Йорген. Творческая биография

Деятельность писателя и поэта с загадочным псевдонимом Йорген началась ещё в 1994 году, когда недавний выпускник института физкультуры Александр Воронцов решил организовать фолк-группу и назвать её «Джонатан Свифт». Сначала Александр пытался играть и петь рок, но с рок-музыкой у него как-то не заладилось. И однажды, услышав легендарную группу «Джетро Талл» (Jethro Tull),  Воронцов навсегда влюбился в фолк-рок и стал фанатом этого стиля. Четыре года «Джонатан Свифт» колбасился в рамках фолк-рока, порою переходя от подражательства Иэну Андерсону с его неповторимой флейтой к различным вариантам стиля «кантри», тяготел к «Аквариуму», «Аукциону», «Крематорию» и даже группе «Махавишну оркестра» (Mahavishnu Orchestra), пока Воронцов, кстати, не умеющий музыкального образования, но каким-то образом создававший все песни в группе и сплотивший вокруг себя весьма профессиональных музыкантов, не создал свой собственный неповторимый музыкальный стиль. Кстати, в 1999 году «Джонатан Свифт» превратился в «Праздник святого Йоргена», а Воронцов, который был в группе главным Йоргеном, получил своё второе имя. Стиль этой группы трудно описать, но, скажем, отличительной чертой этого необычного музыкального стиля было соединение латинских мотивов с ирландским фолком и арт-роком, а в инструментальном значении сочетание мандолины, фортепиано, акустической гитары фламенко и роковой  электрогитары.
Но Александр Воронцов, которого позже прозвали Йоргеном, только на одном виде творчества не остановился. В 1994 году местная газета «Днепр вечерний» опубликовала первую подборку его стихов. А в 1995 году на местном днепропетровском областном телевидении появилась новая сатирически-юмористическая программа молодого журналиста Александра Воронцова «Вечерний звон», которая произвела фурор и стала просто легендой в Днепропетровске. Как Воронцов, который закончил Днепропетровский институт физкультуры, умудрился без профильного образования стать одним из самых известных днепропетровских журналистов, не знает никто. Придя на местное телевидение ассистентом звукорежиссёра, Александр Воронцов, перешёл на должность репортёра криминальной хроники и уже через полгода стал заместителем главного редактора отдела информации. И даже вёл прямые эфиры программы новостей. Не только на русском, но и на украинском языке! А потом и создал свою легендарную программу  «Вечерний звон», которая полтора года ставила на уши весь Днепропетровск, потому что Воронцов стебался по полной программе, высмеивая всех подряд. Острый язык и отчаянная смелость автора, режиссера и ведущего «Вечернего звона» закономерно привели к тому, что местные власти программу закрыли. Но Воронцов не отчаялся, потому что его моментально пригласили на должность специального корреспондента в одну из самых серьёзных местных газет – «Днепр вечерний». И уже через пару месяцев статьи Александра Воронцова продолжили ставить на уши город на Днепре. Это были и очерки, и статьи-расследования, и дерзкие репортажи с мест событий, куда, кроме пронырливого Йоргена никто не мог пробраться. Например, он умудрился, несмотря на плотную охрану, проникнуть на концерты Михаила Жванецкого и Константина Райкина, отсняв там не только фото, но и видеорепортаж. А уж его интервью с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым, который в принципе никому из местных журналистов не давал интервью, стали эталоном комммуникабельности и репортерского мастерства. Впрочем, на ниве журналистики Александр Воронцов прославился не только, как репортёр и интервьюер. Он первым в Днепропетровске овладел таким сложным журналистским жанром, как  «Испытано на себе» или «Журналист меняет профессию».   Кем только не был Воронцов, в какую только шкуру он не влезал. Он был слепым попрошайкой, рассказав жителям Днепропетровска о том, как их дурят мошенники, торговал на рынке и в магазине, становился диггером, излазив все подземелья Днепропетровска, и даже двое суток бомжевал, попав в изолятор временного содержания вместе с настоящими бомжами. А ещё он «служил» в отряде милиции особого назначения (ОМОН) «Беркут», успел повоевать с деструктивной сектой «Белое братство» и получить два судебных иска, которые журналисту удалось всё же выиграть.
