Самаркандская область. Самаркандский уезд
ГЕРБ Г. ПЕНДЖИКЕНТ САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ: В золотом щите 5 положенных диагонально (слева на право) лазуревых башенных корон о трех зубцах. В вольной части щита герб Самаркандской области. Щит украшен червленою башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою. [Утвержден 14 апреля 1910 г.]
• Ист. и лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье, 1881 – 1913. – СПб.; Гос. типография, 1911. – Т. XXХ. – № 33359.
I.
САМАРКАНД – обл. гор. в Туркестане, админ. центр Самаркандской обл. и важнейший населенный пункт долины р. Зеравшана, под 39°39'14,5" с. ш. и 66°57'36" в. д. от Пулкова, в 7 вер. от левого бер. р. Зеравшана, у юго-западных склонов возвышенности Чупан-ата, между оросительными каналами Даргом и Сиоб. Благодаря сравнительно большой высоте (2.259 фт. над ур. океана) Самарканд отличается более прохладным климатом, чем другие туркестанские города, расположенные среди низменностей. Средняя темп. года ок. +13° Ц., самого холодн. мес. – января (ок. 0°), самого жаркого (+26,1°); ср. темп. зимы около 1°; морозы, хотя очень редко, доходят до –20°; жары достигают +37,2° в тени. Осадков в течение года около 300 мм; наибольшее их количество приходится на март и апрель (около 70 – 80 мм); с июня по сентябрь дождей почти вовсе не бывает. В конце февраля или в самом начале марта нередко зацветают деревья (тополь, карагач, миндаль, абрикос) и распускаются листья (калина, жимолость и пр.). Из болезней сильно распространена малярийная лихорадка. Самарканд состоит из двух частей – русской и туземной. Русская часть города основана в 1871 г. и занимает территорию в 229 дес., с населением, вместе с войсками, около 15 тыс. (до 80 % русских, ост. нас. чрезвыч. смешанное – таджики, узбеки, евреи, немцы, татары, армяне и проч.). Туземная часть Самарканда занимает 4.629 дес. (из них под садами 4.264 дес.), с населением около 40 тыс.; по переписи 1897 г. всего в Самарканде жителей 54.900 (31.706 мжч. и 23.194 жнщ.). Широкие шоссированные улицы, обсаженные деревьями и обильно поливаемые из оросительных канав, обилие зелени, главным образом одноэтажные дома, красивые здания военного клуба и дома военного губернатора, великолепный Абрамовский бульвар отделяющий русский Самарканд от туземной части города, скверы и парк придают русской части Самарканда благоустроенный и даже красивый вид. Домов 442 (1892), строений жилых 829, нежилых 986, в том числе из сырцового кирпича 1.792, каменных 12 и смешанных 7. Отдел. госуд. банка, метеорол. и гренажная станции, древесный питомник. Женская гимназия, городское 4-классн. учил., мужск. и женск. приходские училища, русско-туземное училище, железнодорожное училище, собор, театр, библиотека офиц. собр. (1.500 тт.), книжный магазин, 2 пивоварен. завода, несколько винодельных заведений, 2 водочн. завода, зав. минер. вод, мельницы и проч. В 1891 г. магазинов и лавок было 69. В туземной части Самарканда (в 1893 г.) частных домов 5.298, казенных 5 и общественных 172, лавок 1.169, караван-сараев 28. Ценность недвижимых имуществ в Самарканде (русских и туземных) составляла в 1894 г. 4.077.681 р. Городской доход 147.548 р., расход 93.099 р. Русско-турецкая школа, 21 медресе (высш. мусульманск. учил.), 83 мектеб (нач. мусульманск. учил.), 8 еврейских хедеров. Мечетей 86; синагога. Население состоит главным образом из узбеков, таджиков и местных евреев; узбеки – магометане суннитского толка, таджики – шиитского. Туземный Самарканд представляет обычный вид среднеазиатского города; улицы, за немногими исключениями, узкие, извилистые, немощеные, дома глинобитные и фахверковые, без печей и окон на улицу, с плоскими земляными крышами. При скученности городских построек, древесные насаждения и цистерны с водой (хоуз) встречаются не часто. 4 базарные площади, 2 сквера. Туземная часть города является средоточием промышленности и торговли Самарканда; помимо более крупных винокурен, кожевенных и кишечных заводов, здесь имеется множество мелких ремесленно-промышленых заведений, производительность которых, в общем, довольно значительна. Базары по воскресеньям и средам, при большом съезде туземцев из окрестностей города. По данным за 1897 г., торговые обороты туземного города составили 13.461.350 р., а русского – 2.238.400 р. Главнейшие предметы вывоза: хлопок, рис, шелк и шелковые ткани (самаркандские покрывала), кожи, фрукты, лошади, бараньи кишки, вино. Самарканд – самый крупный винодельный центр во всем Туркестане, здесь производится до 60 тыс. ведер вина. Значение Самарканда несколько упало с продолжением Закаспийской жел. дор. до Ташкента и Андижана; раньше он был складочным пунктом для всех товаров, направлявшихся в Ташкент и Фергану.
В пределах туземного города расположены исторические памятники Самарканда, делающие его самым замечательным, в историко-археологическом отношении, городом во всей средней Азии и привлекающие множество туристов и ученых. Таковы: 1) Шах-Зинда (в перев. «Живой царь») – мечеть; построена в половине 14 в. Тимуром (Тамерланом) в честь распространителя ислама в Самарканде Кусама-ибн-Аббаса, сына дяди Магомета, умершего здесь, по преданию, в 56 г. гиджры (в конце 7 в.). Построенные в разное время здания поднимаются двумя рядами по склону высот Афросиаба и соединены открытым, с перекинутыми через него арками, коридором в 29 саж. длиной. По обе стороны коридора расположены мечети, часовни, мавзолеи и помещения для учеников; высокий конец его замыкается круглым залом без крыши. В зданиях мечети погребены родственники Тимура и его сподвижники. Гробница Кусама находится в особой мечети, за стеной с деревянной решеткой, отпирающейся раз в 10 лет для приведения в порядок могилы. Наружные, а у некоторых зданий и внутренние стены, арки, колонки, фронтоны и т. п. покрыты разноцветными, гладкими и рельефными, превосходного узора мелкими изразцами, образующими, в красивом сочетании зеленого, голубого, синего, белого, лилового, красного и гранатового цветов, дивные рисунки, переплетенные изразцовыми же, разных цветов, надписями (на арабском яз., старинными почерками сюльси и зюльфи), изображающими имена Бога, изречения, стихи и тексты из Корана и проч. По сложности, красоте и разнообразию орнаментов, по изящным контурам и линиям построек, свежести и чистоте красок изразцов Шах-Зинда является, несмотря на повреждения от времени, землетрясений и пр., одним из наиболее замечательных памятников восточного зодчества в Средней Азии. 2) Гур-Эмир («Могила повелителя») – знаменитый мавзолей на могиле Тамерлана, массивный восьмигранник, увенчанный громадным голубым изразцовым куполом, с надгробным памятником Тимура из нефрита. 3) Тилля-кари-мадраса (высш. мусульм. учил.) на площади Ригистан, почти в центре базара, в туземн. Самарканде. Тилля-кари («Раззолоченная») построена в 1618 г. эмиром Ялангтушем Багадуром; в главном фасаде ее высокая квадратная арка, носящая следы изразцовой облицовки; по бокам ее стены, заканчивающиеся круглыми высокими минаретами; стены и минареты облицованы изразцами, образующими изящные рисунки. На небольшом дворе, в который ведут 3 ворот, расположено 25 келий для мулл и учеников и мечеть, увенчанная высоким куполом; свод и стены в мечети расписаны разноцветными узорами и золочеными арабесками, а панели облицованы серым мрамором. 4) Шир-Дар («Украшенная львами») на той же площади построена в 1616 г. тем же эмиром Ялангтушем. Название свое получила от изображенных на фронтоне двух львов, едва различаемых ныне вследствие сильно пострадавшей изразцовой мозаики; по обе стороны главного фронтона с аркой тянутся стены, оканчивающиеся двумя наклонными минаретами; над зданием с боков два купола. Три двери ведут в мечеть и в небольшой двор, кругом которого в несколько ярусов расположены помещения для мулл и учеников. Все стены здания облицованы превосходными изразцами ярких цветов, образующими тысячи разнообразных узоров, надписей и проч. 5) Улуг-бек, также на площади Ригистан, постр. в 1434 г. внуком Тамерлана, эмиром Мирзой Улуг-беком. Главное, сильно обветшавшее здание состоит из грандиозной арки, по бокам коей возвышаются два минарета, наклоненные в стороны от здания; фронтон покрыт художественными изразцами. Через арку вход в небольшой двор, по сторонам которого помещения для учеников и мулл; цоколи надворных помещений облицованы серым мрамором. На левой стороне двора невысокий минарет, а близ него развалины башни, которая, по преданию, служила Улуг-беку обсерваторией для занятий астрономией; обсерватория эта была известна всему Востоку. 