Претензии на гениальность?

Претензии на гениальность в творческой среде давно уже превратились в рутину. Лёгкость, с которой в рекламном рвении применительно к нашим современникам пользуются превосходными степенями, пробуждает невысказываемый обычно вопрос: а кем тогда следует считать Баха, Моцарта, Достоевского, Пушкина, Есенина?

На мой взгляд, без выхода на метафизическое осмысление бытия ни о какой гениальности речи быть не может. Это, говоря секулярным языком, можно с некоторой натяжкой назвать «системным мышлением». В том смысле, что бытие воспринимается не как ряд разрозненных событий (фактов), а как единый взаимосвязанный поток с несколькими магистральными течениями и некоторым количеством ответвлений от них. В такой оптике поток событий воспринимается лишь как тень, проходящей на более высоком уровне - борьбы идей, концепций. И именно такое видение (осознанное или, как, порой, бывает, подсознательное) позволяет художнику создавать то, что окажется действительно гениальным.

Конечно, само по себе метафизическое осмысление не делает гением автоматически, но «гений» без метафизики - по сути, просто талантливый актёр, занятый в спектакле, сюжета которого он до конца не понимает. Метафизическое осмысление может быть и со знаком минус, как например, Гёте со своим потрясающим проникновением в инфернальную сторону бытия, его популяризации и лакировке. Стоит заметить, что метафизическое осмысление со знаком плюс - далеко не подарок ко дню рождения, а тяжкое бремя, ведь парадная часть бытия принадлежит князю тьмы. Эта далеко не всеми осознаваемая истина хорошо иллюстрируется эпизодом из Евангелия, где сатана, искушая Христа, предлагает ему власть над всеми царствами и славу их.

Гений со знаком плюс - это, по сути, параллельный бытию проводник духа (точнее, бытие враждебно ему, что в данном случае почти одно и то же). Гений со знаком минус - тоже проводник духа, но этот дух гораздо более актуализован в бытии. То есть идёт некая незримая борьба нематериальных (духовных) сил: концептов, идей, в качестве своего отсвета на низовом уровне формирующая противоборство в его осязаемых (профанических) конкретных проявлениях. Понимание аспектов этой борьбы (сознательное или бессознательное), художественное отражение своего отношения к ней и формируют то, что можно назвать гением. Говоря языком психологии, гений отражает архетипы, матрицы, мифологические пласты, а талант - всего лишь коллективное мнение отдельных (пускай даже и обширных) доминантных групп.

Не нужно впадать в крайность и сводить сказанное насчёт «плюса и минуса» к вульгарным «хорошо», «плохо». Обывательские «хорошо-плохо» не имеют к этому никакого отношения. Более того, рискну сказать вещь, которая для большинства читающих скорее всего будет шоком: гуманизм в его традиционном европейском издании - не что иное как порождение тьмы, и в наше время на сегодняшним этапе развития данного проекта это особенно хорошо видно.

Достоевский, к примеру, велик не картинными стенаниями по поводу «слезинки ребёнка», а своей способностью отражать некие глубинные архетипические процессы. Интересно то, что по поводу «слезинки» у него высказывается один из самых зловещих персонажей, фактически жрец Инферно - Иван Карамазов, возвращающий из-за этой самой «слезинки» гипотетический «билет в царствие небесное». Это тонкий и психологически очень достоверный момент, кратко выражаемый формулой: «другие вон чё, и им ничё, а я чего? Тогда и мне можно! Чем я хуже?». То есть само наличие «слезинки», как фактора несовершенно устроенного мира, как бы снимает с таких «Иванов» львиную долю моральных ограничений. Думаю, что интуитивно понимая глубину проблемы, Фёдор Михайлович не случайно вложил эти слова в уста именно такого персонажа.

Вышедший из гностических сект гуманизм, возведя на пьедестал человека, по сути, заменяет им Бога. Освободив от метафизических задач, человека сделали венцом и мерилом всего. Базовые его интересы, интересы тела абсолютизируются. Это первый этап, на котором и выступает та самая «слезинка ребёнка» как символ, мерило бытийного воцарения человека. Но тут есть очень тонкое противоречие: отрыв от метафизики, доминирование интересов самого человека, отрицание существующей вне его внутренних потребностей миссии, означает утрату духовного измерения. Возведя самого человека на высочайший пьедестал, сделав его само-значимым, оторвав от той задачи, которую религиозное миропонимание на него возлагало, его лишают сколь-нибудь выходящей за рамки базовых жизненных потребностей цели. Вернее, человек, как таковой, и стал главной целью в этой парадигме! Но примат интересов «тела» в отрыве от духовных задач равняет фактически человека с животным. Ведь животные также обладают телом, чувствуют боль, голод, в этом мы равны, а лишившись духовного измерения, мы уже не в состоянии предъявить никаких сколь-нибудь значимых преимуществ. Почему мы лучше? Да, ни по чему! Не лучше, а просто могущественнее, следовательно – кто сильнее, тот и прав! Это естественным образом объясняет, почему гуманизм и выросший из него либерализм в конечном итоге всегда приводят к всё большему обесцениванию человека со всеми вытекающими отсюда прелестями тоталитаризма, фашизма и мировыми бойнями.

Осознанное или интуитивное отражение подобных происходящих в сфере духа процессов и порождает настоящего гения, в противовес бессознательно вписанному в этот процесс таланту. Негласный запрет на глубокую метафизику, требования обслуживать проекты социального инженеринга и породили тот чудовищный упадок в культуре который мы сейчас наблюдаем. Каждая эпоха поднимает таланты вопрос, какие они? с чем резонируют? С глубинными основами бытия, или, всего лишь обслуживают актуальную повестку? В качестве иллюстрации последних, можно привести участвующую в театральном спектакле собачку, которая, возможно, и отлично играет свою роль, но ни сюжета, ни замысла режиссёра того спектакля, в котором участвует, при этом она, конечно, не понимает. ..


Рецензии