Книга 5. до смерти перикла в 429 году до н. э
ОТ СМЕРТИ КИМОНА В 449 ГОДУ до н.э. До СМЕРТИ ПЕРИКЛА НА
ТРЕТЬЕМ ГОДУ ПЕЛОПОННЕССКОЙ ВОЙНЫ В 429 году до н.э.
ГЛАВА I.
Фукидид, выбранный аристократической партией для противостояния Периклу.-- Его
Политика.--Щедрость Перикла.--Священная война. - Битва при Коронее.--
Восстание Эвбеи и Мегары.-Вторжение и отступление
Пелопоннесцев.--Покорение Эвбеи.--Наказание Гистиеи -А
Тридцатилетнее перемирие, заключенное с Пелопоннесцами.--Остракизм
Фукидида.
I. После смерти Кимона (449 г. до н. э.) аристократическая партия в Афинах
почувствовала, что положение их противников и нравы того времени
требовали лидера, обладающего способностями, значительно отличающимися от тех, которые
характеризовал сына Мильтиада. Вместо умелого и
предприимчивый генерал, часто отсутствовавший в городе в блестящих, но
далеких экспедициях, было необходимо воспитать вождя, который мог
бороться за свои ослабленные и оспариваемые привилегии дома и встречаться
грозный Перикл, не имеющий равных преимуществ в гражданском деле
опыт и ораторский талант, в списках народного собрания
или в хитросплетениях политических интриг. Соответственно
их выбор пал не на Миронида и не на Толмида, а на того, кто,
хотя и не был особо известен военными подвигами, считался
превосходящим Кимона, будь то практический государственный деятель или популярный оратор. Фукидид, их новый чемпион, объединился с природными дарами
какие бы преимущества ни давала память о Кимоне; и его
связь с этим выдающимся воином, которому он был
шурин, помогал удерживать вместе различных сторонников фракции
и сохранять к эвпатридам некоторое уважение и
энтузиазм, которые услуги Кимона не могли не вызывать, даже
среди демократии. Политика в объятиях Фукидид был, пожалуй,
лучшее, что положение дел позволило бы; но он был один, который был
таит в себе большую опасность. До сих пор апатриды и людей, хотя
когда-нибудь в споре, не был абсолютно и полностью разделена;
борьба обеих фракций во главе с дворянами, не допускаются
к демократии опасное преимущество плакать-чтобы люди были
с одной стороны, и дворяне с другой. Но Фукидид, стремясь
сделать свою партию как можно более сильной, компактной и сплоченной,
собрал основную массу эвпатридов для совместных действий в одном теле.
средства, с помощью которых он преследовал и достиг этой цели, не очень ясны
рассказывается; но, вероятно, это было связано с образованием политического клуба -
разновидность социальной комбинации, которая впоследствии стала очень распространенной среди всех
классов в Афинах. Первый эффект этой политики был в пользу
аристократии, а энергия и сплоченность, которые они продемонстрировали, восстановили на некоторое время
равновесие партий; но влияние аристократии, таким образом
выраженный ясно и открыто и вызванный к открытой вражде с народом
город был расколот надвое, и общине было недвусмысленно предложено
рассматривать дворян как своих врагов [251]. Перикл, таким образом, все больше и больше
брошенный на демократию, стал отождествляться с их интересами, и
он стремился, руководствуясь не столько вкусом, сколько политикой, доказать населению, что
они выросли в богатую и великолепную нацию, которая может
обойдитесь без наград, представлений и выставочных мероприятий отдельных лиц
дворяне. Он расточал лишнее сокровища государства на общественное
фестивали, величественного шествия и театральные представления. Как будто желая
возвысить простолюдинов, сделать их дворянами, все, чем он
взывал к их благосклонности, служило утончению их вкуса и вдохновению
самый подлый афинянин с чувством афинского величия. Говорили
его враги, и старая сказка была доверчиво повторена, что его
собственное состояние не позволяет ему соперничать с богатыми дворянами, которых
он был против, именно для того, чтобы восполнить свои недостатки за счет государственных средств,
он направил часть национального богатства на поощрение
национального искусства и демонстрацию национального великолепия. Но это
более чем вероятно, что это было скорее из принципа, чем из личных амбиций
Перикл хотел дискредитировать и затмить
заинтересованные взятки в пользу общества, с помощью которых Кимон и другие
стремились развратить население. Перикл также не был лишен средств или
духа потратить свое личное состояние на надлежащие цели
щедрости. "Это было его богатство, и его благоразумие", - говорит Плутарх, когда,
обвинять в непредусмотрительности Анаксагора, "что позволило ему сбросить
огорчен." То, что он тратил на благотворительность, он, возможно, мог бы потратить с большей пользой
выставляя напоказ, если бы не понимал, что благотворительность - это
прерогатива гражданина, а великолепие - привилегия государства. IT
был в совершенном согласии с философией, что сейчас стали распространяться
по всей Греции, и с которым разум этого великого политического
художник был так глубоко проникся, считать, что украшает облагородило
город украшали, и то, что слава государства тесно
связанные с польского народа.