Но и этого Йоргену было мало. Наряду с журналистской деятельностью и исполнением своих песен в качестве автора и исполнителя со своей же группой, Александр Воронцов довольно успешно занимался театром, став ведущим актером местного театра пантомимы «Мим». Причем, в этом театре случилась удивительная история – самодеятельный театр, став в 1989 году профессиональным и сменив имя «Мим» на «Геликон», через год прекратил своё существование по причине того, что все актёры из него ушли, поссорившись с режиссёром и художественным руководителем театра Валерием Клейменовым. Организовать свой собственный театр у артистов не получилось. И хотя они пытались поставить пьесу Александра Воронцова, который тогда впервые попробовал себя в роли драматурга и режиссёра, отсутствие зарплаты и маленькие заработки на редких «халтурах» типа новогодних спектаклей и на корпоративах привели к закономерному итогу – так и не успевший состоятся  новый театр приказал долго жить.
Но и здесь проявился организаторский талант Йоргена. Через 10 лет после этих событий Александр Воронцов вспомнил своих коллег по сцене.  К тому времени он уже  стал известным днепропетровским журналистом, получил со своей группой «Джонатан Свифт» диплом Всеукраинского фестиваля «Перлини сезону» («Жемчужины сезона»), а так же становился лауреатом нескольких городских и областных фестивалей авторской песни. Казалось, ты востребован, тебя признали,  угомонись! И тут внезапно Йорген решил принять участие в Международном театральном фестивале «Рампа», который с 1995 года ежегодно проходил в Днепропетровске. А поскольку на театральной сцене, как говорится, «один в поле не воин», то нужен был театр. И Воронцов быстро его создал. Точнее, воссоздал. Как ему удалось спустя 10 лет после грандиозного скандала помирить режиссёра и руководителя театра «Геликон» Валерия Клейменова со всеми артистами, не знает никто. Но он не только помирил, но и помог восстановить один из лучших спектаклей театра пантомимы «Concerto grosso», в котором сам сыграл одну из главных ролей. Наверное, это называлось словом «продюсер», хотя денег Йорген тогда в этот спектакль не вкладывал. Ну, может так, по мелочи. В основном он умудрялся убеждать словами. А кроме того познакомил режиссёра спектакля Валерия Клейменова с гениальным музыкантом и композитором Алексеем Маковецким, который так проникся спектаклем, что написал для него музыку. И созданный вначале на музыку Антонио Вивальди спектакль пантомимы обрёл дополнительно партитуру Алексея Маковецкого, чья музыка порой была ну прямо как из эпохи Возрождения. В результате слияния талантов режиссёра, композитора, актёров и работы организатора всего этого действа Йоргена спектакль «Concerto grosso» на фестивале «Рампа-98» завоевал один из главных призов – приз за режиссуру. Повествование о жизни средневековых итальянских актёров комедии «Del Arte» произвело на зрителей ошеломляющий эффект – зал хлопал стоя в течение десяти минут. Повторяю – часовой спектакль шёл без единого слова! Ни один спектакль фестиваля «Рампа» никогда не смог повторить это достижение!
Но, к сожалению, противоречия между ставшими старше на 10 лет актёрами и режиссёром Валерием Клейменовым были слишком велики. К тому же режиссёр не обладал серьёзными организаторскими способностями, чтобы обеспечить своему коллективу финансирование. Поэтому театр «Геликон» перестал существовать практически сразу после того, как восстановил свой самый лучший спектакль. А может быть, это произошло потому, что Александр Воронцов уехал из Днепропетровска.
Да, вот так и случилось, что Йоргену стало тесно в большом, но всё же глубоко провинциальном городе. И он переехал в Киев. Правда, перед отъездом успел организовать два фестиваля - фестиваль акустического рока "АкуРок" и рок фестиваль "ХЛАМ-саунд". И если рок-фестивалей в городе на Днепре и до и после Воронцова было немало, то вот "АкуРок" стал единственным и неповторимым! Причём, это был действительно конкурсный фестиваль и маститые рокеры Днепропетровска, которых Йорген уговорил принять участие в качестве жюри, провели серьёзный отбор среди десятков коллективов и единодушно назвали победителей. Которым спонсор мероприятия  - музыкальный магазин "Комора" - выдал нехилые призы! БЕСПЛАТНО!

