Охота на бронепоезд Ибрагимова

Продолжая тему бронепоездов Великой Отечественной войны, участвовавших в боевых действиях на Донбассе, стоит уделить должное внимание бронепоезду, проходящему в оперативных сводках 12 армии Южного фронта, как БЕПО №8, действующему на Дебальцевском направлении.
Как боевая единица, бронепоезд №8 «Имени изюмских рабочих» 65-го отдельного дивизиона бронепоездов, был построен в депо Изюма Харьковской области, а формировался на Харьковском паровозоремонтном заводе.
Тип бронепоезда - НКПС-42, на вооружение каждой бронеплощадки которого находились две 76-мм зенитных пушки Лендера, шесть бортовых и два башенных пулемета ДТ.

В октябре 1941 года командиром бронепоезда был назначен Герой Советского Союза, старший лейтенант Ибрагимов Хабибулла Ибрагимович.
29-летний артиллерист, уроженец села Кугунур Татарской АССР, уже имел большой боевой опыт и зарекомендовал себя, как отважный и знающий своё дело командир.

Свою Звезду Героя Ибрагимов получил ещё во время советско-финляндской войны 1939—1940 годов (так называемой Зимней войны), командуя артиллерийской батареей 128-го противотанкового дивизиона 86-й мотострелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта.
В марте 1940 года батарея младшего лейтенанта Ибрагимова содействовала артиллерийским огнём успешному наступлению пехоты в районе деревни Вилайоки (ныне посёлок Великое Выборгского района Ленинградской области), затем по льду Финского залива вышла в тыл вражеского укреплённого района у города Виипури (ныне — Выборг) и, успешно уничтожая огневые точки врага, дала возможность пехоте занять данный населённый пункт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Ибрагимову Хабибулле Ибрагимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 502).
Должность заместителя командира бронепоезда занял капитан Бобриков Илья Макарович,а комиссаром бронепоезда стал политрук Солдаткин Вячеслав Александрович.

19 октября 1941 г бронепоезд был направлен в распоряжение 34-й кавалерийской дивизии 6-й армии, затем на патрулирование участка Штеровка - Дарьевка в составе 18-й армии.
С 23 ноября по 3 декабря 1941 г. бронепоезд отражал налеты немецкой авиации в районе Ростова и на станции Новочеркасск.

4 декабря его перебросили на участок Дебальцево-Алмазная в распоряжение 12-й армии Южного фронта.
А с 6 декабря 1941 г. по 8 января 1942 г. бронепоезд №8 «Имени изюмских рабочих», на перегоне ст. Ломоватка – Боржиковка, находился в непрерывных боях, поддерживая части 4-й, 15-й и 176-й стрелковых дивизий.

За это время, огнем бронепоезда, было уничтожено большое количество живой силы противника, а также 5 противотанковых и два 75-мм орудия, 7 минометов, 2 артиллерийских батареи, 10 пулеметных гнезд, 2 наблюдательных пункта, 3 автомашины и 20 подвод с боеприпасами и другими грузами, подавлено 3 артиллерийских и 3 минометных батареи, захвачено 7 пулеметов, 2 автомата, миномет, радиостанция, 205 винтовок, 100 снарядов и другое военное имущество.

Параллельно, на другой железнодорожной ветке перегона Дебальцево – Ворошиловск, в этот же период времени, вёл боевые действия бронепоезд №2 «За Родину» под командованием А.Л. Бондаренко.

6 декабря 1941 года командир бронепоезда № 8 «Имени изюмских рабочих» старший лейтенант Ибрагимов получил приказ: выдвинуться в район Дебальцево, к ст. Боржиковка, где наблюдалось большое скопление подразделений противника. 
Бронепоезд, пополнив боезапас на станции Алмазная, вышел на всех парах в направлении Дебальцево.

Главной задачей любого бронепоезда – это не налететь на взорванный ж/д путь, не допустить схода с рельс бронированных платформ и самого тендера. В такой ситуации «броневая крепость» может стать лёгкой добычей авиации и артиллерии противника, что и происходило не раз во время боевых действий на фронтах Великой Отечественной.
Для того, чтобы этого не произошло, велась обязательная разведка ж/д пути.
Под шквальным огнём, огрызающегося противника, вели успешную разведку восстановители ж/д пути бронепоезда №8 «Имени изюмских рабочих» ефрейтор Солдатов Алексей и красноармеец Иван Шорохов.