6) Мечеть Биби-Ханым на базарной хлебной площади; построена Тамерланом в 1399 г. в честь любимой жены его, Сарай-мульк-ханым, носившей прозвище Михрбан, т. е. благотворительницы. Здание мечети сильно пострадало от землетрясений и времени и находится в полуразрушенном виде, но все-таки представляет один из лучших памятников древнего зодчества и Самарканде. Главное здание мечети с двумя арками, остатками минаретов и грандиозным, ныне полуразрушенным куполом облицовано разноцветными (с преобладанием синего, голубого и белого цветов), разнообразнейших рисунков изразцами; цоколь и панели мраморные. На той же площади, где стоит мечеть, находится мавзолей над 5 могилами, между которыми главное место занимает могила Биби-ханым. Среди двора мечети колоссальный (3,25 арш. длины) пюпитр в форме полураскрытой книги из серого мрамора, украшенный рисунками и надписями. Он служил подставкой для корана при чтении его и находился прежде в мечети. 7) Памятник Шейбани-хана во дворе мадрасы его имени; он представляет огромный (9 х 8 х 3,25 арш.) параллелепипед из серого мрамора, на котором установлены надгробные плиты (31), покрытые рисунками и надписями, над могилой Шейбани и его родственников. Главный надгробный камень над могилой Шейбани, найденный по взятии Самарканда в цитадели, ныне находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. 8) Кок-таш («Зеленый камень») – параллелепипед (4 арш. 9 врш. х 2 арш. 1,5 врш. х 14 врш.) из темно-серого мрамора, употреблявшийся еще Тамерланом в качестве трона, находится в Самаркандской цитадели, в бывшем ханском дворце, обращенном ныне в артил. склад. На камень этот поднимали на белой кошме бухарских эмиров при восшествии их на престол. 9) Мадраса Ходжа-Ахрар в 4 в. от Самарканда; постр. в 15 в. у могилы чтимого всем мусульманством Средней Азии Ходжи-Ахрара, потомка Омара, умершего в 1489 г. Стены здания облицованы разноцветными изразцами. Над могилой святого квадратный памятник серо-черного мрамора (14,5 х 14,5 х 2 арш.), а рядом с ним другой; на обоих 16 мраморных намогильных камней. В мечети хранится знаменитый коран Османа, который после взятия Самарканда русскими был куплен у местных мулл за 125 р. и отправлен в Имп. Санкт-Петербургскую публичную библиотеку. 10) Афросиаб – древнее городище, на восточной окраине города, представляет волнистую местность, покрытую тысячами намогильных насыпей, со следами крепостных сооружений и пр. Раскопки дали богатые собрания монет (греко-бактрийского периода и последующих), бронзовых зеркал, сосудов, стекла, погребальных урн, глиняных фигурок людей и животных и проч. История этого городища затеряна во мраке веков. Ввиду обилия исторических достопримечательностей, значения их для мусульманского мира Туркестанского бассейна, а также славного прошлого, восточные писатели называют Самарканд «Ликом земли», «Городом святых» и «Садом угодников Божьих» (мус. святых, погребенных в городе и его окрестностях, насчитывается более 200), а европейские – «Москвой Средней Азии».
ИСТОРИЯ. Время основания Самарканда (у греков Мараканда, у китайцев Семасыган) неизвестно; весьма вероятно, что это один из древнейших городов в Средней Азии. Народное предание приписывает основание Самарканда царям Кайкаусу или Афросиабу, жившим за 3.000 – 4.000 л. до Р. Хр. Значение слова Самарканд точно не выяснено; по-видимому, оно происходит от имени какого-то Самара, легендарного царя тюрков. В 329 г. до Р. Хр. Самарканд был взят Александром Македонским, при чем, по словам Квинта Курция, он был обнесен стеною в 70 стадий длины и имел в центре своем кремль, огражденный особой стеной. С 7 по конец 9 вв. Самарканд находился во власти арабов. В 9 в. (889 – 1004) Самарканд был столицей всей страны между Сыром и Аму (Маверауннагр или Трансоксания); в 11 в. сделался уделом Сельджукидов; в 1221 г., несмотря на защиту 110-тысячным войском, был взят и сравнен с землей Чингис-ханом. В 1369 г. Самарканд стал столицей великого Тимура, украсившего город великолепными мечетями, садами и дворцами, и достиг небывалого расцвета и блеска. Сюда стекались все богатства Азии, представители всех наций и религий, ученые и искусные мастера. Торговые сношения Самарканда со всеми азиатскими странами и даже Европой были очень оживлены; число жителей в Самарканде в эту эпоху, по словам Клавихо, достигало 150 тыс. В 1499 г. Самарканд был взят под предводительством Шейбани узбеками, перенесшими свою резиденцию в Бухару. В 1784 г. Самарканд подпал под власть бухарской династии Мангыт и наконец 2 мая 1868 г. был занят русскими войсками.
САМАРКАНДСКИЙ УЕЗД занимает южную часть Самаркандской обл., гранича на юге с Бухарой. Площадь Самаркандского у. составляет, по Стрельбицкому, 7.751 кв. вер., или 8.821 кв. км, по местным, более новым сведениям – 17.060 кв. вер. Жит., по переписи 1897 г., 341.348 (190.874 мжч. и 150.474 жнщ.), в том числе городского населения 58.531 чел. Восточная, большая часть Самаркандского у. гориста и представляет собою глубокое ущелье верхнего течения р. Зеравшана, окаймленное на С. Туркестанским, на Ю. – Зеравшанским и Гиссарским хребтами; западная, меньшая – широкая, плодородная и очень населенная долина Зеравшана, орошенная каналами и рукавами. Почти у самого г. Самарканда среди этой волнистой долины возвышаются высоты Чупан-ата («Отец пастухов»), замечательные происходившим здесь 1 мая 1868 г. боем русских войск под начальством К.П.Кауфмана с бухарскими войсками, результатом которого было занятие г. Самарканда. Самаркандский у. обнимает собою 2 участка – Самаркандский и Пенджекентский, 32 оседлые волости, 199 сельск. обществ, 1.153 кишлаков (сел.) и 57.941 двор. Население оседлое, преимущественно узбеки. Главное его занятие – земледелие, которое ведется на орошенных (от 0,03 до 7,4 дес. на двор), а отчасти и на неорошенных землях; орошенных земель в у. 256.585 дес. На поливных землях высевается: оз. пшеница, оз. ячмень, рис, джугара, дыни, арбузы, люцерна, бобовые растения, огородные овощи, хлопчатник (в 1896 г. – 5.252 дес.) и пр.; на неполивных – исключительно яровые посевы пшеницы, ячменя и проса; в верховьях Зеравшана в небольшом количестве возделывается черный овес. Важное значение имеет садоводство и в особенности виноградарство; под виноградниками 4.390 дес., под фруктовыми деревьями – 1.500 дес. Шелководство развито слабо; в 1897 г. было оживлено в у. всего до 5 тыс. золотников. Скотоводство служит лишь подсобным промыслом. В 1898 г. лошадей было 17.620, рогатого скота – 67.569 гол., овец и коз – 58.560, овец каракулевых – 3.120, ослов – 15.050, верблюдов – 702. Преобладающие породы лошадей – карабаир и туркмен. Рог. скот вследствие недостатка пастбищ мелкий и не продуктивный. Горных лесов – около 100 т. дес., искусственно разведенных – 783 дес. Фабрично-заводская промышленность имеет, за немногими исключениями, кустарно-ремесленный характер, более крупные предприятия – хлопкоочистительные заводы (8), вальцовые мельницы (9), винокуренные заводы (4) и кожевенные заводы (3); остальные производства имеют весьма небольшие размеры: так, напр., производительность 815 водяных мельниц равнялась в 1894 г. 250 тыс. руб., 18 гончарных зав. – 6.200 р., 17 кирпичных – 5.900 р., 369 маслобойных – 34.000 р. Всего в 1894 г. в Самаркандском у. мастерских и промышленных заведений насчитывалось 2.762. Торговых документов было выдано в 1897 г. 6.847. Торговый оборот базаров Самаркандского у. составляет ок. 2.833.100 р. (1897). Главные предметы вывоза – рис, хлопок, изюм, фрукты сушен., мука, кишки бараньи и шкуры. Мечетей в Самаркандском у. 1.133; туземных школ (мадраса и мактаб) – 747, с 6422 учащимися.
ПЕНДЖЕКЕНТ – город Самаркандского уезда Самаркандской области, в 61 версте к востоку от города Самарканда, при выходе реки Зеравшана из гор; средоточие путей, ведущих на верхний Зеравшан; кустарное, маслобойное производства. Жителей 3.445 (2.063 мужч. и 1.382 женщ.), в том числе туземного населения 346 (288 мужч. и 58 женщ.). 4 мечети, 3 школы. Городские доходы (1895 г.) 4.115 руб., расходы 4.475 руб.
• Ист. и лит.: Самарканд.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1898. – Т. 23. – С. 131; Там же, 1900. – С. 28а. – С. 181 – 183.
II.
