Рубашка из-под прилавка
Был и искусственный дефицит. Был. Видимо, это создавалось определенной группой людей, чтобы вызвать недовольство существующим общественным строем. Я так думаю, но не утверждаю, что именно так оно было. При таком искусственно созданном дефиците жили и мы.
Помню, как однажды главный врач районной клинической больницы спросил у меня, не смогу ли я достать ему две пачки чая в желтой упаковке с изображением слона, так называемый индийский чай. Как я мог достать ему такой чай, если я был всего лишь учителем, когда отец мой, обращаясь ко мне, с пренебрежением говорил «учетил» с ударением на последнем гласном, а не «учитель». Нет, не были мы, учителя, поставлены на обещанную нам Лениным высоту. Не были.
В понятии моего полуграмотного отца учитель был никчемным человеком, хотя для сельских учителей были некоторые льготы. Учителю через районное потребительское общество продавали 16 килограммов муки в месяц и по 7 килограммов на каждого члена его семьи. Мука была второго сорта, а муку первого сорта на хинкал, курзе и чуду мы должны были доставать сами через знакомых. У меня были такие знакомства в РайПО, и я иногда мог достать мешок муки первого сорта. Мне этот мешок привозила в село девушка-завмаг. И тогда я чувствовал себя очень обеспеченным человеком. Я, наверное, гордился этим.
Однажды накануне праздника Победы учитель математики нашей школы и мой друг Рабадан Тагирович подходит ко мне и говорит, что наш завмаг П. предложила ему дефицитную рубашку-безрукавку зеленого цвета. Потом добавил, что в магазине осталась еще одна рубашка и что завмаг, может быть, продаст ее мне, если я хорошо ее попрошу. И мы - бегом в магазин. П. продала мне рубашку и попросила нас никому не говорить об этом. Как она сказала, в праздничный день лишь на нас двоих будут зеленые безрукавки в мелкую сетку. До того тонкий был материал, из которого была сшита рубашка, что она помещалась в одном кулаке.
Наступил день Победы. Мы всей школой строем идем к центру села, где стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне моим сельчанам. Рабадан и я тоже встали в колонну демонстрантов из трехсот учащихся, тридцати учителей и нескольких ветеранов войны. Только на нас двоих были те рубашки….
Как мы тогда шли! С высоко поднятыми головами. О таких, как тогдашние мы, наверное, и говорят в российской глубинке: «Ходит Ванька по деревне, вся рубашка в петухах».
А каково было наше удивление, когда на столпившихся около памятника нескольких односельчанах оказались те же рубашки – сетки. Оказывается, П. в предпраздничные дни продала их около двадцати штук. И при этом говорила каждому одни и те же слова, мол, рубашка в единственном экземпляре и она достала ее по знакомству. Вот такой тогда был дефицит, и его искусственно создавал каждый, кто мог.
Больше я ту рубашку не надевал и оставил ее у себя как раколовку.
Свидетельство о публикации №224062301047