6. 3. Куско, Мачу-Пикчу
На языке кечуа город называется Коско и пишется как Qosqo. В переводе означает что-то вроде "центр вселенной" или же "пуп земли". Отсюда буквально расходились дороги в четыре "части света", то есть в четыре части Империи инков. Захватившие страну испанцы стали произносить название города на свой манер – Куско. Со времен древнейших легенд и преданий Куско был сердцем Инкского государства Тауантинсуйу, а с началом колонизации стал первой столицей Перу.
Добравшись до города и относительно устроившись, начали его изучение с посещения библиотеки. Эрнесто по нескольку часов зачитывался книгами об империи инков, отвлекаясь только на путешествия по храмам города. Привлекла их внимание и книга «Затерянный город инков» североамериканского автора Хайрэма Бигхэма.
Позже Эрнесто напишет: «Рекомендательное письмо к доктору Эрмосе в конечном счете пригодилось, хотя на самом деле это был не тот тип человека, который нуждается в каких бы то ни было представлениях, чтобы выкинуть рискованное коленце; с него хватило визитной карточки, свидетельствовавшей о совместной работе с доктором Фернандесом, одним из самых выдающихся лепрологов Америки, карточки, которой Альберто потрясал с привычной эффективностью. Весьма содержательные беседы с упомянутым врачом очертили приблизительную панораму перуанской жизни и дали возможность совершить поездку по всей Долине Инков в его автомобиле. Всегда снисходящий к нашим нуждам, он, кроме того, достал нам билеты на поезд до Мачу-Пикчу».
Эрнесто и Гранадо проводят много времени в Археологическом музее Куско. Он достаточно беден: когда властям раскрыли глаза на то, что у них из-под носа уплывают несметные сокровища, было уже поздно. Кладоискатели, туристы, иностранные археологи систематически грабили этот край, музею достались лишь крохи. «Однако для таких, как мы, не слишком-то сведущих в археологии, с набором недавно приобретенных и весьма путаных знаний о цивилизации инков, там было на что посмотреть, и несколько дней мы только этим и занимались. Смотритель оказался метисом, очень знающим – он весь так и пылал энтузиазмом расы, чья кровь текла в его жилах», – вспоминал Че Гевара в дальнейшем.
Самым впечатляющим сооружением Куско, поразившим Эрнесто и Альберто, был храмовый комплекс Кориканча («Золотой двор»). Как они узнали, главным в Кориканче был Храм бога солнца – Инти, полностью, от пола до потолка, украшенный в годы величия золотом и драгоценными камнями. Весь обрядовый инвентарь, а также огромное, в несколько метров высотой, изображение Инти тоже были из чистого золота. Внутренний двор комплекса Кориканча называется Интипампа – «Солнечное поле» – и это, несомненно, было самое удивительное чудо всех культур доколумбовой Америки. «Солнечное поле» представляло собой удивительную декорацию инкских мастеров, выполненную, как и многие другие предметы, из чистого золота, и изображавшую родную империю. "По золотому полю бродили золотые олени и ползали золотые змеи, а на ветвях золотых деревьев сидели золотые птички и бабочки. Ветер раскачивал золотые початки кукурузы, а золотые пастухи в натуральный рост пасли золотых лам и альпак." (М.Стинг "Индейцы без томагавков").
– Миаль, ты представляешь, это же было чудо света, которое конкистадоры просто разграбили, грубо уничтожив всё ради золота!
– Так если б только жажда золота! Уничтожена целая цивилизация гордых инков, Локо, теперь мы можем её наблюдать только по остаткам и фрагментам, что осталось от её величия!
Гранадо и Гевара проводят много времени за разгадкой тайн города, пытаясь вникнуть в ту эпоху.
Интерес к земле инков рос с каждым часом пребывания в Перу. Их влечёт невероятный, загадочный памятник города - крепости Саксайуаман! Здесь и церковь Св. Доминика, поднявшаяся на обломках храма Солнца, дворец Инка Рока. По всей длине реки Вильканото или Урубамба, на протяжении ста километров, уступами растянулись былые владения инков. Самые важные укрепления всегда расположены на вершинах холмов, делая таким образом, крепость неприступной и препятствуя внезапному нападению врагов. После нескольких часов карабканья по заросшей кустами тропинке, Эрнесто и Альберто достигли вершины Писак. Когда-то мечом и огнём враги на ней уничтожили храм вместе с защитниками и оборонительными сооружениями. Следующим пунктом стал Ольянтайтамбо, большая крепость, которая мужественно сопротивлялась войскам Писарро, но пала под натиском пришельцев.
Несколько дней они проводят на развалинах древнего города Мачу-Пикчу, построенном при великом девятом правителе инков Пачакутеке Юпанки, который правил с 1438 по 1471 годы. Город расположился на вершине горы в Андах и служил зимней резиденцией императора, управленческим, хозяйственным и религиозным центром. Вопросы о роли и назначении Мачу-Пикчу до сих пор вызывают дискуссии среди исследователей. Древний город инков привлекает тысячи туристов со всего мира.
В 2007 году Мачу-Пикчу был внесен в список всемирного достояния ЮНЕСКО и признан одним из Новых чудес света. Однако и сегодня не все тайны древнего города в Перу ученым удалось разгадать. Знаменитое золото инков так и не было найдено. Слова Эрнесто: «Блистательная столица инков стала тем, чем она является сейчас – реликвией ушедших эпох».
