Солнце и Луна - 10
Верс гордился, когда обнаруживалось, что ученица понимает и знает больше, чем он ее учил.
Однажды на Арменте встала вереница судов. Вельможи устроили себе ручной круиз. Охранники два дня не пускали местных рыбаков к реке. Весть о возмущении жителей деревни достигла Папириев. Велия тут же поскакала на реку посмотреть, что происходит.
Охранники ощетинились оружием против столпившихся рыбаков. Рыбаки угрожали, кто чем мог, выкрикивали требования пустить их на реку.
- Они перебьют этих бедняков! – с ужасом рассказывала Велия отцу.
- Разве действия охранников не справедливы? Они защищают покой своих господ.
- Нет, они всего лишь законны. Справедлив здесь гнев рыбаков – им кормить своих детей.
На лицах господина Тита и Верса одинаково отразилось удивление: девочка проводила разницу между законностью и справедливостью.
Отец взял дочь под руку и отправился с ней пройтись по саду. Верс бывал счастлив в такие минуты, он знал, что многоумный родитель любит поговорить с дочерью и гордится ею – разве это не лучшая аттестация педагогических усилий учителя?
По мере взросления Велия все чаще приглашалась в компанию гостей дома и всякий раз происходило одно и то же: девочке задавались дежурные вежливые вопросы, но по мере ее ответов удивление и внимание к ней росло. Она легко переходила с родного языка на греческий или латынь, кстати декламировала, делала нестандартные замечания, обнаруживала наблюдательность и широту взгляда на мир. Господин Тит восхищался умной и оригинальной дочерью, выставлял ее перед гостями всякий раз, когда надо было отвлечь их внимание или занять на какое-то время. Девочку запоминали, о ней расспрашивали, ей передавали поклоны.
***
Как-то, когда Велии было тринадцать лет, Верс не мог найти свою ученицу, хотя обычно ее от него было не отогнать. Она нашлась в саду, в кустах.
- Что с Вами, госпожа? Почему Вы здесь?
- Пришел мой час, я умираю.
- Умираете? Отчего такие мысли?
Девочка посмотрела на свои ноги, они были в крови. Верс понял, в чем дело. Неужели на женской половине ей до сих пор не рассказали про ежемесячную кровь? Впрочем, не удивительно, пока она считалась ребенком, ее привычно отдавали ему. Он как можно естественнее сказал:
- Это не смерть, это жизнь. Так должно было стать. Идите скорее к женщинам, они расскажут, что это значит и что надо делать.
- Не пойду, все поймут, откуда идет кровь.
Верс оторвал кусок ткани от своей туники, смочил его в садовом бассейне и вытер ей ноги.
- Скорее идите! Буду ждать Вас в беседке, Вы совершенно здоровы и повзрослели, теперь буду задавать больше и спрашивать строже.
Велия отсутствовала довольно долго, пришла темнее тучи, с выражением гадливости на лице.
- Фу! – Она презрительно фыркнула, показывая, как ей противно. – Вот уж не думала, что такое возможно! И это навсегда!
- Это нормально, признак здоровья.
Губы девочки протестующе изогнулись, перед ее глазами так и стояли шарики из овечьей шерсти и холщовые лоскуты, про которые ей пришлось узнать от кормилицы столько мерзкого.
- Начнем декламировать? Одиссею или Илиаду*? – Верс попытался отвлечь ее будничными делами.
- Мне нужен гаруспик**, иди за мной!
- Гаруспик? Зачем?
- Я не хочу замуж, - твердо сказала Велия. – Мне не кажется это счастьем.
В ее ушах стоял возбужденный гвалт служанок, поздравлявших ее и говоривших о необходимости начать присматривать подходящего жениха.
- Все женщины хотят замуж!
- А я нет.
- Почему?
- Я не хочу проклинать мужчину, которого еще даже не знаю. Иди за мной!
- Почему проклинать? – опешил Верс.
- А ты знаешь супругов, которые бы не кляли друг друга?
- Но Ваша мать и сестра! Разве Вы не хотите быть как они?
Велия посмотрела ему прямо в глаза:
- Моя сестра давно перестала смеяться, хотя здесь была веселой, а мать часто просит Уни*** дать ей терпения с мужем. Почему сестра больше не смеется? И зачем матери столько терпения, на что она тратит его, если отец всегда игрив, как ребенок, и весел?
Верс осторожно заметил:
- Возможно, такова женская природа.
Велия твердо посмотрела ему в глаза:
- Я злобная?
- Нет.
- Живая? Жизнерадостная?
- Очень.
- Сестра была такой же. Что такого случится в браке, что отнимет у меня радостность? Что, скажи?
Верс порозовел и отвел глаза.
- Лучше, наверное, спросить у женщин.
- Думаю, чт; бы я не услышала, будет или неправдой, или я не смогу изменить это.
В конюшне Велия велела оседлать Грома.
- Идем, выберу черного барана****, - приказала она Версу. – Выйдем через задний двор. Аргос, тихо!
Они беспрепятственно покинули усадьбу.
- Я слышала, в городе остановился важный лукумон с севера, он едет в Африку. Его всегда сопровождает знаменитый гаруспик. Лукумон сейчас гостит у кого-то, а предсказатель в храме Тина*****. Идем туда!
- Но у Ваших родителей есть свой****** гаруспик, спросите, что желаете, у него!
- Тогда он все может рассказать матери или отцу, или еще хуже – наплетет чего-нибудь, что они желали бы услышать. А я хочу правду! Этот чужак не знает меня, посмотрим, что он увидит!
*Древнейшие из сохранившихся памятников древнегреческой литературы, шедевры мировой поэзии, были созданы почти три тысячи лет назад, описывают события из Троянской войны.
**Гару;спик — жрец в Древней Этрурии, позже — в Древнем Риме, гадавший по внутренностям жертвенных животных, особенно часто по печени. Гаруспики пользовались огромной популярностью и были повсеместно распространены, состояли практически при всех правителях, занимали государственные должности. Известны многие предсказания с точными деталями, впоследствии подтвердившиеся. Так, гаруспик Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., когда Цезарь и был убит.
***Уни – супруга верховного бога этрусков Тина, аналогична греческой Гере и римской Юноне, богиня брака, семейных ценностей, женских сил и материнства.
****Печень черного барана считалась лучшей для гадания, само животное приносилось в жертву.
*****Тин (этруск.) – Юпитер.
******Суеверность этрусков даже для античного мира была непревзойденной, к предсказателям обращались по малейшему поводу, богатые семьи часто имели собственных гаруспиков. Эту особенность у них переняли римляне.
Свидетельство о публикации №224062201012