Как Ишанни стали христианами

Глава из книги «Индийский Христос»
Автор — Аббат Бюрк (Свами Нирмалананда Гири)
Перевод с английского языка — Сурья Даршини Деви (А. А. Ооржак)


КАК ИШАННИ СТАЛИ «ХРИСТИАНАМИ»

В Майлапуре, близ современного Мадраса, апостол Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года н. э. и скончался 21 декабря. Он был погребен недалеко [от того места], и его гробница стала местом паломничества. (В 1292 году Марко Поло посетил его могилу и привез с нее немного красной земли. Вернувшись в Венецию, он, по его собственному свидетельству, исцелил с ее помощью множество людей.)

Духовная община святого Фомы продолжила разрастаться. Ишанни-сампрадая распространилась по всей Индии, хотя ее последователи никогда не были многочисленными. Это важно отметить, но исторические свидетельства указывают на то, что не было ни одного региона Индии, где Ишанни не были бы представлены, хотя большая их часть проживала в Южной Индии. В 1430 году Николас ди Конди, описывая свои путешествия по Индии, отметил, что Ишанни «рассеялись по Индии, как евреи среди нас».

Поскольку христиане Запада заявляли, что они почитают Иисуса и святого Фому, Ишанни всегда принимали их с дружелюбием. При прибытии же европейцев в огромных количествах все начало меняться и в конце концов вылилось в полномасштабное преследование Ишанни со стороны португальских колониалистов, впервые приехавших в Индию в 1498 году. На Ишанни было оказано чудовищное давление, чтобы обратить их в западное христианство.

Это привело к упадку в последние годы XVI века, когда португалец, римский католический архиепископ Гоа Алежу ди Менезиш попросил Ишанни собраться в городе Диампере и принести их древние книги, содержавшие учения Иисуса и святого Фомы[55], на которых были основаны их идеи и практики, чтобы с ними «ознакомиться». Поверив, что европейцы искренне желали открыть для себя подлинные учения Иисуса и святого Фомы, они сделали это. Их горе не знало границ, когда они обнаружили себя окруженными португальскими солдатами, которые под прицелом ружей заставили их отдать им ценные рукописи, которые затем были сожжены у них на глазах по приказу архиепископа[56].

Сожжены были не только книги, привезенные в Диампер, архиепископ Менезиш странствовал по разным местам, разыскивал книги Ишанни и сжигал целые библиотеки, даже в местах, которые не были под управлением португальцев. Эти драгоценные [писания] были найдены и уничтожены, потому что они раскрывали, насколько установленное [на Западе] христианство противоречило учениям Иисуса. В них также имелось верное воззрение об Ише как «сыне Бога», которым он стал, а не как о воплотившемся Боге-Творце, как считали христиане.

С тех пор, как драгоценные тексты были уничтожены, какие у нас имеются доказательства того, что Ишанни являлись последователями Ведической Дхармы, а не неким «темным» типом христиан, как их хотели представить португальцы?

По иронии судьбы, сам архиепископ Менезиш оставил нам такое доказательство. Он составил  официальный список «преступлений» Ишанни, который дает нам представление о них.

Вот некоторые из их практик, осужденные в Диампере:

1. Многие Ишанни содержали школы, в которых не только преподавался санскрит, ведический язык, но и имелись храмы для обучающихся, в которых хранились и почитались изображения различных божеств, также велось обучение ритуалам почитания божеств-покровителей семей учеников.

2. Те Ишанни, которые не направляли своих детей на обучение в школы, содержавшиеся Ишанни, отдавали их учиться к другим индуистским брахманам, которые обучали их традиционным брахманическим обрядам и верованиям, включая ритуальное поклонение различным божествам.

Эти два пункта указывают на то, что Ишанни являлись ортодоксальными индуистскими брахманами.

3. В обычай всех Ишанни входило поклонение и совершение подношений в индуистских храмах.

4. Ишанни можно было часто застать за совершением различных индуистских ритуалов, особенно это касалось экзорцизма.

5. Многие Ишанни на португальских территориях официально регистрировались как брахманы наиры. (Запрет, наложенный на это в Диампере, носил не религиозный характер, а был связан с тем, что это позволяло призывать их на военную службу.)

6. У Ишанни был обычай усыновлять столько сирот, сколько они могли. (Это также было отличительной особенностью ессеев. Причина наложения на это запрета португальцами остается неясной.)

7. Поскольку у индуистов существует обычай давать своим детям имена богов, Ишанни иногда называли своих мальчиков «Иша». Это было сурово осуждено церковными властями.

8. Все Ишанни прокалывали свои уши. (О, ужас!)

9. Согласно обычаям брахманов, Ишанни несколько раз в день совершали омовения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать однозначный вывод: Ишанни не были христианами![57] Они были последователями Иисуса и святого Фомы, которыми португальцы не являлись. (Впрочем, Диамперский Синод забыл посетовать на то, что они носили священный шнур и имели брахманскую тонзуру.)

История уничтожения Ишанни-сампрадаи и появления на ее месте современного «христианства святого Фомы» является столь запутанной и темной, что никто не может писать о ней с полной уверенностью. Достаточно лишь упомянуть, что в результате преследований, обмана и льстивых речей Ишанни превратились в приемлемых «христиан» и отвернулись от своего народа и своей религии. Впрочем, они всегда отказывались от обращения в свою веру методами христиан и за это уважаемы индуистами. Некоторые из христиан святого Фомы по сей день причисляют себя к брахманам, носят священный шнур, рудракшу (посвященную Шиве) и принимают участие в индуистских обрядах поклонения. Почти все священники знают санскрит и читают индуистские писания. (Один священник христиан святого Фомы однажды сказал мне: «Вы не сможете понять учения Иисуса, если Вы не знакомы с писаниями Индии».)

Теологи и епископы говорили мне в приватном общении, что существует движение, ставящее своей целью отбросить все чуждое и вернуться к своим корням Ишанни. Но, поскольку это означало бы отказ от христианства и полный возврат к индуизму, это не представляется возможным. Таким образом, многие продолжают быть «ни рыбой, ни мясом» в духовном смысле. [Отец Якоб Куриан, преподаватель теологии в семинарии (в традиции христиан св. Фомы) в г. Коттаям, сказал Кристине Шайо, автору книги «Маланкарская православная церковь», следующее: «Мы должны чувствовать, что у нас индийская роль, которую нам следует играть, и мы должны представить миру совершенно особый образ нашей церкви. Мы памятуем о том, что мы могли построить нашу христианскую традицию на основе Санатана Дхармы. Конечно, это основание, заложенное Христом и апостолами, и длинная духовная традиция христианства. Но теологическая традиция Индийской церкви должна строго следовать принципам индийской философской традиции, необязательно индуистской, возможно, буддийской, джайнской и другим нехристианским традициям, которые также вносят свой вклад в индийскую традицию… Когда христиане станут относиться к Санатана Дхарме, как к содержащей полноту истины, они смогут отбросить свои опасения, связанные с синкретизмом».]

Весьма необычным является тот факт, что христиане, последователи Ишанни, подверглись еще более беспощадным гонениям со стороны и католиков, и протестантов, чем их предшественники — сами Ишанни. Эта странная история не будет рассмотрена на страницах этой книги.


Рецензии