Построенный в 16 веке и загадочно покинутый своими жителями, Мачу-Пикчу был обнаружен только спустя столетия. Он стоит более пятисот лет и не поддался ни дождям, ни горным оползням. Добраться до него не смогли испанские конкистадоры, уничтожившие великое государство инков.
Миаль и Эрнесто стояли, переговариваясь, на ровной площадке религиозного центра Мачу-Пикчу – Священной площади.
– Фантастические места, смотри, Эрнесто, вон к северу возвышается трехстенное здание из гранита!
– Непостижимо! Там для строительства вытесаны огромные блоки высотой более человеческого роста! Как они их поднимали, как переносили, устанавливали? Непостижимо!
– Слушай, Эрнесто, ты стал настоящим археологом, – засмеялся Миаль, – ладно не обижайся, а вон и «Украшенная комната», свидетельство необыкновенного мастерства древних каменщиков, мы читали с тобой о ней в библиотеке! – Миаль посмотрел на друга.
– Точно! А вон на востоке площади и Храм трех окон с трапециевидными окнами, видишь?
– Да, помню, окна его «смотрят» на восток.
– Фу! Давай передохнём, Эрнесто, ещё столько нужно посмотреть, потом опять спуски, подъёмы, – вон хорошая площадка у храма, заодно попьём матэ да помечтаем, такие виды вокруг!
– Хорошая идея, я целиком поддерживаю!
Было очень хорошо, красивейшие горы расположились вокруг Мачу-Пикчу, разливалось блаженство в уставших мышцах, а матэ приятно взбадривало организм. Миаль, сидел на парапете, ограждавшем территорию площадки, упёршись на руки, отодвинутые назад, закинув голову к небу. Потом посмотрел на Эрнесто:
– Знаешь, старик, давай останемся здесь. Я женюсь на индеанке из знатного инкского рода, провозглашу себя императором и стану правителем Перу, а тебя назначу премьер-министром, и мы вместе осуществим социальную революцию.
– Ты сумасшедший, Миаль, революцию без стрельбы не делают! – Локо встал и повторил: – Революцию, Миаль, без стрельбы не делают! Лучше послушай стихи, – и с упоением продекламировал вдохновенные строки Пабло Неруды, посвященные священному городу инков: «И я взошел по лестнице земли, меж костяками гибнущих лесов к тебе, непостижимый Мачу-Пикчу, заоблачный, на каменных ступенях, последний город тех, кто суть земную не скрыл в своих дремотных одеяньях. И там, как две слепящих параллели, мерцают молния и человек. Ты – колыбель среди ночного вихря, праматерь камня, кондора корона, сияющий коралл зари вселенской, мотыга, погребенная в песке».
Потом, подумав, сказал:
– Потомки строителей Мачу-Пикчу рано или поздно сбросят с себя оковы векового рабства, и индейские армии под водительством нового Тупак-Амару и, конечно, Миаль, при нашем самом деятельном участии, пробудят, наконец, древнее Перу к счастливой и свободной жизни! Ладно, пошли. Что расселся? Ещё столько нужно успеть! – Эрнесто развернулся и на фоне облаков и гор, словно ангел из священной книги, «поплыл» по дорожкам Мачу-Пикчу.
Окружающие предметы, здания продолжали будоражить фантазию. Рядом длинная гранитная лестница протянулась от Священной площади к камню на вершине скалы, названному «Интиуатана». В переводе с языка кечуа это означает «место, где привязано солнце».
– Смотри, смотри, Миаль, ещё в 1911 году американский археолог Хайрам Бингем писал, что инки считали жрецов способными 21-22 июня «привязать» солнце, замедлив его движение!
– А индейские строители здесь не использовали скрепляющих растворов, все гранитные блоки зданий филигранно подогнаны и удерживают конструкции за счёт собственного веса!
– Да, поразительно! И ещё раз скажу: непостижимо для ума всё это, недаром открытие Мачу-Пикчу стало одной из главных археологических находок 20 века! Теперь я с этим на сто процентов согласен, – продолжал разговор Эрнесто.
В дальнейшем он напишет: «На самом деле не так уж и важно, каково было происхождение города, в любом случае лучше предоставить дискутировать об этом археологам; важно и очевидно другое: то, что мы встречаемся здесь лицом к лицу с чистейшими проявлениями самой могущественной туземной цивилизации Америки, не испорченной контактами с цивилизацией победителей и полной бесценных сокровищ памяти, хранящихся среди ее мертвых стен, среди построек, погубленных тоской по бытию, окруженных потрясающим пейзажем, который служит им необходимой рамкой, чтобы привести в восторг мечтателя, бесцельно блуждающего среди этих руин, или преисполненного практицизма североамериканского туриста, запечатлевающего представителей выродившегося племени, которых он видит во время своего путешествия и не понимает разделяющего их нравственного расстояния, поскольку все это — очень тонкая материя, которую может оценить лишь наполовину туземная душа южноамериканца».
И дальше: «Но на самом деле, подвергая произведения искусства тщательному анализу, понимаешь, что очень немногие способны его выдержать; в Куско не надо идти смотреть на то или иное произведение – весь город в целом производит умиротворяющее, хотя иногда и немного тревожное впечатление мертвой цивилизации».
Продолжение следует. http://proza.ru/2024/07/30/823
Книги опубликованы в Литресе.
Свидетельство о публикации №224062301022