01 Феликс БУХ I станковая графика 1970 1974

Артём Киракосов

Феликс БУХ
(03 05 1948 г.р., Москва)
КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
к 50-летию творческого пути художника

I
станковая графика 1970 — 1974
| фотосъёмка 06 06 2024 |

01. "Переславль-Залесский в снегах"; 1973; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, белила тюбичной "казеино-масляной" темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 30,8 х 42,7 х 00,1 см
02. "Домик в Коломенском"; 1974; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, белила тюбичной "казеино-масляной" темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 35,0 х 45,2 х 00,1 см
03. "Дачный мотив"; 1971; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, вода; кисти с мягким ворсом; 42,8 х 33,7 х 00,1 см
04. "Наша дача"; 1971; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, вода; кисти с мягким ворсом; ??,? х ??,? х 00,1 см
05. "Тбилисские крыши в зелени древ"; 1972; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, вода; кисти с мягким ворсом; ??,? х ??,? х 00,1 см
06. "Портрет рассказчика, Александра Корноухова, возлежащего художника"; 1971; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 12,8 х 20,8 см
07. "Портрет моей мамочки, Евы Наумовны (Бух)"; 1972; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 12,8 х 20,8 см
08. "Три сестры (русская усадьба)"; 1972; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; ??,? х ??,? х 00,1 см
09. "Дачные домики"; 1972; тонкая белая бумага неправильной формы; акварель, белила тюбичной "казеино-масляной" темперы, вода; кисти с мягким ворсом; 30,5 х 42,6 х 00,1 см
10. "Деревенский шофёр"; 1970; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 24,3 х 19,3 см
11. "Две сидящие женщины под кухонной лампочкой в избе"; 1973; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 26,9 х 23,8 см
12. "Кувшин с цветами на моём окне"; 1973; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 27,8 х 29,8 см

ФотоАльбом # 1678 для скачивания:
https://disk.yandex.ru/d/g6L9An4w_3eivA


«НАИВНЫЙ БУХ»

