Достижения русского символизма
Время символизма безвозвратно прошло, что отнюдь не обесценивает его плодов.
Несмотря на то, что символисты, за редким исключением, политически выступали с революционных, то есть разрушительных, позиций, они не так вредили искусству и действительности, как их противники реалисты. Заворожённые эстетической стороной бытия, они уже одним этим привносили в жизнь высший смысл, находя её оправдание в Красоте. Чулков писал: «Наша земная красота потому и кажется нам таковою, что являет собою знак красоты абсолютной, — если мы поверим в это, наша жизнь пойдёт по иному пути... Тогда всё приобретает новую значимость, глубину и таинственный смысл». Обострённый эстетизм служил лишь оболочкой для воплощения сложных духовных поисков, для обнаружения «мистических потенций». Откровенных атеистов среди символистов вообще не было. Кто-то метался между антропософией и ницшеанством, оккультизмом и христианством. Кто-то провозглашал «новое религиозное сознание», неохристианство, выводя его из старообрядческого запала. Даже с православной традицией никто не порывал, просто старые мехи наполняли молодым вином. И при всех своих трансцендентных запросах символизм никогда не отвращался от жизни и никого от неё не отвращал. Сологуб Красотой был очарован более, чем смертью. Никто, кроме него, так наглядно и полно не отобразил душу ребёнка. Не один только Передонов был в его творчестве. Несмотря на злую сатиру «Петербурга», Белый всё-таки оставался идеалистом и созидателем, доказательством чему служит чудесный, прочувствованный «Серебряный голубь». Вячеслав Иванов довёл идею народного мессианства до апогея, примешав в неё ницшеанское дионисийство. Художник из Мережковского получился неважный, зато публицист он был страстный и увлечённый, многое понимавший и многое предвидевший. Гиппиус на самом деле с иронией относилась к декадентству. Когда хотела она могла быть не менее трогательна, чем Тэффи. Брюсов подарил нам идеально выдержанную легенду «Огненного ангела» — вершину искусства стилизации. Чулков, бросив безрезультатные попытки художественного воплощения смутно им самим осозноваемых идей мистического анархизма, в «Омуте» и «Подсолнухах» любовь поставил выше столь обожаемой анархии. Ремизов, близкий символистам, тяжёлое воздействие от «Пруда» и «Часов» сгладил сказками. Недооценены его «Пятая язва» и уникальная по стилю «Бедовая доля». Кузмин занимает отдельное место, только его одного и вмещающее. Мудрый и легкомысленный, он изящным касанием претворял действительность в прекрасную сказку, без особого использования каких-либо фантастических средств.
Символизм был отчаянной попыткой свернуть русское искусство с того гибельного пути самоуничтожения, которым оно шло. Николай Гумилёв, хоть и являлся эстетическим противником символистов, но заступался за это направление, ввиду его бесспорных заслуг: «Русский символизм имел назначение быть бойцом за культурные ценности, с которыми от Писарева до Горького у нас обращались очень бесцеремонно. Это назначение он выполнил блестяще и внушил дикарям русской печати если не уважение к великим именам и идеям, то, по крайней мере, страх перед ними». Между безумством авангарда и маразмом одряхлевшего классицизма символизм позволял соблюсти золотую середину, не впадая ни в одну из крайностей. Символисты уделяли равное внимание как эстетизации форм, так и наполненности их глубоким содержанием. Их французский предшественник Жан Мореас провозглашал, что «форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти». Символисты хотели достичь синтеза искусств, чтобы литература была больше, чем просто литературой, пытались приблизить форму к невыразимой сути, примирить слово и мысль. В своём высшем предназначении символизм имел цель воплотить опыт не только житейский, но и метафизический.
Свидетельство о публикации №224062300352