Конечно, какое-то время в Киеве Воронцов продолжал играть и петь свои песни, став в 1999 году со своей группой лауреатом Всеукраинского фестиваля авторский песни вместе с ныне известным украинским бардом Владимиром Завгородним. Потом собрал новый коллектив группы «Праздник святого Йоргена», дав несколько концертов в известных киевских клубах «Buddy Gui» и «44», но в 2007 году, отыграв последний сольный концерт, он группу распустил. Причины были разные – и рождение дочери, и новая работа, и отсутствие перспектив. Один продюсер посоветовал Воронцову перебираться в Москву – его бывший бас-гитарист Алексей Гинчев именно это и сделал, вскоре создав там поп-группу «СтереоЛиза», которая некоторое время успешно выступала в России. Но Йорген не мог бросить семью, не мог срываться и ехать в никуда. Возможно, поэтому его песни так и остались достоянием интернета.

Но, продолжая работать журналистом в Киеве, но уже на позициях главного редактора, Александр Воронцов всё же успел проявить себя, как певец. В 2003 году он успешно прошёл кастинг в первый украинский мюзикл «Экватор», где пел с такими нынче известными «звёздами», как Светлана Лобода, Тина Кароль (тогда она была Таней Либерман), и танцевал с ныне известным продюсером Юрием Бардашем, который в этом мюзикле руководил командой би-боев. Ах, да, Воронцов в Днепропетровске успел ещё отметиться танцами в стиле брейк-данс. И даже со своей брейк-группой  смог стать лауреатом Первого днепропетровского городского фестиваля брейк-данса. Поэтому в мюзикле он и получил роль шамана племени, который не только пел, но ещё и танцевал. И всё же стать профессиональным актёром и певцом Йоргену было не суждено – он отказался подписать кабальный контракт и ушёл из проекта. Впрочем, проект вскоре быстро загнулся. Кстати, удивительная особенность – когда Йорген покидал какой-либо проект, тот почему-то вскоре прекращал своё существование. Мистика?