На подходе к станции Боржиковка, командир орудия бронепоезда, сержант Василий Бедин, вовремя заметил замаскированное за заснеженным пригорком, у посадки, противотанковое орудие, приготовившиеся сделать выстрел по бронепоезду.
Сержант Бедин, приняв мгновенное решение, прямой наводкой уничтожил орудие с его расчётом, чем обеспечил дальнейшее продвижение бронепоезда №8 к намеченной цели.

На полном ходу, из всех своих орудий, бронепоезд открыл огонь по успевшим уже окопаться на станции немцам.

Храбрым и мужественным воином зарекомендовал себя красноармеец, разведчик бронепоезда Макаренко Афанасий.
Получив от командира Ибрагимов Х.И. приказ, Макаренко, во время боя, быстро и точно выполнял поставленные командиром задачи. Под непрекращающимся пулемётным и миномётным огнём разведчик вёл разведку, засекая и определяя пулемётные точки немцев, своевременно докладывая командиру бронепоезда, а артиллеристы огнём орудий уничтожали их.

В бою отличился красноармеец, наводчик орудия бронепоезда Семён Лиховид.
Своей точной наводкой Семён беспощадно уничтожал живую силу противника, скопившуюся в районе станции Боржиковка. После его меткого огня пехота противника оставила на поле боя десятки убитых и раненых.
При подходе к самой станции наводчик Лиховид, прямой наводкой, в упор, расстреливал пулемётные и миномётные точки гитлеровцев, нанося сокрушительный урон противнику.

В этот же день, во время боя, наводчик 1-го орудия бронепоезда, красноармеец Алексей Тосенко, ведя артиллерийский огонь по укреплённым позициям фашистов, заметил, как взвод пехоты противника пытается отрезать пути единственного отхода бронепоезда к станции Алмазная.
Метким огнём своего орудия Тосенко разгромил и уничтожил подразделение немцев, попытавшееся помешать отходу бронепоезда.

С 7 декабря по 14 декабря 1941 г. 176 стрелковая дивизия, совместно с 71-й бригадой войск НКВД, вела наступательные бои за овладение железнодорожным узлом Дебальцево.
7 декабря бронепоезд №8 вёл усиленный артиллерийский огонь по скрытым позициям противника.

К 18.00, в результате ожесточённых боёв, части 591-го стрелкового полка, при поддержке БЕПО №8, подавили сопротивление противника и овладели сёлами Мануйловка, Комиссаровка и Вергелёвка.

Уничтожая и рассеивая пехоту 111-й дивизии вермахта в населённых пунктах Долгий, Веселогоровка, МТФ, снова отличился наводчик орудия Семён Лиховид.

Из оперативной сводки Южного фронта № 0331/ОП:
«…ночью 8 декабря 1941 г. 12 армия вела бои в районе Дебальцево и производила частичную перегруппировку. 176-я стрелковая дивизия с 71-й стрелковой бригадой войск НКВД вела бой с противником на рубеже с. Вергелёвка, Ново-Вергелёвка, Дебальцево. Результаты боя были ещё неизвестны».

В ночь, 8 декабря 1941 г., старший лейтенант Ибрагимов получил приказ от командующего армией: уничтожить противника, только что захватившего станцию Боржиковка в районе Дебальцево.
Бронепоезд, находящийся на своей базе - станции Алмазная, немедленно выдвинулся в сторону Дебальцево.

Фашисты уже расположились на ночлег.

В самой станции Боржиковка был оборудован штаб 2-го батальона 50-го пехотного полка 111-й пехотной дивизии вермахта.
Появившийся из-за посадки советский бронепоезд стал для гитлеровцев полной неожиданностью.
Бронепоезд, не сбавляя ход, подошел на близкое расстояние и обрушил на врага всю свою огневую мощь.
Немцы не ожидали такой дерзости, поэтому и понесли большие потери.

Ведя беспрерывный огонь по гитлеровцам, экипаж железной крепости, снарядов и патронов не жалел.

Старший сержант Иван Долженко, являясь артиллерийским мастером БЕПО №8, обеспечивал бесперебойную работу орудий во время боёв у ст. Боржиковка. А также, сам лично вставал у орудия и меткими выстрелами поражал огневые точки фашистов, за что награждён был медалью «За боевые заслуги».