ГОРОД САМАРКАНД И САМАРКАНДСКИЙ УЕЗД. За Катта-Курганом железнодорожная линия удаляется к югу от долины Зеравшана и, пройдя станции Нагорную и Джума, расположенныя в населенной местности, вновь вступает в район орошения из Зеравшана и подходит к станции Самарканд (1.416 верст), находящейся в 8 верстах от города Самарканда, лежащаго к северу от западных отрогов Гиссарскаго хребта, занимающаго своими туманными вершинами весь южный горизонт.
Самарканд, административный центр Самаркандской области, расположен в 7 верстах от леваго берега Зеравшана, к юго-западу от возвышенности Чупан-ата, круто обрывающейся к реке. Вследствие своего сравнительно высокаго местоположения (2.580 фут. над уровнем моря) город отличается более прохладным летом и лучшими санитарными условиями, сравнительно с остальными крупными городами южнаго Туркестана. Русская часть города, основанная в 1871 г., лежит к западу от туземной; она отличается широкими шоссированными улицами, обсаженными деревьями (тополи, айланты, карагачи, белая акация и др.), прекрасными бульварами, скверами и вообще обилием садов и насаждений, в тени которых скрываются небольшие, большею частью одноэтажные дома. Из бульваров в особенности великолепен состоящий из нескольких аллей Абрамовский бульвар, названный так в память перваго устроителя города генерала Абрамова, одного из сподвижников генерала Кауфмана. Площадь русской части Самарканда около 250 дес., число домов около 1.500; к наиболее красивым зданиям принадлежат дом военнаго губернатора и военное собрание. В этой части города находятся: 4 церкви, все областныя и правительственныя учреждения, окружной суд, городския – больница, амбулаторныя лечебница и аптека, военный госпиталь, русския учебныя заведения (11, в том числе мужская и женская гимназии и училище садоводства, виноградарства и виноделия), отделения некоторых банков, торговых фирм и транспортных контор, первоклассная таможня, станция для контроля шелковичной грены и несколько довольно посредственных гостиниц. Из общественных учреждений здесь имеются: военное собрание, с порядочной библиотекой, общественное собрание, городской театр, несколько благотворительных и просветительных учреждений, музей и библиотека при областном статистическом комитете, издающем весьма интересныя «Справочныя книжки Самаркандской области». Между русской частью города и крепостью находятся могилы русских воинов, павших при защите цитадели в 1868 г. и памятник полковнику Соковнину и штабс-капитану Коневскому, убитым в 1869 г. при усмирении возмущения в Шахрисябсе (Шаар-сабиз).
Туземная часть города занимает с садами около 4.629 дес. и, по своему характеру, не отличается от других туземных городских поселений. В ней имеется 6.185 домов, 28 караван-сараев, 4 базарныя площади, 105 мечетей, 91 мектеб, 14 медресе и 6 еврейских синагог. Туземная часть города является средоточием промышленности и торговли, как мелкой туземной, так и крупной, обороты которой весьма значительны. В этой же части находятся: знаменитый Ригистан (площадь), памятники древняго мусульманскаго зодчества и все туземныя святыни, представляющия главную достопримечательность Самарканда.
Из числа крупных промышленных заведений города, следует отметить свинцово-прокатную фабрику, изготовляющую листы для обертки чая, несколько кожевенных и кишечно-моечных заведений, коньячные (2), винокуренные (3), спиртоочистительные (2), хлопкоочистительные (10), винодельные (17), пивоваренные (1) и маслобойные (1) заводы, а также вальцовыя мельницы (3) и чайно-разсыпочные склады (13). По размерам производства и количеству работ первое место занимают хлопкоочистительные заводы (около 300 рабочих) и чайно-разсыпочные склады (около 850 рабочих). Самарканд является главнейшим центром чайной торговли в Туркестане, производимой несколькими крупными фирмами (Кузнецов и К°, Boray и К°, бр. К. и С.Поповы и др.), снабжающими чаем (зеленым и черным) большинство районов края. Чайная торговля вызвала к жизни производство в значительных размерах деревянных ящиков для укупорки чая, свинцовых оберточных листов, оберточной бумаги и т. п. Другой особенностью промышленной жизни Самаркандскаго района является значительное развитие здесь садоводства, виноделия и производства изюма. Самаркандския вина (Иванова, Филатова, Пороховщикова, Толочинова и др.) принадлежат к лучшим туркестанским винам; что же касается изюма, то в отношении производства этого продукта Самаркандский район занимает первое место во всем Туркестане, и ст. Самарканд отправляет в год свыше 1.000.000 пудов этого груза. Жителей в Самарканде насчитывается 89.693 (1910 г.); недвижимых имуществ 11.794 с оценкою в 8.250.000 руб.; городские доходы составляют 231.929 руб., расходы 223.899 руб.
По своей истории, теряющейся во мраке тысячелетий, по выдающемуся во все времена значению в Средней Азии и единственным в своем роде памятникам старины, Самарканд является самым интересным городом Туркестана. У мусульманских писателей город этот с давних времен назывался «Ликом земли», «Городом святых» и «Садом угодников Божьих»; европейские же – не без основания называют его туркестанской Москвой и среднеазиатским Римом. Самарканд (Мараканда древних греков) – один из древнейших, если не самый древний город Средней Азии, издавна, по величине и количеству населения, считался первым городом Мавераннагра даже в те времена, когда, как при Саманидах, столицей была Бухара. Будучи расположен в узле торговых путей из Индии, Персии, Китая и лежащих к северу владений тюрков, в хорошо орошенной и плодородной местности, он за несколько веков до нашей эры был уже крупным городом. Время основания Самарканда не известно; по народным преданиям и легендам, основателями его были цари Кайкаус (эпический царь Ирана) или Афросиаб (эпический царь Турана), жившие за 3.000 – 4.000 лет до Р. Х. Происхождение названия города точно не выяснено; по одной из легенд, йеменский царь Самар (Шамар), овладев городом, дал ему имя Самарканда («Город Самара»). В 329 г. до Р. Х. Самарканд был занят Александром Македонским, который неоднократно возвращался сюда и, по Квинту Курцию, именно здесь убил Клита. В Самарканде же разыгрался один из эпизодов упорной борьбы Александра с неутомимым туземным патриотом Спитаменом. В это время Самарканд был уже столицей Согдианы и большим городом с цитаделью и городской стеной, имевшей 70 стадий (15 верст) протяжения. По одной из легенд, основание Самарканда или части его приписывается Александру.
В конце 5 в. в Самарканд проникло несторианство и в нем был особый епископ. В начале 8 в. город был взят и разграблен арабами, нашедшими здесь, между прочим, много золотых идолов (вероятно буддийских). Среди пленных находилась дочь последняго сасанида Едзиджерда III, которую отослали в дар халифу Велиду. По преданиям, сообщаемым некоторыми мусульманскими писателями, город во время взятия его арабами под начальством Кутейбе, уже существовал 2.250 лет. С возвышением в 9 в. Саманидов, Самарканд вошел в состав их владений и вскоре стал огромным населенным городом, который, несмотря на смуты при Караханидах и разгром хорезмшахом, не утратил своего крупнаго значения до самаго нашествия монголов. По сообщениям мусульманских писателей, Самарканд в этот период времени был вместе с окрестностями окружен стеной в 12 фарсахов (около 72 верст) протяжения, с 12 воротами (по другим данным, ворот было 8). В этой ограде находился внутренний город (шахристан), имевший 4 ворот, а внутри последняго соборная мечеть и цитадель (арк) с 2 железными воротами и дворцом правителя. Городския стены, существовавшия и в домусульманский период, были основательно возобновлены и снабжены башнями в половине 8 в. Остатки внешней стены, окружавшей все пригороды (рабат), сохранились до настоящаго времени под названием «Дивари-и-Кыямат» («Стена суднаго дня»); в действительности она имела в длину вероятно около 40 верст. Что же касается внутренняго города или шахристана, то, на основании произведенных раскопок и других данных, можно судить, что он находился на месте городища Афросиаб, лежащаго к востоку от теперешняго Самарканда, и был окончательно покинут жителями только после монгольскаго нашествия 1220 г. В этом именно районе Бартольдом были найдены остатки постройки, относящейся к эпохе не позже 10 в. нашего летосчисления. Улицы города в большинстве были вымощены камнем, постройки же, как и теперь, большею частью возведены из глины и дерева; на площадях стояли деревянныя изображения животных (вопреки постановлениям ислама, не дозволяющим подобных изображений). В городе и пригородах было до 2.000 мест, где на средства, пожертвованныя благотворителями, раздавалась безплатно вода со льдом. Среди святынь Самарканда уже и в то время первое место занимала гробница Кусама-бин-Аббаса, двоюроднаго брата пророка, ныне известная под названием Шах-Зинда («Живой царь»). Гробница эта была, однако, значительно красивее и богаче теперешняго мавзолея. Население города было весьма значительно и составляло в эпоху Саманидов, повидимому, около 500.000 жителей.