Но Воронцов не мог не заниматься творчеством. Ещё в 2000 году, переехав в Киев, он как-то незаметно прижился в киевском театре импровизации «Чёрный квадрат», а через некоторое время стал в нём не только актёром, пройдя сложную систему обучения, но и режиссёром, поставив три спектакля по своим собственным пьесам. И если его  первый спектакль «Мыслёныши» https://youtu.be/CKuaFhP4ha8?si=dNO3mumbzDNzwGq2  наполовину состоял из номеров пантомимы, то уже «Репетиции снов» больше тяготел к традиционному жанру трагикомедии, а спектакль « Здравствуйте, я ваша Смерть!» https://youtu.be/yZCTdGWVpOk?si=e4PAiVo7VBvDrCXc вообще был поставлен по пьесе Воронцова, написанной на стыке жанров трагикомедии и трагифарса.
Стоит отметить, что для того,  чтобы попасть в театр «Чёрный квадрат», надо было пройти жёсткий отбор. Йорген попал без всякого отбора, как бы прямо с улицы – как само собой разумеющееся.  Как сказал про него художественный руководитель театра Анатолий Неёлов, «есть у нас и такие пути, обходные». Воронцов просто стал писать рецензии на все спектакли «квадрата» на их сайте под псевдонимом «Святой Йорген», причём, за словом в карман не лез, припечатывая и актёров, и режиссёра за каждый просчёт или ляп. А поскольку его рецензии всегда были профессионально выдержаны и ругал Йорген всегда по делу, то у актёров театра возникло здоровое любопытство – кто же это нас то хвалит, то разносит? Взять на «слабо» Воронцова не получилось – при первой же попытке заочно ему нахамить он явился в театр «Чёрный квадрат» собственной персоной и в глаза высказал всему коллективу театра всё то же самое, что он про него думал и писал. Этот его поступок вызвал и уважение, и интерес, а Йорген надолго задержался в этом театре. Кстати, впоследствии вступительные экзамены в «Чёрный квадрат» он всё же сдал. Но весьма необычным образом. Поругавшись с художественным руководителем театра, он перестал посещать его в качестве актёра, но продолжал ходить на все его спектакли, как зритель. Не пустить его никто не мог – Воронцов платил деньги за вход. И однажды, перемывая в зале косточки актерам во время зрительского обсуждения очередного спектакля, Йорген снова купился на «слабо»: на следующий день, когда проходили экзамены по поступлении в театр, вылез на сцену и заявил о своём желании сдать этот экзамен. Поскольку все актёры театра «Чёрный квадрат» прекрасно знали, что это за «фрукт», то в зале раздался гомерический хохот. Неёлов даже растерялся – не пустить нарушителя устоев нельзя - как бы демократия и все могут принять участие в сдаче тестов на поступление. Но и пустить тоже нельзя – Воронцов в театре уже занимал особое положение и пользовался большим авторитетом. Ведь он одно время даже проводил с актёрами занятия по сценическому движению. В общем, Неёлов попытался согнать Йоргена со сцены, но не тут-то было – за него внезапно вступились пришедшие на экзамен зрители. Да и многие актёры театра его поддержали. Конечно же, экзамен Воронцов легко сдал. Вернее, что там его сдавать – такие кастинги прошел в своё время! А тут – прочитать стихи, рассказать случай из жизни, но очень интересный, спеть песню, станцевать – ему, вокалисту, драматургу, поэту и лауреату фестивалей брейк-данса? Впоследствии на одном из показательных экзаменов в театр «Чёрный квадрат», когда все ведущие актёры театра показывали новичкам, как это нужно сделать, Александр Воронцов был в числе тех, кто запомнился зрителями. Особенно, когда станцевал брейк под песню из фильма «Desperado».
Но создав в «Чёрном квадрате» три авторских спектакля, Йорген всё же ушёл из театра. Засилье спектаклей про «это» под названием «До и после секса», нежелание художественного руководителя продвигаться к театру и желание заниматься больше чем-то вроде антрепризы Воронцову было не по душе. Какое-то время он обосновался в легендарном киевском театре «Дах» с его мистическим даосизмом и совершенно гениальными спектаклями режиссёров Влада Троицкого и Клима. Там он тоже писал рецензии на спектакли театра, но создать что-то своё не посмел – слишком разными было видение театра у него и у художественного руководителя «Даха» Влада Троицкого. Тогда Йорген познакомился с руководителем театра «Киев» Валерием Неведровым и тот… позволил никому не известному самодеятельному по сути режиссёру начать работу в его театре над постановкой пьесы польского драматурга Славомира Мрожека «Стриптиз». Это – классика европейского театра абсурда. Кстати, в «Черном квадрате» Воронцову всё же удалось «пробить» у худрука пьесу этого драматурга «Кароль». И не только пробить, но и помочь поставить в качестве второго режиссёра. А в новом театре Йорген уже стал самостоятельно работать с профессиональными актёрами, как режиссёр и отчасти продюсер.

