Солнце и Луна - 17

***

Римские послы в составе нескольких человек встретили войско Антиоха IV у Александрии, всего в четырех милях от ее стен. От послов не укрылось, что сирийский царь уже полагал себя правителем Египта. Он приветствовал римлян, протягивая им правую руку будто хозяин союзникам.
Действовать нужно было решительно.
Без каких-либо церемоний Гай Попилий Ленат* подошел к Антиоху и предъявил ему табличку, на которой было начертано требование Сената:
- Ответ нужен немедленно.
Царь прочитал начертанное, свел брови:
- Мне нужно обсудить полученное требование с друзьями.
Попилий Ленат палкой из виноградной лозы, которую держал в руке, провёл черту кругом Антиоха:
- Ответ на письмо нужно дать, не выходя из этого круга**.
Все застыли: это был ультиматум в самой наглой и оскорбительной форме, и грубое напоминание о мощи Рима.
Антиох думал недолго:
- Что почли за бла¬го в сенате, то я и сде¬лаю.
Он тут же развернулся и покинул Египет.
Для сирийцев было довольно унизительно отказаться от уже завоеванных территорий, но они утешились тем, что за время похода основательно разграбили страну.
Птолемеи вздохнули свободно, хотя и рано: Рим позволил им сохранить государственность и формальную независимость, однако, отныне Египет утратил собственную суверенную волю.

***

Управившись с сирийским царем, Витус оставил группу послов следовать своим путем и отправился в лагерь римского войска выполнять основные порученные ему обязанности. Он не стал заезжать в Александрию, хотя находился фактически под ее стенами, поскольку знал, что вернется сюда, чтобы наладить бесперебойные поставки зерна в Рим.
В лагере Витус довольно быстро вник в финансовое состояние дел: сосчитал все долги по уплате жалованья, обнаружил, куда делись государственные деньги, подлежащие выплате солдатам – оказалось, ушли в частные займы частным лицам. Квестор положил конец беззаконию и взыскал причитающиеся суммы, выплатил долги и настоял на строгом наказании для служащих, допустивших преступление, чем внушил солдатам и народу почтение и страх. Также, проверяя документацию, квестор обнаружил, что во многих случаях документы на вознаграждения предоставлялись ненадлежащим образом или ненадлежащими соискателями. По каждой выплате Витус провел расследование, лично допрашивая участников, и потребовал от них возвращения денег, полученных без права. Разбирательство проводилось публично, на голову виновных пал несмываемый позор – квестора как возненавидели, так и превозносили. Превозносили больше.
Когда лагерь снялся с места и отправился в переход на новое место дислокации, оказалось, что у воинов нет одежды, соответствующей местному климату и по ночам они сильно мерзли. Командиры отправились по поселениям собирать теплые вещи, но получили категорический отказ – местные с опасением относились к чужому войску и не хотели тратиться на него, поэтому спешно отправили делегатов в правительство с просьбой освободить их от этой повинности. Прошение было удовлетворено и войско оказалось в трудном положении, потому что суточные перепады температуры были нешуточными. Тогда Витус сам поехал с обозом по городам и селам и, по-походному осунувшийся, возмужавший, заматеревший и вдохновенный, так красноречиво расписывал страдания доблестных воинов, кои являются сыновьями, мужьями, отцами, которые оставили свои семьи, чтобы защитить египетские земли от сирийских захватчиков, что местные жители добровольно и бесплатно жертвовали теплыми вещами, наполнив каждую армейскую телегу. В лагере Витуса встретили ликованием.
К концу срока годичной службы квестор оставлял полную армейскую казну, полную выплату срочного жалования, изрядный запас провианта и добрую славу о себе. Провожали его не только наилучшими пожеланиями и похвалами, но и нескончаемыми объятиями. Один из военачальников, некто Квинт Фабриций за минувший год проникся таким восхищением перед принципиальностью Витуса, что при прощании кинул ему под ноги плащ, тут же полетели и другие плащи, устилая путь – честь, которую римляне оказывали нечасто и не всем. Про Витуса говорили, что он единственный из квесторов приехал в войско с полным кошельком, а уехал с пустым, приехал к пустой казне, а оставил ее полной. Солдаты не хотели его отпускать и просили продлить назначение еще на один срок, но Витус объяснил, что ему надлежит обеспечить Рим поставками зерна, и его отпустили. Вздохнуло с облегчением лишь командование.

*Реальная историческая фигура, посол, передавший требование Рима сирийскому царю Антиоху IV, и именно в той форме, как здесь описано.
**Реальный факт. Мощь Рима на тот исторический момент была непревзойденной и часто требования выдвигались ультимативно, без церемоний.


Рецензии