С падением династии Саманидов и возвышением тюрков, Самарканд в 11 в. вошел в состав владений Караханидов, скоро сделавшихся вассалами Сельджукидов, а в следующем, 12 в. им завладели хорезмшахи. Последний из них Мухаммед, усмиряя вспыхнувшее в Самарканде возстание, разгромил и разграбил город (1212 г.), при чем было убито, по одним данным, 10.000, а по другим даже 200.000 человек. Окончательный разгром древнему Самарканду нанес Чингиз-хан, который, несмотря на защиту его огромным войском (по некоторым данным, в городе было 110.000 войска, из коих 60.000 тюрков и 50.000 таджиков, и 20 слонов), в марте 1220 г. взял город и подверг его страшному опустошению. Остатки защитников цитадели, в числе 1.000 человек, собрались в соборной мечети, но были все убиты, а мечеть сожжена. Цитадель и шахристан были разрушены, множество жителей перебито и уведено в рабство и цветущий город был почти уничтожен; в 1221 г. в нем насчитывалось не более 1/4 прежняго населения.
После продолжительнаго периода смут, раздоров и междуусобных войн, наступившаго при Чингизидах, споривших из-за наследия своего великаго предка, для Самарканда вновь наступили лучшие дни. В 1370 г. он стал резиденцией Тимура, украсившаго город великолепными мечетями, медресе, дворцами и садами и вскоре достиг небывалаго расцвета и блеска. В столицу огромной империи свозились колоссальныя богатства, награбленныя во всех частях Азии, стекались мусульманские ученые и знаменитости и сгонялись из покоренных стран тысячи искусных мастеров и художников, трудившихся над украшением города. В особенности славился Самарканд эпохи Тимура своими великолепными загородными садами (баг) с воздвигнутыми среди них дворцами и другими сооружениями. Таких садов было несколько (Баг-и-Бегишт – «Райский сад», Баг-и-Дилкуша – «Сад, веселящий душу», Баг-и-Чинар – «Чинаровый сад» и др.), при чем основание аждого из них было, по преданию, связано с тем или иным событием в семейной жизни Тимура. Торговыя сношения Самарканда со всеми азиатскими странами и даже Европой были очень оживленны, а число жителей достигало 150.000. Крайне интересное описание Самарканда этого времени и сказачнаго блеска его придворной жизни оставил нам Клавихо, стоявший во главе посольства (1403 – 1406 гг.) короля кастильскаго Генриха III к Тамерлану. Нельзя, впрочем, не заметить, что даже в этот, наиболее блестящий, период истории Самарканда весь блеск и все богатство сосредоточивались, как и в позднейшие времена, в руках эмира, его придворных и немногих сильных людей, остальное же население жило в бедности, варварстве и даже не отличалось особенным мусульманским благочестием. По крайней мере, поэт Мавла-Джами, живший во второй половине 15 в., выразился о самаркандцах следующим образом: «Если хочешь видет богатство, иди в Индию; если хочешь видеть благочестие, иди в Мекку; если же не хочешь видеть ни того, ни другого, не выезжай из Самарканда».
В 1499 г. Самарканд был взят узбеками, под предводительством Шейбани, и, с перенесением резиденции в Бухару, постепенно утратил свое значение. В конце 18 в. Самарканд вошел в состав Бухарского ханства и, наконец, 2 мая 1868 г. был занят русскими войсками, под начальством генерала Кауфмана. Войска наши, наступавшия с северо-востока, 1 мая перешли по грудь в воде несколько рукавов Зеравшана и с ничтожными потерями взяли штурмом высоты Чупан-ата, покрытыя массой бухарцев и укрепленныя артиллерией. На следующий день город был сдан без выстрела, и русские заняли бывшую столицу Тимура. Геройская защита (2 – 8 июня) небольшим нашим отрядом Самаркандской цитадели против огромных скопищ бухарцев, надеявшихся овладеть укреплением после ухода русских войск в Катта-Курган, была последним выдающимся событием в бурной тысячелетней жизни города. В течение 7-дневной осады наш отряд (около 750 человек) потерял 49 человек (3 офицера) убитыми и 172 человека (5 офицеров) ранеными. По договору 18 июня 1868 г. Самарканд и Катта-Курган были уступлены России, при чем из присоединеннаго края образован Зеравшанский округ, переименованный затем в Самаркандскую область. Первым начальником округа был назначен вышепомянутый генерал Абрамов.
Исторические памятники Самарканда, в виде более или менее поврежденных временем и землетрясениями мечетей, медресе, мавзолеев и мазаров, расположены в туземном городе по дороге из русскаго Самарканда на городскую площадь Ригистан и далее по направлению к холму Афросиаба. Большинство этих памятников относится к эпохе Тимура и Тимуридов (14 – 15 вв.). Самым дальним и самым замечательным памятником старины является Шах-Зинда – «Живой царь», группа мечетей и мавзолеев, построенных в честь распространителя ислама в Самарканде Кусама-бин-Аббаса (двоюроднаго брата пророка Магомета), пришедшаго сюда в конце 7 в. По одной из легенд, Кусам, поселившись в пещере близ Самарканда, проповедовал ислам среди неверных; обратив население города в магометанство, Кусам однажды, по окончании своей проповеди, снял с себя голову и, держа ее в правой руке, живым скрылся в пещеру и более оттуда не показывался (отсюда – «Живой царь»). Впоследствии около гробницы Кусама стали хоронить родственников эмиров и других, пользующихся особенным уважением, лиц. Построенныя в разное время здания расположены двумя рядами по склону высот Афросиаба и соединены открытой, с перекинутыми чрез нее арками галереей в 29 саж. длиной, средняя часть которой представляет лестницу из жженаго кирпича в 37 ступеней. По обе стороны галереи, начинающейся входной аркой и заканчивающейся круглым залом без крыши, расположено 11 увенчанных куполами зданий – часовен, мечетей и мавзолеев, в которых погребены родственники и сподвижники Тимура. Гробница Кусама находится в особой мечети за деревянной решеткой, отпираемой раз в 10 лет для приведения в порядок гробницы. Последняя состоит из трехступенчатаго кирпичнаго параллелопипеда, облицованнаго изразцами с великолепными разноцветными узорами и выпуклыми белыми с позолотой надписями на арабском языке, покрытаго грудой цветных бумажных покрывал. У изголовья гробницы водружен шест с бунчуком. Наружныя, а частью и внутренния стены мавзолеев и мечетей, арки, колонки, фронтоны и проч. покрыты разноцветными, гладкими и рельефными превосходнаго узора изразцами, образующими в красивом сочетании зеленаго, голубого, синяго, белаго, лиловаго и гранатоваго цветов дивные рисунки, переплетенные изразцовыми же надписями на арабском и персидском языках, изображающими изречения, тексты из Корана, стихотворения, даты и имена погребенных лиц и т. п. Над главным входом такая надпись гласит: «Это величественное здание основано Абдул-Азис-ханом, сыном Улуг-бека-Гургана, сына Шахруха, сына Амира-Тимура-Гургана, в 838 г.» (1434 г.). По красоте, сложности и разнообразию орнамента, по изящным линиям построек, свежести и нежным оттенкам красок изразцов Шах-Зинда, несмотря на значительныя повреждения, является одним из наиболее замечательных памятников мусульманскаго зодчества в Средней Азии.
В полуверсте от Шах-Зинда, ближе к городу, лежит базарная хлебная площадь, среди которой возвышаются развалины огромной мечети Биби-Ханым, бывшей соборной мечети Самарканда, построенной Тимуром (в 1399 г.) около медресе, сооруженнаго его старшей женой Сарай-Мульк-Ханым, прозванной Михрбан, т. е. «Благотворительницей». По сообщаемым мусульманскими писателями сведениям, мечеть эта, строившаяся мастерами из Индии, представляла грандиозное здание, украшенное с необыкновенной роскошью «блестящими как солнце» изразцами, мраморными колоннами (480), позолотой и бронзовыми входными дверями. К сожалению, здание пострадало сильнейшим образом от землетрясений и времени и находится в развалинах: сохранились лишь части стен, арок, минаретов и купола, облицованнаго разноцветными разнообразных рисунков изразцами с остатками майоликовых надписей. Надпись на арке мечети гласит: «Окончен этот собор великим султаном, полюсом мира и веры Амир-Тимуром-Гурганом, сыном Амир-Тарагая, сына Амир-Бергила, сына Амир-Анджила, сына Амир-Айлангира, сына Амир-Карачар-Нуяна, да продлит Господь на вечность его царствование, в 806 г.». Невдалеке от мечети находится небольшой полуразрушенный мавзолей над 5 могилами, между которыми главное место занимает могила вышеназванной жены Тимура (известной ныне у населения под именем Биби-Ханым). Среди двора мечети стоит огромный (3,5 арш. длины) пюпитр из сераго мрамора, служивший подставкой для Корана и находившийся прежде в мечети; на пюпитре имеется следующая надпись: «Великий султан, милостивейший хакан (монарх), покровитель веры, блюститель толка ханафи, чистейший султан, сын султана, сына султана, удовлетворитель мира и веры Улуг-бек-Гурган» (внук Тимура).