Политрук бронепоезда Вячеслав Александрович Солдаткин, находясь на одной бронеплощадок, самостоятельно разведывал огневые точки противника и помогал командиру вовремя открывать огонь по ним.
Своим личным примером воодушевлял бойцов и командиров бронепоезда на выполнение поставленной боевой задачи.

Когда боеприпасы были почти на исходе, командир – старший лейтенант Ибрагимов телефонировал машинисту: «Отходить обратно, в Алмазную!»

Бронепоезд, дав последний залп, уходил в сторону ст. Ломоватка, когда машинист Александр Иванов заметил, что блестящие впереди, под луной, две нитки пути прерываются.
Машинист мгновенно перевёл рукоятку крана в положение экстренного торможения. Раздался громкий скрежет металла о металл и платформы остановились у самого разрыва колеи.

После остановки состава по броне застучали пулемётные очереди и раздался протяжный свист миномётных мин. Немцы устроили ловушку бронированной крепости.

В будке машиниста раздался телефонный звонок командира, Ибрагимов кричал:

– В чем дело? Почему стоим? Мы под огнем!
– Впереди разрушен путь. Немцы отрезали нам путь отхода!

Командир бронепоезда немедленно доложил в штаб 12 армией, находящейся в Ворошиловске (ныне Алчевск), о сложившейся ситуации.

В штабе правильно поняли ситуацию: если так, то ожидай мотопехоту, а то и танки. Боекомплект бронепоезда был на исходе. 

Последовал приказ:

– Бронепоезд взорвать. Личному составу приготовиться к бою и пробиваться к своим.

В этой критической обстановке машинист бронепоезда Александр Иванов не потерял самообладание и решил попытаться спасти свою «Овечку» (так называли железнодорожники паровоз типа Ов324):

– Товарищ старший лейтенант, немцы пока только лупят из пушек и минометов и то не прицельно. Танков, может, и не будет. Ночью танки не сунуться. Жаль губить бронепоезд. Разрешите разведать место повреждения, вдруг удастся устранить?

Командир на мгновенье задумался.

– Разрешаю, только быстро, – как отрезал Ибрагимов.

Иванов опустился через нижний люк, пополз вперёд и увидел: вырван взрывом один рельс метровой длины и другой – в полтора метра.
Одновременно с машинистом отправился на разведку железнодорожного пути, и разведчик бронепоезда Афанасий Макаренко.
Вернувшись, Иванов с Макаренко доложили, что путь взорван сразу в трёх местах.

Оценив ситуацию, которая казалась безвыходной, машинист продолжил:

– Рельсы заменить быстро невозможно. Предлагаю вместо них уложить и закрепить костылями обрезки шпал.

– Действуйте, но быстро. Даю в помощь двух бойцов. К немцам уже наверняка выдвинулось подкрепление. Они не упустят такую возможность с нами поквитаться.

Так что в ваших руках жизнь всего экипажа!

Трое смельчаков: машинист Александр Иванов и с ним восстановители железнодорожного пути Здоров Андрей и Шорохов Иван, поползли по заснеженному щебню, толкая впереди себя обрезки шпал и инструменты.
С обеих сторон – разрывы артиллерийских снарядов и мин, стук по броне осколков, визг пуль.
Впереди, на снегу, чернели места подрыва пути.

Добравшись до места, удлиненными костылями укрепили куски шпал в прогалине рельсов.
В течение двух часов кропотливого труда все три повреждённых участка были восстановлены.
Рассвет рассеял остатки зимней ночи.

Стали сбываться худшие опасения: немцы направили в сторону стоящей железной крепости танки с пехотой, которые, приближаясь, вели на ходу пока неприцельный огонь.
Машинист начал движение бронепоезда через разлом рельсов.
Немцы заметили, что бронепоезд начал двигаться, и танки направились к нему.

Словно ощупью, колесами по разлому, на самом малом ходу, передние бронеплощадки проползли благополучно.
Только паровозная колесная пара наехала на смоленое дерево, как раздался треск. Многотонная махина «Овечки» покачнулась…
Нервы у всех напряглись до предела.
Старались не думать, что будет, если паровоз сойдет с колеи… Теперь вся надежда была на умелые руки и опыт машиниста.
Казалось бы, время замерло на месте.

Переживал и Александр Иванов, так как, давно требующий капитального ремонта паровоз, мог подвести в любую ответственную минуту.
Командир Ибрагимов знал об этом и неоднократно был проинформирован Ивановым об неполадках на БЕПО, но командование не могло себе позволить снять с фронта и отправить на ремонт целый бронепоезд даже на короткий промежуток времени.

