Иоанном и синоптиками, только в первом случае принимали участие римские воины:«Итак, когорта и трибун и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его»(Ин 18:12)
Направление римской когорты  свидетельствует о том, что намечался арест не одинокого бродячего проповедника, а достаточно большого числа вооруженных мятежников.

В Иерусалиме того времени имелись только формирования римских войск- когорты (oт 300 до 600 человек). Факт использования именно римских воинских частей, в репрессиях по отношению к Иисусу подтверждает Марк, называя офицера у креста "центурион"(Мк.15:39,45), что соответствует римским воинским формированиям. Кроме того, упоминание наличия мечей, у арестной команды (Мк 14:43), определённо говорит о присутствии римских солдат, поскольку по ночам разгуливать с мечами могли только римские солдаты или бунтовщики.
Т.е.  можно  сказать, что и Марк, вслед за Иоанном, подтверждает, что в военизированной операции по аресту Иисуса  могли участвовать римские солдаты.

Римская когорта проводит ночную операцию , идут с факелами и мечами, в полной готовности вступить в бой, что может означать, что они ожидали вооруженного сопротивления и готовились к массовым беспорядкам. Видимо, основания для столь масштабной акции у римлян были.
Синедрион никогда не имел власти над римским войском и не мог её иметь. В подчинении первосвященника могла быть только храмовая стража, с дубинами, юрисдикция которой ограничивалась территорией Храма.

Итак, наличие римских солдат при аресте, говорит о  его политической мотивировке .
Аверкий (Таушев) архиепископ  сообщает об аресте Иисуса Христа следующее:
«Все четыре Евангелиста согласно рассказывают об аресте Иисуса , причем каждый лишь привносит свои подробности, которые дополняют картину. По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру, т.е. часть легиона, называемую когортой и состоящую из 1000 человек с тысяченачальником во главе, о котором особо упоминается в 12-м стихе, а также служителей от первосвященников и фарисеев. Хотя было полнолуние, толпа эта пришла с фонарями и факелами в предположении, что  Иисус может укрыться в потаенных местах сада. Воины были вооружены мечами, а слуги первосвященников — дрекольями. По-видимому, они ожидали возможности серьезного сопротивления».

Иногда возникают сомнения по поводу присутствия при аресте Иисуса когорты.
Флавий пишет : "римляне поставили на галерее храма когорту, так как они всегда имели обыкновение во время праздников держать войско под оружием, дабы предостерегать собравшийся народ от возмущения" (Иуд.Войн.2, 12-1)
Когорта обычно выступала   для усмирение волнений в городе и  присутствовала  при аресте Иисуса именно потому, что римляне ожидали встретить серьезное сопротивление.
 Арест Иисуса  состоялся после Его после "акции" в храме и также по подозрению в участии в мятеже.

Оккупационная администрация  должна была предпринять шаги, чтобы убрать популярного проповедника, за которым ходят многотысячные толпы, которого народ встречает, как своего царя.
 Для римлян, как и  для иудеев Храм и религия — это политический вопрос.
Кроме того , Храм –это место постоянного скопления экзальтированных паломников и фанатиков,  представляющих взрывоопасную среду.

    Итак,поскольку  при аресте Иисуса принимали участие «воины, тысяченачальник и служители иудейские» ( Ин18:3,12), можно предположить, что костяк отряда составляла не храмовая стража, а вооружённые римские воины во главе со своим командиром.Выводы о том, кто был инициатором взятия Иисуса под стражу:коллаборанты первосвященники или римляне,-расходятся. Однако, не оспаривается тот факт, что приказ римским солдатам об аресте мог исходить  только от военной администрации .
    Первосвященник не был для римского трибуна тем лицом, которое могло ему отдать приказ произвести арест нежелательного лица или просто попросить о содействии в аресте виновного перед римским судом еврея. Приказ об аресте обвиняемого мог отдать только прямой начальник трибуна – скорее всего, прокуратор Понтий Пилат. Но это значит, что Пилат заранее решил, что будет судить Иисуса. Тем более, что суд был назначен на утро: Пилат должен был заранее познакомиться с «делом», принять какое-то предварительное решение


Рецензии