Между мечетью Биби-Ханым и Ригистаном во дворе медресе Шейбани-хана находится гробница этого знаменитаго основателя могущества узбеков; памятник представляет огромный (9 х 8 х 3,25 арш.) параллелопипед сераго мрамора, на котором лежат покрытыя рисунками и надписями надгробныя плиты (31) над могилой Шейбани и Шейбанидов. Надгробный камень над могилой самого Шейбани находится в настоящее время в С.-Петербурге в Эрмитаже.
Еще ближе к русской части города в конце базарной улицы расположен Ригистан – городская площадь, в 35 саж. длины и 30 саж. ширины, обставленная с трех сторон тремя великолепными мечетями-медресе: «Тилля-Кари» (прямо), «Шир-Дор» (направо) и «Мирза Улуг-бег» (налево). Плащадь эта была сердцем и форумом стараго Самарканда, где происходили и доводились до сведения народа важнейшия события и куда стекались правоверные для поклонения святыням и на молитву. Ригистан сохранил отчасти свое значение и в настоящее время; он обыкновенно наполнен массой туземцев, толпящихся у лавочек и харчевен, слушающих разсказчиков и духовных ораторов, или глазеющих на незатейливые фокусы странствующих фокусников. В часы и дни, когда сюда собираются туземцы на молитву, площадь эта, переполненная народом в пестрых халатах и белых чалмах на голове, обставленная полуразрушенными, но все еще прекрасными мозаичными фронтонами и минаретами мечетей, сверкающими яркими красками под ослепительными лучами среднеазиатскаго солнца, представляет необыкновенно живописную феерическую картину.
Мечеть и медресе Тилля-Кари (т. е. «Раззолоченная») построена в 1647 г. эмиром Ялангтушем-Бахадуром (полководцем Имам-Кули-хана) из узбекскаго рода «Алчин». Квадратная арка фронтона, стены и минареты здания облицованы цветными изразцами, образующими изящные рисунки; на дворе расположена мечеть с куполом и 25 келий (худжра) для мулл и учеников; свод и часть стен в мечети расписаны разноцветными узорами и золочеными арабесками, а панели облицованы серым мрамором.
Справа от Тилля-Кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-Дор (т. е. «Украшенная львами»), основанная в 1619 г. тем же эмиром Ялангтушем. Фронтон ея, состоящий из величественной арки, над которой изображены из желтых изразцов два льва с раскрытой пастью, а также стены и минареты облицованы разноцветными изразцами, представляющими арабески, изречения из Корана, надписи в стихах и т. п. Облицовка сильно пострадала, но еще и теперь поражает изумительной яркостью и красотой рисунка. Три двери ведут в мечеть и в небольшой двор, вокруг котораго расположены помещения для мулл и учеников. Одна из надписей в стихах на персидском языке гласит следующее: «Эмир-полководец, справедливый Ялангтуш; язык, могущий выразить слова восхваления его совершенств – жемчуг; такое медресе он соорудил на земле, что его высотой земля возгордилась пред небом; в несколько лет не долетит на верх высокой его арки с большими усилиями крыльев орел ума; в несколько карнов (карн – век, поколение) не взберется на вершину его башен искусный хариф (ловкий вор) мысли по команду (команд – канат с крюком на конце, по которому в прежния времена, забросив крюк на стену, харифы взбирались наверх). Когда архитектор изобразил свод его арки, то небо от удивления прикусило новую луну как палец (знак удивления и зависти); так как Ялангтуш-Бахадур был основателем его, то год постройки его назван Ялангтуш-Багадур» (если сложить числовые значения букв, составляющих имя основателя, то получится год постройки 1028, по мусульманскому летосчислению = 1619).
Против мечети Шир-Дор, по другую сторону площади, расположена мечеть Мирза-Улугбек, построенная в 1434 г. внуком Тимура Мирзой Улугбеком. Фронтон сильно обветшалаго и частью разрушеннаго здания состоит из громадной арки, по бокам коей возвышаются два минарета, наклоненные в стороны, и облицован, как и минареты, разноцветными изразцами, образующими разнообразные узоры и надписи; через арку вход во двор, вокруг котораго помещения для учеников и мулл. Основатель этой медресе, знаменитый астроном Улугбек был убит в 1449 г. своим собственным сыном Мирза-Абдул-Лятифом; через полгода после отцеубийства последний также был убит, и голова его была повешена на фасад медресе Мирза-Улугбека. В 1908 г. раскопки, произведенныя на холме к северо-востоку от Самарканда, обнаружили остатки обсерватории, на которой Улугбек производил свои наблюдения.
Почти у самаго Абрамовскаго бульвара находится Гур-Эмир (т. е. «Могила повелителя») – мавзолей над могилой Тимура. Фасад мавзолея обращен на север и представляет невысокий, превосходно украшенный разноцветными изразцами (узоры, арабески, надписи и т. п.), портал, за которым возвышается восьмигранное здание мавзолея, увенчанное ребристым куполом. Стены мавзолея, стоявшие раньше по бокам его минареты и купол облицованы изразцами с преобладанием голубого цвета. Здание сильно пострадало от времени; последний минарет обрушился в 1903 г. Внутренность мавзолея состоит из 2 помещений – верхняго и нижняго. В верхнем помещении, носящем следы великолепных украшений (изразцы, мрамор, золоченыя надписи и т. п.), находится 9 намогильных камней, главное место между которыми занимает темнозеленая, расколотая на 2 части, полированная плита из нефрита, лежащая над могилой Тимура. На камне («таш» или «сиотоп» у туземцев) имеется надпись, начинающаяся следующим образом: «Это гробница великаго султана, милостиваго хакана (монарха) Амир-Тимура-Гургана, сына Амир-Тара-гая»… Надгробный камень представляет, по своим размерам (1,92 м х 0,37 м х 0,30 м), величайший из известных монолитов нефрита и, по всей вероятности, был привезен из Хотана (Китайский Туркестан); разбит камень, по одному преданию, ворами, пытавшимися увести его, по другому же – при осмотре камня персидским Надир-шахом. Остальныя надгробия принадлежат сыновьям и внукам Тимура (Шахрух, Мираншах, Мухаммед-султан, знаменитый Улугбек и др.) и некоторым другим лицам. Нижнее помещение усыпальницы имеет вид сводчатаго подвала, в котором собственно и погребены названныя лица; над могилами их лежат мраморныя плиты с соответствующими надписями.
Из других мечетей и мавзолеев, находящихся в Самарканде и его ближайших окрестностях, необходимо указать на мечеть Намазга (Намазгох), мечеть и медресе Ходжа-Ахрар и мечеть Хызыр. Мечеть Намазга, расположенная на юго-восточной окраине туземнаго Самарканда, увенчана большим куполом, украшенным полосами синих, голубых и желтых изразцов; обширный тенистый двор с прудами (хоуз) составляет главное украшение этой мечети и медресе, основанных Надир-Мухаммед-Диван-беги более 300 лет тому назад. Служба в этой мечети бывает только раннею весною в мусульманский новый год (саиль), когда сюда стекается многотысячная толпа туземцев. Сад при мечети Намазга является одним из любимейших мест гуляний туземнаго населения и частью использывается для летней стоянки войск самаркандскаго гарнизона.
К юго-западу от Самарканда в 4 верстах от русской его части находятся мечеть (Сефмид – «Белая») и медресе Ходжа-Ахрар, построенныя в 15 в. у могилы весьма популярнаго и чтимаго у мусульман Средней Азии мистика и филантропа Насир-эддин-Убайдулла-Ахрара, потомка Омара, умершаго в 1489 г. Стены мечети украшены разноцветными изразцами и надписями. Могила святого Ахрара находится вне мечети и представляет квадратный плитообразный памятник темно-сераго мрамора (14,5 х 14,5 х 2 арш.), а рядом с ним другой, меньший; на обоих имеется 16 мраморных намогильных камней и в том числе намогильный камень Ахрара, покрытый надписями и обложенный, как и почти все почитаемыя могилы в Туркестане, рогами диких баранов и сайгаков. Мечеть Ходжа-Ахрара славилась огромных размеров Кораном, написанным на коже серны куфическим почерком, рукой сподвижника Магомета халифа Османа, убитаго в Медине за чтением этой рукописи; по преданию, на страницах последней сохранились следы крови халифа. По взятии Самарканда русскими войсками, Коран этот был приобретен у местных мулл за 125 руб. и отправлен в Петербург, в Публичную библиотеку, где он находится и ныне. Мечеть святого Хызыра (Хазрет-Хайзер) лежит на склоне Афросиаба и, по одному из преданий, является первой мечетью, построенной в Самарканде, по указаниям святого Хызыра, Кутейбе-бин-Муслимом.
Описанными мечетями и мавзолеями далеко не исчерпываются все историческия и мусульманския достопримечательности города; мусульманских святых, погребенных в Самарканде и его окрестностях, насчитывается более 200, и мазары их разсеяны повсюду. Одним из наиболее чтимых является мазар Ходжа-Даньяра (Даниила), расположенный в живописной местности у подошвы Афросиаба, на берегу арыка Сиаб. По одному из преданий, в мазаре погребен Ходжа-Даньяр, сподвижник Кусама-бин-Аббаса; по другому – здесь покоятся останки пророка Даниила, перенесенные сюда Тимуром из Сиваса. Могила святого отличается огромной величиной (26 арш. длины), что, по словам простонародья, зависит от роста святого по мере усердия правоверных (или же от постепеннаго удлинения могилы над прахом погребенных здесь родственников святого).
