Теджас
Ответ: Теджас – это духовный двойник Питта-доши, который тесно связан с двумя другими тонкими элементами – Праной и Оджасом. Возгорается он под действием жизненной энергии и движется снизу вверх вместе с удана-вайю. Основной функцией этой субстанции является питание, регенерация и другие изменения в тканях (дхату) организма, каждой из которых соответствует свой вид Теджаса (дхату-агни). Когда Теджас ослаблен, человек теряет решительность, остроту ума, скорость мышления, становится ленивым и вялым, ткани его тела не получают достаточного питания, скапливают токсины (Аму) и могут провоцировать возникновение различных новообразований и опухолей. Излишняя активность тонкого Агни приводит к развитию агрессии, бессоннице, повышенной возбудимости, гневливости, к уменьшению Оджаса и, как следствие, плохому иммунитету и дисбалансу Праны и Вата-доши.
; Факторы, провоцирующие дисбаланс Теджаса:
; Несоблюдение режима питания и рекомендованной диеты;
; Вредные привычки, злоупотребление отравляющими веществами;
; Злоупотребление горькой и острой пищей;
; Многословие, пустая болтовня, ложь, грубая, осуждающая речь.
; Как выяснить уровень Теджаса?
Теджас можно сравнить с тёплой энергией, которая разливается по всему телу и питает ткани, поэтому если у вас достаточно тонкого Агни в организме, вы не будете испытывать дискомфорт в холодное время года, а ваши конечности всегда будут тёплыми. Слабость, вялость, отсутствие решимости или, напротив, излишняя возбудимость, эмоциональность, агрессивность, невнятная, путанная или грубая, осуждающая речь также свидетельствуют о дисбалансе Теджаса в организме.
; Способы восполнения Теджаса:
; Развитие красноречия, мягкости, правдивости речи.
; Выполнение данных обещаний и взятых на себя обязательств.
; Дыхательные практики (пранаямы), способствующие увеличению праны и, как следствие, Теджаса (Бхастрика, капалабхати и др.).
; Изучение духовных знаний и поиск Высшей истины.
; Мантра-йога, в особенности с использованием следующих мантр: hrim, hum, dum, om, 15-слоговая мантра Сундари, Гаятри-мантра.
; Тишина и практика молчания (внутреннего и внешнего).
; Медитации на источник света (тратака).
; Медитативные практики с использованием визуализации.
; Практика йоги. В особенности комплекс Сурья-Намаскар.
; Использование в пищу трав (каламус, тулси, шалфей, хина, камфара) и специй (шафран, базилик, куркума, имбирь, корица, фенхель, кориандр, кардамон), а также семян, зёрен пшеницы, миндаля, мёда и сезама.
; Использование специализированных аюрведических препаратов: макарадвадж, напиток «теджас» и др.
; Ношение на теле украшений из граната, рубина, кошачьего глаза, золота.
; Способы успокоения Теджаса:
; Успокоить Теджас помогут успокаивающие и охлаждающие мантры (ma, aim и др.).
; Употребление в пищу масла Гхи, тростникового нерафинированного сахара, трав (брахми и мандукапарни).
; Самомассаж («Абхъянга») с применением кокосового масла.
; Ароматерапия с применением розового масла, жасмина, сандала, шафрана.
------------
Теджас
;;;;; , tejas
Буквально переводится как «огонь», «жар», «сияние», «блеск», «свет», также «жизненная сила».
Теджас как огонь является одним из пяти первоэлементов (панчамахабхут) – см. теджас-таттва. Как сияние или жар он представляет собой тонкую суть огня.
Согласно Аюрведе, из теджаса, как тонкой сущности агни-таттвы, образуется питта-доша. Теджас отвечает за тепло, пищеварение, формирование и трансформацию всех семи дхату (тканей), каждая из которых имеет свой теджас, а также за остроту ума, зрение и ясность глаз.
Как три доши – вата, питта и капха – действуют в теле совместно и нуждаются в балансе, точно так же и три тонких составляющих этих дош – прана, теджас и оджас – находятся в постоянном взаимодействии, влияют друг на друга. Прана, как воздух, раздувает теджас (огонь), увеличивает его силу и чистоту, благоприятное влияние на тело. Если прана разбалансирована, то и теджас искажен или ослаблен. Оджас же создает среду для передачи теджаса в теле, для питания всех дхату, усвоения грубой и тонкой пищи. При слабом оджасе сила огня ослабевает, нарушается пищеварение и образуется ама (токсины).
Кроме того теджасом может называться духовный огонь, духовная сила, сияние, проявляющееся в том числе и во внешнем облике. Например, в «Деви-махатмье», глава 2, боги силой своего теджаса (сияния, духовной мощи) сотворили Великую Богиню, убийцу демонов, разрушительницу невежества:
tato'tikopap;r;asya cakri;o vadan;ttata; |
ni;cakr;ma mahattejo brahma;a; ;a;karasya ca ||10||
И от полного неистового гнева лика Держателя диска, а также лиц Брахмы и Шивы истек великий свет.
anye;;; caiva dev;n;; ;akr;d;n;; ;ar;rata; |
nirgata; sumahattejastaccaikya; samagacchata ||11||
И от тел других, возглавляемых Индрой, девов, истекло великое сияние, и то (сияние) сгустилось воедино.
at;va tejasa; k;;a; jvalantamiva parvatam |
dad;;uste sur;statra jv;l;vy;ptadigantaram ||12||
Девы видели пред собой столб света – воистину ослепительно сиявшую гору, объявшую огнем все пространство.
atula; tatra tatteja; sarvadeva;ar;rajam |
ekastha; tadabh;nn;r; vy;ptalokatraya; tvi;; ||13||
И невиданный объединенный свет, рожденный из тел всех девов, стал Женщиной, озарившей сиянием три мира.
Теджас увеличивается в результате успешной йогической практики.
В «Хатха-йога прадипике» описано обретение йогином сияющего, светящегося (tejasvi;) тела:
divya-dehas;ca tejasvi; divya-gandhastvarogava;n ;
sampu;rn;a-hr;dayah; s;u;nya a;rambhe yogava;nbhavet ;4.71||
В [состоянии] арамбха и;огин переживает полноту [блаженства] в пустоте [своего] сердца (шунья-хридаи;я или хридаи;я-акаша), его тело приобретает сияющии; и божественныи; вид, [источает] божественныи; аромат и становится здоровым. (4.71)
Термин «теджас» может быть использован и для обозначения внутреннего света (света сознания, света Атмана и т.д.). Так, «Гхеранда-самхита» дает описание нескольких вариантов теджо-дхьяны (созерцания света, синоним джьотир-дхьяны), вот один из них:
bhruvormadhye manordhve ca yatteja; pra;av;tmakam ;
dhy;yejjv;l;val;yukta; tejodhy;na; tadeva hi ; 18;
В межбровье, за пределами ума, [находится] свет, имеющий природу Пранавы (слога ОМ). Следует созерцать [это] пламя, соединяясь с ним. Это, несомненно, теджо-дхьяна. (6.18)
Свидетельство о публикации №224062300529