II. В то время как внутри страны разделение государства прогрессировало до
той точки, когда борьба между противоборствующими лидерами должна была
окончательно завершиться испытанием остракизма - за границей, новые причины
между афинянами и спартанцами вспыхнула вражда. В
священный город Дельфы составлял часть фокийской станции; но с
отдаленного периода его граждане, по-видимому, пользовались независимым
правом управлять делами храма [252] и избирать
их собственные управляющие оракулом и сокровищами. В Дельфах
еще сохранились следы дорийских институтов и дорийской крови
, но примитивная доблесть и выносливые качества предков
племени давным-давно истлели. Беспорядочные половые сношения с незнакомцами
, загрязняющее влияние неослабевающего обмана и
жречество - прежде всего, богатство города, из которого местные жители
получали средства к существованию и даже роскошь без труда [253], способствовало
ослаблению и развращению национального характера. Неспособные защитить себя
собственными усилиями от любого врага, дельфийцы
полагались на пассивную защиту, обеспечиваемую суеверным
почитанием своих соседей, или на прочный союз, который существовал
между собой и великими спартанскими представителями их собственной расы
обычная дорийская раса. Афинское правительство не могло не учитывать этого
желательно вырвать у дельфийцев обвинение в отношении оракула и
храма, поскольку это обвинение может быть в любой момент передано
в подчинение делу спарты; и, соответственно, они, по-видимому, имеют
потворствовали смелой попытке фокейцев, которые теперь были их союзниками.
Эти более выносливые соседи священного города заявили права на управление храмом и силой
захватили их. Спартанцы,
встревоженные и возбужденные, отправили вооруженные силы в Дельфы и восстановили
свои прежние привилегии гражданам. Они благочестиво отдали своим
экскурсия под названием "Священная война". Дельфы официально отказались от
Фокийского союза, объявили себя независимым государством и даже определили
границы между своими собственными и фокийскими владениями. Спарта была
вознаграждены за свою помощь привилегия приоритет в консультации
Oracle, и этот указ спартанцы начертали на наглого волка в
священный город. Афиняне больше не действовали через других - они
осознали все преимущества того, что заручились поддержкой своих друзей и вырвали
у своих врагов управление оракулом, от голоса которого зависело
удача на войне и процветание в мирное время. Едва спартанцы
отступили, как в город вошли афинские войска во главе с Периклом, который, как говорят,
был освобожден Анаксагором от суеверных предрассудков
город и восстановил храм фокейцам. То же самое изображение
, на котором были запечатлены привилегии спартанцев, теперь имело надпись
, предоставлявшую афинянам право первенства.
Вскоре удача в этой экспедиции обернулась вспять.
III. Когда афиняне после битвы при Энофите
установили в беотийских городах демократические формы правления,
основные члены побежденного олигархата, либо по собственному выбору или по
принуждение, скрывались в изгнании. Эти malecontents, опираясь, нет
сомневаюсь, партизанами, которые не разделяли их изгнание, теперь захватили
при Херонее, Орхомена, и в некоторых других городах Беотии. В
Афиняне, которые ценили себя за восстановление свободы Беотии,
и, впервые со времен персидской войны, удостоили чести
похоронить за государственный счет тех, кто пал при Мирониде, не могли
относитесь к этой попытке контрреволюции равнодушно. Политика
способствовал их любви к свободе; ибо никогда не следует забывать, что
смена демократического правления на олигархическое в греческих государствах
была формальным обменом афинского союза на спартанский. Тем не менее
Перикл, который всегда неохотно прибегал к войне и самой
замечательной чертой характера которого была глубокая и расчетливая осторожность
, выступил против предложения послать вооруженные силы в
Беотию. Его возражения были двоякими - он считал время
неподходящим, и он не хотел рисковать по вопросу, который не был
непосредственно важен для Афин цвет ее гоплитов, или
тяжеловооруженные солдаты, из которых тысяча предложила свои услуги в
предприятии. Тем не менее, совет Толмидеса, который жаждал войны
и был воодушевлен прошлыми успехами, одержал верх. "Если, - сказал
Перикл, - ты не считаешься с моим опытом, дождись, по крайней мере, совета
ВРЕМЕНИ, этого лучшего из советчиков". Изречение было забыто из-за
народного энтузиазма, которому оно противостояло - впоследствии оно приобрело почитание
пророчества. [254]
IV. При поддержке некоторых союзных войск, и особенно своей тысячи
добровольцев, Толмид вторгся в Беотию, захватил Херонею, разместил гарнизон
захваченный город и возвращался домой, когда на территории
Коронеи он внезапно попал во вражескую засаду [255], составленную
о бандах изгнанников Орхомена, опунцианских локрийцах и
сторонниках олигархий Эвбеи. Последовало сражение - афиняне
потерпели знаковое и запоминающееся поражение (447 г. до н.э.); многие были взяты в плен.