В бывшем ханском дворце, обращенном ныне в артиллерийский склад, находится так называемый Кук-таш («Серый камень»), огромный параллелопипед (4 арш. 9 верш. х 2 арш. 1,5 верш. х 14 верш.) темно-сераго мрамора с резными колонками по углам и другими украшениями; на камень этот, заменявший трон, поднимали на белой кошме бухарских эмиров при восшествии их на престол. По преданию, трон этот помещался некогда в приемной зале Тимура (Талари-Тимур).
Наконец, к числу достопримечательностей Самарканда принадлежит уже не раз упоминавшееся городище Афросиаб, расположенное к востоку от города на возвышенной каменистой местности, со следами могил, пещер, стен и других сооружений. Легенда приписывает основание городища легендарному царю Афросиабу. При раскопках здесь найдены греко-бактрийския монеты, погребальныя урны, глиняныя фигурки, бронзовыя зеркала и т. п. В настоящее время признано, что Афросиаб представляет первоначальное городское поселение домусульманскаго происхождения, так называемый внутренний город (шахристан) древняго Самарканда, окончательно покинутый жителями после монгольскаго погрома 1220 г.
Памятники Самарканда, в особенности его мечети и мавзолеи, представляют, как видно из вышеизложеннаго, огромный художественный и исторический интерес. Нельзя поэтому не пожелать, чтобы они как можно скорее были описаны и, по возможности, реставрированы. Неумолимое время, землетрясения и людская жадность делают свое дело и почти ежегодно наносят непоправимый ущерб; обваливаются арки, рушатся минареты, выбиваются изразцы с историческими надписями и здания превращаются в груды кирпичей и мусора. В отношении описания и изображения самаркандских древностей почин уже сделан; Императорской Археологической Комиссией предпринято великолепное издание «Мечети Самарканда», первый выпуск котораго заключает описание мавзолея Гур-Эмир. Что же касается поддержания и охраны памятников, то, к сожалению, вопрос этот пока остается открытым.
Самарканд является важным узлом колесных и вьючных дорог, расходящихся отсюда на север – в Дагбит и далее вглубь густо населенной долины Зеравшана, на юг и юго-запад – в Карши и бассейн Кашка-Дарьи, лежащие в бухарских пределах, и на юго-восток, – в Пенджикент и далее вверх по Зеравшану в горную страну (Кухистан), расположенную по верхнему течению этой реки.
Дорога в Дагбит, кишлак, лежащий в 12 верстах от Самарканда, идет мимо кишлака Махао, в котором живут прокаженные, промышляющие милостыней, и развалин Кундусуфи; перейдя в брод через Зеравшан, дорога вступает в аллею с вековыми шелковичными деревьями (тут), насаженными, по преданию, Ходжа-Ахраром; аллея эта тянулась прежде будто бы до самой мечети последняго.
Дагбит, расположенный среди рисовых полей и имеющий печальную известность как гнездо эндемическаго зоба, славится в Туркестане местом погребения (1542 г.) Сеид-Ахмеда-Касани, обратившаго в ислам язычников Восточнаго Туркестана и известнаго под титулом «Махдуши-Азам» («Величайший властитель»). Гробница находится рядом с мечетью, на земляной террасе (дахма), где находятся и другия могилы. Во дворе мечети несколько старых платанов (чинар); дупло одного из них с дверью служит приютом беднякам. Другой платан имеет у основания около 23 аршин в окружности.
В этом же районе, к северо-западу от Самарканда, в средние века находился г. Кушания, считавшийся одним из наиболее цветущих в Согде и составлявший в домусульманский период особое владение. По некоторым данным, кушан-шахом назывался некогда владетель всего Мавераннагра, в виду чего возможно, что Кушания была столицей юэчжи или кушанов; под последним названием были известны также последующие владетели страны эфталиты (хайталы).
Дорога, соединяющая Самарканд с бассейном Кашка-Дарьи и далее с берегами Аму-Дарьи, имеет весьма важное значение в качестве кратчайшаго пути, ведущаго из названнаго города в южную Бухару и к границам Афганистана в русское укрепление Термез. Дорога эта сравнительно хорошо разработана и в пределах Бухары является единственной, по которой производится колесное почтовое сообщение (за счет русскаго почтово-телеграфнаго ведомства); между Самаркандом и Термезом имеется 15 укрепленных станций, общая же длина дороги, открытой для движения в 1902 г., составляет 358 верст.
Почтовый тракт идет из Самарканда прямо на юг сначала по ровной местности, а затем за кишлаком Кара-Тюбе поднимается на северный склон небольшаго горнаго хребта. За кишлаком Аман-Кутан, в районе котораго разведены казной обширныя древесныя насаждения (грецкий орех, белая акация, айлант и др.), в боковом ущелье находится Кара-Тюбинская санитарно-гигиеническая станция (40 верст от Самарканда), расположенная в возвышенной местности, отличающейся сравнительно прохладным климатом и хорошей водой; сюда отправляются на поправку больные ближайших гарнизонов.
За Аман-Кутаном дорога поднимается на перевал Тохта-Карача (5.500 фут.) в Зеравшанском хребте, лежащий на границе Самаркандской области с Бухарским ханством, и спускается затем в широкую, густо населенную долину Кашка-Дарьи к городам Китабу и Шаару (Шахрисябз, Шаршауз).
Важнейшей из дорог, примыкающей к Самарканду с юго-востока, является та, которая соединяет названный город с Пенджикентом (Пянджикет, древний Бунджикет), лежащим у выхода Зеравшана из теснины, и с горной страной верховьев этой реки. Пенджикент, участковый (местопребывание участковаго пристава) городок Самаркандскаго уезда, расположен на левом берегу Зеравшана, в 60 верстах (по колесной дороге) от Самарканда, на высоте около 3.240 фут. над уровнем моря; жителей в городке около 4.000.
Пенджикент является этапным пунктом для путешествия в бассейне Зеравшана: отсюда расходятся во все стороны верховыя дороги или скорее тропы, проникающия в горы вдоль притоков рек, стекающих с Туркестанскаго, Гиссарскаго и Зеравшанскаго хребтов; главная из них идет вверх по реке до самаго ледника, откуда берет начало Зеравшан, и далее через ледник и перевал Матча на верховья реки Сох. Путешествие по верхнему Зеравшану и его притокам (Магиан-Дарья, Вору, Фан-Дарья с Ягноб-Дарьей и др.) представляет во всех отношениях выдающийся интерес, но требует особаго снаряжения (надежная горная лошадь, оружие, некоторый провиант и т.п.), сравнительно много времени и средств, а главное привычки к горным путешествиям и всяким невзгодам, могущим случиться в пути. Кроме того, путешественник должен обязательно заручиться содействием администрации, иметь с собой провожатых и людей и обладать достаточно крепкими нервами, так как горныя тропинки бассейна Зеравшана не уступают по своей дурной славе дорогам Дарваза, Шугнана и вообще верховьев Пянджа. Головоломные спуски и подъемы, нередко по снегам и ледникам, осыпи с тропинками, лепящимися по крутым косогорам, едва заметные карнизы на краях страшных обрывов и дрожащие балконы над пропастями – весьма обыкновенны в дебрях Зеравшанских гор. Об опасностях пути говорят даже старыя арабския надписи, высеченныя кое-где на скалах; так, одна из таких надписей на Вишабском карнизе говорит: «От тебя до могильной земли один шаг: будь острожен, как слезинка на веке». Все это не должно однако пугать любителя природы: несчастия с лошадьми, а в особенности с людьми, довольно редки, между тем как картины природы и жизни, таящияся в недрах Кухистана сторицей вознаградят его за все лишения.
В 8 верстах выше Пенджикента по этому пути в Зеравшан впадает Магиан-Дарья (Муг-Дарья), принимающая в 23 верстах от устья Шинк-Дарью и берущая начало из ледников Гиссарскаго хребта; в верхнем течении р. Шинк имеется несколько небольших красивых озер, повидимому, мореннаго происхождения (Маргузарския озера).
Несколько далее (77 верст от Самарканда) Зеравшан небольшим скалистым островом разделяется на 2 рукава. Через левый рукав перекинут деревянный мост, а через правый – кирпичная арка, выведенная русскими властями над ветхой каменной аркой стараго моста; последний, как гласит персидская надпись в стихах на ближайшей скале, построен какой-то Шарифой, дочерью Авазбая. Место это называется Дупуля («Два моста»).