Но, видимо, не судьба – театр «Киев» внезапно остался без финансирования, актёры разбежались и пьеса «Стриптиз» так и осталась в виде режиссёрской версии в архиве Воронцова. Нет, он ещё успел написать несколько рецензий на спектакли «Сатирикона» и «Ленкома», а также познакомится с творчеством организации под названием «Театр.Док», очень популярной в Москве. После чего накатал разгромную рецензию в интернете, которой восхитился в той же Москве известный театральный критик Алексей Битов (poziloy).
Одним словом, с театром на какое-то время Йорген расстался. Не стал он и продолжать свои эксперименты в авторской песне, мэтры которой не знали, что делать с этим автором-исполнителем, который совершенно не вписывался в прокрустово ложе бардовских песен. С одной стороны таки да – автор-исполнитель, играет на акустической гитаре и даже при наличии блюзовых ритмов и фолковых мотивов исполняет очень интересные стихи под очень интересную музыку. Но ведь его стихи – они какие-то слишком сложные! Нет там традиционных «милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встречусь я с тобою»! А есть песня «Бог Весны»:
«…Одни смотрят в небо и видят в нём звёзды
Другие смотрят в небо – и видят в нём чёрные дыры
Но утро приходит – и сотни ножей
Вспарывают небо осенним дождём
И медленно кровь стекает с моего лица…
Я здесь незаметен, я камень в скале
Родной брат реки, и песка, и травы,
И лишь возвращая все силы Земле
Я нимб свой устало сниму с головы…»

Или вот такое?
«Грустно ли весело больно ли все равно
Кто не поверит не знает не чувствует
Тело заходит в дверь а душа в окно
ближе чем больше чем раньше чем хрустнул нерв
Просто ли сложно ли нужно ли жить в бреду
и оставаться в каком-то далеком сне
И не проснуться в каком-то из дней в году
что не принес не оставил тебя во мне…»

Так что Йорген так и остался исполнителем собственных песен "в стол". После чего переключился на написание стихов, задвинув свою гитару подальше в угол. Впрочем, в стране, где он жил, происходили события, от которых было не до песен и не до театра. Потому что украинские власти  устроили такой цирк, что стало совсем не смешно. Тем более, когда к власти прорвались самые настоящие клоуны. И политический обозреватель Александр Воронцов, всегда писавший и говоривший правду, был вынужден уехать в Португалию, спасая прежде всего свою семью и двоих детей от угроз, которые последовали в результате его статей и авторских программ. И уже в Португалии, пытаясь выживать, Йорген стал писать книги – и как Александр Воронцов, и как Йорген. Первую его бумажную книгу издало издательство «АСТ-Лениград» под именем Йоргена. Это произошло, видимо, случайно, но стало весьма символично. Потому что первые книги под авторством Александра Воронцова появились в интернете на самиздате и уже через пару недель были скопированы и размещены практически на всех пиратских ресурсах. После чего Йорген сам разместил свои книги на сайте «ЛитРес-Самиздат».

Вот так и появились в мире два новых писателя – Александр Воронцов и Йорген. А вместо журналиста Воронцова появился новый тренер в киевском клубе смешанных единоборств «Миксфайтер». Ведь Йорген всё же закончил институт физической культуры, долгое время занимался каратэ и джиу-джитсу, имел черный пояс, потом стал чемпионом Украины по ушу-саньда и призёром чемпионатов Киева по панкратиону, получил инструкторскую степень и опыт выступлений в боях без правил. А оказавшись в стране без правил, где честная журналистика стала уголовно наказуемой, Йорген получил тюремный срок 15 лет за государственную измену. Но поскольку эту самую измену доказать не смогли, то навесили статью за сепаратизм и выпустили из тюрьмы на условный срок. Так что пришлось Йоргену вспоминать свои навыки тренера и обучать подростков и взрослых навыкам единоборств. И хотя это тоже своего рода творчество, на творческой биографии Александра Воронцова ака Йорген временно можно ставить паузу. Вернее, не совсем так – он продолжает писать стихи и прозу, но пока что об этом знают очень немногие люди…


Рецензии