Даьрбаьнд, а не Дербент

Bild: Антикварная гирька из Данцига (Freie Stadt Danzig).


"Даьрбаьнд",а не "Дербент"



Мы не армяне Сочи и не таджики Московии. Нам не нужен чужой патриотизм, с нас достаточно право голоса на демократических выборах своего республиканского руководства и следование собственной аутентичности. Все прочие "пряники" в виде самовара, пляшущих медведей, матрешёк и тройки с бубенцами можете оставить вашей Южной Осетии, Абхазии и прочему "нацруту".




Ойконим "Дербент" согласно мусульманской географии никакой не "Дербент", а перс. (аджамское) ДАЬР ( "ворота, проход, узкое место") + БАЬНД ("узел, связка" и т.п.). В русском языке dar соответствует "дверь", а band иностранному заимствованию "банда". Ту же самую основу мы видим, напр., в нем. Verband "союз, объединение, войсковое соединение".

Никакого смысла закреплять безграмотное искажение не было. На русских старинных картах указано "Море Дарубандское", а не "дьербьентское". Русское "е" это je (ye) латиницей. Если какой-то олух, не будучи знаком ни с языком, ни с культурой, ни с историческим прошлым чужой для него местности не умеет правильно произносить местные ойконимы, то это не повод, чтобы подстраиваться под него. И в татском и в терекеменско-азербайджаеском и персидском - DARBAND ( даьрбаьнд), а "дербента" нет. И тем более латиницей этот ойконим не может записываться как Derbent, его правильное написание Darband, причём над гласными желательно проставить двоеточие или иной схожий по смыслу знак для указания смягчения.

Мало того, что они сами коверкают лексикон, связанный с традиционной мусульмаской географией, так ещё нам, в наши языки эти ошибки пихают.

В ауарском языке, например, вообще нет никакого русского "е", в нём стабильно  "э" (как в халха-мон. "э"), а русское "е" - это сочетание "йе". Халха-монг. хээр "степь, необжитые земли" должно быть в ауарскрм правильно отражено как "ххэр" (зелень, трава, зельё, яд). Какой юродивый "аваровед-руссист " внёс в словарь "ххер"? Если где-то в Хунзахе- опорном столпе царизма- всем всё равно, то почему бы вот этот "ххер" им не оставить себе, а не продвигать в ауарский литературный язык? Нет такого произношения с заменой "э" на je (ye) в ауарском.   

Darband - распространённый в мусульманском Аджаме ойконим. В Турции, например, его можно встретить часто, но это небольшие населённые пункты.

В РД одним из первых следовало принять закон о запрете на изменение ойконимов, топонимов кавказско-мусульманского исторического прошлого. То есть вся "липа" и халтура должна подвергнуться анализу и при случае её несоответствия правилам записи на письме - отвергнута. Возвращение аутентичности правильнее начинать с отражения латиницей. И на неё должны ориентироваться все остальные языки. Рядом с латиницей можно указать передачу арабицей. Даже на почтовых марках Израиля есть указание страны на арабском.

Мы считаем также совершенно неуместным занятием поиски, а затем выпячивание в этом городе следы допотопного христианства. Стены, которые мы видим - Сасанидские, а "нацрут" (христианство) здесь "с боку припёка" - пустили временно погреться. Причём город Сасанидской администрацией был аккуратно передан халифатским арабам,т.е. мусульманско-суннитской общине. И устраивать здесь эксперименты по воспитанию толерантности не следует. Город на 100% мусульманско-суннитский. Пусть эксперементируют в другом месте - никто же не эксперементирует с Москвой и Питером.

Никто в РД не желает переделывания Darband/ Ворота Торайе в очередной "калининград" или "гданьск", "клайпеду", "вроцлавль" и пр. Да и на самом гербе города не помешало бы указать арабицей Darband - shahr, чтобы кардинально пресечь любые попытки переиначивания. Хватит с нас "буйнаксков" и "махачей", чтобы ещё портить и Darband. Ни каких изменений в городе не имеют права быть если они хотя бы в малейшей степени направлены на искажение достоверного исторического прошлого города. Что касается армяно-григориан и иудеев, то злесь никаких возражений нет, -да, это местные общины, в отличии, скажем, от "ортодоксии". С последней разновидностью "нацрута" этот город никогда и ничего не связывало. Из допотопного "нацрута" могут быть сохранены и продолжены традиции армяно-григорианства, а "ортодоксия" никакого отношения к городу не имеет.

И последний остолоп поймёт чего добивались большевики в Дагъестане своими переименованиями и переиначиваниями. Но они не трогали Darband, а в настоящее времи и туда упорно пытаются влезть со своими искусственными схемами. Дагъестан - не водкопроизводители Осетии и не пляжные мальчики Республики Абхазия. Пусть там вносят какие угодно изменения в духе толерантности, выискивают следы древнего "нацрута', эксперементируют с патриотизмом  и пр. Нам нужна вовсе не схожесть его с Дагъестаном, а как раз наоборот - шокируюшая несхожесть его со всем остальным Дагъестаном. Туризм же от этого только аыиграет, потому что ценится всегда и повсюду вовсе не однотипность, а аутентичность, неповторимость, отсутствие аналогов. Даьрбаьнд должен удивлять и поражать посетителей, а не служить подмостками какого-то заурядного театрального представления где почему-то "нацрут" и Пётр I вообще не имеющие никакого отношения к городу выдвигаются на первый план. Пусть себе это всё пристроят на дачных участках.

Все посетители тех или иных достопримечательностей ценнят экслюзив, подлинное, а не "китч". Ни один турист не посетит РД для созерцания каких-нибудь памятников обкомовским работникам, каким-то "невинно убиенным" большевикам и пр.  Для всего этого имеются другие места. И рекламировать их за счёт притягательности мусульманско-имперского города, стены которого возвели ещё Сасаниды не нужно. И глупо преподносить Darband в извращенческой трактовке вроде "здесь были скифы, сарматы, арабы, турки, монголы и пр." Как вообще мог быть в Прикаспии "проходной двор, когда стенами был обнесён не только Дербент, но и подступы к нему, включая Анжи (Махачкалу) Те стены, которые мы видим сегодня были сооружены Сасанидами против конкретного врага - "хонов" армянских хроник. И у этих сооружений есть продолжение в северо-восточном Иране, провинции Хорасан под названием "Горганский вал", он же "Красная змея". Их фундамент с редкими уцелевшими участками сохранился в наши дни. Их целью было остановить набеги "хионов". Скифы же представляли слабосильную команду, а сарматы вообще и не помвшляли о вторжении.

Всё, так или иначе, - нахско-дагъестанское наследие в Азербайджане перегружено бесконечными дурацкими дворцами Фонда Гейдара Алиева, а в Дагъестане каким-то  патриотическим новоделом. Ни то и ни другое нас не устраивает.


Anti-Mossad


Рецензии