У кишлака Дашты-Казы (99 верст от Самарканда, 3.800 фут. над уровнем моря) в Зеравшан слева же впадает второй значительный приток Кштут-Дарья (Вору), беруший начало также из ледников севернаго склона Гиссарскаго хребта вблизи верховьев р. Сары-таг, впадающей в озеро Искандер-куль. В Кштут-Дарью справа впадает Артуч-Дарья, берущая начало в живописной горной котловине к северу от огромной вершины Зеравшанскаго хребта Чандара (18.000 фут.). В котловине этой, называемой Куль-и-Калян (9.200 фут.), довольно богатой можжевеловым лесом, находятся 9 озер, из коих 4 довольно значительных размеров. Р. Артуч при выходе из Куликалянских озер образует водопады и стремнины. Далее вверх по Зеравшану лежат богатый садами кишлак Дар-Дар (131 верста) и Варзаминор (140 верст от Самарканда, 4.590 фут. над уровнем моря).
Сейчас за Варзаминором в Зеравшан слева впадает последний крупный его приток – Фан-Дарья, прорывающийся здесь по узкому грандиозному ущелью через Зеравшанский хребет. Фан-Дарья составляется из двух горных рек – Искандер-Дарьи и Ягноб-Дарьи. Первая из них вытекает из живописнаго озера Искандер-куль (6.950 фут.), лежащаго на северном склоне Гиссарскаго хребта и принимающаго несколько притоков (Сары-таз и др.), берущих начало из ледников в районе перевала Мура (12.170 фут.), через который ведет тропа на верховья Сурхана в Гиссар. Поверхность озера 3,39 кв. верст, наибольшая глубина 34 саж. По одной из легенд, Александр Македонский, раздраженный сопротивлением местных жителей, приказал своим воинам запрудить исток озера и, когда уровень его значительно поднялся, уничтожить запруду. Воды озера, устремясь бурным потоком, опустошили долину р. Искандер-Дарьи и вынудили ея жителей к покорности.
На правом берегу Искандер-Дарьи, в трудно доступной местности, у селения Макшеват, расположены так называемыя Макшеватския пещеры, в одной из коих находится чтимая туземцами мумия или, вернее, скелет святого Ходжа-Исхака, погруженный в землю по пояс. Туземцы-таджики, приписывающие скелету очень древнее происхождение (1200 – 1400 лет), чествуют эту святыню возжиганием свечей и факелов. В пещерах имеется много человеческих черепов и костей.
Выйдя каскадами из озера, р. Искандер-Дарья образует величественный, но едва заметный вследствие узости щели, в которой течет река, водопад в несколько саженей вышины и в 20 верстах от истока принимает справа р. Ягноб-Дарью (Яг – «лед», об – «вода»); последняя, начинаясь из ледников в узле Зеравшанскаго и Гиссарскаго хребтов, течет на запад по узкой долине между этими хребтами. Бассейн Ягноб-Дарьи, с его прекрасными пастбищами, огромными горными вершинами, увенчанными массой вечных снегов и ледников, и бедным своеобразным населением, представляет одну из наиболее глухих и трудно доступных местностей горнаго Туркестана. Значительная часть ягнобцев говорит между собой на особом, до сих пор мало известном языке, который письменности не имеет. Смутное местное предание говорит, что родиной ягнобцев является Кашмир. Одно из селений долины Ягноба – Анзоб получило широкую известность вследствие вспыхнувшей здесь в 1898 г. бубонной чумы, занесенной сюда паломниками к имеющейся здесь могиле Ишана-Джандокуша. В течение сентября – ноября в Анзобе вымерло от чумы 61% всего населения (237 человек). В окрестностях Анзоба имеется несколько огромных земляных пирамид.
От Варзаминора до кишлака Пити на Фан-Дарье считается 20 верст; отсюда мимо устья небольшого леваго притока Фана Пасруд-Дарьи и развалин укрепления Сарвада до озера Искандер-куль – 26 верст и далее до перевала Мура – 22 версты. От кишлака Пити до селения Рабат в низовьях Ягноба – около 10 верст, до селения Анзоб на Ягноб-Дарье – 36 верст, а до Новбада (9.770 фут.), последняго селения в верховьях этой реки – 86 верст. Весь бассейн Фан-Дарьи с Ягноб-Дарьей отличается очень плохими дорогами и трудной доступностью.
Кроме описаннаго пути к оз. Искандер-куль и на Ягноб-Дарью имеются и другие, доступные только в летнее время. Именно, на озеро Искандер-куль можно проехать тропой, идущей вверх по реке Вору (Кштут-Дарья) и далее через перевал Дудкан (12.050 фут.) на реку Сары-таг, впадающую в названное озеро. Другой путь идет вверх по реке Кштут-Дарье, ея притоку Артуч-Дарье, через котловину Куль-и-Калян, перевал Лаудан (11.700 фут.) и далее вниз по Пасруд-Дарье к развалинам крепости Сарвада на р. Фан-Дарье.
Возвратимся в ущелье Зеравшана. Несколько выше (около 8 верст) Варзаминора находится кишлак Засун (148 верст от Самарканда), у котораго в 1889 г. произошел обвал, запрудивший на несколько месяцев Зеравшан: описанный выше обвал этот, ныне промытый рекой, виден и теперь.
Пройдя далее богатое пашнями селение Обурдон (189 верст, 6.080 фут. над уровнем моря), откуда через перевал того же имени (иначе Аучи) в Туркестанском хребте ведет кратчайший путь в Ура-Тюбе, Деминора (257 верст), бывшую столицу Матчинскаго бекства, Пальдорак (264 версты, 7.960 фут.), откуда Зеравшан получает название Матча, и Дихоуз, у котораго древняя морена образует как бы естественную запруду поперек всей долины реки, тропа подходит к последнему кишлаку Дихесар (287 верст). В этом кишлаке горцы живут только зимой, на лето же уходят дальше к Зеравшанскому леднику, где имеются хорошия пастбища.
За Дихисаром дорога, мимо могилы мусульманскаго святого Ходжа-Муса-Ош-Ари, перед которой туземцы слезают с лошадей и идут пешком, читая молитву, идет к урочищу Хаким-бек (8.650 фут.), первому (сверху) на Зеравшане, где встречаются поля и культурныя деревья (тополь); дальше склоны гор покрыты лишь пастбищами.
В нескольких верстах за мостом начинаются каменистыя морены, заграждающия всю долину, а в 9-ти, примерно, верстах от него виднеется ледяной обрыв, из-под котораго, из ледниковаго грота, вырывается мощный темно-серый исток Зеравшана (307 верст от Самарканда, около 9.000 фут. над уровнем моря). Поверхность Зеравшанскаго ледника сплошь покрыта щебнем и камнями и вследствие неравномернаго таяния льда имеет бугристый вид; лишь несколько верст далее вверх по леднику последний постепенно освобождается от каменистаго покрова и образует могучую ледяную реку, в которую с Туркестанскаго (север) и Гиссарскаго (юг) хребтов впадает ряд ледяных же притоков. Плохой пешеходной тропой с надежными проводниками можно подняться до вершины ледника, где находится ледяной перевал Матча (13.000 фут.), ведущий на ледники, расположенные в верховьях реки Сох. Всего от Самарканда до перевала Матча насчитывается около 340 верст; по другим данным, разстояние это значительно больше, около 395 верст.
Ледниковая область, охватывающая Зеравшанский ледник со всеми его боковыми ледниками, а также ледники в верховьях р. Сох (Зардаля, ледник Райгородскаго и др.) и Исфары (ледник Щуровскаго и др.), представляет одну из самых обширных и значительных областей оледенения в Туркестане. До настоящаго времени она известна лишь в общих чертах, и настойчиваго и смелаго изследователя здесь ожидают богатые результаты.
У моста Хаким-бек Зеравшан (Матча) несет около 4.000 куб. фут. в сек. (27 июля); ширина реки равна 12 саж., скорость около 10 фут. в сек.; температура воды 3,8° Ц при температуре воздуха 26° Ц. Температура воды при выходе из-под ледника 0,2° Ц (при температуре воздуха 20° Ц).
Трудно доступный бассейн Зеравшана с его бедным таджикским (гальча – горные таджики) населением еще сравнительно недавно жил обособленной жизнью, составляя несколько бекств: Магиан, Фальгар (с резиденцией бека в сел. Урмитан), Кштут (сел. Кштут), Матча (Пальдорак), Фан (Сарвада) и др., которыя то были совершенно самостоятельны, то в той или иной мере подчинялись одно другому или Бухаре, уступая силе или неблагоприятно сложившимся обстоятельствам. Возможно, что под мятежниками, которых пришлось усмирять Александру Македонскому в окрестностях Самарканда, следует разуметь зеравшанских горцев, которые до настоящаго времени сохранили смутныя предания об этом завоевателе. На это обстоятельство указывает и озеро, доселе носящее его имя (Искандер-куль).
Таким же независимым бекством было некогда и бекство Ургутское, прежняя столица коего, большой кишлак Ургут (8.000 жит.), расположенный на предгорьях (3.500 фут.) в 30 верстах к юго-западу от Пенджикента, является одним из важнейших центров Самаркандскаго уезда и производит весьма крупные торговые обороты (хлеб, сушеные фрукты, изюм и т.д.). Ургут известен кроме того старой платановой рощей с могилой мусульманскаго святого и обильными ключами прекрасной воды, питающей все селение. Некоторые платаны отличаются огромной величиной.