многие убиты: гордость и молодость афинян
Гоплиты остались на поле боя; храбрый и богатый Клиний (отец
еще более известного Алкивиада) и сам Толмид были
убит. Но катастрофы поражения было ничто в сравнении с его
последствия. Чтобы вернуть своих пленников, афинское правительство
было вынуждено заключить договор с враждебными олигархиями и
вывести свои войска из Беотии. На их отъезд, старый
олигархии везде сменил дружелюбный демократии, и
ближайшими соседями Афины снова были ее врагами. Да и не было это изменить
ограничивается Беотии. В Локриде и Фокиде народная партия пала вместе с
удачей Коронии - изгнанные олигархии были восстановлены--
и когда мы в следующий раз читаем об этих государствах, они являются союзниками Спарты.
Дома результаты дня Коронеи были еще важнее.
Из-за убийства стольких гоплитов аристократическая партия в
Афины были сильно ослаблены, в то время как забытые увещевания и
страхи Перикла, о которых теперь вспоминают, обеспечили ему уважение и
уверенность, которые вскоре изменили баланс сил в пользу его
конкурента Фукидида.
V. Первое поражение гордой владычицы греческих морей стало
сигналом к восстанию недовольных иждивенцев. Остров Эвбея,
пастбища, которые были теперь необходимы афинянам,
воодушевленные успехом, который при Коронее сопутствовал оружию
Эвбейские изгнанники, сбросившие афинское иго (445 год до н.э.). В том же самом
году истек пятилетний срок перемирия со Спартой, и это государство
немедленно приготовилось отомстить за свое унижение в Дельфах. Перикл
кажется, снова был призван к официальной власти - его там не было
теперь в бою он бездействовал. Во главе достаточного отряда он пересек
ла-Манш и высадился на Эвбее. Едва успел он добраться до острова,
когда он услышал, что Мегара восстала - что мегарцы, к которым присоединились
сторонники из Сикиона, Эпидавра и Коринфа, предали мечу
афинский гарнизон, за исключением нескольких человек, укрывшихся в
Нисея и что армия пелопоннесских союзников
готовится выступить в Аттику. Получив эти известия, Перикл
вновь погрузил свои войска и вернулся домой. Вскоре появились
Пелопоннесские войска под командованием молодого Плейстоанакса, царя
Спарты, который, будучи еще несовершеннолетним, был отдан под опеку
Клеандрида; земли у западной границы Аттики, одни из
самых плодородных на этой территории, были опустошены, и враг
проник в Элевсин и Фрию. Но удар не был нанесен - они
совершили агрессию и ушли. По возвращении в Спарту,
Плейстоанакс и Клеандрида были обвинены в том, что их подкупили, чтобы они
предали честь или отказались от мести Спарты. Клеандрид бежал
от судебного преследования и был приговорен к смерти в изгнании. Плейстоанакс
также покинул страну и укрылся в Аркадии, в святилище
о горе Ликей. Подозрения спартанцев, по-видимому, были
слишком хорошо обоснованы, и Перикл, передавая свои отчеты за тот год,
утверждает, что записал десять талантов [256] как предназначенные для определенного использования
-- пункт, с которым собрание согласилось сознательно и мудро.
