Святой апостол Фома в Индии
Автор — Аббат Бюрк (Свами Нирмалананда Гири)
Перевод с английского языка — Сурья Даршини Деви (А. А. Ооржак)
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
В Индии часто говорят, что «отец снова рождается в своем сыне». Эта древняя пословица верна и в отношении достойного ученика — с его помощью учитель продолжает свой труд. Характер и миссия Иисуса, индийского Христа, нашли свое продолжение в служении его апостола — Фомы.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ ФОМА В ИНДИИ
После того как Иисус покинул Израиль и на апостолов снизошла божественная благодать в Пятидесятницу, было решено, что они разделятся и отправятся в разные области Средиземноморья для наставления людей, ищущих пути реализации Христа в себе. Таким образом, для одиннадцати из двенадцати апостолов и для многих из семидесяти с помощью гадания было определено, куда им следует отправиться для проповеди благой вести о Христе.
Лишь один из них не принял участие в этом гадании — это был Иуда Фома, называемый «Близнецом»[47]. Куда ему следовало отправиться на служение, было указано ему самим Иисусом. Фома должен был направиться в Индию и пройти обучение у мастеров, обучавших до него самого Иисуса. Ему также предстояло учиться в Гималаях, в Бенаресе и в Пури, поскольку Иисус предназначал его для совершенно иного служения, чем других апостолов. Он должен был стать «близнецом» своего Учителя, так как был похож на него как внешне, так и по своему внутреннему устроению. (Имеется письменное свидетельство о том, что Фома был похож на Иисуса как две капли воды. Это было необычно, но вполне возможно, поскольку он был родственником Иисуса, как и большинство апостолов.)
Задача, поставленная Иисусом, казалась святому Фоме столь непосильной, что он попытался избежать ее выполнения. Незадолго до этого в Израиль прибыл представитель правительства из Индии в поисках архитектора для своего короля, желавшего, чтобы ему был возведен дворец мастером из страны знаменитого Хирама Абиффа, чей Храм Соломона был известен на весь мир. Иисус явился в физическом теле и продал этому человеку святого Фому в качестве раба, предоставив подписанный документ! Увидев документ, святой Фома оставил свое сопротивление и отправился в Индию, где он последовал по стопам своего учителя и стал его «близнецом» совершенно во всем. Христианский гностик Бардесан в своем описании жизни святого Фомы (основанном на письмах святого Фомы, вероятно, к его персидским ученикам) говорит о нем, как о «брате-близнеце Христа, апостоле Высочайшего, который делится своим знанием тайного учения Христа, преемнике его секретных слов». Что касается записей о жизни Иисуса, найденных в монастыре Хемис, Нотович оставил интересное замечание о святом Фоме: «Притчи, переданные мне буддийским ламой в монастыре Химиса, […] могли быть на самом деле рассказаны святым Фомой, могли быть историческими набросками, сделанными его собственной рукой или под его руководством»[48].
До своего отъезда на обучение в Бенарес и Пури святой Фома пребывал вместе с Иисусом в Гималаях. Находясь в Пури и с радостью изучая и проповедуя ведическую мудрость, святой Фома почувствовал внутренний зов вернуться «на Запад» в связи с приближающимся уходом из земной жизни Девы Марии. То самое время, когда он оставил своих братьев-апостолов для выполнения своей особой задачи, было последними моментами жизни Девы. Поскольку он не смог добраться до Эфеса вовремя, чтобы присутствовать в момент, когда она покидала тело, он прибыл в город пешком лишь на третий день после ее погребения.
Приближаясь к ее гробнице, он увидел, как ее живое сияющее тело вышло из каменного склепа и вознеслось. Осознавая, что ее жизнь завершилась без него, и опасаясь, что он больше никогда не увидит снова ее божественную форму, с болью и тоской в сердце он закричал, умоляя ее не оставлять его в отчаянии. Ласково взглянув на него, Дева сняла со своей поясницы пояс, который обычно носила, и бросила ему вниз со словами благословения. Затем она исчезла из вида, восходя в
той же славе, что и ее сын.
Держа в руках драгоценный пояс Девы, святой Фома поспешил в Эфес и сообщил горевавшим апостолам и всем людям, собравшимся в доме Матери, что она тоже вознеслась из мира смертных в небесную обитель. Несмотря на то, что он когда-то сомневался в благой вести о воскресении Иисуса и убедился в этом, прикоснувшись к воскресшему телу Господа, теперь сам Фома предоставил физическое доказательство того, что Мария тоже была «жива во веки веков»[49].
Святой Фома увез пояс Девы Матери с собой в Индию, и там он стал самым драгоценным сокровищем его учеников, последователей которых в то время стали называть «христианами святого Фомы». Несколько столетий спустя, во время переворота в Индии пояс увезли в Сирию, где из-за многочисленных бедствий он исчез. Примерно тридцать лет назад действующий глава Сирийской православной церкви Патриарх Захария почувствовал сильное стремление найти пояс и приступил к изучению древних источников, упоминающих о нем. Он заметил, что переплет одной из рукописных книг, которые он изучал, был необычайно толстым, и его посетила мысль, что пояс может быть спрятан внутри него. Вскрыв переплет, он обнаружил пояс. При простом прикосновении к нему начали совершаться великие чудеса.
Большая часть пояса была возвращена в Индию и помещена в крупном храме, где каждую субботу (день, посвященный почитанию материнского аспекта Бога в индуизме) тысячи христиан, индуистов и мусульман собираются для совершения Евхаристии (Курбана) и молитв к Деве.
Совершающиеся чудеса бесчисленны. Когда в одну из суббот я посетил храм в качестве гостя его управляющего, епископа Грегориоса, который произносил проповедь о понятии Махашакти[50] в индуизме, христианстве и исламе, я стал свидетелем того, что именно [совместное] поклонение, а не теологические споры, способно объединить сторонников разных религий в любви и гармонии. Перед тем как возвращаться в Индию для выполнения задачи, поставленной перед ним Иисусом, святой Фома решил посетить общины ессеев Израиля, увещевая некоторые из них отправиться вместе с ним в Индию, чтобы избежать неминуемого истребления в Израиле римлянами. Многие из них так и поступили, и группа ессеев[51] во главе со святым Фомой прибыла в Южную Индию (г. Керала) в 52 году н. э. В семье одного индийского брахмана, проживающей недалеко от г. Палур, Керала, в семейной истории имеется документ, в котором записано: «В 3153 году эпохи Кали (52 г. н. э.) чужеземец санньяси Фома прибыл в нашу деревню и проповедовал в ней». Важно отметить, что святой Фома упоминается как индуистский монах (санньяси), которым он и должен был быть, если следовал по стопам Иисуса. В Керале он основал несколько общин, явившихся ядром Ишанни-сампрадаи[52], а не религии, отдельной от Ведической Дхармы.
Древние источники сообщают, что Иисуса часто видели в Южной Индии и по ошибке принимали за святого Фому. Иногда святого Фому и Иисуса видели беседующими вместе. Видимо, Иисус иногда спускался вниз из своей обители в Гималаях, чтобы посещать святого Фому и руководить его служением.
Свидетельство о публикации №224062200183