Первые датированные произведения Феликса Буха появляются очень поздно для художника, в 1970, в его 22. Этот условно 4-летний период творчества Мастера можно назвать «Наивный». Какой художественный опыт до того? — Год работы после армии художником-оформителем в Худфонде РСФСР. (Это что?) Ну и, естественно, — семья, в которой родился Феликс Бух, известного живописца, Арона Фроймовича Буха. Однако ж то, что Феликс с детства не идёт (как принято) стопами отца, свидетельствует ярко и однозначно, что его сильно оттолкнуло многое из того, что он разглядел хорошенько из общения и внутренней жизни круга живописцев своего отца.
В этом же, 70, Феликс начинает посещать "Рисовальные классы" (до 1974) при Суриковском институте. Да и здесь от этой бесславной образовательной фазы нам не достаётся ни набросочка, сохранённого будущим Маэстро. Слава Богу, его не пришибли гипсы и постановки. Ничего не выносит с того и с тех стен Феликс! Не упоминает никого...
Его «Деревенский шофёр», 1970 (репродукция № 10), первое (названное, датированное, подписанное нами совместно уже лишь сейчас, чуть не спустя 55 лет, дело обычное: у меня также!) дошедшее до нас невредимым (Феликс выбросил их тоннами, наполняя ими мусорные баки; сколько осталось в них неизвестных страждущему почитателю шедевров?) произведение — показывает нам одарённого юношу, с вниманием вглядывающегося в того, кто пред ним! Штриховая брутальная лаконичность  говорит о будущем мастера лепки и обобщения форм, скульпторе.
«Портрет рассказчика, Александра Корноухова, возлежащего художника» 1971 года (репродукция № 06) — это эмпатия, способность глубоко ощущать другого. Таким, ведущим, одним из наставников и ближайших сподвижников в мозаике становится для Феликса Корноухов, верный друг детства, с которым Феликс общался с 10 лет ещё в пионерлагере для детей художников в Тарусе. Друзья детства роднятся в искусстве на всю жизнь!
„Саша был очень тонкий, голова большая, — такой восточный мудрец; девушки все от него млели! Но он с ними — всё о духовном...“ — рассказывает, воспоминая
Две акварели (с казеино-масляными белилами) 1971:  «Дачный мотив» и «Наша дача» (репродукции № 03 и № 04) показывают нам Буха до того неожиданно нежным, лирически влюблённым и светоносным молодым человеком, что хочется вскликнуть: „Ах, что же он не прожил так, где это всё — в нём — куда делося?”
А листы 1972: «Тбилисские крыши в зелени древ» и «Дачные домики» (репродукции № 09 и № 05), — вы посмотрите, как умело и уместно пользует художник прозрачность, деликатно накладывая слои, добиваясь свечения акварели, как бы, снутри! Похоже, что в душе его мир... 
В «Портрете моей мамочки, Евы Наумовны (Бух)», 1972 (репродукция № 07), художник совсем не боится правды о человека, даже таком близком. «Три сестры (русская усадьба)»,1972 (репродукция № 08), — видимое зачало будущего плодовитого иллюстратора.
Работы 1973 — это уже смело, уверенно, образно и не наивно! В 1972 Феликс работает в городе Шахты, как монументалист, с Тамарой Андреевной Шиловской и Александрой Давыдовной Лукашевкер. Последняя, помимо того, что прекрасный мастер, художник, ещё и талантливый педагог. Феликс следует её советам беспрекословно, запоминая её фразы на всю жизнь: „Рисуй чернилами не капилярной (заправлялась пипеткой для непрерывного писания; примечание: Артём Киракосов), а перьевой ручкой со вставным писчим пером, чтобы, когда чернила кончались, ты бы успевал подумать, Феликс“! „Феликс — человек, движимый энергетически мышечно-эмоциональным импульсом, работает, не думая“, — досказываю я себе недавно уловленную мысль Корноухова о друге; так-то так!
1972 — это, безусловно, рубеж, первый серьёзнейший поворот, после которого, Феликс спокойно расстаётся с "детскостью". С 1973 года его работы обладают "взрослостью", умением не только сказать, но и чувственно формировать лист, артистически, без комплексов преподнося свою открытую, без стеснений, эмоцию зрителю. Пожалуй, с этого момента и появляется пред нами художник, его работы можно показывать, выставлять, репродуцировать.
„Алечка (так трогательно всегда Феликс отзывается о Лукашевкер, своём педагоге, старшем друге) ставила мне на моё окно цветы в красивейших кувшинах, — привозила их со своих многочисленных поездок из экзотических мест, — и говорила: "Рисуй утром, когда свет идёт из окна, и вечером, когда свет падает с комнаты, рисуй всегда одно и то же"“. Один из таких листов видим: «Кувшин с цветами на моём окне», 1973 (репродукция № 12), — прилежного ученика. Обладающий качествами по темпу дыхания исполнения и (уже?) уверенности в со-творимом! А «Две сидящие женщины под кухонной лампочкой в избе», 1973 (репродукция № 11), выполнены уже безукоризненно. Нет нигде промахов в ровном нанесении скорого, юного штриха. Вещь столь образная, с проникновением, что, делая "Избранное", я бы остановился на ней, сделав знаком всего этого периода, «Наивный Бух»: 1970 — 1974.
Безусловно, в Бухе прорывается темперамент. Он рвётся в цвет, в энергию размашистости, вон из равномерности пера и чернил! Сказывается и общение. Он "набирается" видимого у тех, с кем работает рядом. «Переславль-Залесский в снегах», 1973 (репродукция № 01),  пожалуй, уже вписывается не просто в персонально личную линию автора, но в круг.
 «Домик в Коломенском», 1974 (репродукция № 02) показывает нам уже автора, способного, готового и рвущегося на артистическую сцену мериться и выставляться (вровень?) с другими, возвысить своё соло, соединять голос с другими, выступая художественным объединением; несомненно, это уже прыжок в живопись: Буху тесновато в форматах на эфемерности прозрачных призрачных бумаг, они не способны выдержать, поднять и выносить слои, уже и впрямь красочные пасты да напоры, накладываемые диким страстным нарастанием боли, что есть, обнаружена в художнике (не только, не просто солнечной, умиротворённо-ласковой тиши дач ближнего Подмосковия)!
В этом же, 1974, Феликс становится членом "Молодёжного объединения" при МОСХ-е, начинает (с "Дома литераторов", как график, как раз, выставкой, посвящённой теме "окна") свою громадную выставочную карьеру...
1974 это старт!
Бух-младший — счастливчик: он не прятался, всегда рвался грудью и сердцами (а у него их множество?) вперёд, ко зрителю, к разговору с учителями, друзьями, коллегами, противниками; соревновательное начало в нём определяющее, сильнейшее: он вспыльчив, творчески, прежде всего, как...
50-летию этого славного, героического, поистине, пути в искусстве, посвящаем наше время и труд совместно.

06 06 2024  — 22 06 2024
репродукция, фото Артёма Киракосова: Феликс Бух "Две сидящие женщины под кухонной лампочкой в избе"; 1973; тонкая белая бумага неправильной формы; ученические (чёрно-голубоватые при размывании) чернила, перьевая ученическая ручка со вставным тонким "писчим" металлическим пером; 26,9 х 23,8 см
ФотоАльбом # 1678 для скачивания:
https://disk.yandex.ru/d/g6L9An4w_3eivA


Рецензии