молчание. Этот грозный враг отступил, Перикл еще раз вторгся в
Эвбею и подчинил себе остров (445 г. до н.э.). В Халкиде, по словам
Плутарха, он изгнал богатых землевладельцев, которые, без сомнения,
сформировали олигархических вождей восстания и колонизировали Гистиею
с афинянами, изгнавшими, по крайней мере, большую часть коренного
населения [257]. Для последнего тяжести была предоставлена один из
сильнейший извинения, что суровое правосудие войны может умолять его о
суровые приговоры-в Histiaeans захватили Афинский сосуд и
убили экипаж. Остальная часть острова была подчинена условиям,
в соответствии с которыми размер дани был несколько резко увеличен.
[258]
VI. Бесславный результат пелопоннесской экспедиции в Аттику
естественно, спартанцы стремились к миру на
почетные условия, в то время как воспоминание об опасностях, которых удалось избежать, а не
сокрушить, не могло не расположить афинское правительство к
примирению с врагом, от которого многого можно было опасаться и мало что получить
. Были начаты и завершены переговоры (445 г. до н.э.). В
Афиняне отказались от некоторых из наиболее ценных плодов своих
побед в удержании Пелопоннеса. Они отказались от своих притязаний
на Нисею и Пеги - они отказались от опоры, которую они установили
в Трезене - они отказались от союза или вмешательства с Ахайей из-за
которое их влияние расширилось до такой степени, что могло разумно встревожить
спартанцев, поскольку они получили право собирать войска
в этой провинции, а ахейские вспомогательные войска служили под началом Перикла в
осада Эниады [259]. Таковы были условия, на которых было основано
тридцатилетнее перемирие [260]. Статьи были якобы
неблагоприятными для Афин. Беотия исчезла - Локрида, Фокида, внутренняя революция
революция (результат Коронии) разорвала их союз.
Граждане Дельф, должно быть, вернули себе власть над своим оракулом,
поскольку отныне его священный голос был в пользу спартанцев.
Мегара была потеряна - и теперь все владения на Пелопоннесе были
сданы. Эти неудачи, быстрые и показательные, могли бы научить
Афинян тому, насколько ненадежным всегда бывает военное превосходство небольших
государств. Но договор со Спартой, пусть и невыгодный, не был
бесчестным. Он был основан на одном широком принципе, без
которого, действительно, любой мир был бы насмешкой, а именно, что
Афинянам не следует вмешиваться в дела Пелопоннеса.
Этот признанный принцип - отказ от преимуществ или завоеваний
то, что было несовместимо с этим, было всего лишь необходимой деталью. Поскольку Перикл был в это время у власти [261], и поскольку он боролся
против вооруженного вмешательства в беотийские города, так оно и есть
вероятно, он следовал своей собственной политике, отказавшись от всех прав.
вмешиваться в дела пелопоннесских государств. Только заключив мир со Спартой
он мог осуществить свои грандиозные планы по величию Афин -
планы, которые основывались не на ее сухопутных войсках, а на ее подтверждении
и укрепляет свою морскую империю; и вскоре мы обнаружим, что в
наше рассмотрение ее доходов, дополнительные причины для утверждения
мира, необходимого для ее стабильности.
VII. Едва было заключено перемирие, как борьба между
Фукидидом и Периклом приблизилась к своему кризису. Друзья первого
никогда не упускали случая обвинить Перикла в том, что он слишком
расточительно растратил государственные средства на новые здания, которые
украсили город. Это обвинение в расточительности, которое всегда было обвинением несомненно, будет внимательно воспринято народным собранием, произвело разумное впечатление. "Если вы думаете", - сказал Перикл великому трибуналу перед которым он призвал свою защиту: "что я потратил слишком много, запишите суммы на мой счет, а не на ваш, но при этом условии позвольте
на зданиях должно быть написано мое имя, а не афинского народа". Этот режим обороны, хотя и возможно, но ораторским гипербола [262], передал упрек, который афиняне были аудитории рассчитаны, чтобы ответить, но в одну сторону-они уволены обвинение, и приветствует расточительности.
VIII. Обвинения против общественных деятелей, когда они безуспешны, являются
самой справедливой ступенью в их карьере. Фукидид потерпел неудачу против
Перикл. Смерть Толмида - поражение при Коронее - резня
Гоплитов - ослабили аристократическую партию; демократия и
демократическая администрация воспользовались случаем для решительного
усилия. Фукидид был подвергнут остракизму, и его изгнание
освободило Перикла от его единственного соперника в борьбе за верховное управление Афинской империей.
Свидетельство о публикации №224062200846