Почему мы идеализируем своё детство
Первые важные внутренние изменения происходят в подростковом возрасте, когда девушки и парни начинают обесценивать родителей, бунтовать. Это нормальный важный процесс для подростков, необходимый для их развития. Если в этот период у родителей хватает ресурсов без насилия договариваться с ребенком, слышать его потребности и выдерживать боль обесценивания, то отношения остаются тёплыми, реалистичными и доверительными уже (обычно) на всю оставшуюся жизнь.
При плохом же раскладе, когда родители не проявили достаточного уважения к взрослению ребёнка, к пониманию его индивидуальности и принятию его самоценности, отношения могут сохраняться в том же виде лишь при хорошо работающих у него защитных механизмах.
Рассмотрим некоторые.
«Отрицание - один из защитных механизмов человеческой психики, который заключается в том, что индивид отказывается признавать существование фактов, заставляющих его страдать. Он отказывается принимать реальность такой, какая она есть, и искажает её в своём восприятии так, чтобы она не причиняла ему боли. Важная особенность этой психологической защиты заключается в том, что человек отбрасывает болезненную информацию ещё до этапа её осознания» Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен.
>> Так, например, физическое наказание воспринимается не как насилие, а как приемлемый способ воспитания: «Да нормально мне было, просто я вел себя плохо».
«Вытеснение — это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты» Фрейд З. Психология бессознательного.
>>Так формируются различные психосоматические заболевания, начиная от фобий и страхов и заканчивая онкологией. Тело как бы живёт само по себе, его не слышат, игнорируют его импульсы и потребности и оно начинает болеть, призывая обратить на себя внимание человека.
«Реактивное образование - форма защиты психологической, характерная изменением неприемлемой для сознания тенденции или способа поведения на противоположные; замена неприемлемых для Я ситуаций на прямо противоположные. Так, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть результатом преобразования социально недопустимого чувства ненависти к нему.» Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
>>Например, преувеличенная любовь ребенка обнаруживается к часто отсутствующему родителю при разводе, при его смерти или при его трудоголизме (алкоголизме).
Таким образом, защитные механизмы помогают ребенку справляться с теми переживаниями, которые он по каким-то причинам не может пережить. Например, в семье есть запрет на выражение негативных чувств или тяжелая ситуация и ребёнок чувствует себя в постоянной опасности, также чаще всего это неадекватное поведение родителей – психологическое насилие: высмеивание, вербальные унижения и оскорбления, угрозы и шантаж и прочее; физическое насилие: шлепки и подзатыльники, хватание за руки и толчки, побои и телесные наказания, сексуальное насилие.
В том самом детстве ребёнок со всем этим справляется, как может, потому что зависит от своих родителей полностью. Когда же на приёме мы начинаем вспоминать историю детства, то в безопасном пространстве доверительного контакта защитные механизмы начинают «таять» и постепенно человек признает несовершенство своих родителей и своего детства.
С одной стороны, это больно – терять иллюзии и разочаровываться, с другой – это верный способ вернуть себе своё САМОУВАЖЕНИЕ и свою СИЛУ, стать тем, кем человек является на самом деле, стать живым и самодостаточным, зрелым и уверенным в себе. А еще, это способ – не покалечить и своих детей, а вырастить их в любви и уважении.
Свидетельство о публикации №224062200639
Дмитрий Кастрель 10.12.2024 23:02 Заявить о нарушении