Покинув станцию Самарканд, железнодорожный путь пересекает глубокий овраг, по которому течет большой арык Сиоб (Сиаб) и, проходя по культурной местности, огибает вышепомянутую возвышенность Чупан-ата (в старину Кухек – «Горка»). Последняя, согласно легенде, явилась сюда за тысячу лет до мусульманскаго летосчисления из Сирии и покрыла неприятельское войско, осаждавшее Самарканд; жители города, горячо молившееся Богу об избавлении от неприятеля, на утро увидели гору там, где на ровной местности был расположен вражеский стан, а на горе пастуха со стадом (Чупан – «пастух», ата – «отец»).
За Чупан-ата дорога, оставив влево так называемую «Арку Тамерлана», вступает на мост (56 саж.) через Зеравшан. Арка Тамерлана, находящаяся у леваго берега реки, состоит из двух кирпичных арок, поставленных под углом одна к другой, и, как полагают, составляла часть сооружений, возведенных для регулирования течения реки; по некоторым указаниям, она была построена в 1571 г. при Шейбанидах.
Пройдя мост, железная дорога, уклоняясь к северо-востоку, пересекает широкую, сплошь возделанную (главным образом рис) и густо заселенную долину Зеравшана, среди которой расположена станция Ростовцево (1.446 верст от Красноводска).
• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского. – СПб., 1913. – Т. 19: Туркестанский край. – С. 665 – 686.
III.
1) ГОРОД САМАРКАНД
[Обл. гор., местопребывание военнаго губ-ра и в нем же сосредоточены все областныя управления. 8 верст от р. Зеравшана и 4,5 в. от ст. «Самарканд» Средне-Азиатск. ж. д.; высота над ур. моря 2.398 ф.; занят русскими 2 мая 1868 г. Русская часть города основана в 1871 г. От СПб. 4.324, от Москвы 3.644 в. Жит. 58.194, в том числе русских 10.000. Домов 7.794, в т. ч. в туземной части 7.427 и в русской – 467. Церквей 1. Учебн. зав.: русских 7, русско-туземн. 4, туземн. 960. При статист. комит. имеется музей с археологич. отд. во главе. Детск. приют, ясли, богад. для слепых, метеорол. станция, военное собрание, обществ. собр. В городе имеются заводы: винокуренные, хлопкоочистительные, кожевенные, искусств. минер. вод, шелкоткацкая фабрика и механическия вальцывыя мельницы. Жители туземной части города занимаются разными ремеслами, садоводством, огородничеством, шелководством и торговлей. Самарканд, вторая святыня мусульманскаго мира, был известен еще до Александра Македонскаго. Был столицей всесильнаго Тамерлана (Тимур-хана). Почтово-телеграф. контора].
• БАНКИ И КРЕДИТ.
Отд. Государственного банка.
• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
БУРО-УГОЛЬНЫЕ ШАХТЫ:
Врублевский Феликс Адамович («Ляльми-Гизанская», ул. Пенджекентская); Наследн. Барщевской И.В. («Чукуравская», ул. Пенджекентская).
ВИНОКУРЕННЫЙ ЗАВОД:
Иванов Николай Иванович.
ИСКУССТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ЗАВОД:
Болотин Владимир Фомич (ул. Петровская 22).
КОЖЕВЕННЫЕ ЗАВОДЫ:
«Братья Желонины» (ул. Барбетная 5); Марковкин Андрей Федорович.
ЛИТОГРАФИЯ:
Полтаранов Антон Николаевич.
МЕЛЬНИЦЫ:
Лямин Дмитрий Александрович (у Дамбы); Мирошниченко Алексей Титович; «Средне-Азиатское т-во мучн. произв. и торговли».
ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД:
Т-во пивоварен. зав. «Отто Вогау».
СПИРТООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ:
Иванов Николай Иванович (Лагерное шоссе); Филатов Дмитрий Львович (Туземная часть).
ТАБАЧНЫЕ ФАБРИКИ:
Грановский; Толочинов.
ТИПОГРАФИЯ:
«Белобород Иван Александрович и К°».
ХЛОПКООЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД:
Зейдель Михаил Артемьевич (Конный базар).
ШЕЛКОТКАЦКИЕ ФАБРИКИ:
Бухаринов Мухамеджан Мирза (Туземная часть); Ниязов Шакиржан (ул. Софи-Розык)
• ТОРГОВЛЯ.
АПТЕКА:
Айстеттен Казимир Иосифович.
БАКАЛЕЯ:
Акилов Иосиф (кварт. Баги-Майдан); Ахумов Австиз (пл. Биби-Ханым); Грановский Герасим Васильевич (ул. Катта-Курганская, дом Мумиева); Синицын Иннокентий Дмитриевич (ул. Катта-Курганская, дом Амин-Абрамов); Филатов Дмитрий Львович (ул. Пенджекентская, собст. дом); Шуберт Артемий (ул. Ташкентская, дом Алексеева).
БЕЛЬЕ:
Дорожков П.С. (ул. Кауфманская).
ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ:
Арифов Уста-Бурхан-Уста (кварт. Баги-Майдан).
ИЗЮМ (СКЛАД):
Алиев Фарадшула; Ашуров Бадри-Баба.
КЕРОСИН:
Т-во «Каспиан Александр».
КНИГИ:
«Букинист»; Мишин В.Г.
МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Алексеев Иван (ул. Кауфманская, дом Калантарова); Булла Блатсей Петрович (ул. Кауфманская, дом Толоконникова); «Т-во Даниловской мануфактуры»; Левиев Факир (Торговые ряды); Муллакандов Аарон Борух (Календарь Хана); Ниязов Шакарджан (ул. Ташкентская); Очильдиев Сульман; Пшенисон Филипп Матвеевич (ул. Кауфманская, дом Амирова); Саямов Адрияс Карапетянович (ул. Кауфманская, дом Шлегдль); Фузаилов Абрам Сар.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Шедив Станислав Осипович (ул. Катта-Курганская, дом Кейфмана).
ПОСУДА:
Захо Дмитрий Иванович (ул. Кауфманская, собст. дом).
ТАБАК:
Шуберт Артемий (ул. Талуканская, дом Алексеева).
ХЛОПОК:
Зейдель Михаил Артемьевич (ул. Церковная, дом Вальнер).
ЧАЙ:
Торг. дом «Кузнецов А.К., преемн. Губкина А.»; Т-во «Братья Поповы К. и С.».
• АГЕНТСКО-КОМИССИОННЫЕ КОНТОРЫ.
Бауэр Людвиг; Бочаров Дмитрий; Шуберт Артемий.
• ТРАНСПОРТНЫЕ КОНТОРЫ.
Общ-во Владикавказской жел. дор.; Восточное общ-во; Пароход. общ-во «Кавказ и Меркурий»; СПб комания «Надежда»; Российское общ-во морского, речного, сухопутного страхования и транспортировки клади.
• ГОСТИНИЦЫ.
«Варшавская» (ул. Катта-Курганская; влад. Либстер С.); «Французская» (Александровский просп.: влад. Либстер С.); Ханин Флегонт Николаевич (ул. Катта-Курганская; собст. дом).
2) ГОРОД ПЕНДЖЕКЕНТ
[Без уездн. г. Жит. 3.849].
3) САМАРКАНДСКИЙ УЕЗД
[Жит. 299.785].
• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
КИШЕЧНООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ:
Дюршмидт Генрих Вильгельмович (с. Байкабак Сиабской вол.); Шуберт Артемий (с. Байкабак Сиабской вол.).
КОЖЕВЕННЫЕ ЗАВОДЫ:
Медведчиковы Афанасий и Михаил Андреевичи (с. Юнчук-Арык); Юсупов Макунжан (с. Тазар Сиабской вол.).
МЕЛЬНИЦЫ:
Газаров Богдасар Авакович (с. Каварзар Сиабской вол.); Гукасов Михаил Сергеевич (с. Каварзар Сиабской вол.); Мирошниченко Алексей Титович (с. Каварзар Сиабской вол.).
ХЛОПКООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ:
Абрамов Амин (с. Каварзар Сиабской вол.); Бакин Василий Асигр. (с. Баули-Хана Хаджи-Ахрарской вол.); Коузов Зиновий Петрович (с. Каварзар Сиабской вол.); Миндер Егор Филиппович (с. Баули-Хана Хаджи-Ахрарской вол.); «Фузайлов Абрам и К°» (с. Пейтамбе, Пейтамбейской вол.).
• ТОРГОВЛЯ.
ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ:
Бабаев Раджаб (с. Рагина Магияно-Фарабской вол.).
МЕХА:
Дюршмидт Генрих Вильгельмович (с. Пай-Кабак Сиабской вол.); Сухаинов Ахмет (с. Пай-Кабак Сиабской вол.).
• ГОСТИНИЦЫ.
Вулгараки Юлиан (с. Баули-Хана Хаджи-Ахрарской вол.); Плакин Сергей (с. Баули-Хана Хаджи-Ахрарской вол.).
• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.
Свидетельство о публикации №224062200947