Машинист Иванов плавно, но быстро добавил пару по цилиндрам, качнул левой рукой регулятор, а правой повернул реверс ровно настолько, чтобы не зависнуть в разломе, и не соскочить в буксовании с рельсовых ниток.
Вот, старший сержант мгновенно перехватывает пальцами, освободившейся левой руки, кран песочницы.
Шея машиниста вывернута через подлокотник в окно: как там они перекатываются, колесные пары, сминая деревянные шпалы…???
Теперь, плавно и ювелирно, подавая рукоятку вперед, надо подсыпать, тонкую струйку песка прямо в точки неустойчивого контакта колес с рельсами и (не дай Бог не выдержат) полушпалами…

Прошел паровоз и задняя бронеплощадка, остались две контрольные платформы по ту сторону разлома, когда два танка с крестами показались из-за лесопосадки со стороны Боржиковки.

Но уже можно было дать по ним залп, не причинивший, конечно, им вреда, но и не позволивший прицельно расстрелять набиравший ход бронепоезд.

Миновав опасное место, отстреливаясь последними снарядами, бронепоезд №8 вырвался из ловушки…

За смелость, находчивость и знание своего дела командование наградило машиниста Александра Никитовича Иванова и восстановителей ж/д пути ефрейтора Здорова Ивана Ильича и Шорохова Ивана Фёдоровича медалями «За боевые заслуги».

9 декабря 1941 года БЕПО №8 поддерживал своим огнём наступающие на станцию Боржиковку 1-й и 2-й батальоны 591-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии, которые, к исходу дня, своими упорным контратаками почти полностью истребили 50-й пехотный полк немцев и овладели ст. Боржиковка.

Захватив при этом станковый пулемёт, 7 автоматов, рацию, штабную машину с документами, повозки.

К 12.00, этого же дня, 591-й стрелковый полк занял Ново-Троицкое, но контратакой противника со стороны села Екатериновка, полк был отброшен на исходную позицию – ст. Боржиковка.

В течение ночи, 10 декабря, при поддержке бронепоезда №8, наши части удерживали занятые рубежи, отражая яростные и неоднократные атаки противника.

Немцам снова удалось взорвать железнодорожное полотно у ст. Боржиковка, отрезав пути отхода бронепоезду Ибрагимова.
Фашисты открыли ураганный огонь по попавшему в ловушку бронепоезду.

Во время работ тяжело был ранен Шорохов Иван Фёдорович, Здоров Андрей Ильич получил ранение в лицо: осколком разорвало щеку.
Ещё семеро бойцов из команды получили ранения разной тяжести. Но никто не покинул место работ до полного восстановления колеи.
Командир восстановителей ж/д пути Алексей Солдатов, со своей командой, под миномётным огнём, в течение 3-х часов, восстановили путь.

Бронепоезд №8 «Имени изюмских рабочих» снова вышел из ловушки, устроенной гитлеровцами, целым и невредимым.

Командир восстановительной бригады ефрейтор Солдатов Алексей Николаевич за профессионализм, мужество и отвагу был представлен к ордену Красной Звезды.

Медалью «За отвагу» награждён был и разведчик бронепоезда, красноармеец Макаренко Афанасий Петрович, который под пулемётным и миномётным огнём гитлеровцев успешно производил разведку, выполняя все поставленные задачи командира. Особенную храбрость Макаренко проявил при выполнении боевой задачи по установлению связи.

В январе 1942 года – очередной рейд под Дебальцево.

С 1 января 1942 года бронепоезд №8 вместе с 4-й стрелковой дивизией продолжает оборонять рубеж: Долгий, Надаровка, высота 276,8, иск. высота 333,8.      

В ответ на массированный обстрел своих позиций немцы выслали к бронепоезду диверсионную группу подрывников, не оставляя надежды расквитаться с живучим БЕПО №8.
Покончить с бронепоездом старшего лейтенанта Ибрагимова Х.И. для немцев было делом чести, т.к. командованию вермахта было известно, что командир «железной крепости» - Герой Советского Союза. 

Заметив приближающую вражескую группу в маскировочных накидках, пулеметчик передней площадки открыл по ним огонь.

Группу вражеских подрывников прикрывали немецкие миномётные расчёты, которые заработали сразу же, в ответ на пулемёты бронепоезда.
После разрыва одной из мин рядом с бронеплощадкой пулеметная точка замолчала.

