Особенности русского народа в романе Некуда

 
Проработка романа позволила мне выделить очень важные философские мысли, коих в последствие я не нашел в интернете (существуют ряд статей по теме нигилизма, вслед за обсуждением резонансной теорией Ницше). Эти философские мысли с социальным житейским оттенком в данном сообщении стало возможным сгруппировать по четырем тематическим разделам: 1. Общефилософские воззрения; 2. Русский социальный характер; 3. Общественный бытовой инфантилизм; 4. Невежество.

Публикуется без заключения кавычек в тексте.

АВТОРЫ О РОМАНЕ «Некуда»

Впервые в русской литературе Лесков в романе «Некуда» дает целостный анализ нигилизма как политического движения, как идеологии и как психологии. (Б. Прогудин - Размышление о настоящих нигилистах).
Роман «Некуда», навлёк на автора беду: перед писателем закрылись двери журналов, поползли даже слухи о сотрудничестве Лескова с III отделением. (Майя Кучерска. Хорошо забытое старое: «Некуда» Лескова)

1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Россия идет своей дорогой и никому не свернуть ее.
Философия невозможна там, где жизнь поглощена повседневным нуждам.
Закон возмездия – проклято то сердце, которое не умеет заплатить за любовь состраданием.
Цивилизация уравнивает страсти, нивелирует стремления, а теории - не гарантируют счастья.

2. РУССКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР  (в романе «Некуда»)

В его лице отражалась смесь энергии, ума, прямоты, силы, русского безволия, и распущенности.
В Росси меньше вредных преданий, но больше невежества.
Люди из народа кажутся такими тихими, а черт знает, что они думают и что могут сделать.
В русских семьях беспричинная злоба обычно сменяется столь же беспричинною снисходительностью и уступчивостью.
Наклонность к социализму в природе русских людей.
У нас так - сделаем худо, а поправим еще хуже.
Лжецов больше чем дурных людей с иными пороками.

3. ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ

Бытовала присказка - «от трудов праведных не наживешь палат каменных».
Все стремились к знатности и богатству, а не к честности.
Не честными намерениями к справедливости освещалась вода в великом море русской жизни.
Все были обучены искать милости, исходя из того, что «ласковое дитя двух маток сосет»..
Легко ладить с жизнью, если слушаться ее и присматриваться к ней.
Кто умеет жить умнее, тот уставиться во всякой рамке. А если бы больше было умелых, то и неумелые поняли, что им делать.
Против природы не пойдешь, а пойдешь, так дураком и выйдешь.
Если есть свои мысли – то есть и собственное мнение.
Гуманные науки сами по себе ничего не значат. Всему корень материя. В наш век нельзя быть узким специалистом.
Есть сила благодатная в созвучье слов живых.

4. НЕВЕЖЕСТВО

Враг один у всего человечества – его невежество и упадок нравов. Чем этому противодействовать? – только не насилием.
Надобно в жизни не боятся людской черноты и пошлости, а бояться пренебрежительности и нетерпимости.
Кто сильно спорит – тот выдает повадки тирана.
В Англии свобода поминальная, свобода протестовать против голода и умирать без хлеба - свобода голодного.
Следует дорожить семьей и не поощрять капризов распущенного разума.

        В окончании данной заметки приведу важную цитата Н. Лескова, взятую мной из интернет портала «Вокруг света»
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Это утверждение перекликается с разработкой Ницше о малом различии между Добром и Злом (см. М. Шульгин, проза).

Данная публикация может быть полезна для написание более развернутых статей и полезна для исследователей в области социальной философии


Рецензии