Машинист Александр Иванов увидел, как фашисты осмелев, приближались к железнодорожному полотну.
Покинув кабину, пригибаясь, Александр перебежал на бронеплощадку и увидел, что пулемётный расчет уничтожен.
Иванов сам лег за пулемет, и вновь пулемётные очереди заставили фашистов зарыться в снег…

Александр Никитович Иванов, после окончания войны, так вспоминал этот эпизод:

«…что было потом, не помню. Очнулся в госпитале от острой боли в руке и бедре. Как оказалось – это последствия тяжелого ранения и контузии от взрыва мины. В палату вошёл командир Ибрагимов и сходу упрекнул:

– В другое время получил бы ты от меня за самовольство и за то, что кабину покинул без приказа! А теперь поздравляю: представили тебя к ордену Красной Звезды».
Благодаря старшему сержанту А.Н. Иванову немцы не смогли взорвать полотно, а бронепоезд ушёл в Алмазную, оставив немцев «не солоно хлебавши».

Красную Звезду Иванов не получил, вместо ордена был награждён медалью «За боевые заслуги».

Приказом по Южному фронту № 002101 от 6.01.1942 года командиру бронепоезда № 8 «Имени изюмских рабочих», старшему лейтенанту Ибрагимову Х.И. было присвоено звание капитан.

8 января 1942 г. бронепоезд №8 направили на ремонт сначала в Сталинград, а затем в Ворошиловград, на завод именно Октябрьской революции, где он находился до 21 апреля.

Затем бронепоезд был направлен снова в 12-ю, а с 8 мая - в 18-ю армию на участке Штеровка – Дебальцево.

С 18 мая по 12 июля 1942 года велось окончательное формирование и доукомплектование 65-го отдельного дивизиона бронепоездов на участке Ровеньки – Штеровка, в который входил ещё и бронепоезд № 2 «Имени Хрущева»

При этом бронепоезд № 2 «Имени Хрущева» стал № 1, а № 8 «Имени Изюмских рабочих» - № 2.
За время ремонта на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде на обоих бронепоездах заменили орудия на бронеплощадках: вместо устаревших пушек Лендера в башнях смонтировали 76-мм дивизионные орудия образца 1939 г. (Ф-22 УСВ).

Каждый БЕПО получил площадку ПВО с двумя 76-мм пушками Лендера на каждой.

13 июля дивизион из двух бронепоездов придали 216-й стрелковой дивизии, и в течение двух следующих дней оба бронепоезда вели огонь по немецким позициям и огневым точками в районах Ивановка и Большой Должик Ростовской области.
 
В 22.00, 15 июля, БЕПО №1(«Имени Хрущёва») при следовании с огневой позиции, после артиллерийского обстрела, «наскочил на мины, заложенные железнодорожным батальоном, в результате чего бронепаровоз и одну бронеплощадку сбросило с рельс».

На следующий день БЕПО №2 («Имени изюмских рабочих») вел огонь по немецким позициям, прикрывая сошедший с рельс БЭПО № 1, а остальной личный состав дивизиона занимался подъемом сошедшей с рельс матчасти бронепоезда.

Всего за 14 - 16 июля 1942 года, огнем 65-го ОДБП, было уничтожено 7 автомашин, подавлены 2-е артиллерийских и минометная батареи, уничтожено до батальона вражеской пехоты.

21 июля 1942 году бронепоезда №2 «Имени изюмских рабочих» вместе с базой, по распоряжению АБТУ Южного фронта, начал передислоцироваться на станцию Кагальник, но из-за отсутствия переправы остановился в 5 километрах от Новочеркасска.

23 и 24 июля 1942 г. бронепоезд №2 «Имени изюмских рабочих» вел огонь по немцам, наступавшим на Новочеркасск, до израсходования всех боеприпасов.
После чего, капитан Ибрагимов доложил о сложившейся ситуации в штаб 56-й армии, при которой бронепоезд не имел возможности двигаться ни назад, ни вперед из-за взорванных мостов и горящих эшелонов.

Поступил приказ из штаба армии: бронепоезд уничтожить.

Бронеплощадки и бронепаровоз были заминированы, облиты горючим и смазочным материалом.
На полном ходу бронепоезд был направлен в стоящий впереди эшелон с рвущимися авиабомбами…

Так и не доставшись врагу, закончил свою боевую эпопею бронепоезд №8 «Имени изюмских рабочих».


Рецензии